Песчаная учительница платонов краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Краткий пересказ

Мария увлекалась изучением географии, и уже в шестнадцать лет её отправили на педагогические курсы в Астрахань. После окончания обучения девушку определили учительницей в селе Хошутово, находившемся на границе с пустыней. Там Мария Никифоровна познала неприглядные стороны местной природы — песчаные бури.

Село было почти полностью покрыто песком, и каждый день жители очищали свои дома с помощью лопат. Мария Никифоровна прочувствовала настроение села Хошутово: уныние, смиренность, обремененность тяжким и бесполезным трудом.

Девушка жила в комнате при школе. Местный сторож очень обрадовался присутствию хоть какой-то компании и помогал молодой учительнице с обустройством.

Ученики посещали школу не каждый день. А с приходом зимы это место и вовсе зачастую оставалось без посетителей, ведь дети попросту не могли одеться по погоде из-за нищеты. Тяжелые условия существования довели крестьян до нищеты, голода, а некоторых — до смерти.

Мария Никифоровна, переживая из-за ненужности школы в подобном положении крестьян, пребывала в отчаянии. Но затем она придумала следующее: чтобы привлечь учеников, нужно обучать их тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница оповестила об этом местных крестьян, собрала подписи и отправилась в округ. Там ей выделили книги и предложили заняться преподаванием этой науки самой.

Спустя два года Хошутово изменилось: с помощью общественных работ местным жителям удалось огородить село защитными сооружениями, препятствующими распространению песка. Мария Никифоровна также решила высадить сосны у школы, чтобы увеличить количество урожая от посевов. Шелюгой же крестьяне теперь топили дома, а из прутьев делали предметы мебели. Жителям Хошутова стало легче жить, и теперь в школе всегда было полно народу: как детей, так и взрослых.

Ещё через год жителям села пришлось столкнуться с неприятностями: кочевники, которые приходили сюда каждые пятнадцать лет, запоздали, и к августу степь уже стала безжизненной. Вскоре явились тысячи кочевников, которые за три дня разорили Хошутово: не было ни сосны, ни воды.

Ощущая безысходность своего положения, Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников, но тот лишь оправдался желанием своих соратников выжить.

Отзыв

Автор: Татьяна Булычева

Автор: Самый Зелёный · Published 18.06.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 17.10.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 15.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Микропересказ : Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.

С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.

Усталый голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли.

Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.

Безветренная в этот час степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада.

Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян — всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.

Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.

Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.

Пересказал Сергей Симиненко. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

После окончания педагогических курсов в послереволюционное время двадцатилетняя Мария Нарышкина прибыла в Хошутово. Ее встретило бедственное положение живущих в заметаемом песком пустыни селении крестьян. Учить голодных раздетых детей было сложно.

Со временем молодая учительница поняла, что поселенцы смогут выжить только, если научатся выращивать защитные полосы. Под ее руководством были высажены кустарники, сосны.

Жить стало легче, пока через селение не прошли кочевники с огромными стадами скота. За три дня окрестности вновь стали пустынными. Из беседы с вождем кочевников Мария Никифоровна сделала вывод, что вины этого умного человека в случившемся нет.

Главный герой и его характеристика:

  • Мария Никифоровна Нарышкина — двадцатилетняя крепкая и мускулистая девушка, воспитанная вдали от грозовых военных и революционных событий, не утратила присущего молодости энтузиазма. Ее силы воли и мужества хватило, чтобы не только увидеть причину нищенского существования русских поселенцев в селении возле пустыни, но и помочь им.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Никита Гавкин — друг Нарышкиной и пророк новой веры в пустыне в селе Хошутове.
  • Ермолай Кобозев — друг Марии Нарышкиной и еще один пророк и исполнитель песчаной науки в Хошутове.
  • Вождь кочевников — умный, спокойный, опытный мужчина, принимающий с достоинством все трудности, встречающиеся на пути в сложных степных условиях рядом с пустыней.
  • Завокроно — заведующий окружного отдела народного образования по достоинству смог оценить выдающиеся способности Марии Нарышкиной.
  • Завгубоно — заведующий губернским отделом народного образования.

Марию Никифоровну Нарышкину из глухого небольшого городка, расположенного в Астраханской губернии, не коснулись военные и революционные события. Она была крепкой мускулистой девушкой, любила окружающую ее родные места песчаную пустыню.

Платонов

Автор: Андрей Платонов

Дома она наблюдала верблюжьи караваны, движущиеся в Персию, и с упоением читала книги по географии.

В шестнадцатилетнем возрасте отец-учитель привез Марию Никифоровну в Астрахань для продолжения учебы на педагогических курсах. За четыре года в девушке расцвела женственность.

По мере взросления испытала она любовь и неясную тревогу. А также были присущие молодости страдания, сомнения, вызывающие в душе даже желание самоубийства.

С окончанием учебы для двадцатилетней выпускницы закончился этот период жизни. Заведующий губернским отделом народного образования (завгубоно) перед собравшимися в зале девушками произнес речь о великом значении ожидающей их в будущем деятельности.

Отправили Марию Никифоровну в дальнее село Хошутово, рядом с безжизненной среднеазиатской пустыней ей предстояло работать учительницей.

Путь Марии Никифоровны проходил через пустынный тоскливый ландшафт. В знойный июльский полдень девушка впервые встретилась, в огромной раскаленной пустыни, с песчаной бурей.

Сильный ветер утих к вечеру. Вокруг снова расстилалось бескрайнее томящее взгляд море барханов. Мария Никифоровна добралась до Хошутово только вечером на третий день.

Песчаная учительница

Перед ней лежало селение, в котором было несколько десятков домов. Работать ей предстояло в земской школе, сооруженной из камня. Наиболее драгоценными, дающими жизнь сооружениями были глубокие колодцы.

Жителям приходилось ежедневно очищать селение от наметаемого с плоскогорий Памира мельчайшего песка.

Нарышкина увидела смирение и бедность отчаявшихся, сломленных пустыней крестьян, их бесполезный труд, так как песком селение засыпало ежедневно. Голодные, уставшие, павшие духом люди ждали покорно неизвестно откуда помощи.

Заселилась Мария Никифоровна в школу, где ей была отведена отдельная комната. Скучающий в одиночестве старик, исполнявший обязанности сторожа, с радостью помогал девушке обустроиться в ее жилище.

Обучение Мария Никифоровна начала спустя два месяца. Школу дети посещали плохо. Иногда из двадцати человек появлялось всего пять учеников.

Быстро наступившая ранняя зима была не менее ужасной в пустыне, чем лето. Снежные жуткие бураны окончательно измотали крестьян, погрузившихся в нищету. У детей не было обуви и одежды, они голодали. Перед Новым годом двоих учеников похоронили.

Мария Никифоровна, несмотря на мужественный характер и крепкое здоровье, стала терять уверенность. Она пыталась понять, сможет ли помочь этому вымирающему селению. Крестьян школа совершенно не интересовала. Они надеялись только вырваться из песчаного плена.

Постепенно учительница пришла к выводу, что основным учебным предметом должно стать привитие детям навыков преобразования пустынных участков в живые зеленые уголки. Крестьяне не стали спорить с ней, хотя и не поверили девушке.

Мария Нарышкина составила заявление, собрала под ним подписи жителей Хошутова, после чего отправилась в округ. Там в отделе народного образования отнеслись к идее молодой учительницы сочувственно, но отказали в выделении для ее школы педагога, могущего обучать песчаной науке.

Ей дали необходимые книги, поручив самой вести этот предмет. Порекомендовали прежде получить помощь участкового агронома. На этот совет Мария Никифоровна только горько рассмеялась, так как агроном ни разу не навестил бедствующее селение, проживая за сто пятьдесят верст от него.

Молодая учительница с трудом, но убедила жителей выходить на общественные работы осенью и весной. Работали они по месяцу добровольно.

Через год по периметру орошаемых огородов появились ограждения из шелюги (красной вербы). Эти же кустарники были высажены на границе селения и пустыни.

Рядом со школой планировалось обустроить сосновый питомник. Это дерево хорошо сберегает влагу после таяния снега, поэтому под сосновым пологом удается получать хороший урожай культурных растений.

Крестьянин Никита Гавкин особенно активно поддерживал все начинания Марии Никифоровны. Вместе с ним пропагандировал песчаную науку Ермолай Кобозев.

Если раньше жители Хошутова топили печи кизяком, то теперь им удавалось преодолевать недостаток топлива, используя стебли шелюги. Упругие прутья этого кустарника также послужили материалом для плетения корзин и даже мебели. Уже за первую зиму доход селения составил две тысячи рублей.

Пустыня начала зеленеть, жизнь крестьян улучшилась. В школу стали с удовольствием ходить вместе с детьми их родители на уроки, на которых Мария Никифоровна учила их жить в условиях пустыни. Учительница пополнела и еще больше похорошела.

В августе третьего года пребывания Марии Нарышкиной в уже преобразовавшемся селении старики ожидали стада кочевников. Они возвращались весной в степь около Хошутова каждые пятнадцать лет, чтобы покормить травой своих животных. Но в этот сезон кочевники запоздали, поэтому растительность уже высохла.

25 августа пришел колодезник, оповестив о приближении огромных стад животных, погоняемых кочевниками на тысячах лошадей. Спустя трое суток в округе исчезли посадки сосны и шелюги, иссякли колодцы. От нежданной беды Мария Никифоровна сначала металась, а потом отправилась к вождю кочевников.

Тот спокойно выслушал ее злые слова, а потом вежливо и с достоинством объяснил, что при недостатке корма всегда кто-то страдает. На угрозу учительницы о том, что она пожалуется Советской Власти, вождь ответил, что они живут в своей степи, куда не звали русских. Они пользуются травой своей родины, значит, не могут считаться преступниками.

Марию Никифоровну удивил ум и рассудительность вождя. Ночью она поехала в округ, чтобы доложить о сложившейся обстановке. Заведующий окружного отдела народного образования (завокроно) неожиданно предложил ей перебраться в Сафуту, так как обученные жизни в пустыне хошутовские крестьяне обойдутся уже без нее.

Изумленная Нарышкина узнала, что в дальнем глухом селе Сафута селятся кочевники, принявшие решение вести оседлый образ жизни. Постепенно их становится все больше. Есть опасение, что задернелые пески вокруг будут растоптаны и начнут засыпать село, отчего обедневшее население будет опять кочевать.

Если Мария Никифоровна научит культуре песков, осевших в Сафуте кочевников, то они не разбегутся, а значит, меньше будут страдать от их наездов русские поселения.

Девушка задумалась о своей молодости, желании выйти замуж. Неужели ей предстоит всю жизнь провести среди песков и диких кочевников. Потом вспомнила рассудительного умного вождя, поняла, как трудно выживают два народа рядом с безжизненными пустынями.

Мария Никифоровна решительно выразила свое согласие, пообещав спустя пятьдесят лет вернуться из Сафуты по зеленой лесной дороге. Пораженный Завокроно отметил, что молодая женщина способна повести за собой целый народ. А дело ее облагородит людей, которые смогут вырастить в пустыне деревья.

Кратко об истории создания произведения

Глава 2

Глава 3

Дети пропускают занятия, а зимой теряют интерес к учебе вообще. Взрослые тоже не ценят школу. Какой от нее прок. Два школьника умерли от голода и болезней. Тогда Мария решила, что школа станет центром борьбы с песком. В отделе образования ей посоветовали самой изучить эту науку.

Глава 4

Спустя год село изменилось. У Марии нашлись помощники – Никита Гавкин и Ермолай Кобозев. Общими усилиями посевы защитили зарослями шелюги (кустарника). Еще через год посадки укрепили соснами. Теперь влага держалась в земле. Урожаи выросли. Школа наполнилась детьми, ходили туда и взрослые.

Глава 5

На третий год пришли кочевники со стадами. Вся зелень была съедена. Вождь объяснил Марии: степь – их кормилица. Выжить хотят и крестьяне, и они. Мария поехала за правдой в округ, там ей предложили ехать в Сафуту, кочевничье село. Если людей научить жить в условиях песков, как в Хошутово, глядишь, кочевники станут крестьянами. Жалко Марии своей молодости, но и людей двух народов тоже. Она соглашается.

Сюжет

Молодая учительница из Астраханской губернии Мария Никифоровна Нарышкина едет в нищее село на песках Хошутово. Мария начинает борьбу с песком. Крестьяне сажают кусты (шелюгу) и сосны для защиты посевов от сухости и ветра. Урожаи растут, но всю зелень съедает скот кочевников. Однако люди уже знают, что делать с песком. Марию зовут в село Сафута: обучать кочевников жить по-крестьянски. Ей жаль людей – она едет.

Отзыв

В названии рассказа – судьба молодой самоотверженной учительницы. Она из учительской династии (ее отец – педагог). Выросла среди песков, и ее призванием стала борьба с ними. Мария – счастливый человек. Ее смысл жизни – помощь людям. Она не жалеет, что молодость проходит мимо, что у нее пока нет семьи. Ее семья – два народа в голодной степи. Тема молодых энтузиастов, которые трудятся на благо людей, борьбы с природой, нищетой, невежеством. Мария мечтает, чтобы выживание сменилось жизнью. Рассказ учит ставить перед собой благородные цели, думать не только о себе, но и о других, самопожертвованию, бескорыстию, смелости.

Читайте также: