Пинхас тора глава краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Не буду пересказывать и без меня ясное и четкое повествование Торы, а предлагаю обратиться к вот этому отрывку Писания:

Бэмидбар 27:12

И Господь сказал Моше: взойди на эту гору Ааварим и посмотри на землю, которую Я дал сынам Исраэйля. 13 И когда увидишь ее, приобщишься к народу своему и ты, как приобщился Аарон, брат твой; 14 Так как вы перечили слову Моему в пустыне Цин во время распри общины, чтобы явить святость Мою через воду пред их глазами, это воды Мыривы (распри) при Кадэйше в пустыне Цин. (перевод Д. Иосифон)

В чем же состояло непослушание?

Как мы помним, в Рефидиме произошел первый инцидент, связанный с отсутствием воды — Шемот (Исход) 17:1-7. В стихе 6-м написано, что Моше должен был посохом ударить в скалу, чтобы пошла вода. И все получилось как надо, правда стих 8 говорит, что сразу после этих событий Амалик напал на Израиля. Что, в общем-то, не случайно!

А продолжение истории мы читаем в Бэмидбар 20:1-12 недельная глава Хукат. Все очень похоже на предыдущий эпизод, просто ощущение дежавю. Но тут уже Бог меняет некоторые важные условия:

8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале , и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.

(бемидбар.20:8)


Моше и Аарон должны были вместе сказать скале, чтобы вода потекла. Но, как мы знаем, Моше снова ударил в скалу и вода пошла, но Моше с Аароном потеряли возможность войти Землю… Как говорится, уже никто никуда не идет.

Мы должны помнить, что если с нашей точки зрения это не выглядит так уж проблематично, то Бог к непослушанию относится очень серьезно. Наверное, каждый из нас время от времени торгуется сам с собой и с Богом, уговаривая свою совесть и Бога, что то, что нам поручили сделать, будь-то в семье, работе, служении — не так уж и важно ,в конце концов, просто это еще одно дело, важность которого мы сами оцениваем. И, таким образом, мы говорим себе и людям, Богу — что если мы не сделаем порученного нам, трагедии не будет, это ведь не очень большое поручение и не очень важное. Ну или как вариант — сделаем так, как нам удобно или когда нам удобно. Не стоит нам недооценивать масштабы нашей ответственности, ведь, как правило, мы не видим всей картины жизни и обстоятельств. Бог на непослушание смотрит не так, как мы. Два великих слуги Божьих потеряли возможность войти в Ханаан из-за, казалось бы, небольшой детали — не ударить в скалу, а сказать ей. Непослушание — огромная проблема нашей жизни. Не хочу сказать, что у Моше и Аарона были свои взгляды на исполнение воли Божьей, но факт есть факт — Бог обличил их в непослушании, в нарушении Его слова. На определенном этапе духовного роста каждый человек сталкивается с искушением посчитать себя настолько уже духовно развитым, что будто все его мысли — это уже от Бога. Но горечь ошибок убеждает нас в обратном. Вспоминается анекдот:

И случай со скалой не единственный в Библии, иллюстрирующий ошибки Божьих людей, которые дорого обошлись им. Есть пример пророка Элияу, который настолько был погружен в свои мысли и переживания за Израиль, за себя, что совершенно не слышал Бога. В результате, он должен был оставить вместо себя ученика — Элишу — 3 Царств 19 глава. Да, конечно, он был взят живым на небо, но на земле не все было закончено. Миссия передана другому. Надав и Авиуд — удостоились чести участвовать в самом первом официальном служении в Мишкане (Скинии), но все закончилось словами Бога:

Читая эти примеры, возникает ощущение какой-то, как бы это сказать, самонадеянности, что ли. То есть, людям порой кажется, что достигнув некоторых духовных высот, мы уже не в состоянии сделать ошибку. Так сказать, приобрели несгораемый духовный капитал. Кому много дано, с того и много спросится. Если мы вами, друзья, хотим расти в Боге, мы должны помнить, что это означает и рост ответственности.

Служитель любого уровня, а мы помним, что в Новом Завете КАЖДЫЙ рассматривается как служитель, имеет ответственность за то, насколько мы являем Святость Бога окружающим! Ребе Шимон (Петр) написал нам такие слова:

Если в Торе такие духовные гиганты как Моше и Аарон были призваны для того, чтобы являть Святость Бога народу, то в нашу эпоху КАЖДЫЙ верующий ответственен за то, как он являет, возвещает совершенства Отца нашего всем вокруг!


Конечно, мы возможно скажем — ну, это ж всего-то мидраш… И конечно, будем правы, однако, хочу с вами взглянуть на то, что писал ребе Шауль (Павел) в первом письме Коринфянской общине глава 10, с 1 по 4 стихи.

Ну что ж, пора заканчивать и желаю вам дорогие друзья, дети небесного Папы, пейте из этого источника побольше и почаще! И первый раз ударив в Скалу Моше указывал на распятие Мессии, а второй раз — указывает на взаимодействие с Богом словом — молитвой, просьбой и хвалой:

search

В награду за то, что Пинхас, внук Аарона, возревновав за Всевышнего, убивает Зимри, главу колена Шимона, и мидьянскую принцессу Косби, Б-г заключает с ним союз мира и дарует ему священство.

После очередного исчисления еврейский народ насчитывает 601730 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет. Моше получает указания о том, как Святая Земля должна быть по жребию разделена между коленами и семействами Израиля.

Пять дочерей Цлофхада обращаются к Моше с прошением дать им удел их отца, который умер, не оставив после себя сыновей. Б-г принимает их просьбу и дает законы о наследовании, включающие в том числе и ситуацию дочерей Цлофхада.

Моше назначает Йеошуа своим преемником, который должен будет привести евреев в Землю Израиля.

Глава завершается подробным описанием ежедневных жертвоприношений, а также дополнительных жертв, приносимых в Шаббат, Рош-Ходеш (новомесячье) и в праздники Песах, Шавуот, Рош-Ашана, Йом-Кипур, Суккот и Шмини-Ацерет.

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Пинхас по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.

Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализируя, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Основные фрагменты главы Пинхас:

Йеhова заключает завет с Пинхасом через Моше

Бемидбар (Числа) 25:10-13

Вот, даю Я ему Мой завет мира – благословение твоего рода. В чем заключалось это благословение?

будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного – заветом священства на века. Нужно понимать, что священство Аароново не вечно. Если все время освящаться от греха, то когда же будет время, чтобы не было греха? Это время наступает, когда приходит Машиах. Если Машиах устраняет проблему проклятия, то для чего еще нужно содержать священство Аарона? В нем нет необходимости. Поэтому, фраза: священства вечного, нужно понимать, как существующего, пока ему надлежит существовать.

Это обещание исполнялось в каждом поколении рода Пинхаса. Даже после возращения из плена Вавилонского, был назначен первосвященником потомок Пинхаса, Йеhошуа.

Кого убил Пинхас

Бемидбар (Числа) 25:14,15

Пинхас убил сына и дочь, знаменитых и уважаемых людей. Совершая этот поступок, он, по сути, стал врагом, для своих и для чужих.

Враждуйте с Мидйанитйанами и поражайте их

Бемидбар (Числа) 25:16-18

Почему такая жестокость к народу, который произошел от Авраама и Кеттуры? Здесь же Йеhова говорит:

… враждебны они вам в своих кознях, которые они замышляли против вас в деле Пеора …

Пеор – это спланированная и хорошо подготовленная акция, которая унесла 24 000 исраэйльтян. Их цель была убить не 24 000, а истребить весь народ рукой Йеhовы. Потому, Бог велел так жестоко с ними поступать, так как они использовали Всевышнего, для уничтожения народа, вовлекая народ в блуд идолопоклонства.

Исчисление народа

Бемидбар (Числа) 26:1-51

Для чего нужно было сосчитать народ? Судя по контексту, народ готовился войти в Обещанную Землю. И в этой недельной главе это видно из двух факторов:

— не нашлось никого из тех людей, которые грешили против Йеhовы, отказавшись идти в Кенаан. Их нет, клятва для них исполнилась, а значит, пора вводить общину в Землю.

— Моше было велено подняться на гору и умереть, потому что он не войдет в Землю за свой грех.

Сыны же Кораха не умерли – они не погибли вместе с отцом, потому что жили отдельно, самостоятельно и не поддержали его мятеж. Умерли те, кто жил в его доме и знал, о готовящемся восстании. Сыны Кораха – это те, кто написал множество псалмов, которые начинаются с 42 Теhелим.

Как следует давать наделы

Бемидбар (Числа) 26:52-56

Чтобы богатые не получили лишнего, а бедным досталась земля как и богатым, землю велено было давать по числу душ в семействах. Так же, участки давали не по тому, кому какая понравилась, а бросали жребий – какой участок кому выпадет, тот того и будет. А жребий – это решение Йеhовы. Об этом говорил и Шеломо:

33 За пазуху бросается жребий, но от Йеhовы все решение его.

(Мишлей 16)

Исчисление Лэйви

Бемидбар (Числа) 26:57-62

Лэйвитов пересчитали по семействам:

Семейство Гэйршоново, семейство Кэhатово, семейство Мерари.

Для чего здесь опять упоминается о Моше и Аароне? Это кратко повествуется о том, как появилось колено Лэйви, как дом Аарона стал священниками. А так как Аарон умер и умерли его два сына, то священство передается на старшего сына – Эйлазара.

Никого из старых людей не оказалось

Бемидбар (Числа) 26:63-65

При пересчете оказалось, что из старых людей, которые были при возращении соглядатаев из Земли, никого не осталось, кроме Йеhошуа и Калэйва. Обещания Бога, как хорошие, так и плохие, исполнятся неизменно. Бог не человек, чтобы клясться и не исполнять.

Дочери Целафхада

Бемидбар (Числа) 27:1-11

Проблема, с которой дочери Целафхада подошли к Моше, заключалась в том, что у них не было в роду мужчины, за которым закреплялась бы земля.

Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его из-за того, что нет у него сына?

Моше не зная ответа на такой вопрос, обратился к Йеhове. Всевышний же одобрил справедливое требование женщин и повелел не только дать землю им, но и для всех им подобных, придав этому правовой статус закона в Общине.

Взойди на эту гору Ааварим

Бемидбар (Числа) 27:12-14

перечили слову Моему – не пересказали его слово в слово, а сказали его по своему, по причине сомнения.

Йеhошуа – новый вождь народа вместо Моше

Бемидбар (Числа) 27:15-23

Йеhова — Элоhим духов всякой плоти – почему Моше так сказала, когда обращался с просьбой назначить вместо себя нового вождя?

в котором есть дух – в котором есть сила доверия к Йеhове. Не следует думать, что в Йеhошуа жило какое-то божественное существо и тд и тп. Почему, десять соглядатаев были против того, чтобы идти в Прекраснейшую землю? Они говорили, что там нас ждет смерть, а двое других, говорили, что мы победим врагов наших с нашим Богом? Потому что те не верили, а эти верили. За свое неверие, они и полегли в пустыне.

16 Кто были эти люди, которые, услышав, стали горько роптать? Все те, кого Моше вывел из Египта.

17 И кто был отвратителен Элоhим в течение сорока лет? Те, кто согрешили и пали замертво в Пустыне!

18 И кому Он клялся, что они не войдут в Его покой? Тем, кто не покорился Ему.

19 Итак, мы видим, что они не смогли войти по причине недостатка доверия.

(Письмо в Йерушалэйм 3)

Поэтому, в этих людях не было силы доверять Богу, а у Йеhошуа и Калэйва, она была. Сказано: в них был дух иной. В этих была сила доверять, а в тех — сила противиться доверию к слову Бога.

Ритуал посвящения Йеhошуа был совершен с участием двух лиц перед глазами всей общины. Старший, назначает младшего. По своей значимости Моше был главней Первосвященника, Первосвященник был главней Йеhошуа.

Пред Эйлазаром же, священником, должно приходить ему – это говорит о том, что Йеhошуа не мог общаться с Богом так, как Моше, который общался без посредника, лицом к лицу.

И надели его от величия твоего – передай ему свою власть, чтобы он осознавал, что его назначил вождем Бог и с этой властью мог управлять народом.

Свою волю Всевышний открывал Йеhошуа через Первосвященника посредством урим. Нужно понимать, что речь идет не о том, что Бог решил открыть что-то народу, а о том, что народ или Йеhошуа, решили узнать волю, по тому или иному вопросу, который для них непонятен.

Ури́м и тумми́м (ивр. ‏אוּרִים וְתֻמִּים‏‎) — упоминаемые в ТаНаХ, священные атрибуты, при помощи которых Первосвященник от имени народа или царя вопрошал Всевышнего. Находились внутри наперсника, который носил первосвященник.

Повеление о приношениях

Бемидбар (Числа) 28:1,2

Моше следует оповестить народ от первосвященника до простолюдина, что хлеб и жертвы Всевышнего, должны приноситься своевременно – в каждый день и в праздник, свои ритуалы жертвоприношений. Этими жертвами, как бы снимается гнев Всевышнего, как это было показано во времена Ноаха, когда после потопа Ноах принес жертвоприношение и Всевышний воспринял этот акт как почтение и уважение и пообещал, что больше не будет уничтожать мир за зло водами потопа.

Для того, чтобы Всевышний был удовлетворен повинностью общины, должны приноситься жертвы от общины. Причина, по которой приносятся жертвы вообще – грех. Грех производит смерть и потому, и всякий человек, понимает, что рано или поздно он умрет. Поэтому, все смертные люди нечисты перед Всевышним.

По сути, все эти повеления больше касаются Лэйвитом, потому что именно им следует заниматься подобными жертвами.

Всевышний установил цикл годового освящения с первого по седьмой месяц. Однако остальные пять месяцев, не пустуют до начала года – ежедневно приносятся жертвы, а так же в каждый шаббат и в каждое первое число месяца. Эти пять месяцев жертвы приносятся по причине смертности людской.

С приходом Машиаха, ежедневные приношения, приношения в шаббат, новомесячные приношения, праздничные жертвы, становятся неактуальными, так как Жертва Машиаха – жертва умилостивления, снимает проклятие Адама, и делает всякого члена общины Машиаха, бессмертным.

Дневное приношение

Бемидбар (Числа) 28:3-8

В данном отрывке повествуется о ежедневном приношении. Дневное приношение состоит из утреннего и вечернего.

Приношение в Шаббат

Бемидбар (Числа) 28:9,10

В шаббат приношение совершается отдельно от утреннего и вечернего приношения.

Приношение в новомесячье

Бемидбар (Числа) 28:11-15

В новомесячье приносилась приношение сверх приношений дневного, а если это был шаббат, приносилось еще и шаббатнее приношение.

Приношение в Пэйсах

Бемидбар (Числа) 28:16-25

Приношения в Пеэйсах, в дни Пресных Хлебов, которые длились семь дней. Помимо ежедневных приношений, в каждый день надлежало принести праздничные приношения, а если дни выпадали на шаббат, приносилось шаббатнее приношение.

Приношение в день Седмиц

Бемидбар (Числа) 28:26-31

В праздник недель – Шавуот, так же приносилось свое приношение, помимо приношения дневного, а если день выпадал на шаббат, приносилось и шаббатнее приношение.

Приношение в день Трубных Звуков

Бемидбар (Числа) 29:1-6

В Йом Труа помимо ежедневного приношения приносилось праздничное приношение, а если был шаббат, то приносилось и шаббатнее приношение.

Приношение в Йом Кипур

Бемидбар (Числа) 29:7-11

В Йом Кипур совершалось очищение общины, Первосвященника и Святилища, специальным ритуалом жертвоприношений, помимо ежедневного приношения. А если это был шаббат, приносилось приношение и шаббатнее.

Приношение в Суккот

Бемидбар (Числа) 29:12-38

В праздник Шалашей, приносилось особое приношение, которое совершалось на протяжении восьми дней с определенным числом жертв. В общей сложности жертв было 70, помимо ежедневных приношений и приношения в шаббат. Считается, что такое количество жертв, приносится по числу народов земли.

Это постоянные приношения

Бемидбар (Числа) 29:39

Все эти всесожжения, следует приносить, каждое в свое время. Приношения за личные и общественные грехи, или какие-либо другие жертвы – это отдельные приношения, приготовляемые самим жертвователем.

Моше все пересказал общине

Бемидбар (Числа) 30:1

Получив это повеление, Моше пересказал его народу. Моше предстояло умереть и потому с ними больше не будет того человека, кто решал бы все их вопросы. После смерти Моше, община должна жить самостоятельно. Поэтому, все лэйвиты должны были запомнить все эти повеления, чтобы не осквернить Святилища и не навести гнев на общину.

За то, что Пинхас (сын Элазара — сына Аарона) убил еврея Зимри и мидьянитянку Козби, совершавших ритуальное совокупление на глазах у всей общины Израиля, он вознаграждается подтверждением права на вечное коэнство ему и его потомству.

Всевышний призывает Моше отомстить Мидьяну за совращение Израиля.

Проект единого генеалогического древа: новая перепись населения с учётом семьи и рода. В Израиле 601730 мужчин от 20 лет и старше, не считая левитов (среди них — никого из участвовавших в предыдущей переписи из главы Бемидбар, исключая Йеошуа и Калева), и 23 тысячи левитов-мужчин от месяца и старше.

Постановление о том, что наделы в Земле Израиль будут разыгрываться, причём род, в котором больше людей, согласно переписи, получит больший надел.

Пять дочерей Цлофхада бен Хефера из колена Менаше просят выделить надел роду их отца, в котором не было сыновей. Всевышний вдохновляет Моше на закон, согласно которому, имущество умершего, у которого нет сыновей, переходит к дочерям; если нет дочерей — к братьям; если нет братьев — к дядям по отцу; а если и таких не найдётся — к ближайшему родственнику.

Всевышний велит Моше подняться на гору а-Аварим и вглядеться в страну, дарованную его народу, ибо сам он в неё не войдёт. Моше предписано публично назначить своим преемником Йеошуа бен Нуна; Моше делает это. Йеошуа должен будет спрашивать коэна Элазара через священные камни Урим и Тумим о воле Всевышнего.

Всевышний велит Моше передать народу, чтобы соблюдал заветы о жертвоприношении тамид дважды в день и о дополнительном жертвоприношении в Шаббат; также соблюдать особые жертвоприношения в начале месяца. Законы о Песахе, Шавуоте, Первом дне седьмого месяца (Рош-а-Шана), Йом-Кипуре и Суккоте. Моше передаёт эти повеления народу.

Читайте также: