Пирамида общения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

Цель: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.

Проблема: анализ ситуации в группе, где я работаю, показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Задачи:

  • Выявить причины нарушения общения
  • Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.
  • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
  • Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы и подготовительной группы

Срок реализации: 2009 – 2011год.

Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей.

Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта воспитателями и родителями.

Созданы картотеки игр, тематический альбом, консультации для родителей и педагогов, создана мини – библиотека для родителей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

- Выбор темы и разработка педагогического проекта.

- Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

- Организация развивающей среды.

- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.

2 этап – основной

- Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.

- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения

- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных.

- Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении.

- Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.

- Активизация родителей для проведения игровых вечеров.

- Апробирование методики игры

- Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

- Подведение итогов работы с детьми (диагностики)

Содержание и структура педагогического проекта по развитию коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность.

Нормативно- правовая база.

Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания.

Типовое положение о дошкольном учреждении.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2009г. № 03-436 «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования.

Информационно – методическое обеспечение.

Марцинковская Т.Д.-Гардарики М. Детская практическая психология 2005г.

Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г.

Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.2-е, доп. – М.: Книголюб, 2005. (Психологическая служба)

Музыкальная палитра №2-2007г.

Диагностический инструментарий

Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.

Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.

Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет).

Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).

КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.

Пояснения и методические рекомендации при организации игр и упражнении на развитии коммуникативных навыков

Система состоит из четырех блоков:

- Коррекционно-развивающиеся занятия

- Коммуникативные игры и упражнения

- Метод принятия роли

- Моделирования проблемных ситуаций

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как

переход от простого к сложному, системность и концентричность при

организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

-помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:

• на систему ценностей,

• на личное достоинство и уважение этого достоинства,

• на индивидуальность и своеобразие,

• на независимость от других людей,

• на собственные мысли,

• на отстаивание своих прав.

Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

-Умение получать необходимую информацию в общении.

-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

-Умение спокойно отстаивать своё мнение.

-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )

-Умение уважительно относиться к окружающим людям.

-Умение принимать и оказывать помощь.

-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Коррекционно-развивающие мероприятия

Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.

Коммуникативные игры

Игровые пятиминутки

(Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток)

Интерактивные игры

(игры на взаимодействие)

Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации

Метод принятия роли

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма

Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.

Варианты игр:

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Моделирование проблемных ситуаций

Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Методы:

- Анализ поведения сказочных героев

Перспективный план работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей шестого года жизни

Дети

Определение статуса ребенка в группе

Умение договариваться, достигать общий результат

Коррекционно – развивающие мероприятия

Развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми

Формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоции дошкольников

октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль

Итоговая диагностика уровня развития коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных навыков через игру

1 раз в неделю сентябрь-май

Коррекционно-развивающие мероприятия с гиперактивными детьми, имеющими сложности в общении с детьми

Совершенствование навыков общения; снятия эмоционального напряжения

Родители

Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность

ВложениеРазмер
piramida_obshcheniya.docx 11.9 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Социализация личности дошкольника, обеспечивающая полноценное общение сверстников и взаимодействие со взрослыми.

Задачи. Развивать коммуникативные навыки дошкольников. Формировать умение организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации. Воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье, малой родине, к социокультурным ценностям народа коми, его традициям и праздникам.

Закреплять представления об основах безопасности в социуме, во взаимодействии с различными источниками информации (СМИ, интернет, социальные сети и пр.). Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"

На данном занятии дети знакомятся с экологической пирамидой, Описываются дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, цель занятия: Воспитание детей, способных понять природу, беречь её.


Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"

В этом конспекте ребят знакомят с экологической пирамидой-цепочкой.А так же убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Этот занятие.

Методическое руководство к дидактической игре "Пирамида"

Знакомство детей с декаративно прикладной росписью.


Игра на развитие умения выделять последовательно звуки на фоне слова; соотносить звук и букву; составлять звуковую схему.


В консультации описываются основные виды пирамидок: по внешнему виду, материалу и форме. Также описана метолика обучения собиранию пирамидки.

Цель: Активизировать умение детей использовать знакомые источники информации для уточнения представлений об одном из Чудес Света.Задачи:1.

"Пирамида общения "

Попонена предметно- пространственная среда группы дидактических пособий "Пиромида общения" (автор Т. Лебедева, воспитатель МАДОУ №117, г. Сыктывкар).

Попонена предметно- пространственная среда группы дидактических пособий "Пиромида общения" (автор Т. Лебедева, воспитатель МАДОУ №117, г. Сыктывкар).

ВложениеРазмер
piramida_obshcheniya.docx 12.52 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Социализация личности дошкольника, обеспечивающая полноценное общение сверстников и взаимодействие со взрослыми.

Задачи. Развивать коммуникативные навыки дошкольников. Формировать умение организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации. Воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье, малой родине, к социокультурным ценностям народа коми, его традициям и праздникам.

Закреплять представления об основах безопасности в социуме, во взаимодействии с различными источниками информации (СМИ, интернет, социальные сети и пр.). Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"

На данном занятии дети знакомятся с экологической пирамидой, Описываются дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, цель занятия: Воспитание детей, способных понять природу, беречь её.


Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"

В этом конспекте ребят знакомят с экологической пирамидой-цепочкой.А так же убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Этот занятие.

Методическое руководство к дидактической игре "Пирамида"

Знакомство детей с декаративно прикладной росписью.


Игра на развитие умения выделять последовательно звуки на фоне слова; соотносить звук и букву; составлять звуковую схему.


В консультации описываются основные виды пирамидок: по внешнему виду, материалу и форме. Также описана метолика обучения собиранию пирамидки.

Цель: Активизировать умение детей использовать знакомые источники информации для уточнения представлений об одном из Чудес Света.Задачи:1.


"Пирамида общения"


"Пирамида общения"

Описание:

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)


Руководитель:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.


Цель: Обеспечить практическую готовность родителей для повышения эффективности взаимодействия в сфере детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Развивать у родителей и детей коммуникативные качества;
  2. Обучить родителей играм и приёмам взаимодействия друг с другом и детьми;
  3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;
  4. Воспитывать умение общаться раскрепощённо и свободно.

Ход мероприятия:

Общение играет очень важную роль в жизни каждого человека. От процесса общения зависит психологическое здоровье человека, его настроение, чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит общение его с другими людьми.

Тоже самое относится и к нашим детям.

Исследования показали, что нарушение эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативные последствия, как в соматическом, так и в психологическом и интеллектуальном развитии ребёнка.

Общение и потребность в любви у детей стоит в том же ряду потребностей, что потребность в еде, сне, движении и отдыхе и т. д.

Сегодня мы попытаемся научиться общаться друг с другом, с нашими детьми, познакомимся с некоторыми играми и упражнениями, попробуем раскрепоститься и научиться понимать друг друга.

В нашей группе будут существовать некоторые правила, которые я вам хочу предложить.

Правила общения вгруппе:

  1. Каждый имеет право высказаться и быть услышанным;
  2. Общение в группе должно быть доверительным и тактичным;
  3. У нас нет зрителей, работают все.
  4. Хранить секреты участников группы.
  5. Называть друг друга по имени.

Начинаем нашу работу со знакомства.

Цель: Познакомиться друг с другом, развитие коммуникативных качеств, ощущение тактильного контакта.

Участник подходит к другому участнику, произносит своё имя, берёт за руку. Вдвоем они подходят к следующему участнику, представляются по очереди и берут его за руку и т. д. В результате все встают в круг.

Цель: воспитывает уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивает коммуникативные качества, способствует раскрепощению.

Каждый из нас испытывает чувство любви. Любовь бывает разной: к себе, к мужчине, к детям, к родине и т. д. Сейчас мы с вами построим пирамиду любви. Для этого нам надо по очереди подойти в центр круга, протянуть вперёд руку и сказать, что вы любите.

—Вы чувствуйте тепло рук?

—Вам приятно это состояние?

Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида любви. Это потому что мы любим и нас любят.

Цель: развитие доверительных отношений, способствует погружению членов группы в детское эго-состояние

Участники кидают мяч друг другу и говорят, о чём они мечтали в детстве.

Цель: Развивать умение общаться, договариваться, находить нужный тон общения, развитие коммуникативных умений.

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они — дети. Один остается за кругом — это взрослый. Его задача — убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

– Что вы испытывали, выполняя это задание?

– Легко ли было войти в круг?

  1. Не кричи так громко/ будем разговаривать тихо;
  2. Не рисуй на стене/рисуй на бумаге;
  3. Не обижай другого/играй дружно;
  4. Нельзя переходить улицу на красный цвет/ переходи улицу на зелёный цвет;
  5. Не разбрасывай игрушки/прибирай игрушки на своё место;
  6. Не торопись во время еды/ кушай спокойно.

Сложно было выполнить задание? Почему?

Необходимо использовать такие правила в семье. Тогда общение с ребёнком будут дружественным и доверительным, выполнять такие правила ребёнку будет куда приятнее, чем запреты.

Как уже было сказано ранее, многие родители не осознают важности эмоциональной связи со своими детьми. По результатам исследований в каждой второй семье дети испытывают дефицит родительской любви, внимания и ласки. Это является причиной болезней ребёнка, не умением контактировать с другими людьми, не уверенности в себе.

Сейчас мы попробуем проиграть в игры и упражнения с детьми, которые помогут наладить тактильный контакт с ребёнком, научит вас общаться и доставлять друг другу радость от этого общения.

Я — дрозд

И ты — дрозд.

У меня — нос

И у тебя — нос.

У меня щечки розовые

И у тебя щечки розовые.

Мы с тобой два друга

И мы любим друг друга.

Показываем ладошкой на себя

Показываем ладошкой на партнера, дотрагиваясь до него

Дотрагиваемся до своего носа

Дотрагиваемся (показываем) до носа партнера

Показываем на свои щечки

Дотрагиваемся (показываем) до щечек партнера

Пожимаем друг другу правые руки (здороваемся)

Обнимаемся (взрослый нежно прижимает к себе ребенка)

А сейчас мы поиграем с нашими ладошками. Сядьте удобно напротив друг друга так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки сначала:

  1. Найдут друг друга;
  2. Познакомятся;
  3. Подружатся;
  4. Потанцуют;
  5. Подерутся;
  6. Помирятся;
  7. Попрощаются.

Выбирается голова, остальные участники приседают на корточки, берут друг друга за плечи, следуя за головой. Стараются перемещаться всем телом, обходя препятствия, заваливаясь на бок, закручиваясь в кольцо.

Взрослый берет руку малыша, повернутую ладошкой кверху, и говорит:

Поглаживая его ладонь произносит слова:

Расскажу про кошку.

Сжимает детскую ручку в кулачок:

Вот, кулак.

Разжимает кулачок малыша:

А, вот, ладошка.

Ставит свои пять пальцев, слегка собранных вместе, ему на ладонь, эмитируя этим садящуюся на ладонь кошку:

На ладошку села кошка.

И медленно перешагивая пальцами, как бы крадучись, потихоньку взбираемся от кончика кисти вверх по руке, произнося слова:

И крадется понемножку.

Видно, мышка там сидит!

Малыш хохочет и сразу же требует повторения

Массажи:

Белка хвостиком метёт,

Белка хвостиком метёт.

лёгкими движениями пальцев гладим спинку

Рыбка по морю плывёт

ребром ладони проводим вдоль позвоночника

Как по небу облака,

Мы погладили бока

слегка проводим ладонями обеих рук по бокам

Как летят снежинки

Так мы гладим спинку.

едва касаясь рукой, гладим спинку

Итог

На мой взгляд мы провели сегодня замечательный вечер. Затронули много тем, кое-чему научились. Давайте подведём итог. Закончите, пожалуйста, мою фразу:

– «Из сегодняшнего разговора я поняла…

– «Мне не понравилось…

– «Хотелось бы продолжить разговор на тему…

А сейчас я предлагаю всем участникам взять пиктограмму с таким выражением лица, которое соответствует вашему внутреннему состоянию на сегодняшний момент и прикрепить его на доску.

Или вручение брошюр с играми на общение родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): друг друга, ребенок, друг, рука, игра, белок хвостиком, время еды, круг, пирамида любви, тактильный контакт.

Похожие статьи

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего. )

Эти игры могут начинаться с рассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковых поглаживаний. Во время таких игр взрослый может посадить детей к себе на колени лицом друг к другу, сесть с ними на ковер или они могут сидеть на стульчиках.

Команды поприветствуйте друг друга… (воздушные поцелуи или речевки). И мы объявляем первый конкурс «Самый обаятельный и

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ.

Все наборы результативно можно использовать в работе с детьми в проведении как индивидуальных, самостоятельных, так и групповых игр для.

Развитие тактильных ощущений у детей | Статья в сборнике.

Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры.

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста.

И друг другу улыбнемся. Вы готовы поиграть?

Воспитатель: Атеперь, давайте проверим друг у друга, правильно ли вы собрали схемы.

Рыбка плавает в водице, (дети стоят в кругу). Рыбке весело играть. (волнообразные движения руками).

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой.

Ключевые слова: ребенок, игра, игровая деятельность, взрослый, друг, игрушка. Игра – основная деятельность дошкольного возраста.

Дети с воспитателем (ведущим) становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.

Педагогические условия развития общения детей раннего.

- воспитатель должен учить детей ласково обращаться друг с другом, побуждать их помогать друг другу

- организовать контакты взглядов. Это — один из значимых для человеческого общения компонентов поведения, его

- учить детей играть вместе или рядом друг с другом

Ребенок второго года, при условии наличия высокого уровня заинтересованности, может длительное время самостоятельно играть с каким-либо.

Игра как способ развития эмоционального интеллекта.

Описание игры. Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя, изображают дождь.

Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя: «Лето. Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая.

Читайте также: