Письмо петрарке краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Образовательная. Учить внимательному, глубокому чтению, умению вникать в психологический подтекстпрочитанного.

Развивающая. Прививать интерес к мировой литературе и географии.

Воспитательная. Воспитывать любовь к книге, уважение к женщине.

Тип урока: урок креативного типа (интегрированный).

Межпредметные связи: русский язык, русская литература, география и зарубежная литература.

Форма работы: индивидуальная, коллективно-групповая.

Приемы: работа с текстом, беседа, обсуждение, мультимедийная презентация.

Методы: словесный, практический, интерактивный.

Я всех приветствую на уроке, настроимся только на хорошее.

На фоне музыки учитель читает сонет

Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзён стрелой, что метил
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей, певучие канцоны, -
Дум золотых о ней, единой, сплав!

Перевод Вячеслава Иванова

-как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-какие ассоциации к слову письмо?

-кто такой адресат, адресант?

- кто из писателей использовал в своих произведениях этот жанр?

-когда возникает потребность писать письма?

5. Знакомство с текстом

Рассказ сопровождается показом слайдов

Учитель литературы (рассказ об Эпохе Возрождения)

Франческо Петрарка (1304-1374)- итальянский поэт,жил в эпоху Возрождения. Эпоха Возрождения-это время расцвета культуры после долгого расцвета, или возрождение к жизни античного наследия,которое в середине века было забыто. В эту пору стремительно росли города, жители боролись за независимость с феодалами, развивалась торговля, купцы отправлялись в дальние путешествия. В эпоху Возрождения происходит расцвет разных видов искусств, в эту эпоху человек осознает себя творческой личностью.

Леонардо да Винчи- скульптор , художник, теоретик искусства, механик, математик, проектировал плотины, крепости, размышлял над устройством летательных аппаратов, писал басни, рассказы, изобретал станки, машины, высказывал догатки о происхождении гор.

Италия-родина Ренессанса.Данте Алигьери был первым поэтом, провозгласившимгуманистические идеи эпохи Возрождения.

Вслед за Данте выступает поэт, ученый Франческо Петрарка.

6.Знакомство с жизнью и творческвом Франческо Петрарки.

В Страстную пятницу, когда проходила утренняя месса в Авиньоне 6 апреля 1327 года Франческо Петрарка был погружен в молитву, как вдруг поймал взгляд проходившей белокурой красавицы, которую звали Лаура.Ее и его взгляды встретились, соединились в один.Этот первый священный миг сделался для Петрарки- мало сказать, подобно удару в сердце молнии.Этот миг для него стал равным сотворению Вселенной.В тот же вечер поэт, вдохновленный своим талисманом, написал сонет. На желтом листе ровным почеркос с едва заметным наклоном вправо были запечатлены прекрасные слова, напоминающие слова молитвы, воздающей хвалу Господу за то, что среди тысяч женщин он встретил ту единственную, которая навечно стала его дамой сердца:

Благословляю день, минуту, доли

Минуты, время года, месяц, год,

И место, и придел чудесный тот,

Где светлый взгляд обрек меня неволе.

Благословляю сладость первой боли,

И стрел целенаправленный полет,

И лук, что эти стрелы в сердце шлет,

Искусного стрелка послушен воле.

Благословляю имя из имен

И голос мой, дрожавший от волненья,

Когда к любимой обращался он.

Благославляю все мои творенгья

Во славу ей, и каждый вздох, и стон,

И помыслы мои- ее владенья.

В Европе в 1348 году покатилась страшная эпидемия чумы.Лаура стала жертвой этой эпидемии.Последующие10 лет после ее смерти Петрарка оплакивал ее. Возвышенная любовь к этой женщине, ставшей его добрым и злым гением, вдохновила Петрарку на написание более трехсот лирических сонетов, достойных высшей оценки литературных критиков.(чтение сонетов)

Рассказывают , как однажды, утомленный долгой утренней прогулкой Петрарка заснул на лужайке и увидел прекрасный сон: перед ним в голубом платье, с перетянутыми алой лентой волосами стояла его возлюбленная Лаура. Её изогнутые темные брови словно застыли в удивлении над большими продолговатыми глазами, на коралловых губах играла легкая улыбка.Красавица ступала так легко и грациозно, что казалось, будто она парит в утренним воздухе. Протягивая к Франческо свои прекрасные ладони, кожа которых отливала молочной белизной, она произнесла заветные слова,которые так долго хотел услышать влюбленный поэт.Лаура призналась ему в любви, добавив, что избегала встреч лишь ради их общего блага и спасения.Но это был лишь сон, прекрасный сон. Тело женщины уже давно тлело в земле, а душа парила в небесах в ожидании влюбленного поэта. Проснувшись, Петрарка долго не мог понять, что это было, сон или видение.И тогда ему на ум пришли следующие слова:

Следя с небес за мной, осиротелым,

Она себя являет нежным другом,

Вздыхая обо мне со мною вместе.

Чтение до 1 остановки.

-Как вы думаете, о чем это письмо? Как будут развиваться дальше события.

Чтение до 2 остановки.

-Герой письма предложил такой способ знакомства, какой бы вы нашли способ, чтобы познакомиться?Как себя поведет герой дальше?

Чтение до 3 остановки

Чтение до 4 остановки.

-Почему в состоянии влюбленности люди ведут себя иначе, чем в обыденной жизни? Передайте свой вариант разговора?

Разыгрывание данной ситуации учащимися.Чем закончится рассказ?

Чтение до 5 остановки.

-Каким настроением окрашен текст?Определите тип текста? Докажите, что этот текст относится к эпистолярному жанру? Почему этот жанр выбрал мальчик?

-Как вы считаете, что такое любовь?(высказывание учащихся)

- Вы так считаете, а сечас прочитаем высказывания известных людей о любви:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока:

Образовательная. Учить внимательному, глубокому чтению, умению вникать в психологический подтекстпрочитанного.

Развивающая. Прививать интерес к мировой литературе и географии.

Воспитательная. Воспитывать любовь к книге, уважение к женщине.

Тип урока: урок креативного типа (интегрированный).

Межпредметные связи: русский язык, русская литература, география и зарубежная литература.

Форма работы: индивидуальная, коллективно-групповая.

Приемы: работа с текстом, беседа, обсуждение, мультимедийная презентация.

Методы: словесный, практический, интерактивный.

Организационный момент

Я всех приветствую на уроке, настроимся только на хорошее.

Я люблю солнце – оно любит меня! Я люблю землю – она любит меня! Я люблю людей – они любят меня!

Определение целей урока

Учитель литературы:

Сонет – особая форма стихотворения, подчиняющаяся строгим поэтическим правилам (канонам). Классический итальянский сонет состоит из 14 строк, разделённых на два четырёхстишия (катрены) и два трёхстишия (терцеты).
Сонет – самый высокий жанр поэзии, который доступен не всем поэтам. Только высокие мастера слова и музы пробовали себя в нём. Недаром сонет называют жемчужиной мировой поэзии. Имеются стилистические требования – это возвышенность лексики и интонации. Данные требования обуславливают определённую тематику: философские размышления о жизни, человеческие страдания, обожествление женщины, возвышенные чувства.

Чтение сонета

На фоне музыки учитель читает сонет

Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзён стрелой, что метил
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей, певучие канцоны, –
Дум золотых о ней, единой, сплав!

Перевод Вячеслава Иванова

Введение в тему

-как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-какие ассоциации к слову письмо?

-кто такой адресат, адресант?

- кто из писателей использовал в своих произведениях этот жанр?

-когда возникает потребность писать письма?

5. Знакомство с текстом

Рассказ сопровождается показом слайдов

Учитель литературы (рассказ об Эпохе Возрождения)

Франческо Петрарка (1304-1374)- итальянский поэт,жил в эпоху Возрождения . Эпоха Возрождения-это время расцвета культуры после долгого расцвета, или возрождение к жизни античного наследия,которое в середине века было забыто. В эту пору стремительно росли города, жители боролись за независимость с феодалами, развивалась торговля, купцы отправлялись в дальние путешествия. В эпоху Возрождения происходит расцвет разных видов искусств, в эту эпоху человек осознает себя творческой личностью.

Леонардо да Винчи- скульптор , художник, теоретик искусства, механик, математик, проектировал плотины, крепости, размышлял над устройством летательных аппаратов, писал басни, рассказы, изобретал станки, машины, высказывал догатки о происхождении гор.

Италия-родина Ренессанса.Данте Алигьери был первым поэтом, провозгласившимгуманистические идеи эпохи Возрождения.

Вслед за Данте выступает поэт, ученый Франческо Петрарка.

6.Знакомство с жизнью и творческвом Франческо Петрарки.

В Страстную пятницу, когда проходила утренняя месса в Авиньоне 6 апреля 1327 года Франческо Петрарка был погружен в молитву, как вдруг поймал взгляд проходившей белокурой красавицы, которую звали Лаура.Ее и его взгляды встретились, соединились в один.Этот первый священный миг сделался для Петрарки- мало сказать, подобно удару в сердце молнии.Этот миг для него стал равным сотворению Вселенной.В тот же вечер поэт, вдохновленный своим талисманом, написал сонет. На желтом листе ровным почеркос с едва заметным наклоном вправо были запечатлены прекрасные слова, напоминающие слова молитвы, воздающей хвалу Господу за то, что среди тысяч женщин он встретил ту единственную, которая навечно стала его дамой сердца:

Благословляю день, минуту, доли

Минуты, время года, месяц, год,

И место, и придел чудесный тот,

Где светлый взгляд обрек меня неволе.

Благословляю сладость первой боли,

И стрел целенаправленный полет,

И лук, что эти стрелы в сердце шлет,

Искусного стрелка послушен воле.

Благословляю имя из имен

И голос мой, дрожавший от волненья,

Когда к любимой обращался он.

Благославляю все мои творенгья

Во славу ей, и каждый вздох, и стон,

И помыслы мои- ее владенья.

В Европе в 1348 году покатилась страшная эпидемия чумы.Лаура стала жертвой этой эпидемии.Последующие10 лет после ее смерти Петрарка оплакивал ее. Возвышенная любовь к этой женщине, ставшей его добрым и злым гением, вдохновила Петрарку на написание более трехсот лирических сонетов, достойных высшей оценки литературных критиков.(чтение сонетов)

Рассказывают , как однажды, утомленный долгой утренней прогулкой Петрарка заснул на лужайке и увидел прекрасный сон: перед ним в голубом платье, с перетянутыми алой лентой волосами стояла его возлюбленная Лаура. Её изогнутые темные брови словно застыли в удивлении над большими продолговатыми глазами, на коралловых губах играла легкая улыбка.Красавица ступала так легко и грациозно, что казалось, будто она парит в утренним воздухе. Протягивая к Франческо свои прекрасные ладони, кожа которых отливала молочной белизной, она произнесла заветные слова,которые так долго хотел услышать влюбленный поэт.Лаура призналась ему в любви, добавив, что избегала встреч лишь ради их общего блага и спасения.Но это был лишь сон, прекрасный сон. Тело женщины уже давно тлело в земле, а душа парила в небесах в ожидании влюбленного поэта. Проснувшись, Петрарка долго не мог понять, что это было, сон или видение.И тогда ему на ум пришли следующие слова:

Следя с небес за мной, осиротелым,

Она себя являет нежным другом,

Вздыхая обо мне со мною вместе.

Во все времена Петрарка всем был понятен, даже для людей не знающих итальянский язык, но испытавших на себе великое чувство любви к прекрасной женщине.Как известно,любовь мало кого обходит стороной.

Чтение до 1 остановки.

-Как вы думаете, о чем это письмо? Как будут развиваться дальше события.

Чтение до 2 остановки.

-Герой письма предложил такой способ знакомства, какой бы вы нашли способ, чтобы познакомиться?Как себя поведет герой дальше?

Чтение до 3 остановки

Чтение до 4 остановки.

-Почему в состоянии влюбленности люди ведут себя иначе, чем в обыденной жизни? Передайте свой вариант разговора?

Разыгрывание данной ситуации учащимися.Чем закончится рассказ?

Чтение до 5 остановки.

-Каким настроением окрашен текст? Определите тип текста? Докажите, что этот текст относится к эпистолярному жанру? Почему этот жанр выбрал мальчик?

-Как вы считаете, что такое любовь?(высказывание учащихся)

- Вы так считаете, а сечас прочитаем высказывания известных людей о любви:

Работа по группам.

2 группа - составляет верблибер

Заключительное слово учителя.

Я вам желаю, чтобы каждому улыбнулась настоящая любовь, чтобы она не прошла мимо вас, а вы сумели сохранить её на всю жизнь.Будьте внимательны друг другу, любите и будьте любимыми.Хочу закончить урок словами В.Высоцкого: «Я дышу, и значит,- я люблю! Я люблю, и значит, -я живу!

Франческо Петрарка – глава старшего поколения итальянский гуманистов. В деятельности этого замечательного поэта, мыслителя и ученого ярко выразились все особенности первого этапа итальянского Возрождения. Гуманизм Петрарки, вырастающий на основе развитого личного самосознания и проникнутый напряженным интересом к античности, в то же время связан с дантовскими традициями. Он отличается идеологическими противоречиями, характерными для мировоззрения человека переходной эпохи. Так же Петрарка – первый филолог. Петрарка является и первым, кто создаёт сборник стихов, являющийся его биографией. О своей любви он также пишет в стихах, что является новаторством.

Два направления, в которых работал Петрарка:

1. Филология (именно Петрарка начинает исследовать античные тексты, выявляет подделки писем Цицерона, изучает он и латинскую метрику);

2. Поэзия (особенны ценны его итальянские сонеты).

Сонеты Франческо Петрарки.

Сонеты принесли Петрарке огромную известность. В основном это связано с тем, что Петрарка придал лирике новое значение: он освободил итальянскую поэзию от мистики, аллегоризма и отвлечённости, а любовная лирика впервые стала служить прославлению реальной земной страсти.

Сонеты Петрарки отличаются тем, что в них лирический герой всегда находится в активном поиске, он устремлён к внешней красоте. Использует Петрарко в своих сонетах метафоры и противопоставления метафор: Лаура – солнце, а он – снег, который тает под солнцем и т.д. Особенно охотно П. играет именем возлюбленной и созвучными с ним словами (Laura – lauro (лавр), l’aura (дуновение, ветерок), строя на таких созвучиях целое стихотворение.


Произведение начинается с обращения к читателю, который, по мнению автора, при большом желании сможет много узнать о нём самом. Во вступлении же автор говорит о трёх стадиях развития своей жизни:

Переходя к основной, центральной части, Петрарка говорит о двух вещах, которые он презирает больше всего в жизни – богатство и пышность. Причина этого презрения такова: богатство и пышность мешают спокойной, размеренной жизни. Но невероятно ценит Петрарка благородную дружбу и свободу. Автор говорит и том, что всегда был склонен к философии и поэзии, хоть к последнему с годами охладел. Самое любимое дело – изучение древностей.

Основная часть


Начинается эта часть с рассказа о своём рождении: родился от бедных родителей, изгнанных однажды из Ареццо. Затем идёт рассказ о судьбе:

1-й год жизни – жизнь в Ареццо;


6 следующих лет – жизнь в Анцизе;

9-ый и дальнейшие годы – жизнь в заальпийской Галии.


в 15 лет – уезд в Мольпенье для изучения законов;


в 18 лет – уезд в Болонью для изучения гражданского права;

22 года – возвращение в Авиньон, приобретение популярности (особенно, как пишет Петрарка, его любила семейство Колонна);

поездка по странам Европы – Франция, Германия;

Тут Петрарка рассказывает о том, как он познакомился с Джакомо Карарра-младшим, который постоянно писал ему письма с просьбой приехать к нему. Однажды Петрарка всё-таки решился это сделать. Он приехал к нему. Прошло время – Джакомо Карарра-младший умер, а сам Петрарка уехал во Францию, дабы утешить свою тоску.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)


Одним из первых итальянских гуманистов можно назвать Франческо Петрарку, который во многом продолжил развитие традиции итальянского гуманизма, идущей от Данте. Слава Петрарки, как выдающегося поэта своего времени, прошла через века: в 2004 году по всему миру отмечалось 700-летие со дня рождения поэта. Язык стихов Петрарки сыграл важную роль при формировании современного итальянского языка, однако нас будут интересовать сочинения Петрарки, написанные на латыни, – его автобиографическая проза.

Петрарку занимало чтение и коллекционирование книг, поэтому, открыв для себя в 1345 году собрание писем Цицерона, он принимает решение о создании собственного эпистолярия. Большинство писем поэта направлено вполне конкретному адресату, будь то уже почивший древний автор, современник или вымышленное лицо. Стоящее особняком в ряду писем "Письмо к потомкам", представляет собой послание неизвестному: будущему читателю, которого может заинтересовать личность великого поэта. "Письмо к потомкам" открывается не слишком продолжительным описанием самого автора, своеобразным "автопортретом", дающим возможность представить не только внешний вид автора как человека уже преклонного возраста, но и передать настроения, которые волновали Петрарку. Как и у любого великого человека, у Петрарки было достаточно завистников и недоброжелателей, критиковавших его литературные достижения и его самого за сочувствие тиранам. При описании своей личности он размышляет над критикой, отмечая, что в ней было достаточно и похвалы, и хулы. Ещё Фома Аквинский говорил, что повествование о себе не является грехом, если служит опровержению злонамеренного противника, или ставит целью вести читателя к истине. Можно сказать, что и то, и другое намерение легло в основу "Письма к потомкам" Петрарки.

Петрарка в рассуждениях о своей судьбе отрекается от мирской славы ради соблюдения благочинности, присущей добропорядочному христианину, отказывается от самовосхваления ради спасения. Подобный отказ совершается Петраркой не без сожаления, и он не раз продолжит возвращаться к созерцанию пика своей славы. Противоборство между Петраркой-поэтом и Петраркой-христианином скрыто звучит и в строках "Письма к потомкам", которое писалось не один год, и к рукописи которого Петрарка возвращался почти до последних своих лет.

Читайте также: