Петрановская адаптация к школе

Обновлено: 02.07.2024

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


Продолжается запись в первый класс, стартовавшая в феврале. Многие родители будущих школьников (чаще всего мамы) активно занимаются подготовкой чада к школе. Идет поиск лучшего ранца, удобной и красивой школьной формы, обуви….


Лучшее, что может сделать сейчас родитель, — максимально снизить напряжение и дать ребенку время привыкнуть, поняв, что новая среда безопасна и интересна, — советует Людмила Петрановская.

Это когда ты изменился настолько, чтобы остаться самим собой, но при этом функционируешь в этой среде более эффективно.

Поэтому, подводя итог теме подготовки к поступлению в первый класс, отметим: не пугайте ребенка тем, что его жизнь первого сентября кардинально изменится, и не огорчайтесь, если он не может прочитать то или иное слово… Не внушайте своим тревожным поведением, что школа — это страшно.


Напротив, рассказывайте интересные и веселые истории из своей школьной жизни. Показывайте детские фотографии и не ускоряйте события! Пусть предстоящее поступление в первый класс будет праздником, а не стрессом!

Людмила Петрановская рассказала о том, как родители могут помочь ребенку в непростой период школьной адаптации.


Первые недели сентября — переходное время, когда основные силы школьника тратятся не на учебу, а на адаптацию к рабочему режиму. Такая работа отнимает много сил — как физических, так и психологических. Детские педиатры называют этот период феноменом третьей недели сентября.

Мы не можем заглянуть в будущее или оградить ребенка от всех трудностей учебного года, зато в состоянии поддержать его и сделать адаптацию к школе менее изматывающей.

Родители часто говорят, что дети ничем не интересуются, книжки не читают, уроки не делают, а только сидят в своих телефонах. Психолог Людмила Петрановская на лекции компании Nestle рассказала, что на самом деле дети любопытны от рождения, а вот учителя и родители часто отбивают у них охоту к познанию.

Он смотрит на облака и думает, на что они похожи, — это развитие. Он строит что-то, сочиняет, пишет стихи, ведет свой инстаграм каким-то интересным для него образом — это развитие.


Развитие происходит только в состоянии покоя. Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии: мы стараемся делать всё как будто на автопилоте. Только когда мы не боимся, что нас обидят, обзовут, накажут, только в этой ситуации появляется любопытство.

Для того чтобы детям было интересно, чтобы они учились, им должно быть не страшно. Наша образовательная система построена на фиксации ошибок


Очень важна и окружающая среда. Детям должно быть, во что играть, на что смотреть, чему удивляться и где получать впечатления. Для этого не нужно ходить по всем известным картинным галереям. Достаточно обычного мира, который нас окружает. И важно, чтобы дети могли пользоваться этой средой в свободном режиме. Сейчас вся жизнь ребёнка связана цепью специальных занятий, которые идут по определённому плану.

Если в группе детского сада сидит 20 детей и все они по одному образцу рисуют петушка — это не развитие. Это потерянное время. Гораздо полезнее для ребёнка просидеть, например, этот же час на корточках, наблюдая за червяками в луже.


Почему курсы подготовки к школе вредны для детей


После этого специальными методиками мерили познавательную активность у детей. Самая высокая оказалась в четвертой группе, а самая низкая — в третьей. Там родитель брал на себя инициативу и начинал руководить процессом, вносил много управления и тревоги. Познавательная активность для ребёнка была отравлена, потому что мама постоянно переживала, достаточно ли креативно он подходит к игре. А там, где мама показывала пример, ребёнок присоединялся и начинал с азартом играть.


— Почему мы так переживаем и боимся, когда ребенок идет в первый класс, и как снизить уровень тревожности? Насколько эта тревога оправдана?

— Все ли дети испытывают стресс, когда начинают учиться в школе? Как помочь ребенку пережить этот стресс?

— Стоит ли ругать ребенка за плохую оценку или невыполненное домашнее задание?

— Процесс обучения — это новые тропинки в сети нейронов нашего мозга. Появление этих тропинок может происходить только в состоянии покоя, что позволяет сказать, что процесс обучения проходит только тогда, когда мы спокойны. Поэтому ругать и запугивать ребенка — это худшая для него ситуация для появления мотивации к обучению. Когда мы начинаем злиться, что у ребенка что-то не получается, активно демонстрируя ему свои переживания, — тем самым еще больше провоцируем стрессовую ситуацию. Не надо концентрироваться только на оценках и домашних заданиях. Спросите, что ребенок сегодня узнал нового, поговорите о том, что еще интересного произошло за день. Он должен быть уверен, что нравится семье такой, как есть, независимо от школьных оценок.

На лекцию Людмилы Петрановской еще можно успеть записаться здесь .

Читайте также: