Пермяк отстающий мальчик краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 города Данкова Липецкой области

Составила - Балашова Маргарита Валентиновна

Цель занятия: понимание и объяснение нравственно-этических правил поведения героев произведения и обогащение нравственного опыта.

Задачи: познакомить с жизнью и творчеством детского писателя Е.Пермяка; развивать речь детей, расширять их словарный запас, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли; учить высказывать своё отношение к героям рассказа; учить эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, терпение, уважение к старшим .

Будут сформированы УУД :

предметные – умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение участвовать в обсуждении, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

личностные - наличие мотивации к творческому труду, готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

метапредметные - Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. Готовность осознанию строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование: презентация, выставка книг Е.Пермяка, карточки, карточки с пословицами.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Придумано кем – то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. Доброе утро вам , дети. .

II . Определение темы и целей занятия.

1. Определить, чей портрет. Назвать писателя.

В.Осеева, Н.Носов, В. Сутеев, В. Драгунский, Е.Пермяк. Что объединяет этих людей? ( Все они пишут про детей)

Какой портрет вам незнаком?

Имя этого человека мы узнаем, разгадав кроссворд.

2. Разгадывание кроссворда.

Его фамилия стала названием моста.

Мальчик, сделавший чужую калитку своей.

Его рыбка придала вкус всей ухе.

Мальчик, укротивший ножик.

Он стал дедовыми очками.

Имя мальчика, ставшее названием пшеницы.

Что получилось в выделенной части?

Какие рассказы Евгения Пермяка вы читали к уроку?

О чём эти рассказы? (О добрых поступках детей).

Какая тема урока?

Чему будем учиться на занятии?

III . Содержание занятия.

Составление паутины ассоциаций.

Работа в группах.

Запишите ассоциации, связанные с именем Евгений Пермяк.

( Писатель, сказочник, рассказы, сказки, дружба, труд, трудолюбие, мастерство)

Построение паутины ассоциаций на доске. ( Обсудили в группах, один ученик из группы зачитывает)

2. Рассказы учащихся о Е.А.Пермяке.

Проработать статью и ответить на вопросы.

Как проходило детство Е.А.Пермяка?

Настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982) — Виссов. Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми на Урале. Он родился в семье почтового служащего. Отец его умер, когда ему было 3 года. Нелегко было матери воспитывать сына. Детство провел в Воткинске в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии, овладел несколькими ремёслами.

Что полюбил он с детства?

В детстве и юности Е.Пермяк с матерью часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.
Ещё мальчиком он полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями. В Воткинске он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное и стал писать свои первые заметки и стихи.

Как началась писательская деятельность Евгения Пермяка?

О чем писал Пермяк?

На какие вопросы находят ответы в сказках Пермяка?

Что воспевает писатель в своих сказках?

Евгений Пермяк писал для читателей разных возрастов. Но больше всего — для детей. Читателям нравились научно-популярные рассказы и литературные сказки Пермяка. Герои его книг – обычные люди, они учатся и трудятся, горюют и радуются, не хвалятся подвигами и не боятся опасностей. Как детский писатель он стал известен в конце 40-х годов XX века. Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он их считал основой литературы для детей. В его сказках присутствует реальная жизнь, она лишь облечена в форму сказки, где действуют злые и добрые персонажи, где между ними всегда происходит борьба и где всегда побеждает самый добрый, самый умный и умелый.

Фольклорные образы в сказках понятны детям самого разного возраста. Трудолюбие, доброта, самобытность, внутренняя красота простого человека восхищают не только ребёнка, но и взрослого. А язык сказок предельно прост и лишён вычурности.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать малыш, если читает литературные сказки Евгения Пермяка вместе со своими родителями. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках звучат очень современно и поучительно.

В нём всегда жил учитель, наставник. Никогда не было в книгах писателя скучных поучений, унылой назидательности, укора.

Кто повлиял на писательскую деятельность Пермяка?

Последние 20 лет жизни писатель предпочитал работать над серьезными романами о современной ему жизни. Книги его, особенно сборники сказок, стали столь популярными у читателей, что Евгений Андреевич и его супруга официально поменяли фамилию Виссов на Пермяк.

Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

ТРУД- работа, занятие, учебный предмет, деятельность человека.

Слово труд довольно часто встречается в нашей жизни.

Найдем в словаре значение этого слова.

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда(трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать).С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).

4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду. В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием.
Евгений Андреевич Пермяк говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”.

Для юных читателей он отдал много сил и таланта. Его произведения увлекательны, наполнены живой фантазией, увлекают детей в мир, где воспеваются главные достоинства человека: доброта, умение, труд, мастерство.

И девизом нашего урока будет пословица, созвучная этим словам. Соберите ее.
( На доске слова: красит, а, солнце, человека, землю, труд) Землю красит солнце, а человека — труд.

2. Викторина по рассказу. - Чего не знала Танюша?( Что такое черенки) - Что принес отец? (Пучок зеленых прутиков) - Чему удивилась Таня? (Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? - Как отнеслась Таня к папиной затее? (Сама решила смородинку вырастить.) - Легко ли девочке было посадить смородинку? (Повыдергала лопухи да репейники, дёрн сняли, комья разбили) - Для чего решила вырастить смородинку?

- Кто помогал Тане? - Какой была Таня? ( Таня была работящей, трудолюбивой девочкой.)

- Как автор относился к девочке?

- Какие чувства испытывала Таня, когда смородина выросла? ( Осталась довольна, что вырастила сама. И люди радуются, глядя на девочку. )

3. Работа с пословицами. Какие пословицы могли бы заменить заголовок рассказа?

Без труда нет плода. Всякое уменье трудом дается. Делу - время, потехе – час. Дело мастера боится.

4. Обобщение.


Евгений Андреевич Пермяк (настоящая фамилия Виссов, 1902 — 1982) — русский писатель, драматург.

К жанрам детской литературы начал активно обращаться после Великой Отечественной войны. Был известен, как автор сказок и поучительных коротких рассказов. Читайте популярно-просветительские миниатюры Пермяка с иллюстрациями на нашем сайте.

Пермяк читать

Самое страшное — Пермяк Е.А.

Самое страшное

Поучительный рассказ о том, что может случиться с тем, кто всех обижает. Зло и плохие поступки не остаются ненаказанными! Самое страшное читать Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не…

Смородинка – Пермяк Е.А.

Смородинка

Рассказ о девочке Танюше, которая сама вырастила смородину из черенков. Для этого ей пришлось немало потрудиться: выдернуть лопухи, вскопать дерн, посадить черенки и ухаживать за ними. Но труды не были напрасными. Уже на следующий год…

Чужая калитка – Пермяк Е.А.

Чужая калитка

Поучительный рассказ о трудолюбии и бережном отношении к природе и другим людям. Дедушка важными советами и своим примером воспитывает в Алеше лучшие чувства. Чужая калитка читать Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За…

Хитрый коврик – Пермяк Е.А.

Хитрый коврик

Познавательный рассказ о том, что даже самое, на первый взгляд, неприметное растение может принести большую пользу. История учит искать применение самым обыденным вещам. Хитрый коврик читать Умной Машенька росла, да не все понимала. Пошла она…

Торопливый ножик – Пермяк Е.А.

Торопливый ножик

Короткий рассказ о том, как папа научил Митю аккуратности. Мальчик быстро строгал палку и получалось не очень ровно. Папа сказал, что ножик торопится и надо его научить терпению. Торопливый ножик читать Строгал Митя палочку, строгал…

Как Миша хотел маму перехитрить – Пермяк Е.А.

Как Миша хотел маму перехитрить

Рассказ о мальчике Мише, который не хотел признаваться в том, что сломал велосипед и разорвал рубашку. Он сказал, что колесо само отвалилось, а рубашка сама порвалась. Удалось ли Мише перехитрить маму? Как Миша хотел маму…

Как Маша стала большой — Пермяк Е.А.

Как Маша стала большой

Небольшая история о том, как девочка Маша хотела стать большой и наряжалась во взрослую одежду. Но все над ней смеялись. Но однажды Маша так чисто подмела пол, что все сразу заметили, как Маша повзрослела! Как…

Пичугин мост – Пермяк Е.А.

Пичугин мост

Поучительный рассказ о том, что такое настоящий подвиг. Так мальчик Сёма Пичуги построил мост через речку из бревна и жердей. И назвали этот мост Пичугиным. Много времени прошло с тех пор, мост заменили на каменный,…

Бумажный змей — Пермяк Е.А.

Бумажный змей

Поучительный рассказ о мальчиках, которые не умели дружить и договариваться. Из-за этого они не могли собрать и запустить воздушного змея. Бумажный змей читать Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго…

Про нос и язык — Пермяк Е.А.

Про нос и язык

Коротенькая история, в которой бабушка объясняет, почему у девочки Кати по два глаза, две руки и ноги, но только один нос и язык. Про нос и язык читать У Кати было два глаза, два уха,…

Для чего руки нужны – Пермяк Е.А.

Для чего руки нужны

Короткая история о том, как мальчик Петя рассуждал с дедушкой, зачем нужны руки… Для чего руки нужны читать Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука: — А для чего,…

Надежный человек – Пермяк Е.А.

Надежный человек

Поучительный рассказ про смелого мальчика Андрюшу, которого учительница научила быть заботливым и понимающим. Надежный человек читать На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он…

Первая рыбка – Пермяк Е.А.

Первая рыбка

Короткая история о первом улове мальчика Юры. Ему попался маленький ёршик, но все говорили, что уха получилась такой вкусной из-за этой рыбки! Первая рыбка читать Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой…

Филя – Пермяк Е.А.

Рассказ о мальчике Филе, который не хотел вникать ни в одно дело, а только хвалился, что все умеет. Однако ничего Филе не удавалось сделать хорошо. Филя читать Хвалился Филя, что он все может делать. Все…

Кто? — Пермяк Е.А.

Рассказ о том, как девочки спорили между собой, кто будет лучшей первоклашкой. У одной самое красивое платье, у другой портфель, у третьей пенал. Пошли они спрашивать у девочки Маше, кто же среди них лучшая. А…

Знакомые следы – Пермяк Е.А.

Знакомые следы

История о том, что всякое знание в жизни пригодится. Дедушка учил внука запоминать следы, да внук не особо хотел вникать. Однажды ребята заблудились в лесу и знание следов очень пригодилось Никише! Знакомые следы читать Никишин…

Удачливый рыбак — Пермяк Е.А.

Удачливый рыбак

Короткая история, в которой раскрывается секрет удачной рыбалки… Удачливый рыбак читать На реке Усолке трое взрослых рыбаков за одно утро еле-еле два десятка плотвы наловили. А паренек, сидевший поодаль, то и дело таскал рыбку за…

Птичьи домики — Пермяк Е.А.

Птичьи домики

Короткая история о том, как важно к каждому делу подходить со всей ответственностью. Мальчики решили стать строителями и принялись тренироваться на птичьих домиках… Птичьи домики читать Вася и Ваня ещё в третьем классе решили стать…

Новые имена – Пермяк Е.А.

Новые имена

Рассказ о том, как мальчики придумывали новые имена для своих щенков, которых им пообещал конюх Корней Сергеевич. Как мальчики не старались, а имена все-равно получились одинаковые! Новые имена читать У главного конюха, у Корнея Сергеевича,…

Дежурные сестры — Пермяк Е.А.

Дежурные сестры

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Рассказы по возрасту:

Рассказы по интересам:

Айога - нанайская сказка

нанайская сказка

Жил один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. Но загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо… Айога читать В роду Самаров жил один нанаец…

Новогодняя быль - Михалков С.В.

Михалков С.В.

История одной ёлочки, которая росла недалеко от дома лесничего. Однажды незнакомая сорока, прилетевшая летом неизвестно откуда, сказала ёлочке, что зимой её срубят люди. Ёлочка очень испугалась… Новогодняя быль читать В лесу, недалеко от дома лесничего,…

Пых - белорусская сказка

белорусская сказка

Сказка о том, как какой-то неведомый зверь напугал дедку с бабкой, когда они на город за репкой ходили. А внучка Аленка не испугалась и разглядела, кто это пыхтит под кустом. Пых читать Жили-были дедушка, бабушка…

Идэ - хантыйская сказка

хантыйская сказка

Мальчик Идэ остался сиротой и его растила бабушка. Вырос Идэ, но всего боялся. И решила бабушка отучить Идэ всего бояться, чтобы он смелым охотником стал. Идэ читать Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его…

Музыкант - Бианки В.В.

Бианки В.В.

Однажды старому медвежатнику сказали, что в лесу бродит медведь, он взял ружьё и пошел в лес. В лес он услышал необычный звук, он пошел на него и увидел, как медведь играет на расщеплённом грозой дереве……

Май - Соколов-Микитов И.С.

Соколов-Микитов И.С.

Рассказ о том, как прекрасна пора поздней весны: зелёною нежною дымкой накрылся лес, закуковали в зелёных рощах кукушки, зайцы радуются тёплому солнышку, прыгают, играют. Хорошо зверям и птицам в лесу! Май читать Не успеешь оглянуться…

По ягоды - Тайц Я.М.

Тайц Я.М.

Рассказ о том, как девочка Надя ходила с бабушкой в лес за земляникой. В первый день Надя ничего не принесла, все ягоды съела. На другой день она землянику в кружку собирала и дома угостила дедушку….

Всё здесь - Тайц Я.М.

Тайц Я.М.

Девочка Надя пошла с бабушкой в поле, где росла пшеница. Наде стало интересно, что здесь растет. Бабушка ей объяснила, что на этом поле растут будущие булки, баранки, пряники. Всё здесь читать Надя с бабушкой пошли…

Гляжу с высоты - Берестов В.Д.

Берестов В.Д.

Гляжу с высотыНа обиду.Теряю обидуИз виду.

Я ушел в свою обиду

Я ушел в свою обиду - Мошковская Э.Э.

Мошковская Э.Э.

Я ушел в свою обидуИ сказал, что я не выйду.Вот не выйду никогда,Буду жить в ней все года!И в обидеЯ не виделНи цветочка, ни куста…И в обидеЯ обиделИ щеночка, и кота…Я в обиде съел пирогИ…

Что это было? - Хармс Д.И.

Хармс Д.И.

Очень вкусный пирог

Очень вкусный пирог - Хармс Д.И.

Хармс Д.И.

Я захотел устроить бал,И я гостей к себе… Купил муку, купил творог,Испек рассыпчатый… Пирог, ножи и вилки тут —Но что-то гости… Я ждал, пока хватило сил,Потом кусочек… Потом подвинул стул и селИ весь пирог в минуту… Когда же гости подошли,То даже крошек не нашли.

1 - Котёнок по имени Гав

Котёнок по имени Гав - сказка Остера

сказка Остера

Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…

2 - Бременские музыканты

Бременские музыканты - Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…

Сутеев В.Г.

Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…

4 - Про Бегемота, который боялся прививок

Про Бегемота, который боялся прививок - Сутеев В.Г.

Сутеев В.Г.

Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…

5 - Ёжик в тумане

Козлов С.Г.

Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…

6 - Три поросенка

Три поросенка - Михалков С.

Михалков С.

Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…

7 - Про мышонка из книжонки

Про мышонка из книжонки - Джанни Родари

Джанни Родари

Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…

8 - Лисичка со скалочкой

Лисичка со скалочкой - русская народная сказка

русская народная сказка

Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…

Абрамцева Н.

Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…

10 - Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы

Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы - Стюарт П. и Риддел К.

Стюарт П. и Риддел К.

История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…

Главные герои и их характеристики:

Вова – грубый, балованный, эгоистичный, жестокий

О чем произведение:

Вова обижал окружающих людей и животных. Когда же он захотел общаться, никто не стал с ним разговаривать.

Сюжет — краткое содержание:

Вова вырос сильным и крепким. Он бил друзей, издевался над животными, не уважал взрослых, грубил и корчил рожи. Настал день, когда никто не стал с ним играть из-за его поведения. Мальчик стал одинок.

Понравившийся эпизод:

Очень грустно было, когда от мальчика отвернулись все близкие. Но Вова это заслужил. Надеюсь, что он исправится и вернёт доверие окружающих.

План произведения для пересказа:

  1. Мальчик Вова
  2. Грубость, кривляние, жестокость мальчика
  3. Близкие отворачиваются от Вовы
  4. Последствия плохого поведения

Главная мысль:

Все действия и поступки возвращаются бумерангом. Если ты обижаешь людей и издеваешься над животными, значит скоро станешь одинок и несчастен.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит доброте, созиданию, состраданию.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Из-за своего поведения Вова остался одинок. Это и есть самое страшное в жизни человека.

Новые слова и выражения:

Чулок – тканая или вязаная одежда на ногу.

Пословицы к произведению:

Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет века.

Одна голова и не бедна, да одна.

Одному жить — сердцу холодно.

Местом рождения Евгения Андреевича Виссова, более известного под псевдонимом Евгений Пермяк, долгое время считалась Пермь – по псевдониму писателя. Сегодня документально установлено, что родился он 31 октября 1902 года в городе Воткинске. О родителях мальчика мало что известно: и сам писатель о них редко поминал на людях, и документов о них изыскатели нигде не находят. Обычно удовлетворяются рассказом о том, что Виссовы жили в Перми, отец был почтовым служащим и умер от туберкулеза в 1905 году. Мать же по бедности вынуждена была отдать сына в Воткинск, на воспитание своим родителям и сестре – бабушке, дедушке и тётушке Жени. Правда, она периодически пыталась забрать мальчика к себе в Пермь, но всякий раз ненадолго.

В Воткинске Женя учился в церковно-приходской школе, потом в прогимназии, потом в гимназии… Когда грянула Октябрьская революция, гимназия стала школой второй ступени с производственным обучением. Предмет этот был столь важен, что в жизнь юноша вышел, основательно овладев пятью ремёслами: столярным, слесарным, сапожным, кузнечным и токарным. Запасся знаниями и умениями на всю жизнь.

Тогда же писатель женился. Супругу его звали Марией Константиновной. У них родилась дочь Ксения.

Когда началась Великая Отечественная война, Евгения Андреевича, как и многих других советских писателей, эвакуировали в Свердловск. Там он особенно близко сошёлся с Павлом Петровичем Бажовым, возглавлявшим местную организацию Союза писателей. По сказам Бажова драматург Виссов написал тогда несколько пьес. По совету же Бажова он стал сочинять сказки и книги для детей.

Последние 20 лет жизни писатель предпочитал работать над серьёзными романами о современной ему жизни. Книги его, особенно сборники сказок, стали столь популярными у читателей, что Евгений Андреевич и его супруга официально поменяли фамилию Виссов на Пермяк.

Евгений Андреевич Пермяк умер 17 августа 1982 г. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Примечание к биографии:

Фантастическое в творчестве:

Несмотря на то, что Евгений Пермяк являлся автором многих серьёзных романов, повестей и пьес для взрослых, прежде всего он стал известен благодаря сказкам и миниатюрам научно-популярного и нравоучительного характера для детей.


Алеша Карамазов с любопытством наблюдает за группкой что-то затевающих школьников в возрасте от 9 до 12 лет. Алеше нравится детвора, ему интересно с ней общаться. Он видит, что у мальчишек в руках камни. А за канавкой, у забора, стоит в одиночестве еще один мальчик лет девяти, явно враг этим ребятам. Бледный, болезненного вида, но со сверкающими гневом черными глазами. Он первый начинает обстрел. Смуров, белокурый румяный мальчишка-левша, отвечает ему камнем.

2. Надрыв в избе

3. Коля Красоткин

13-летний умный, отчаянный, самолюбивый любимец матери-вдовы Коля Красоткин умеет дружить, пользуется уважением ребят. В арифметике и истории он так силен, что мог сбить с толку самого учителя Дарданелова. Коля шалун, и любит поразить воображение друзей. Но держит себя в рамках приличий. Любит казаться взрослым, но обожает возиться с малышами, и переживает из-за небольшого роста.

Илюша смертельно болен. Он считает это наказанием за то, что дворовую собаку Жучку накормил хлебом с булавкой. За это с ним и старший друг Коля Красоткин поссорился. Илюше пришлось одному обороняться от мальчишек, терпеть презрение Коли и мучиться раскаянием. Теперь Коля пришел навестить Илюшу. И не один, а с Перезвоном. Той самой Жучкой! Он нашел ее и обучил смешным трюкам. Специально для Илюши. Перед встречей с умирающим мальчиком Коля с удовольствием беседует с Алешей. Тот относится к нему как к взрослому. От Алеши Коля узнает, как дорог Илюше. И как все ждут Жучку.

5. У Илюшиной постельки

Коля при встрече с Илюшей делает вид, что Жучки больше нет. А потом зовет лохматого, дымчатого Перезвона. Илюша мгновенно узнает в нем Жучку. Она осталась жива! Потрясение счастьем слишком велико. Илюша обнимает собачку.

Илюша в избытке чувств обнимает дорогих для себя людей – папу и Колю. Потом просит отца после его смерти взять в семью другого, хорошего мальчика. А его похоронить у камня, к которому они вместе ходили во время прогулок. Коля, скрывая слезы, уходит домой.

7. Похороны Илюшечки. Речь у камня

Убитый горем Снегирев украшает гроб сына морем цветов. Несут гроб мальчишки. Снегирев несет корочку хлеба. Илюша просил покрошить ее на могилке, чтобы созвать воробушков. Алеша видит вокруг себя милые, светлые лица школьников, говорит прощальную речь. О том, что никто из них не забудет этого дня, похорон бедного, храброго, доброго мальчика, который так жалел своего папу. И это чувство родства, общего горя, делает всех лучше. Надо брать пример друг с друга: быть великодушными, как Илюша, умными, как Коля, милыми, как мальчонка Карташов. Воодушевленные его словами, ребята чувствуют любовь к Алеше и бедному, храброму Илюше.

Сюжет

Кучка школьников забрасывает камнями бедного, но смелого 9-летнего Илюшеньку Снегирева. Они наказывают его за то, что оцарапал ножиком 13-летнего Колю Красоткина, популярного, независимого и умного мальчика гимназии. Юноша Алеша Карамазов заступается за Илюшу. Но Илюша швыряет камни и в него. Получив камнем в грудь, мальчик убегает. Алеша пытается узнать, чем провинился перед ним, мальчик лезет в драку, кусает его за палец. Постепенно выясняется правда: брат Алеши Дмитрий при хохочущей толпе унизил, таскал за бороду его отца, штабс-офицера Снегирева. Илюша целовал Дмитрию руки, умолял сжалиться, но зря.

После пережитого потрясения, а также от чувства вины за злой поступок (Илюша по наущению плохого человека накормил собачку Жучку хлебом с булавкой внутри), потерявший дружбу Коли Красоткина, получивший камнем в грудь, Илюша хворает. Он уже при смерти, когда Коля приводит к нему обученную трюкам собачку Перезвона. Илюша с радостью узнает в ней Жучку. Ребята хоронят Илюшу, и у камня, возле которого он любил гулять с отцом, клянутся вместе с Алешей быть добрыми, честными, беречь в памяти день похорон и чувство родства, единства между собой.

Отзыв

Читайте также: