Школа обществознания правонарушения и юридическая ответственность

Обновлено: 05.07.2024

План-конспект, презентация и раздаточный материал к уроку обществознания в 9 классе.

ВложениеРазмер
pravonarusheniya_i_yuridicheskaya_otvetstvennost.docx 35.3 КБ
pravonarusheniya_i_yuridicheskaya_otvetstvennost.pptx 403.17 КБ
razdatochnyi_material_i_prilozheniya.docx 23.17 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по обществознанию на тему

- формировать правовое сознание учащихся

- развивать умение поиска и выделения информации

- развивать умение анализа с целью выделения признаков

- развивать умение строить логическую цепь рассуждения

- развивать умение планировать коллективную деятельность

- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

  1. Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность
  1. Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.
  1. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М., 2010.
  2. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М., 2010.
  3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2004. – Гл. 10. – С. 517-528.
  4. Правонарушение и юридическая ответственность // Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2004. – Гл. 5. – С. 477-498.
  5. Правонарушение и юридическая ответственность // Теория государства и права: Учеб. / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2006. – Гл. XXVII. – С. 595-611.

Учитель входит в класс, приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока ( слайд 1 ): «Сегодня мы изучаем новую тему – “Правонарушения и юридическая ответственность”. Записываем её в тетрадях. Наша цель на уроке – охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность”.

Презентация ( слайд 1 )

Ученики записывают тему в тетрадях

Создать условия для формирования смыслообразования.

Постановка проблемного вопроса

Презентация ( слайд 2 )

Ученики смотрят на доску и схему на доске, слушают учителя

Развивать умение формулировать цели своей деятельности

Изучение нового материала

Б) Рассмотрение видов правонарушений

Г) Рассмотрение видов юридической ответственности

Учитель демонстрирует учащимся таблицу-образец ( слайд 14, приложение 5 ).

Презентация ( слайды 3-5 )

Презентация ( слайды 6-10 )

Презентация ( слайды 11-12 )

Презентация ( слайды 13-14 )

Ученики чертят схему в тетрадях, читают текст, отмечают нужный материал.

Ученики называют выделенные ими признак и свойства.

Ученики заполняют схему в тетради и дают свои варианты определения

Ученики записывают определение в тетрадях

Ученики чертят схему в тетрадях

Ученики записывают определение в тетрадях

Ученики слушают, дают свои ответы

Ученики смотрят на экран проектора, дают свои ответы

Ученики слушают слова учителя.

Ученики записывают определение в тетрадях

Ученики работают в группах, читают текст документа, заполняют свою часть таблицу, выбирают эксперта для выступления. По прошествии пяти минут эксперты от каждой группы выступают, остальные ребята слушают и заполняют таблицу.

Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя

Развивать умение анализа

Метапредметные : Развивать умения поиска и выделения информации, анализа с целью выделения признаков, знаково-символические умения отображения учебного материала

Метапредметные : Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме

Метапредметные : Развивать умения синтеза как составления целого из частей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Метапредметные : Развивать знаково-символические умения отображения учебного материала

Метапредметные : Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме

Метапредметные : Развивать умение подведения под понятие

Личностные: Формировать правовую культуру

Метапредметные : Развивать умение подведения под понятие

Личностные: Формировать правовую культуру

Личностные: Формировать правовую культуру

Метапредметные : Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и логическую цепь рассуждения

Метапредметные : Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и устанавливать причинно-следственные связи

- умения поиска и выделения информации,

- знаково-символические умения отображения учебного материала

- умение планировать коллективную деятельность

- умение строить речевые высказывания в устной форме

Предметные : Знание видов юридической ответственности.

Личностные: Формировать правовую культуру

- умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и коррекцию в виде внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

А) Выполнение тестового задания

Б) Решение проблемного вопроса

Выставление учителем оценок за работу на уроке.

Презентация ( слайд 16 )

Ученики выполняют задания теста

Метапредметные : Развивать умение осуществлять оценку в виде выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения

Метапредметные : Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и логическую цепь рассуждения

Презентация ( слайд 17 )

Запись домашнего задания

Метапредметные : Развивать умения поиска и выделения информации

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правонарушения и юридическая ответственность

Вопрос урока: П очему государство устанавливает специальное наказание за совершение правонарушения?

Правонарушение – деяние (действие / бездействие) Дееспособного лица Общественно опасное Противоправное Виновное

Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица

Виды правонарушений преступление проступок

Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда

Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью наносимого общественного вреда

Определите ситуации в качестве проступка или преступления Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебежал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении.

Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления грабеж торговля с рук в неустановленных местах кража невыполнение договора неоплаченный проезд в транспорте вымогательство повреждение телефона-автомата мошенничество

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние"

Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания.

Виды юридической ответственности Виды Характеристика Наказание

Виды юридической ответственности Виды Характеристика Наказание Уголовная За преступление Арест, лишение свободы, конфискация имущества Административная За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка Административные работы, штраф, краткосрочный арест до 15 суток Дисциплинарная За нарушение в сфере служебных отношений Выговор, понижение, увольнение Материальная За нанесение имущественного ущерба Возмещение ущерба Гражданская За нарушения имущественных прав Возмещение ущерба, принудительное восстановление

Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. Подростки курили в школьном туалете. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

Вопрос урока: П очему государство устанавливает специальное наказание за совершение правонарушения?

Предварительный просмотр:

Раздаточный материал 1

Правонарушение — это некое деяние, это активное действие, но в некоторых случаях и бездействие (например, неоказание помощи, неисполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей, неисполнение условий договора и т. и.)…

Правонарушением нарушаются нормы права. Это деяние, запрещенное нормами права, противоправное…

Правонарушение причиняет вред охраняемым правом общественным отношениям, ущемляет субъективные права участников правоотношения, т. е. это деяние вредное и в силу этого в большей или меньшей степени общественно опасное.

Правонарушение — это виновное деяние. Лицо должно осознавать, что оно действует противоправно. Если оно не осознает вредоносности и общественной опасности своих поступков в силу малолетства, невменяемости либо других обстоятельств то не будет и правонарушения.

Правонарушение — это деяние лица, способного нести юридическую ответственность, дееспособного лица…

Раздаточный материал 2

Уголовная ответственность – это наказание за состав преступления, предусмотренный действующим уголовным законом. Уголовное наказание назначается только по приговору суда. Действующий УК РФ (ст. 44) предусматривает следующие виды наказаний: конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

При назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за нарушение в сфере государственного управления.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест.

Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливается соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, административными комиссиями, органами внутренних дел, таможенной службы, санитарного надзора и т.д.).

Дисциплинарная ответственность – это дисциплинарное взыскание за нарушение в сфере служебных отношений.

Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия и учреждения либо руководством соответствующего государственного органа, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарное правонарушение.

Гражданская ответственность – это юридическая ответственность за правонарушение в сфере имущественных отношений.

Видами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков (реального ущерба и упущенной выгоды); взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения и т.д.

Применение этих видов юридической ответственности за гражданские правонарушения осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной гражданским процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.

Трудовое законодательство предусматривает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный по его вине предприятию, учреждению, организации. Такая материальная ответственность представляет собой возмещение ущерба и может быть ограниченной (определенной частью заработка работника) или в ряде случаев – полной (в полном размере ущерба).

Раздаточный материал 3

Виды юридической ответственности

Раздаточный материал 4

1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по обществознанию

Учитель: Ерёмкина Юлия Вячеславовна

Личностные: продолжат формировать правовое сознание.

Метапредметные: продолжат формировать умение осуществлять контроль за своими действиями, умение находить информацию, необходимую для решения задач, связанных с темой урока; продолжат развивать умения работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, использовать знания для решения практических заданий; организовывать работу в паре, группе, вырабатывать совместные решения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, учебно-поисковой, словесный.

Основные термины: правонарушение, противоправность, вина, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности.

Тип урока: изучение нового материала

1 . Признаки правонарушения.

2. Виды правонарушений.

3. Преступление и проступок.

4. Виды юридической ответственности.

Организационный момент (1 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вижу, у вас сегодня хорошее настроение – и это прекрасно. Мы потихоньку приближаемся к Новому Году, поэтому необходимо создавать себе приподнятое настроение. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово для того чтобы начать нашу плодотворную работу? Да? Тогда мы можем на такой позитивной ноте начинать наше занятия.

Проверка домашнего задания(1 мин)

Переход к изучению новой темы (5 мин)

Учитель : Сегодня мы изучим достаточно актуальную и интересную тему, с которой, я думаю, каждый из нас сталкивался. Возможно, кто-то из вас был лишь наблюдателем того, о чём мы сегодня поговорим, а кто-то был непосредственным участником. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите, какую тему мы сегодня будем изучать.

Работа с презентацией (слайд 1, слайд 2, слайд 3)

Предполагаемый ответ учащихся: Тема урока связана с нарушением закона. Скорее всего о правонарушениях или преступлениях.

Изучение нового материала (25 мин)

Учитель: Действительно, сегодня мы поговорим о правонарушениях и юридической ответственности, которая наступит, если человек совершил это деяние. Ребята, давайте запишем, что такое правонарушение.

Правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.

Учитель: Все успели зафиксировать определение в свои тетрадки? Молодцы! Теперь давайте попытаемся из определения выделить основные признаки правонарушения.

Учитель : Как вы думаете, какие признаки характерны для правонарушения?

Предполагаемый ответ учащихся:

2. Деяние (действие или бездействие);

3. Причинение вреда;

4. Наличие вины (неосторожность и умысел);

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Теперь запишите названные признаки правонарушения в тетрадь. Кто не запомнил, какие признаки мы выделили, может обратиться к презентации.

Презентация:

Учитель: Сейчас давайте подумаем и запишем, какие существуют виды правонарушений.

1. Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

2. Проступок – отличается меньшей степенью вреда.

hello_html_m222226af.jpg

елиговор, знания по понятиямить правоохранительные органы, с которыми вы знакомились ранее.ступление.
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю вам подробнее познакомиться с особенностями этих правонарушений.

Работа с презентацией: учитель диктует и комментирует особенности правонарушений.

hello_html_62dd6056.jpg

Учитель: Если человек совершил правонарушение, на него должно быть наложено наказание. Но пока виновность человека в совершении того или иного деяния не доказана, человека принято считать невиновным, т.е. действует презумпция невиновности, которая гарантируется Конституцией РФ.

hello_html_m5a203feb.jpg

Учитель : Ребята, приведите, пожалуйста, примеры проступков, которые вы наблюдали в жизни.

Предполагаемый ответ учащихся : проезд без билета в автобусе; прогул уроков в школе; создание шума после 23:00; употребление спиртных напитков в общественных местах и др.

Учитель: Молодцы! Действительно, ваши примеры являются проступками. Но мы понимаем, что это далеко не все примеры. Давайте посмотрим на слайд и зафиксируем, какие ещё существуют виды проступков.

hello_html_308b3d92.jpg

Предполагаемый ответ учащихся: речь идет об ответственности за правонарушения.

Учитель: Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. Ребята, давайте запишем, что такое юридическая ответственность.


hello_html_15b511f.jpg

Учитель задает вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

Предполагаемый ответ учащихся : Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Учитель : Давайте обратимся к раздаточному материалу , к ст.20 Уголовного кодекса РФ, и посмотрим, правильно ли вы ответили на вопрос.

Учитель : Как вы думаете, вы правильно ответили на вопрос?

Ответ учащихся: Да, мы оказались правы.

Учитель : Давайте подумаем, какие категории преступлений можно выделить из ст.20 УК РФ.

Предполагаемый ответ учащихся: Выделяют преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.

hello_html_m71981b79.jpg

Учитель: Молодцы, вы правильно ответили на вопрос. Давайте обратим внимание на слайд, и посмотрим, какое наказание ждёт человека, совершившего названные вами преступления.

Учитель задает вопрос : Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

Предполагаемый ответ учащихся : Строгость наказания зависит от характера правонарушения.

Учитель: Наказание бывает разным, значит и ответственность делится виды.

Учитель: Ребята, давайте зафиксируем в своих тетрадях виды юридической ответственности.

Виды юридической ответственности:

Уголовная ответственность за преступление, УК РФ, осуществляется только по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества. Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении.

Административная ответственность (наступает за проступок, регулируется Кодексом Административных Правонарушений РФ: штраф, лишение специальных прав)

Дисциплинарная ответственность (наступает за проступок, регулируется Трудовым Кодексом РФ: замечание, выговор, увольнение)

Материальная ответственность (наступает за проступок, возмещение ущерба)

Гражданская ответственность (наступает за проступок, регулируется Гражданским Кодексом РФ: компенсационный характер наказания – возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав)

hello_html_7d21de32.jpg

Учитель задает вопрос: Ребята, как вы думаете, какие виды наказаний существуют за правонарушения?

Предполагаемый ответ учащихся: штраф, арест, исправительные работы, конфискация имущества и др.

Учитель : Молодцы! Вы назвали большую часть наказаний. Посмотрите на слайд и запишите себе в тетрадь недостающие виды наказаний.

hello_html_m24669189.jpg

Первичное закрепление материала ( 3 мин)

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам закрепить полученные знания и выполнить задание. Вам необходимо классифицировать указанные противоправные деяния на проступки и преступления.

Задание № 1: Классифицируйте перечисленные противоправные деяния на проступки и преступления.

торговля с рук в неустановленных местах;

невыполнение договора;

неоплаченный проезд в транспорте;

вымогательство;

повреждение телефона-автомата;

мошенничество;

Предполагаемый ответ учащихся:

К проступкам относятся: торговля с рук в неустановленных местах; невыполнение договора; неоплаченный проезд в транспорте; повреждение телефона-автомата. К преступлениям относятся: грабеж, кража, вымогательство, мошенничество.

Систематизация и обобщение знаний(5 мин)

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Теперь я предлагаю вам выполнить еще одно задание. Но для начала вам нужно поделиться по парам. Делиться будем очень просто: с кем сидим, с тем и выполняем задание. А вот какие именно ситуации вы будете разрешать, зависит только от вас. Сейчас вы сами вытянете себе задание. Вам необходимо определить вид правонарушения и ответственность за него. На задание вам отводится 3 мин. После выполнение, вам необходимо ответить на 2 вопроса и аргументировать, почему вы ответили именно так.

Задание № 2. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует.

1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок; штраф).

2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок; штраф).

3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданский проступок, возмещение причиненного вреда ).

4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление; ограничение свободы - арест).

5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок, лишение права быть присяжным заседателем).

Организация домашнего задания (1 мин)

Учитель : Вы большие молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Дома вам необходимо заполнить таблицу виды правонарушений, опираясь на материал учебника со стр. 120-121. Это задание поможет вам еще больше разобраться с сегодняшней темой, подготовив вас к следующему уроку.

Подведение итогов(2 мин)

Учитель: Мы познакомились с темой, которая касается правонарушений и юридической ответственности. Надеюсь, знания, которые вы сегодня получили, будут для вас полезными. Теперь вы грамотные люди ещё и в сфере юриспруденции. Вы можете спокойно классифицировать деяния по направленности, вынести меру наказания за то или иное деяние. Своей работой вы меня сегодня порадовали. Есть ли у вас вопросы по нашей теме? (если есть, ответить на них). Всем спасибо за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правонарушения и юридическая ответственность.

Цель: Расширить представления учащихся о нормах российского законодательства, через работу с юридическими источниками и рассмотрение правовых ситуаций.

Задачи урока: Образовательные: сформировать знания и представления о правонарушении и видах юридической ответственности; Развивающие: развивать умения и навыки учащихся работать в группе, работать с документом, с текстом учебника, получения и анализа информации, делать выводы, умения применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач; Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся правового самосознания, уважения к правовым нормам.

Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: основные термины по теме, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения, характерные черты и признаки правонарушений. Уметь: различать виды правонарушений и юридической ответственности, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, осуществлять поиск социальной информации по теме урока, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Используемые на уроке образовательные технологии : технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология критического мышления, личностно-ориентированное обучение, работа в группах, метод кластера.

Тип урока: урок изучения нового материала

Постановка проблемного вопроса: варианты учащихся, с помощью учителя – формулировка: «Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? Слайд 2.

3.Изучение нового материала

План изучения нового материала: слайд 3 1) Правонарушение и его признаки. 2) Виды правонарушений. 3) Юридическая ответственность. 4) Виды юридической ответственности. 5) Презумпция невиновности.

А). Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействии. Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается. Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права. Примерные ответы: Примером действия может служить: -превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - нанесение телесных повреждений. Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов; - неуплата за проезд в общественном транспорте.

Б). Общественная опасность (вредность). Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.

В). Виновность, т.е. деяние, предполагающее наличие вины. Вина- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам. Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям. Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Гражданин Ревякин В., ограбил прохожего. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.

Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?

В первом случае гражданин Ревякин явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором - нет. Таким образом, вина может быть выражена в различных формах: (запись в тетрадь). Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.

Учитель формулирует определения понятия : Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица. Слайд 6. Теперь запишем данное определение.

2) Виды правонарушений. По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды: преступление и проступок. Слайд 6.

3). Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Слайд 12. Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания? Ответы учащихся. 4). Виды юридической ответственности. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов.

Работа в группах. Учащиеся делятся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 1) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности члены групп должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте (раздаточный материал 2). Слайд 13. В шаблоне таблицы они отмечают название вида ответственности, характеристику и наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности. Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы учащиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу.

Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя ( приложение 2). Слайд 14.

Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления. Частично уголовная ответственность наступает с 14 лет, в полном объеме – с 16 лет. Административная – с 16 лет, дисциплинарная – с 14 – 16 лет, гражданская – с 14-16 лет частичная, с 18 лет – полная ( приложение 3).

5). Презумпция невиновности. Работа с текстом учебника ( стр. 86.). Слайд 15.

4. Закрепление изученного материала.

Выполнение задания №2 рубрики в классе и дома (устно, стр. 86-87 учебника).

Решение проблемного вопроса: Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока. О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества? Слайд 16

5. Рефлексия. Подведение итогов. Слайд 17 Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением выбирая фразы:

Сегодня я узнал… Было интересно… Меня удивило… Теперь я могу…

Выставление учителем оценок за работу на уроке.

6. Домашнее задание: параграф 10, прочитать и проработать, знать значение терминов по теме. Слайд 18.


Одна из важнейших функций права – охрана существующих общественных отношений от различных нарушений норм права или закона со стороны граждан, организаций, органов власти, должностных лиц. Эту охрану можно осуществлять не только запретами и наказанием, а также воздействуя на сознание и волю потенциальных нарушителей.

Большинство людей выбирают для себя правомерный образ действий, то есть поступают так, как требует закон. Их поведение не содержит правонарушений, т.е. противоправных, виновных, общественно вредных деяний (действий или бездействий), за которые предусмотрена юридическая ответственность.

Можно выделить следующие признаки правонарушений:

Во-первых, противоправность деяний, то есть прямое нарушение существующих правил поведения;

Во-вторых, виновность деяния, представляет собой умышленное или неосторожное неправомерное поведение;

В-третьих, причинение вреда обществу, государству и гражданам. Необходимо отметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением;

В-четвертых, способность субъекта нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на преступления и проступки.


Преступления – это наиболее опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством. Их общественная опасность состоит в том, что они наносят вред самим условиям существования общества, наиболее важным общественным отношениям.

Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом РФ, считаются проступками.

В зависимости от объекта правонарушения, характера причиненного вреда и особенностей, соответствующих им правовых санкций проступки бывают:

– административные – они посягают главным образом на порядок государственного управления (например, нарушение санитарных правил, правил противопожарной безопасности, уличного движения и др.),

– дисциплинарные – это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины (например, опоздание на работу);

– гражданско-правовые – такого рода правонарушения состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, а также в причинении тем или иным субъектам того или иного имущественного вреда, (например, невыплата по кредиту).


Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. Юридическая ответственность – это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение.

К основным видам юридической ответственности относятся:

– уголовная ответственность – наступает за совершение преступлений, за покушение, приготовление, соучастие в совершении преступления. Для уголовных наказаний характерна большая суровость, чем в случае применения не уголовных санкций (лишение или ограничение свободы, лишение тех или иных специальных прав, крупные штрафы и т.д.). Признать виновным, назначить наказание может только суд.

– административная ответственность – применяется в случае совершения административных проступков. Наказание здесь, как правило, мягче (предупреждение, штраф, и др.). Административное взыскание может быть наложено не только судом, но и целым рядом других органов и должностных лиц (административными комиссиями, районными судами, органами государственной инспекции).


– дисциплинарная ответственность – наступает в случае нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины (замечание, выговор, увольнение). Для данного вида ответственности характерна еще большая мягкость санкций (наказаний), а также то, что взыскания применяются администрацией предприятия, учреждения, организации.

– гражданско-правовая ответственность – наступает за причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу граждан, за нарушение права собственности, авторских или потребительских прав, за неисполнение договорных обязательств и т.п. Специфической чертой гражданско-правовой ответственности является и то, что ее могут нести лица, не совершившие правонарушения (например, родители несовершеннолетнего или малолетнего гражданина);

– материальная ответственность – ее несут работники за ущерб, причиненный организации, в которой они трудятся. В большинстве случаев она ограничена частью оклада или заработной платы.

Кроме всего прочего, законом определены обстоятельства, которые исключают юридическую ответственность. К ним относятся:


– крайняя необходимость, то есть сознательное причинение определенного вреда в целях недопущение большого вреда;

– невменяемость посягающего лица;

– непреодолимая сила – чрезвычайное событие при данных обстоятельствах (например, стихийное бедствие).

Таким образом, институты правонарушения и юридической ответственности тесно взаимосвязаны и обеспечивают действенность правовой регламентации общественных отношений.

Читайте также: