Первичное знакомство с содержанием произведения в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Отношение ребенка к книге закладывается в младшем школьном возрасте. Я являюсь учителем начальных классов почти двадцать лет. С грустью наблюдаю за тем, что дети все меньше и меньше уделяют внимания чтению, не любят читать, почти не имеют книг дома и не стремятся их приобрести. Родители жалуются на то, что читать приходится заставлять. Ребенок через силу, уступая взрослым, прочитывает несколько страниц, почти не понимая и не вникая в суть прочитанного. Такое чтение не вызывает интереса, напротив, ведет к стойкому негативу к самому процессу чтения, к книгам. Такое положение дел не устраивает ни родителей, ни учителей. Ребенок ошибочно считает, что чтение – это нудное и неинтересное занятие и, поэтому, старается всячески избежать его.

Одним из способов привлечения детей к чтению, привития привычки читать, и не просто читать, а думать над прочитанным, получать удовольствие от процесса чтения - это глубокий анализ литературного произведения. Учу этому на уроках чтения. Наиболее целесообразным считаю изучать произведение постепенно, поэтапно. Для себя определила эти этапы следующим образом:

Рассмотрим более подробным образом данные этапы:

Автор рассказа. Дети знакомятся с автором произведения. Вспоминают, какие произведения этого автора они уже читали

Название произведения. Знакомясь с названием произведения, дети выдвигают предположения, о чем будет рассказ.

Жанр. После прочтения дети определяют жанр произведения.

Тема . Дети пытаются очень кратко, с помощью нескольких предложений сформулировать о чем или о ком данное произведения. Работа очень полезна для развития связной речи, умения кратко излагать свои мысли, видеть и вычленять главное в тексте.

План рассказа. Уметь разбить текст на маленькие логические части и озаглавить каждую - очень полезное умение. Оно помогает видеть текст , чувствовать его и готовит к подробному пересказу.

Мораль. Самый главный этап. Дети на данном этапе должны хорошо задуматься и ответить на несколько вопросов:

Чему же, собственно, учит данное произведение?

Что хотел сказать нам автор?

Для чего написано данное произведение?

Иллюстрация к рассказу . Это творческая работа сродни работе художника иллюстратора. Пожалуй, самый любимый учениками этап. Не всегда обязательный. Иногда практикую устную иллюстрацию. Иногда устраиваю конкурсы рисунков. Эта работа помогает сделать работу над рассказом более живой, наглядной. К тому же она способствует глубокому и вдумчивому повторному прочтению.

Вопросы . Дети делятся возникшими вопросами друг о прочитанном с друг другом. Иногда они возникают не сразу.

Домашнее задание . Может быть различным:

Обращение к толковому словарю и лексический разбор значений некоторых слов;

Подготовка к выразительному чтению;

Данная работа проводится постепенно, начиная с первого класса, по мере взросления детей добавляются все новые и новые этапы. К тому же она должна проводиться регулярно. Мне удобнее, если у детей будут заведены тетради , все этапы они фиксируют там.

Работая, таким образом, дети постепенно учатся глубоко разбираться в прочитанном, постепенно появляется интерес к чтению. Дети уже не подходят к чтению равнодушно, начинают думать, размышлять. Понемногу интерес к чтению увеличивается.


Полный текст материала Поэтапная работа над рассказом, 1-4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Как уже отмечалось выше, образная форма художественного произведения обусловливает необходимость целостного восприятия учащимися художественного произведения. В связи с этим в школьной практике стало традиционным начинать работу над произведением с чтения его целиком1 (в отличие от деловой статьи, которая допускает чтение относительно законченной части и ее анализ).

Широко известна важность выразительного чтения рассказа, басни, стихотворения для правильного восприятия содержания, а также яркого эмоционального воздействия текста на читателя. Поэтому произведение читает учитель или заранее подготовленный ученик. В это время книги у учащихся закрыты. Используются также фонохрестоматия, запись на магнитофонной ленте, фильм.

Практика убеждает в том, что некоторые тексты целесообразно читать на фоне музыки. Это усиливает степень воздействия произведения, способствует эстетическому развитию -.учащихся. Беседа после первого чтения ставит целью, с одной стороны, выяснить, какое впечатление произвело произведение на учащихся, а с другой стороны, заинтересовать детей в анализе текста и тем самым создать условия для активной работы на уроке. Руководствуясь указанными целями, учитель ставит вопросы, побуждающие детей высказать свое общее впечатление. Например:

1) Какой момент рассказа вам показался самым интересным? Почему? (или: какая часть рассказа вам запомнилась больше всего? Почему? Какую картину вы наиболее ярко представили, слушая рассказ? И т. п.).

2) Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в этом человеке? С кем из действующих лиц вы хотели бы поспорить? С чем именно вы не согласны?

3) Когда вам было особенно радостно (или грустно)? И т. п.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Художественное произведение представляет сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ дан в развитии. По мере развития сюжетной линии произведения образ раскрывается перед читателями все новыми сторонами. Данная особенность требует начинать работы над произведением с целостного его восприятия, т. е. с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом. Таки образом, путь работы над произведением выглядит следующим образом: первичный синтез - анализ – вторичный синтез. Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а также на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: 1) первичный синтез, 2) анализ, 3) вторичный синтез.

Первый этап (первичный синтез). Основные задачи: ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. Выяснение эмоционального воздействия произведения.

Второй этап (анализ). Задачи и содержание работы: установление причинно-следственных связей в развитии сюжета; выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему так поступил и как это его характеризует), раскрытие композиции произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка), анализ избразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой моивов поведения героев (что изобразил автор и как, почему выбрал те или иные факты) и т. п.

Третий этап (вторичный синтез) Содержание работы: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности произведения, оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства (что узнали нового, чему учит произведение, как автору удалось так ярко и увлекательно передать читателю свои мысли и чувства и т. п.)

2. Приёмы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения.

Для правильного восприятия содержания произведения учащиеся должны иметь необходимый запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности, поэтому если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей. Не менее важно в процессе работы, предшествующей чтению создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения.

задачи подготовительной работы:

1) расширить представления учащихся о явлениях и событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста;

2) познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;

3) подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения;

4) раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания будет затруднено.

Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Выбор приема подготовки зависит от имеющегося у детей жизненного опыта, уровня литературной подготовки характера произведения и других факторов.

Виды работ, при подготовке детей к восприятию:

— свободные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях;

— рассматривание картин и рисунков;

— прослушивание музыкальных произведений;

— викторина по книгам или произведениям автора;

— обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана в литературном произведении, и т.д

Планируя рассказ об авторе или беседу, о его жизни и творчестве, следует помнить о том, что этот прием целесообразен лишь в тех случаях, когда такие сведения имеют отношение к описываемым событиям.

Экскурсия организуется перед чтением произведений о природе для углубления конкретных знаний учащихся и формирования умения наблюдать и точно описывать явления природы.

В лесу, в поле, на реке можно не только увидеть изображенное автором в произведении, но и услышать то, о чем он пишет. Не научить детей слышать звуки леса, реки, неба — значит не научить их видеть природу во всей ее красоте. Если в ребенке не развито это умение, то восприятие художественного произведения о природе будет затруднено.

В зависимости от содержания произведения проводятэкскурсии в музеи, на производства. Во время таких экскурсий учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых, восприятие произведения будет затруднено, а также вводит вречь учащихся новые слова и выражения, которые встретятся в тексте.

Демонстрация фильмов позволяет наблюдать те явления, которые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре. Фильмобычно используется как введение в тему чтения для уточнения и систематизации имеющихся у детей представлений. Фильмы содержат богатый познавательный материал и способствуют как осознанному чтению, так и яркому эмоциональному восприятиюсодержания произведений.

В целях развития у детей умения выделять важные и существенные моменты фильма после его просмотра организуется беседа.Многиевопросы в этой беседе будут только поставлены, а ответы на них учащиеся получат из рассказа, который им предстоит читать. Такая ситуация позволяет повысить интерес к чтению, делает его более целенаправленным.

В качестве источника информации могут также выступить сюжетныекартины, предметные рисунки, иллюстрации и т.п.

Слушание музыки является хорошим средством подготовки к восприятию произведений большой эмоциональной наполненности. Программы по чтению и музыке для начальных классов дают большие возможности использования музыкальных произведений и отрывков перед чтением произведений о природе, исторических текстов,стихотворений, сказок.

Рассказ учителя присутствует, как правило, в комплексе с беседой. Значительно возрастает интерес к литературному произведению, если познакомить учащихся с писателем, рассказать о его любимых занятиях. Для этого наиболее аффективным методом является рассказ учителя. Рассказ позволяет экономно использовать время на уроке, доходчиво и эмоционально сообщить детям о писателе. Свой рассказ учитель обычно сопровождает показом портрета писателя, его книг разных изданий, что чрезвычайно важно в целяхпропаганды книги, воспитания любви к чтению.

Беседа возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать.

Вопросы для беседы подбираются так, чтобы все учащиеся могли принять в ней участие. При этом одни вопросы предполагают одинаковые ответы, другие — различные, третьи рассчитаны на сообразительность. Но необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей ответа не знают. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением. В процессе беседы может использоваться наглядность, а также речь учащихся пополняется новыми, незнакомым словами, которые встретятся в изучаемом произведении.

В том случае, если дети имеют достаточно представлений по теме чтения, читали подобные произведения, имеют личный опыт в данной области, вопросы ставятся в такой форме, которая позволяет детям дать ответ в видесвободного связного высказывания.

Подготовительная работа не является обязательной. Она не проводится, если тематика произведения близка и понятна детям, если подобные произведения читались детьми на предыдущих уроках.

Первичное знакомство с содержанием произведения.

Лирические произведения можно читать на фоне музыки, что дает эмоциональность восприятия. А сказку учитель должен рассказывать, при этом можно демонстрировать персонажей с помощью картинок или кукол.

При организации первичного восприятия лирических стихотворений иногда полезно использовать прием разночтения. При этом учитель читает стихотворение дважды, каждый раз с иной интонацией, а потом просит детей сопоставить интонацию(В каком случае вам больше понравилось? Почему?).

Для первого знакомства с текстом иногда используется комбинированный способ чтения (читают поочередно учитель и дети). При этом обычно учитель берет на себя чтение фрагментов такого рода:

- наиболее трудных для чтения с технической стороны;

- содержащих подтекст, который не всегда легко уловить младшим школьникам;

- кульминационных, наиболее важных для понимания произведения в целом.

Вслед за первичным восприятием проводится эмоционально-оценочная беседа, вопросы которой должны быть прежде всего направлены на выявление эмоционального отклика на прочитанное, на проверку понимания детьми общего смысла произведения. Такая беседа помогает выяснить, какое впечатление произвело произведение на детей, и заинтересовать их в анализе текста. Это создает условия для активности работы на уроке. В связи с этим учитель ставит перед учащимися вопросы, побуждающие высказать свое общее впечатление. Например:

- Какой момент рассказа вам понравился больше всего? Почему?

- Какая часть рассказа вам лучше запомнилась?

- Какую картинку вы наиболее ярко представили, слушая рассказ?

- Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в человеке?

- Когда вам было особенно грустно, радостно, смешно, страшно?

Первичное восприятие сказок лучше организовывать в форме рассказывания учителем, а стихотворений — в форме чтения наизусть.

Если первое знакомство с произведением проводится путем' чтения детьми про себя (что практикуется в IIIиIVклассах), перед этим учащимся дается несложное задание, которое помогает проконтролировать целостность восприятия. Например:

Прочитайте рассказ и подумайте, почему, он так назван?

Какие герои стали участниками описанных событий? и т.]

4.Анализ художественного произведения: сущность анализа, принципы анализа, аналитические умения, приемы анализа, направления анализа.

Вопросами сознательного чтения занимались Шереметьевский, К.Д. Ушинский, Воюшина М.П., Оморокова М.И. и другие.

В методике принято выделять следующие принципы анализа художественного произведения:

• принцип целенаправленности;
• принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;
• принцип учета потребностей ребенка;
• принцип внимательного отношения к тексту произведения;
• принцип единства формы и содержания;
• принцип избирательности;
• принцип целостности;
• принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование системы читательских умений, на совершенствование навыка чтения.

Читайте также: