Персонажи башкирских сказок для оформления в доу

Обновлено: 05.07.2024

Жили встарину в одном ауле старик со старухой, и у них был единственный сын Абзалил. Старик со старухой были очень бедными. У них не было ни скота, ни другого богатства. Вскоре старики умерли. Маленький Абзалил остался один. От отца ему досталась только охапка лыка. Однажды Абзалил взял охапку лыка и пошёл к большому озеру. Погрузил охапку.

В давние-стародавние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой старости. Спохватились однажды: жизнь-то прошла и ни одним ребенком их не одарила. Умрут они, и не будет никого, кто бы их помянул добрым словом. Сильно.

Когда-то, давным-давно, был старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Аминбека богатым торговцем. Однажды они дали сыну сто рублей и велели идти учиться торговать. Аминбек не хотел быть торговцем, а хотел получить знания в науках и искусстве. Аминбек пришёл в один город, переночевал в заезжем доме, а наутро вышел.

Был у одного старика единственный сын, очень, говорят, не любивший утруждать себя: что отец не велит сделать - он только в затылке чешет. Однажды отец сказал ему: - Сынок, у скотины корм кончился, съезди-ка на луг. - Там на дороге - яма, как наедешь - арба переварачивается. Не поеду, - отказался сын. Отец: - Коль.

В давние времена был один богач. Звали его Саранбай, и был Саранбай жадным и скупым. Вот как-то собрался он ехать на ярмарку. Встал спозаранку и начал думать, чего бы взять с собой в дорогу поесть. А чего только не было у него: и овец, и коз, и гусей, и кур — всего было ровно по тысяче голов. Муки у него тоже было ровно тысяча.

Заяц и лев

Жил в одном лесу лев, и не было от него житья остальным зверям. Когда невмоготу стало терпеть бесчинства злого льва, обитатели леса устроили большой совет. Решили они послать ко льву зайца, который обещал перехитрить льва. Пришёл заяц к злому льву и говорит: - Звери решили бросать жребий, кому твоей добычей становиться. Сегодня не.

В давние-давние времена жила собака. Она искала себе хозяина. Потому что жизнь ее была очень тяжела. Однажды отправилась она куда глаза глядят и пришла к берегу реки. Увидела она сидевшего на берегу волка и говорит: - Здравствуй, волк! - Зачем пришла?- спрашивает волк. - Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе, - говорит.

Был когда-то старик со старухой, и была у них дочь. Когда дочь выросла, старик со старухой стали задумываться: какого бы ей найти жениха? — Выдам ее замуж за самого сильного на свете,—сказал старик. И вот, чтобы найти самого сильного, старик отправился в путь. Пришлось ему как-то итти по льду. Лед был скользкий, старик поскользнулся и.

Почему у зайца короткий хвост

Как-то раз решил лев раздать всем зверям хвосты. Приготовил он много разных хвостов, чтобы каждому хватило, развесил их на деревьях и позвал зверей выбирать. Пришли звери за хвостами, а заяц увидел, какой лиса себе хвост примеряет, и захотел такой же - большой и пушистый. Да второго такого не было. Стал тогда заяц у лисицы хвост отбирать. Она и.

Популярное

Как видно из названия этогй категории, она посвящается такому жанру устного творчества, как башкирские народные сказки. Здесь собраны произведения устного фольклора из тех, которые по каплям собирались учеными в течение 2-х веков по деревням с башкирским населением. Поэтому на нашем сайте вы можете читать башкирские сказки онлайн абсолютно бесплатно. Список башкирских сказок отсортирован по алфавиту.

Популярные

Новые




Цель: прививать любовь и интерес к башкирским богатырским народным сказкам. Задачи: Образовательные: -расширять знания детей о башкирских народных сказках; -формировать умение слушать и понимать идею башкирских народных сказок, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок; -формировать представления о нравственных качествах (честность, доброта, отзывчивость) посредством башкирских народных сказок. Развивающие: -развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас; - развивать творчество, фантазию, воображение, артистизм; Воспитывающие: - воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, любовь к сказкам, книгам; -воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, бережное отношение к природе, ко всем живым существам.



Батыра от других персонажей сказки отличают такие черты , как храбрость, верность, честность и справедливость.


Героический сюжет связан со столкновением батыра с врагами и притеснителями людей, похитителями девушек и женщин (дэвом, аждахой)


Названия башкирских богатырских сказок Камыр-батыр Акъял- батыр Алп- батыр



Образ женщины-богатыря в башкирских сказках



Театрализованные игры, обыгрывание сюжетов богатырских сказок.



Беседы с детьми о сказках, о героях башкирских народных сказок, об их нравственных качествах.


Художественное творчество Развивает у ребенка творческие способности, помогает сформировать изобразительные навыки и умения, пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.





Башкиры- народ с богатым фольклорным наследием. С детских лет каждый человек любит сказки. Нет человека, который не любит сказки. В них отражается мечта народа о свободе, осуждается жадность, трусость, предательство и прославляются трудолюбие, доброта, подвиги мужественных, сильных богатырей- батыров, которые защищают свою родину и народ от злых сил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование сказки остается актуальным для любого человека, интересующегося историей, бытом, нравами, обычаями, творчеством народа. Поиски истоков народного героизма, мужества, патриотизма.Башкирские народные сказки бывают разные: богатырские, волшебные, бытовые и о животных. Изучение сказок позволяет раскрыть тайну их непреходящей идейно-художественной ценности. Они еще долго будут занимать ум, чувства и воображение. Сказки нам дороги, как Родина, как Башкортостан, как их творец – народ.

муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан

Исследовательская работа

Персонажи башкирских народных сказок

ученица 6б класса МОБУ

Руководитель:

Педагог - библиотекарь Ионова Н. И.

Зилаир – 2016 г.

I Теоретическая часть 4-8

1.1. Значение сказок 4

1.2. Жанровые группы башкирских народных сказок 5

1.3. Персонажи башкирских народных сказок 7

II Практическая часть (Приложение № 1, 2) 10

Список литературы 12

Мое знакомство с устным народным творчеством башкирского народа началось в семье и на уроках ОДНК. Я, узнала, что башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранними периодами в истории. Жанровый состав башкирского народного творчества разнообразен: эпос, легенды, предания, загадки, песни, пословицы и сказки. В этих произведениях отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, понимание справедливости и творческая фантазия.

Особое впечатление на меня произвели башкирские народные сказки. Башкирские сказки выражают национальные черты, быт и обычаи народа. В сказках действуют егеты (добрые молодцы) и батыры (храбрые воины). Они прекрасно владеют луком, то есть метко стреляют, совершают добрые дела, помогают людям, высмеивают зло притеснителей, рассказывают о тяжёлой жизни бедняков, сирот, восхваляют честность и великодушие, клеймят трусость, призывают к труду, также повествуют о различных чудесах.

Сказка – один из самых популярных видов эпического народного творчества. На протяжении многих веков она жила в устном исполнении, передавалась из поколения в поколение, поражая внимание слушателей поэтичностью фантастического мира, живущего по своим сказочным законам. Возникнув в глубокой древности, сказка в процессе бытования теряла одни черты, приобретала другие, включая в себя новые мотивы и образы. Всегда неизменными оставались народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости, воплощенные в сказках. Здесь добро обязательно торжествует над злом, жестоко наказываются коварство, насилие и измена, обличаются людские пороки и недостатки. Это и явилось причиной того, что сказка стала любимым чтением всех народов, а затем объектом исследования ученых.

Сказок великое множество и все они интересны по-своему. Героями сказок выступают животные, люди. Есть сказки, где они живут рядом. Мне захотелось, узнать более подробно о персонажах башкирских народных сказок.

Я поставила цель: Выявить различия башкирских народных сказок по действующим лицам. Считаю, что достигнуть цели можно, решив следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме

2. Выделить жанровые группы башкирских народных сказок.

3. Выяснить, как различаются сказки по действующим лицам – персонажам.

4. Подготовить вопросы к викторине на знание содержания башкирских народных сказок.

5. Провести анкетирование и выяснить значение сказки для обучающихся

I Теоретическая часть

1.1. Значение сказок

Изучение сказок позволяет раскрыть тайну идейно – художественной ценности. Они еще долго будут занимать ум, чувство и воображение. Сказки нам дороги как родина, как их творец - народ.

Сегодня можно найти немало сказочников. Они свои знания передают будущему поколению, с воодушевлением рассказывая народные сказки. В то же время сказки распространены и в подписных изданиях, имеются сценические и экранизированные варианты. Чтобы выявить, насколько нынешние дети заинтересованы сказками, мы провели у себя в школе анкетирование среди учащихся 6,7 классов, Учащиеся почти все любят сказки.

Приложение№2 Исследование сказки остается актуальным для любого человека, интересующегося историей, бытом, нравами, обычаями, творчеством народа. Поиски истоков народного героизма, мужества, патриотизма заставили многих историков, философов, писателей, выдающихся педагогов обратиться к изучению мировоззрения, нравственных и эстетических ценностей народа.

Среди многочисленных сборников и исследований I половины ХХ века выделяются труды Г. С. Виноградова, О. Е. Капицы, К. И. Чуковского. Они пришли к выводам о возможностях использования фольклора в воспитании ребенка. Есть исследования филологов и во II половине ХХ века. Работы В. П. Аникина, М. Н. Мамниковой, Э. В. Померанцевой посвящены устному народному творчеству, в частности детскому фольклору. ( Николаева С.А. учебник Детская литература Ст. УНТ с 20 М-2000)

Таким образом, философов в народных сказках привлекали изучение мировоззрения, эстетических ценностей, духовных идеалов, писателей – становления народных характеров, филологов – богатейший народный язык, стиль, поэтика языка, а для педагогов народные сказки открывали огромные возможности педагогического воздействия на подрастающее поколение.

1.2.Жанровые группы башкирских народных сказок.

Башкирские народные сказки бывают разные: богатырские, волшебные, бытовые и о животных. Остановимся поподробнее на характеристике каждого жанра.

Богатырские сказки

Их соотносят с героическим эпосом, близко примыкают в жанровом отношении к героическим сказаниям: сюжет осложняется в них традиционными сказочными эпизодами и подробностями. Эпизоды часто перекликаются со сказками других народов. Это следствие многовекового взаимодействия сказочного творчества башкир и родственных им по языку народов.

Основная часть богатырских сказок повествует о борьбе с чудесными противниками, чудовищами, о героическом сватовстве, об испытаниях, связанных с разными трудностями, задачами, поисками.

В бытовых сказках события происходят не в фантастическом мире полном чудес, как в богатырских и волшебных сказках, а в значительно приближенных и реальной действительности, житейских обстоятельствах. Часто содержание их носит юмористический и сатирический характер.

И, наконец, знакомые даже малышам сказки о животных. Они сочинялись в глубокой древности, бытовали наряду с мифами. В начале - это были интересные рассказы охотников о повадках зверей. Они воспринимались, как открытие характерных свойств животных, имели познавательное значение. Потом рассказы превратились в сказки. Интересно их комическое содержание. В природе животные различаются не по развитости ума, как люди, а по физической силе и образу существования. Все они по-своему умны, но ими управляет инстинкт. Но в сказках животные действуют по правилам человеческой жизни, что никак не соответствует правилам человеческой жизни, что никак не соответствует их естественному поведению. Это и создает комическую ситуацию.

Объединяют все сказки – фантастический вымысел, рожденный в народном воображении на основе древних мифологических представлений.

1.3. Персонажи башкирских народных сказок.

Все сказки различаются в основном по действующим лицам – персонажам.

В богатырских сказках, например, главным героем является богатырь (по башкирски, баhадир или батыр) – необычно сильный человек, который совершает величайшие подвиги, выступая против многоголовых драконов, Дэйвов (дивов) и других мифических существ, похищающих царевен и всячески вредящих людям. Каким бы злым и страшным ни были эти демонические силы, богатырь побеждает их и, в конечном счете не только освобождает царевну из неволи, но и приносит царству благополучие и покой, нередко сам становится к концу сказки добрым и справедливым царем.

Герой же волшебной сказки – обыкновенный человек. Это: младший, часто плешивый сын, прикидывающийся простаком; мальчик-пасынок или девочка сирота,; несчастная падчирица; похищенная чертями девушка; горемычная невеста; оклеветанная жена; мальчик, с чудесными способностями (например, умением отгадывать сны); заколдованный юноша; охотник; сапожник; купеческий сын и царевич. Обделенные или гонимые, они характеризуются не физической силой, а своей особенной добротой, готовностью оказать помощь всем (не только немощным людям, но и животным) кто в ней нуждается. За эту доброту и сердечность они одаривают волшебными предметами, к ним в трудных обстоятельствах приходят на выручку благодарные животные или другие чудесные помощники. Так в волшебных сказках добро побеждает зло, и униженный раньше герой обретает в конце высокое положение, счастье.

Героями бытовых сказок являются обыкновенные люди, но остроумные, находчивые и стойкие в своих устремлениях. Именно этими качествами характера они берут верх над противостоящими им людьми, тоже обыкновенными, но имеющими пороки: несообразительность или глупость, жадность, лень и т. д. С этим и связано юмористическое и сатирическое содержание многих бытовых сказок. Особенно смешны сказки, в которых находчивый герой одурачивает глупого Дэйва или шайтана - черта.

II Вывод

Таким образом, изучив литературу по данной теме, удалось выявить различия башкирских народных сказок по действующим лицам.

Выделяют 4 жанровые группы: богатырские, волшебные, бытовые сказки и сказки о животных.

Удалось выяснить, что в основном сказки различаются по персонажам. Так в богатырских сказках главным героем является батыр – необычно сильный человек. Герой же волшебных сказок обыкновенный человек. В бытовых сказках обыкновенные люди наделены остроумием. И, конечно же, в сказках о животных, главными героями являются животные.

Душа, человека, независимо от национальности, как и прежде, в прошлом открыта для поэтических очарований волшебных, бытовых сказок, сказок о животных и про богатырей. Чем поразительнее технические открытия, тем сильнее чувства, утверждающие людей в ощущении величия жизни, бесконечности их вечной красоты.

В сопровождении вереницы сказочных героев вступит человек в грядущее столетия. И тогда люди будут восхищаться искусством сказок о сказочных героях, которые стали вечными спутниками народа.

Изучение сказок позволяет раскрыть тайну их непреходящей идейно-художественной ценности. Они еще долго будут занимать ум, чувства и воображение. Сказки нам дороги, как Родина, как Башкортостан, как их творец – народ.

И сегодня можно найти немало сказочников. Они свои знания передают будущему поколению, с воодушевлением рассказывая народные сказки. В то же время сказки распространены и в подписных изданиях, имеются сценические и экранизированные варианты.

III Практическая часть

Приложение №1

В какое домашнее животное постепенно превратилась косуля в башкирской сказке.

Хитроумие и лукавство, какого животного напоминает лицемерного человека?

Алчный хищник, каким он является в природе, а в сказках зверь глупый, несообразительный, которого может обвести вокруг пальца не только лиса, но и лошадь – кляча или коза.

Кривоногий, остроумный зверек, который может обогнать зайца в башкирской народной сказке.

Зверь, поплатившийся своим длинным хвостом, за свою любовь к меду.

Ужасное животное, наводившее страх на всех, злобное и прожорливое, которого перехитрил заяц.

Друг, помощник сказочного батыра, обладающий необычайными способностями и сам предоставляющий себя в его распоряжение.

Многоголовое злобное существо, обладающее демонической силой.

Необычайно сильный человек, который совершает величайшие подвиги в башкирских сказках.

Приложение №2

Значение сказок.

56 учеников

29 учеников

Любите ли вы сказки?

Можете ли назвать персонажей башкирских народных сказок сказки?

Не уверены – 2 ученика

Не смог назвать персонажей сказок - 1 ученик

1 - ученик считает, что сказки надо не читать, а смотреть по телевизору

Не любят, но знают и могут пересказать- 3 ученика

Не уверены, что смогут пересказать – 4 ученика

Считает, что сказки читает очень редко, когда заняться нечем -1ученик

Лучше читать рассказы и повести – 2 ученика

Сказки читают в детстве, а с возрастом перестают – 1 ученик

Список литературы

1. Башкирское народное творчество 1987 – 1999, Уфа: Китап, 1990.-157 с.

2. Детский фольклор. 2 том. Уфа – 1996.- 189 с.

3. Литература и фантазия. Сборник детских небылиц и потешек. Москва – 1992. - 45с.

6. Гафури М. Произведения, Уфа -1954.- 105с.

7. Гильмеева А.М. О сказках и не только.2-е изд., - Уфа: Китап, 2005. - 208с.

Очень хочется вас познакомить с удивительным миром башкирских сказок более детально, так как эти сказки очень отличатся от европейских и скандинавских. Конечно, это субъективное мнение, но в них больше теплоты и доброты.

И так начнем. Сюжеты башкирских сказок можно разделить на 3 группы:

1) Главный герой сказок — это представитель животного мира, например медведь, лиса или заяц и т.д. Эти сказки выражают обычаи и устои башкирского народа еще в далекие времена, когда у каждого было свое тотемное животное. Медведь был одним из главных –им даже запрещали кого-то называть. А заяц, например, был воплощением доброты и щедрости.

2) Второй вид сказок – это сказки про богатырей, которые сражаются с мифическими врагами (драконами и монстрами). Герои отличаются, по мимо физической силы, еще храбростью и самопожертвованием. Стоит отметить, что у большинства героев есть история их необыкновенного появления на свет - это может быть колено бабушки, капля крови и тому подобное. Удивительно, но среди могучих воинов встречаются девушки, которые так же обладают невиданной физической силой.

3) И последнее – это волшебные сказки. Они рассказывает нам про удивительных существ, которые борются между собой.

И отдельно хочется отметить, что в сказках сохранился уклад жизни народа, а также те предметы, которым башкиры предавали особенное значение.

Вы когда-нибудь читали или слушали башкирские сказки? Каких героев вы знаете и про кого более подробно рассказать в следующий раз?

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентацию можно использовать на уроках основы духовно-нарвственой культуры народов России в пятом классе или на классных часах, в начальной школе по изучении ОРКСЭ,В начале дается материал для повторения по теме "Сказки".дадададададададададададададададададададададададададададададададададададададададададададададададада

Башкирские сказки Составила Гарифуллина В.А.учитель истории МБОУ СОШ№7 г.Туймазы

Башкирские сказки

Составила Гарифуллина В.А.учитель истории

МБОУ СОШ№7 г.Туймазы

Башкирские сказки 1.Кто является главным героем башкирских сказок ? 2.Перечислите, что умеют герои башкирских сказок? 3. О чем говорится в башкирских сказках?

1.Кто является главным героем башкирских сказок ?

2.Перечислите, что умеют герои башкирских сказок?

3. О чем говорится в башкирских сказках?

Перечислите виды башкирских сказок

Сказки: 1.Богатырские а 2.Волшебные б 3.Бытовые 4.Шуточные

В волшебных сказках присутствуют волшебные превращения – предметов, людей, зверей и птиц

Читайте также: