Писарев цветы невинного юмора краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В этих условиях Писарев должен был искать пути для возобновления литературной деятельности. Тяжелая общая политическая обстановка, последствия длительного одиночного заключения, отразивишеся на его нервной системе, личные переживания, связанные с неудачной любовью к М. А. Маркович, вызвали временное падение писательской активности Писарева. В течение 1866-1867 годов он писал сравнительно немного.

Сближение Писарева с Салтыковым и Некрасовым — свидетельство также и известных новых признаков в духовном развитии Писарева. Как и другие выдающиеся революционные демократы, он ясно сознавал необходимость

Критик рассуждает о поэтах, которых подразделяет на паразитов и представителей чистого искусства. К последним автор относит Щедрина, творчеством которого он восторгается.

За минуту

Критик дает определение чистому искусству и говорит о его применении к разговору. Любой умеет говорить, но не каждый сможет написать, в связи с чем нередко оригинальные мысли остаются для общества недоступными сокровищами.

Автор считает, что развелось много литературных паразитов. Их работа состоит в изменении слов и оборотов. Если присмотреться, то можно заметить, что самостоятельная работа мысли в их вариации отсутствует.

Писарев называет Щедрина большим юмористом и вождем обличительной литературы, а также представителем чистого искусства. Он говорит о беспристрастности писателя и восторгается тем, как тот обличает неправду и смешит читателей.

Заглавие статьи (1864) Д.И. Писарева о книгах М.Е. Салтыкова-Щедрина "Сатиры в прозе" и "Невинные рассказы".

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .

Смотреть что такое "Цветы невинного юмора" в других словарях:

Писарев, Дмитрий Иванович — даровитый критик; родился 2 октября 1840 г. в родовом селе Знаменском, на границе Орловской и Тульской губерний. До 11 лет он рос в семье единственным любимым сыном; воспитывался под влиянием матери бывшей институтки; к 4 летнему возрасту уже… … Большая биографическая энциклопедия

Салтыков, Михаил Евграфович — один из выдающихся писателей той знаменитой плеяды (Тургенев, Гончаров, Достоевский), которая действовала в русской литературе с сороковых годов и до восьмидесятых. Эта плеяда не представляла почти ничего однородного: это были, большею частью,… … Большая биографическая энциклопедия

Салтыков Михаил Евграфович — знаменитый русский писатель. Родился 15 января 1826 г. в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас Угол, Калязинского уезда Тверской губернии. Хотя в примечании к Пошехонской старине С. и просил не смешивать его с личностью Никанора… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

охарактеризова́ть — зую, зуешь; прич. страд. прош. охарактеризованный, ван, а, о; сов., перех. (несов. характеризовать). Дать какую л. характеристику кому , чему л. Охарактеризовать создавшееся положение. □ [Щедрин] в одной из глуповских сцен превосходно… … Малый академический словарь

Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Салтыков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков Щедрин … Википедия

Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

Михаил Салтыков — Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

Михаил Салтыков-Щедрин — Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

я некоторых томов - шесть изданий); последнее, наиболее полное и свободное от цензурных пропусков и искажений - в 1909-1912 годах, с дополнительным выпуском (первое его издание - 1907-й, третье - 1913 год), содержавшим статьи, ранее не публиковавшиеся или преследовавшиеся цензурой.

В советское время наиболее значительным по составу (хотя далеко не полным) было издание сочинений Д. И. Писарева в четырех томах (М., 1955-1956). Тексты в нем были сверены с наиболее авторитетными источниками, прежде всего с первым изданием, свободным от цензурных пропусков и искажений (оно выходило без предварительной цензуры) и от "поправок" стилистического характера, которые имели место в более поздних изданиях Павленкова. Отдельные пропуски и ошибки первого издания исправляются по первопечатным журнальным текстам (автографы статей, вошедших в настоящее издание, как и почти всех других произведений Писарева, до нас не дошли). Все другие наиболее существенные разночтения журнального текста приводятся в примечаниях.

Тексты воспроизводятся с сохранением тех особенностей орфографии и пунктуации, которые отражают нормы литературного языка 1860-х годов и индивидуальные особенности стиля Писарева.

Для данного издания тексты вновь сверены с первым изданием; исправлены отдельные корректурные ошибки и устранены непоследовательности в тексте предыдущих публикаций.

В примечаниях приняты следующие сокращения: 1) Белинский - Белинский В. Г. Собр. соч. в 9-ти т., т. 1-6. М 1976-1981 (изд. продолж.); 2) Герцен - Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1954-1965; 3) Добролюбов - Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 9-ти т. М.-Л., 1961-1964; 4) 1-е изд. - Писарев Д. И. Изд. Ф. Павленкова в 10-ти ч. СПб., 1866-1869; 5) Писарев (Павл.) - Писарев Д. И. Соч. в 6-ти т. Изд. 5-е Ф. Павленкова. СПб., 1909-1912; 6) Писарев - Писарев Д. И. Соч. в 4-х т. М., 1955-1956; 7) Салтыков-Щедрин - Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20-ти т. М., 1965-1974; 8) ЦГАОР - Центральный гос. архив Октябрьской революции; 9) Чернышевский - Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15-ти т. М., 1939-1953.

ЦВЕТЫ НЕВИННОГО ЮМОРА

1. "САТИРЫ В ПРОЗЕ" Н. ЩЕДРИНА

2. "НЕВИННЫЕ РАССКАЗЫ" Н. ЩЕДРИНА

Впервые - "Русское слово", 1864, No 2, отд. II, с. 1-42. Затем - ч. I 1-го изд. (1866), с. 173-209. Дата под статьей - в 1-м изд.

Статья содержит резкую оценку двух книг М. Е. Салтыкова-Щедрина "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе", вышедших отдельными изданиями в 1863 г. (ранее произведения, составившие их, печатались в различных журналах 1857-1863 гг. "Запутанное дело" было опубликовано еще в "Отечественных записках" за 1848 г.). Она связана с началом длительной и ожесточенной полемики между двумя демократическими журналами - "Русским словом" и "Современником", которую представители реакционно-охранительного направления окрестили "расколом в нигилистах". Возникшая в обстановке временного спада демократического движения после наступления реакции весной 1862 г., когда были произведены аресты руководителей виднейших участников революционных выступлений и в период подавления Польского восстания 1863 г., эта полемика затронула важнейшие вопросы тактики демократических кругов в условиях изменившейся политической обстановки.

Отдельные расхождения между критикой двух демократических журналов наметились и обнаружились уже накануне этого периода - в конце 1861-начале 1862 гг., но характера открытой полемики они тогда еще не получили. Едва ли не первым проявлением этих расхождений были оценки Писаревым романа "Обломов" и образа Инсарова, противостоящие интерпретации Добролюбова, в статьях "Писемский, Тургенев и Гончаров" и "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова" (см. об этом во вступительной статье). Более очевидным явилось расхождение в трактовке романа "Отцы и дети" и образа Базарова на страницах того и другого журнала (см. преамбулу к статье "Базаров").

В 1863-1864 гг., после возобновления издания обоих журналов, приостановленных правительством в июне 1862 г. на восемь месяцев, открылась и прямая полемика между ними в более широких размерах, неоднократно доходившая до грубых личных выпадов в адрес ведущих сотрудников журналов.

В публицистических обзорах "Наша общественная жизнь", составлявших постоянный раздел "Современника" в 1863-1864 гг. (как и в некоторых других материалах), Салтыков-Щедрин, говоря о наступлении реакционной и либерально-охранительной печати против революционных сил, отмечал и "понижение тона" в демократических кругах, рисовал фигуры "кающихся нигилистов". Открытый полемический выпад против фельетониста "Современника" был впервые сделан в "Русском слове", принявшем упреки и на свой счет, молодым сотрудником журнала В. А. Зайцевым. В фельетоне "Перлы и адаманты нашей журналистики" (1863, No 4) он обвинял "Современник" в отходе от традиций Чернышевского и Добролюбова и при этом сделал прямые нападки на Щедрина. Резкий ответ на это последовал в декабрьской и особенно в январской хронике 1864 г. "Наша общественная жизнь" (см. примеч. 21). Обе стороны по существу выдвигали встречные обвинения в забвении революционно-демократических традиций и в отходе к либерализму. Так, в отношении Зайцева выдвигалось обвинение в оправдании неподготовленных, не опирающихся на народные массы действий разрозненных групп революционно настроенной интеллигенции. Действительно, он (см. рецензию на книгу Сориа "Общая история Италии с 1846 по 1850 г." в "Русском слове", 1863, No 7) развивал идеи об изолированных действиях революционной интеллигенции вопреки народу, если последний "не может по неразумию поступать сообразно с своими выгодами" (Зайцев В. А. Избр. соч., т. 1. М., 1934, с. 96). Характерно, что в январском фельетоне Щедрин в первую очередь воевал с "зайцевской хлыстовщиной". Но колебания в выборе новых тактических методов в сложных условиях революционного спада имели место и у Писарева. В статье "Наша университетская наука" (август 1863 г.) особо важную роль он отводил воспитательной роли естественнонаучного образования как условия формирования новых кадров демократической интеллигенции. Ведь и в "Цветах невинного юмора" Писарев дает сатирику полушутливый, полусерьезный совет "бросить Глупов" и переключить талант на составление популярных естественнонаучных брошюр.

Молодые авторы "Русского слова" с подозрительностью относились к незатронутым репрессиями руководителям "Современника" - Г. З. Елисееву, М. А. Антоновичу и др., чьи высказывания не всегда отличались отчетливостью и последовательностью. В отношении к Салтыкову играли также роль распространенные еще тогда сомнения, насколько он является своим в революционно-демократическом кругу: его "Губернские очерки" и некоторые из рассказов, подвергнутых здесь критике Писаревым, печатались в 1850-х гг. в либеральных журналах, в частности - в "Русском вестнике" Каткова. В неверном свете представлялась и его служебная карьера вице-губернатора. Отсюда и попытка в этой статье, используя отдельные ошибки и непоследовательности в рассказах Щедрина (ср., например, известную идеализацию действий правительства Александра II в рассказе "Миша и Ваня"), низвести его до уровня безыдейного юмориста.

Статья Писарева готовилась в январе 1864 г. и 27 января была представлена для просмотра в сенат (см. Лемке М. К. Политические процессы в России 1860-х гг. М.-Пг., 1923, с. 576). В журнал она была направлена лишь 15 февраля. Писарев к этому времени был уже знаком с январской хроникой "Нашей общественной жизни" (см. ссылку на нее в сноске к гл. III статьи).

В кн. 2 "Русского слова" был помещен также фельетон Зайцева "Глуповцы, попавшие в "Современник"", в котором Щедрин еще более резко обвинялся в расхождениях с Чернышевским и Добролюбовым, в насмешках над "Что делать?" и сценой романа (Сон Веры Павловны), посвященной социалистическому будущему. Щедрин был назван там "будирующим чиновником". Он ответил на это в мартовской хронике "Наша общественная жизнь", где "Русское слово" было характеризовано как "невинный, но разухабистый орган нигилистской ерунды", а его сотрудники названы "вислоухими" и "юродствующими" (см. Салтыков-Щедрин, т. 6, с. 322). Ответом на эту хронику был неподписанный фельетон (вероятно, Г. Е. Благосветлова) "Кающийся, но не раскаявшийся фельетонист "Современника"" ("Русское слово", 1864, No 4). В нем удар был сосредоточен на Щедрине; он рассматривался как "чужая овца" в редакции "Современника".

В дальнейшем Салтыков-Щедрин, державшийся более непримиримой позиции в отношении "Русского слова", чем другие члены редакции "Современника", должен был отойти от полемики с ним.

Писарев к критике Щедрина, если не считать беглых иронических упоминаний и небольших цитат из его рассказов и фельетонов в "Реалистах" и некоторых других статьях 1864-1865 гг., больше не обращался. Отрицательная оценка сатиры Щедрина нашла свое продолжение позднее, в 1870-х гг., в журнале Благосветлова "Дело" (статьи Н. В. Шелгунова "Горький смех - нелегкий смех", 1876, No 1, и П. Н. Ткачева "Безобидная сатира", 1878, No 1). Но влияния на отношение демократического, читателя к окрепшей и художественно зрелой сатире любимого писателя это уже не могло оказать.

Полемика "Русского слова" с "Современником" вновь обострилась к концу 1864 г., но уже по другому поводу, в связи с появлением статьи Писарева "Реалисты" (см. примеч. к ней в т. 2 наст. изд.).

1 Свистуны - см. примеч. 11 к статье "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова".

Читайте также: