Сюжетно тематические занятия в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений.

На учебный год разработано 32 сюжетных занятия. Образовательная программа учреждения предусматривает проведение 70 занятий. 4 занятия, по два на начало и конец учебного года отведены для обследования уровня физического развития детей. А каждое второе занятие дублируется, с постепенным усложнением упражнений и увеличением нагрузки. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.

В целях увеличения моторной плотности на занятиях я рекомендую педагогам ДОУ разучивать новые комплексы ОРУ во время проведения утренней гимнастики. Для закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий педагогам ОУ рекомендуется в рамках проведения динамического часа использовать уже освоенные на занятиях игры и упражнения.

ВложениеРазмер
fizk._zanyatiya.doc 560.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений.

На учебный год разработано 32 сюжетных занятия. Образовательная программа учреждения предусматривает проведение 70 занятий. 4 занятия, по два на начало и конец учебного года отведены для обследования уровня физического развития детей. А каждое второе занятие дублируется, с постепенным усложнением упражнений и увеличением нагрузки. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.

В целях увеличения моторной плотности на занятиях я рекомендую педагогам ДОУ разучивать новые комплексы ОРУ во время проведения утренней гимнастики. Для закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий педагогам ОУ рекомендуется в рамках проведения динамического часа использовать уже освоенные на занятиях игры и упражнения.

Цель: укрепление здоровья , создание положительных эмоций у детей.

Задачи: развитие координации движений;

укрепление мышечного аппарата стопы;

обучение ползанию на средних четвереньках;

закрепление умения прыгать на всей ступне с работой рук;

воспитание навыков самоорганизации.

Оборудование: кубики по количеству детей, извилистая дорожка, маска мышки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сюжетные физкультурные занятия с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

В современных дошкольных образовательных учреждениях используются разные формы проведения физкультурных занятий. Одной из такой формы являются сюжетные – физкультурные занятия. Сюжетные физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности в увлекательной форме. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений в игровой форме. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.

Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности сюжетных физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей в процессе сюжетных занятий, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.

Специально организованные сюжетные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному сюжетом плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении

Сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:

закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;

развитие психических способностей и эмоциональной сферы;

развитие музыкально-ритмических способностей,

воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение

способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

Все сюжетные занятия можно разделить:

1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.

Цель: Приобретение разнообразных двигательных навыков через

2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

3.Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

Сюжетно-тематические занятия в свою очередь можно разделить на три вида:

Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям.

Цель таких занятий - Учить ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение; преодолевать двигательные трудности,

в) На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например, Карлсон, Буратино, Доктор Айболит.

Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.

Эти занятия способствуют познавательному развитию школьников, создают отличные условия для совершенствования основных движений; стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.

На занятиях дети узнают о многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, равновесии, беге).

Целью таких занятий является:

-Развитие , двигательных умений и навыков; физических качеств.

- Дети учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях[5]. Дошкольники фантазируют, придумывают различные упражнения, что способствует развитию воображения, самовыражения, творческой деятельности.

Очень интересно проходят занятия с нестандартными палочками, которые включают в себя следующие виды деятельности: строевые упражнения (разные виды ходьбы с палкой; ходьба и бег с перешагиванием через палки; бег с перепрыгиванием через палку); общеразвивающие упражнения; выкладывание дорожки из палочек и ходьба и бег по этой дорожке, прыжки через нее; подвижная игра с палочками, упражнения для развития мелкой моторики рук –массаж, выкладывание из палочек разнообразных предметов (круг, домик, солнце, машину и т.д.)

Использование приемов имитации и подражания, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность. Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинают с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В каждой возрастной группе стараюсь применять разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей.

Сюжетные занятия проводятся 1 – 2 раза в месяц. Тематика таких занятий зависит от перспективного тематического планирования в детском саду. Таким образом, сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов.

Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, его знания становятся более глубокими, яркими, образными, более полными и точными. Ребенок легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес.

Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Поэтому, обучая маленьких детей, стараюсь внести в образовательный процесс элемент игры и занимательности, чтобы облегчить восприятие и снять у них утомление.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Можно использовать различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, задачи на смекалку, задачи - шутки, логические задачи.

Особое место занимают такие формы организации образовательного процесса, как нестандартные занятия: занятие – сказка, игра, путешествие. Например, сказки - эффективные средства воздействия на детей. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.

Часто сюжет сказки подсказывает тему занятия:

Или подсказывает, какое упражнение или игру использовать:

• Насекомые попрятались от паука – закрепляем употребление предлогов

• Красная Шапочка собирала цветы по дороге – закрепляем названия полевых цветов.

Характерная особенность занятий, построенных на сюжете – их комплексность, т. е. занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя элементы, направленные на развитие речи, творческого воображения, памяти и внимания, логического мышления, пространственного воображения, коммуникативных качеств, координации и мелкой моторики.

Я для себя выделила несколько вариантов (видов) сюжетных занятий.

2. Также занятие может быть построено на встрече с героями из разных сказок.

Возможности использования сказочных сюжетов для развития детей безграничны. Нужно только желание и немного фантазии.


Оглавление

  • Введение
  • Пояснительная записка
  • Структура развивающего занятия
  • Конспекты сюжетно-тематических развивающих занятий

Конспекты сюжетно-тематических развивающих занятий

• Дать общее представление о понятиях аптечка, больничка, лекарства;

• Привлечение детей к игровым действиям;

• Активизировать речевое развитие детей;

• Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком;

• Развитие общей и мелкой моторики;

• Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений.

Необходимые материалы и пособия: Игрушечные телефоны по числу детей, или один для вас, игрушка-врач, игрушечная аптечка, пластырь по количеству детей, заготовки для творчества, герои сказки Доктор Айболит (начало), кукла, медвежонок, резиновый или пластмассовый лягушонок, зайка, набор морковки для счета, разноцветные камушки и баночки соответствующих цветов (можно использовать аквариумные), лед(если нет возможности принести настоящий, можно заменить стеклышками для аквариумов), чашечки по количеству детей, игрушечные ягоды или крупные бусины, баночки из под аскорбинки, по числу детей.

Приветствие, (на ваш выбор, можно использовать солнышко с сопутствующим текстом и манипуляциями)

Ход занятия:

Детям раздаются игрушечные телефоны, предварительно их можно сложить для каждого в развивающий мешочек с молниями, застежками, пуговками и т. п., для развития мелкой моторики. Дети рассматривают мешочки, ищут что там внутри, достают телефон. Все вместе прикладываем телефоны к ушкам, педагог озвучивает разговор с Айболитом, приглашает его проведать куклу Маринку.

Раздаем детям су-джоки, делаем с помощью мам массажик по ручкам, ножкам, головке.

Наша кукла заболела,

Ничего весь день не ела.

Добрый доктор Айболит

К нам по улице бежит.

Доктор куколке кладет

Руки на спину и ждет.

Кукла чувствует тепло

И у куклы все прошло.

Доктор две руки кладет

Ей на голову и ждет.

Кукла чувствует тепло

И у куклы все прошло.

Гладит спинку: Молодец,

Ты здорова, наконец.

Машет куколке рукой

И идет к себе домой.

Приезжает Доктор Айболит, знакомится с детьми, показывает свою аптечку, можно рассказать детям, что для чего, далее меряет кукле температуру, назначает чай с вареньем и постельный режим.

Детям раздаем каждому чашку, ложку. На каждого предлагается в отдельной посуде ягодки-бусы, в количестве 8 штук, можно положить 2 овоща для усложнения задания. Сначала считаем все предметы, потом говорим что что-то напутали и нечаянно положили овощи, дети убирают их. Считают сколько ягодок осталось, перекладывают с помощью ложечки, по одной в чашку и размешивают.

По-очереди угощают куклу.

Педагог переключает внимание детей:

Здоровается с каждым ребенком.

Педагог удивляется, предлагает детям встать в круг и инсценировать стихотворение мишка-косолапый, по лесу идет.

Педагог раздает детям, заранее приготовленный лед в стаканчике, дети рассматривают, трогают, знакомятся со свойствами. Если нет возможности показать настоящий лед, можно заменить аквариумными камушками-стеклышками. Если позволяют условия можно их предварительно охладить. Показать детям, что происходит со льдом когда он постоит, обратить внимание, что получается водичка, для ускорения процесса можно использовать соляную грелку.

Здесь можно либо педагогу показать процесс, либо каждому по-очереди приложить, но тогда имеет смысл использовать имитацию льда.

Детки машут медвежонку, проговариваем. Чтобы он был осторожнее.

Далее приходит еще один герой, игрушка должна быть или резиновая или пластмассовая, чтобы на нее можно было наклеить пластыри.

Показываем игрушку-лягушонка, здороваемся с каждым по-очереди. Предлагаем попробовать поздороваться по лягушачьему. Дети пробуют квакать вместе с мамами.

Зайка несет корзинку с морковкой, но чихает (имитируем) и просыпает всю морковку.

Предлагаем детям помочь зайке собрать морковку, закрепляем изучаемую цифру, в данном случае 8.

Раздаем каждому ребенку баночку, хорошо если баночка будет аптечная, например из под аскорбинки и т. п.

В центре высыпаем разноцветные камушки, можно использовать камушки для аквариумов. Каждому ребенку даем жетончик определенного цвета и инструкцию, что каждый собирает для зайки свои таблеточки от кашля.

Передаем их зайке, зайка всех благодарит.

Далее, дети переходят в другой зал, где 10–15 минут, либо бегают по кругу по ортопедическим дорожкам, преодолевают препятствия и т. п. под веселую музыку, либо танцуют под музыку Е.Железновой с инсценировкой песенок, либо занимаются в Монтессори зале, в зависимости от того, чем оснащен ваш клуб.

Далее переходим в комнату для творчества.

Читайте также: