Писахов морожены песни краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

На морозе всяко слово как вылетит – и замерзнет! Его не слышно, а видно. У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет Мы по льдинкам видим, что сказано, как сказано. Ежели новость кака али заделье – это, значит, деловой разговор – домой несем, дома в тепле слушам, а то на улице в руках отогрем. В морозны дни мы при встрече шапок не снимали, а перекидывались мороженым словом приветным. С той поры повелось говорить: словом перекидываться.

Главный герой романа играет не последнюю роль в одной из криминальных молодежных структур. Правительство не в состоянии, что-либо предпринять против подобных синдикатов. Так как в случае угрозы преступные организации объединялись и давали отпор агрессору. Данные преступные группировки были очень агрессивные и воинственные. Вся структура банд строилась на агрессии. Кто сильнее, тот и прав. Самым агрессивным уделялось особое место в иерархии группировок.

Нашему главному герою сделали такую процедуру, он потерял интерес к агрессии и больше не мог придерживаться обыденного образа жизни. Главный герой сталкивается с проблемой — он больше не может защищать себя и родных ему людей.

Он не видит смысла дальше жить. В таком обществе у него нет шанса на выживание. Может ли такое будущее действительно настать? И кого винить в этом?

В романе конечно представлена антиутопия, но что-то из реальной жизни есть. Элементы воздействия на людей с целью сделать их менее агрессивными действительно существуют. Просто они завуалированы и не представлены так ярко, как в романе.

Морожены песни, Степан Писахов - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Художественная литература для детей

Детям и родителям

О книге

Краткое содержание

Сказки Степана Григорьевича Писахова вошли в золотой фонд русского национального искусства, в число лучших творений русской литературы. Писахов, как никто другой, сумел передать красоту северной природы, суровый быт поморов, живую народную речь и поэтическую душу северного края. Его озорные, веселые и одновременно мудрые сказки тесно связаны с фольклором русского Севера и при этом удивительно самобытны, полны тонкого лиризма и мягкого юмора.

Морожены песни Степана Писахова

140 лет назад, 13 (25) октября 1879 года, в Архангельске, родился Степан Григорьевич Писахов (1879 – 1960), писатель, художник, полярник, уже при жизни ставший легендарным.

Есть в русской культуре писатели, поэты или литературные герои, которые настолько полно выражают дух своего края, что как будто растворяются в городских улицах и сельских пейзажах – и пребывают там вечно.

Невозможно представить Урал без Бажова, без его сказов, без его удальцов. Въезжая в Тулу, мы невольно вспоминаем лесковского Левшу. А Архангельск – это епархия Степана Писахова, удивительного сказочника и художника, который был ещё и полярным путешественником.

В своих присказках он сам очертил собственные владения и наметил сферу влияния:

Cкитания и краски

Всю жизнь (если, конечно, не считать длительных путешествий) он прожил в отцовском доме на Поморской улице. Только прежде Писаховы занимали все два этажа, а после революции – одну большую комнату, которую он, как правило, не запирал. К сожалению, до наших дней этот деревянный купеческий дом не сохранился. Писахов был влюблён в эту улицу, в слободы и храмы, которые её окружали.

Фамилия выдаёт необычность происхождения. Отец писателя – крещёный еврей, перебрался на Север из-под Могилёва. Завёл небольшую ювелирную мастерскую, лавку, нанял подмастерьев и женился на потомственной староверке, дочери моряка Ирине Ивановне Милюковой.

Подростом Степан увлёкся живописью, а от ювелирных штудий увиливал. Отец применял то кнут, то пряник, чтобы приохотить сына к фамильному делу, но всё напрасно. Степан ушел из дома, тщетно пытался сдать экзамены в художественную школу в Казани. После долгих мытарств в 1902 году он оказался в Петербурге и, наконец, поступил в художественное училище барона Штиглица. Ни ювелиром, ни гравёром он не стал. Не лежала душа к этим ремёслам. Отец простил его. Даже присылал немного денег ежемесячно. Хватало, чтобы жить впроголодь, но не впадать в уныние.

Его притягивала Арктика. Северным сиянием, неисчерпаемым снежным пространством. Студёным безмолвием. Он находил слова, чтобы объясниться ей в любви:

Он создавал художественную летопись Арктики. На его рисунках мы видим первый гидроплан – самолёт знаменитого лётчика Яна Нагурского, появившийся в Архангельске незадолго до начала Первой мировой войны. Видим седовцев, полярников, многие из которых не вернутся из опасного путешествия.

Знатным рассказчиком слыл и писаховский дед. Правда, двоюродный – брат бабушки с материнской стороны. Да писатель сам обо всём рассказал:

Никто за дедушкой Леонтием не записывал. Сказки канули безвозвратно – как уходит к ночи с горизонта закат. Но кое-что запомнила и рассказала внуку бабушка Писахова. Наверное, эти сказки заменили ему Литературный институт. Хотя долгие годы увлечение живописью перевешивало. Исследователи давно запомнили любопытную закономерность: в литературе Писахов – безудержный фантазёр, в живописи – строгий реалист, сдержанный и торжественный как северная природа.

Сеня Малина на налиме

Сеня Малина на налиме (сказка "Налим Малиныч"), памятник на Чумбаровке, Архангельск. Фото Анны Клепиковской.

Его сравнивали с Мюнхгаузеном – и неспроста. Писахов даже некоторые сюжетные ходы заимствовал у Распэ. Впрочем, все эти сюжеты основаны на бродячих фольклорных архетипах. Русской литературе не хватало именно такого героя – обаятельного враля и авантюриста с бездонной и поэтичной фантазией. Но душа у него, конечно, не германская. Если сопоставлять писаховские сказки с мюнхгаузеновским каноном – можно рассмотреть то, что объединяет русский и немецкий фольклор и определить явные различия. Прежде всего, Писахов и его рассказчик – поэты. Это свойственно русской фольклорной интонации.

Чем не мюнхгаузовщина? Но насквозь архангельская по сути.

Памятник Писахову в Архангельске

Памятник Степану Писахову в Архангельске на Чумбаровке. Фото Анны Клепиковской.

Писахов прожил немногим более восьмидесяти лет, но казался вечным Мафусаилом, старожилом на Севере. Слишком много перемен, войн, революций происходило в те времена – год шёл за два. Он казался человеком из далёкого прошлого, который знавал легендарных, давно ушедших героев. Ведь Писахов начал свою арктическую эпопею в эпоху Георгия Седова, Владимира Русанова и Георгия Брусилова. С каждым из этой великой тройки он не только был знаком, но и соработничал. Каждого оплакивал, когда стало ясно, что они навсегда остались в Северном Ледовитом океане. Писахов застал и годы советского арктического бума, когда за достижениями полярных исследователей следила вся страна. Георгий Ушаков, Отто Шмидт, Иван Папанин – художник и писатель участвовал и в их смелых предприятиях. И при свете горелки рассказывал им свои парадоксальные истории, которые – как архангельская треска – никогда не приедались…

Гений места

Сказки Писахова

Знакомство автора статьи с Писаховым началось в раннем детстве, вот с этой книжки.

Потом появились новые рисованные истории по мотивам архангельских сказок Писахова и Шергина. Эти мультфильмы многим открыли мир Русского Севера. В этом нам помогли режиссёр Леонид Носырёв, художники, а также актёр Евгений Леонов, превосходно игравший своим волшебным сипловатым голосом. Игравший Писахова – без фальши. Увлекаясь, мы не всегда вспоминаем, что создали этот мир всё-таки не мультипликаторы, а Писахов и Борис Шергин – два друга-писателя, живших в переломное время.

Забыть о нём невозможно. В своём родном городе Писахов и поныне – гений места. Мы смотрим на Белое море его глазами. Так тому и быть.



Белое море на картине Степана Писахова

Читайте также: