Перечень профессий в школе

Обновлено: 06.07.2024

Список педагогических и психологических профессий с заработной платой и описанием:

Какие профессии в педагогике и психологии?

Профессия педагог подразделяется на профессию воспитателя дошкольного учреждения, учителя начальных классов, учителя-предметника в школе (учитель математики, учитель истории, учитель физики, учитель химии, учитель рисования, учитель танцев и т.п.), преподавателя в среднем учебном заведении и преподавателя в высшем учебном заведении. В педагогике особое место занимает специалист по методике преподавания или воспитания — методист. В педагогике есть раздел — дидактика — она дает точные технологические схемы подачи материала. Особняком стоит специальная педагогика — олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, фонопедагогика. Эти виды педагогов работают в учреждениях для детей с пониженным слухом, зрением и интеллектом и нарушением голоса. Всем известна профессия логопед. Логопед работает в детском саду, в школе, он может работать даже со взрослыми людьми, которые хотели бы, например, избавиться от нежелательного выговора. Очень близко к педагогике стоит детская психология и педагогическая психология. Психологи этих направлений помогают педагогике и педагогам обучать и развивать детей, а также понимать их и корректировать неадаптивные формы поведения детей. Профессия логопед комплексная профессия. Логопед работает не только с нарушениями речи, но и также и с нарушениями мышления, внимания и памяти ребенка. Полноправным участником педагогического процесса является школьный психолог. Школьный психолог — комплексный специалист, он проводит не только диагностику, но и психологическую коррекцию детей — на когнитивном, эмоциональном и личностном уровне. Он консультирует родителей и учителей. Педагогические профессии захватывающе интересны, трудны и требуют от человека психологической устойчивости и здоровья.

от 21 июня 2006 года N 03-1508

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России в целях социальной адаптации и сознательного выбора обучающимися старших классов общеобразовательных учреждений будущей профессии с учетом реальных потребностей рынка труда направляет для использования в работе "Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях" (далее - Перечень).

Новая редакция Перечня подготовлена Федеральным институтом развития образования с учетом предложений органов управления образованием субъектов Российской Федерации, полученных в процессе апробации предыдущего варианта.

Департамент будет признателен за предложения и замечания по дальнейшему совершенствованию Перечня.

Контактный телефон: 8 (495) 629-6979.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях (далее - Перечень), предназначен для организации профессиональной подготовки обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений на базе межшкольных учебных комбинатов, школьных учебно-производственных мастерских, учебных участков (цехов), учреждений профессионального образования, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Целью организации профессиональной подготовки обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений на основе данного Перечня является обеспечение социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к рынку труда, формирование у них положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии, гарантирующей трудоустройство.

Перечень составлен на основе Перечня профессий рабочих и должностей служащих для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений (письмо Минобразования России от 21 мая 2001 года N 511/13-13) с учетом результатов его апробации в субъектах Российской Федерации; Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) с дополнениями и изменениями, утвержденными постановлениями Минтруда России до 2004 года, и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (Минтруд России, 2002 год).

Перечень сгруппирован по выпускам ЕТКС и их разделам, включает профессии рабочих, которые востребованы на региональных и муниципальных рынках труда, не сопряжены с вредными и тяжелыми условиями труда, а также не требуют материально-технической базы повышенной сложности.

В Перечне указаны: наименования профессий рабочих и должностей служащих (графа 2), минимальное количество учебных часов для получения квалификации по профессии (графа 3), тарифный разряд (графа 4), который может быть присвоен после полного освоения программы обучения по конкретной профессии и сдачи в установленном порядке квалификационного экзамена. Тарифный разряд (графа 4) указан только для профессий рабочих. Приведенные в Перечне должности служащих относятся к 3-й категории.

Согласно Перечню профессиональная подготовка обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений может осуществляться на начальные тарифные разряды по профессии в рамках обозначенного минимального количества учебных часов.

По профессиям рабочих, для которых в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) не установлен диапазон тарифных разрядов, в графе 4 Перечня указано "б/р" (без разряда).

Профессиональная подготовка завершается сдачей обучающимися квалификационного экзамена по профессии. Лицам, полностью освоившим учебные программы и успешно сдавшим квалификационный экзамен, по решению государственной аттестационной комиссии выдается свидетельство государственного образца об уровне квалификации по профессии (приложение N 2). Указанный документ дает выпускнику общеобразовательного учреждения возможность трудоустроиться по полученной профессии, а также продолжить обучение по соответствующему профилю в учреждении профессионального образования или повысить свою профессиональную квалификацию в условиях производства.

Если объем учебных часов, выделяемых образовательным учреждением на профессиональную подготовку, меньше, чем предусмотрено Перечнем, по окончании обучения проводятся аттестационные испытания без присвоения тарифного разряда. При этом лицам, успешно прошедшим аттестационные испытания, выдается справка установленного образца (приложение N 3).

Профессии рабочих промышленных производств (объектов), подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзору), в Перечне выделены жирным шрифтом. Программы обучения по этим профессиям должны быть согласованы с органами государственного надзора в области промышленной безопасности.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут дополнять Перечень профессиями рабочих (должностями служащих), востребованными на региональных рынках труда и позволяющими организовать профессиональную подготовку обучающихся общеобразовательных учреждений в соответствии с действующим Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

Приложение N 1

ПЕРЕЧЕНЬ
профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная
подготовка в общеобразовательных учреждениях

Наименование профессий рабочих, должностей служащих

Минимальное количество учебных часов для получения квалификации по профессии

Кто работает в школе?

Что касается того, какие профессии, помимо учителей по предметам и руководителей в лице директоров могут состоять в штатных расписаниях школ, то эти специальности разделяют на три группы, а именно на такие, где:

  • Сотрудник непременно должен иметь педагогическое образование
  • Требуется другое специальное образование;
  • Работник может занимать ту или иную должность без наличия того или иного образования.

Относительно обязательного наличия у сотрудников школы образования педагогов, это такие школьные профессии, как:

  • завучи и заведующие воспитательными процессами;
  • секретари;
  • методисты;
  • лаборанты;
  • заведующие кружковой деятельностью;
  • библиотекари.

Название профессий с непрофильным образованием, но с обязательным соответствующим специальным образованием, это:

  • психологи;
  • школьные врачи или фельдшеры;
  • инженеры по охране труда;
  • медицинские сестры;
  • работники бухгалтерии;
  • повара и кондитеры;
  • электрики;
  • сантехники.

Профессии в школе, которые не требуют ни педагогического, ни любого другого специального образования:

  • завхозы;
  • садовники;
  • дворники;
  • уборщики помещений;
  • вахтеры;
  • охранники.

Впрочем, эти группы работников школьного образования имеют довольно условный, как перечень, так и градацию профессий, потому что эти учреждения могут быть, как государственными и муниципальными, так и частными, и в каждой из этих форм собственности могут быть те или иные отличия насчет требований к сотрудникам по поводу наличия образования.

Чем занимаются работники школьных профессий?

Если учителя занимаются преподаванием предметов школьного обучения, а руководители, являются организаторами всего того, в чем заключается работа в школе, то другие школьные профессии, а именно:

  • завучи отвечают за организацию учебы;
  • методисты разрабатывают расписание уроков, контролируют выполнение учебного графика и в случае необходимости осуществляют его корректировку;
  • лаборанты отвечают за работу соответствующих лабораторий;
  • заведующие кружками ведут соответствующую кружковую деятельность;
  • библиотекари отвечают за обеспечение школьников, как учебной, так и методической литературой, ведут учет и следят за сохранностью книжного библиотечного фонда;
  • психологи занимаются трудными детьми и их родителями;
  • врачи и фельдшеры следят за здоровьем учащихся и в случае необходимости оказывают первую медицинскую помощь;
  • следят за охраной труда в учебных заведениях и в случае выявления каких-либо нарушений запрещают проведение уроков до устранения угроз ответственные по технике безопасности;
  • медицинские сестры работают в
  • манипуляционных, выполняя предписания врачей и фельдшеров. Вплоть до манипуляций в виде прививок, причем, как учащимся, так и педагогам, а также всем работникам учебного заведения для их защиты от вирусных заболеваний;
  • что касается поваров и кондитеров, то тут все ясно, что они отвечают за здоровую и качественную пищу и кондитерские изделия;
  • относительно других профессий, начиная с электриков и сантехников и, заканчивая вахтерами и охранниками, то это специальности технических работников, которые занимаются соответствующими сферами деятельности под руководством завхозов.

По поводу того, будут ли школьные профессии для детей привлекательными, помимо учительских и директорских должностей, то, скорее всего, для младших и средних школьников они еще будут интересными, а для выпускников – нет.

Правда, потом они к школьным профессиям обратят свое внимание, после того, как не поступят в те или иные ВУЗы.

Поиск норматива для детальной

В каком документе указаны списки должностей подлежащих обязательному обучению по охране труда в обучающих организациях?. Я считаю достаточно обучить членов экзаменационной комиссии не менее 3 человек, / первый руководитель и инженер по ОТ обязательно/.

. п. 3.4. ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ/ Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

Я инженер по ОТ, создана комиссия из состава руководителей предприятия по обучению и проверки знаний по От у ИТР, это законно?

Цитата
Гость пишет:
Я инженер по ОТ, создана комиссия из состава руководителей предприятия по обучению и проверки знаний по От у ИТР, это законно?
Да, если руководители предприятия в составе комиссии, сами прошли обучение и проверку знания по ОТ в учебном центре. Как правило это программа 40-часовая, курс для руководителей и специалистов организации. Они имеют право в составе комиссии, по разработанным программам обучать и проверять знания, выдавать удостоверение, но уже от лица своей организации и лишь в ее пределах. Это практикуется часто, выходит накладно обучать всех руководителей и специалистов в учебных центрах, потому допустимо такое решение вопроса.
Цитата
Гость пишет:
А кто конкретно из членов комиссии проводит обучение ИТР?
Кто угодно. Кто-то вообще не проводит. Составляются нужная документация. Вот и все обучение.

А можно создать комиссию без обучения руководителя, но с обучением и составом комиссии не менее 3 человек, из работников ИТР для обучения работников?

Отвечаю на свой же вопрос:
Могут, согласно постановления минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. Гл. II. Порядок обучения по охране труда; п.2.3.2. "Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда."

Нужно ли согласовывать с кем либо это положение, или достаточно утвердить директором и все. Заранее спасибо!

скажите если я инженер по эксплуатации зданий и сооружений, и два мастера с участков, достаточно ли таких людей для создания комиссии?

Добрый день. Если наши сотрудники направляются на территорию заказчика, в командировку, для установки программы на оборудование заказчика, кто расследует несчастный случай, произошедший с нашим сотрудником на территории заказчика?
Если представители сторонних организаций приезжают в нашу организацию для обучения работе с нашим продуктом, кто расследует несчастный случай, произошедший с ними?Работу они не выполняют, только проходят теоретическое обучение.

где можно посмотреть перечень работ и профессий , по которым проводят специальное обучение безопасности труда в больнице и поликлинике

Можем ли мы комиссией предприятия по проверки знаний ОТ у работников, провести повторную проверку знаний у водителя автопогрузчика (у него имеется удостоверение из УЦ по профессии "автоэлектропогрузчик") или обязательное повторную проверку проходить в УЦ?
Должен ли у водителя автопогрузчика быть удостоверение машиниста-тракториста, если погрузчик используется только на территории предприятия?

Цитата
Людмила написал:
Можем ли мы комиссией предприятия по проверки знаний ОТ у работников, провести повторную проверку знаний у водителя автопогрузчика (у него имеется удостоверение из УЦ по профессии "автоэлектропогрузчик") или обязательное повторную проверку проходить в УЦ?
Должен ли у водителя автопогрузчика быть удостоверение машиниста-тракториста, если погрузчик используется только на территории предприятия?
Людмила наличие у водителей погрузчиков удостоверения машиниста-тракториста обязательно, если мощность погрузчика больше 4 кв., а повторную ежегодную проверку знаний можно делать и своей комиссией! Владислав,
Цитата
Владислав написал:
Отвечаю на свой же вопрос:
Могут, согласно постановления минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. Гл. II. Порядок обучения по охране труда; п.2.3.2. "Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда."
Какое Ваше мнение об этом, и как это трактовать: Гл.II Порядок обучения по охране труда: п.2.3.2. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально- технической базы.

у меня порядка 35 подразделений в которых от2 до 10 сотрудников. можно ли их учить комиссией своей организации из числа обученных в учебном центре. чтобы они проводили инструктажи на рабочем месте своим подчиненным?

Те сотрудники, которые в дальнейшем будут проводить инструктаж на рабочем месте со своими подчиненными, должны быть обучены в обучающей организации, как минимум, по 40-часовой программе.

Читайте также: