Перечень актуальных проблем по школьным олимпиадам

Обновлено: 03.07.2024

Сложившиеся ученые, обладающие хорошей репутацией в научном мире и приличным количеством публикаций в ведущих научных журналах, как правило, проявляют интерес к науке со школьных лет. В первые годы учебы (причем зачастую не только на школьной скамье, но и в детских кружках, и в результате самообразования) закладывается фундамент, который становится основой для будущих успешных научных изысканий талантливого ученика. Но можно проявить свои знания и умения и в школьном возрасте, и такую возможность в России дают предметные олимпиады.

В 2010 году Всероссийская олимпиада проводится по двадцати предметам: биология, история, французский язык, химия, право, астрономия, русский язык, экономика, немецкий язык, обществознание, физическая культура, английский язык, литература, физика, информатика, технология, экология, география, математика и основы безопасности жизнедеятельности. В список предметов, по которым проводятся Всероссийские олимпиады, также входит мировая художественная культура, но в этом году не запланировано проведение ее заключительного этапа.

Кроме того, большое желание получить официальный статус Всероссийской олимпиады имеется у организаторов олимпиады только осваивающегося в школьной программе предмета — основ православной культуры.

Согласно действующему в настоящее время положению Министерства образования и науки, Всероссийская олимпиада проводится в четыре последовательных этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. То есть для того, чтобы попасть на заключительный этап, школьник должен успешно выступить на региональном этапе.

Вместе с массой позитивных впечатлений автор настоящей заметки хотел бы выделить некоторые проблемы, касающиеся как проведения Всероссийских олимпиад, так и школьного образования России в целом.

На региональном этапе, который является предпоследним, во всех регионах школьники решают одни и те же задания. Затем по результатам этого этапа по каждому из классов выстраивается единая таблица, по которой отбираются участники на заключительный этап. Казалось бы, нет проблем, и данная схема отбора представляется вполне объективной.

Можно, конечно, возразить, что, мол, нет ничего плохого в том, что какой-то конкретный школьник съездил на неделю в другой город, тем более если речь идет об астрономии, к морю, в Анапу. Но, сознательно завышая баллы своим землякам, представители одних регионов преградили дорогу талантливым школьникам из других регионов, которые вполне были в состоянии показать на заключительном этапе Всероссийской олимпиады достойный результат и побороться за призовые места. Вот конкретный пример: команда Новгородской области в прошлом году отправила на астрономическую олимпиаду всего одного участника, но он получил диплом I степени, а в 2010 году этот регион отправил двух школьников, и оба также стали победителями.

Вместе с тем члены команды Воронежской области, в которую входит не один человек, что в прошлом году, что в этом без исключения входят в число аутсайдеров и о призовых местах могут только мечтать. Откуда же взялись у воронежских школьников очень хорошие результаты на региональном этапе?

Официально это связано со сменой сопровождающей компании сайта, но на деле выглядит в лучшем случае как банальное разгильдяйство, а в худшем как злой умысел.


Последнее предположение вполне имеет право на жизнь: год назад в конце апреля (под конец олимпиадного времени) сайт также не работал, а нетрудно понять, что в другое время года этот ресурс пользуется не такой большой популярностью.

Конечно, автора данной заметки можно упрекнуть в пристрастном отношении к астрономии. Но данный предмет уже несколько лет отсутствует в обязательной школьной программе, и в ходе олимпиады в Анапе этот факт с грустью констатировался не один раз.

При этом в школьной программе находится место такому предмету, как основы религиозных культур и светской этики.


Автор настоящей заметки считает, что отсутствие астрономии в школьной программе как раз приведет к тому, что через некоторое время уже не треть, а половина населения страны будут думать, что Солнце вращается вокруг Земли или, чего доброго, что Земля стоит на трех китах. Слабо верится, что люди, которые будут так считать, окажутся способны освоить инновационные технологии, о которых так много говорит руководство страны, или же продвигать вперед фундаментальную науку. Образованные же люди рано или поздно столкнутся с рядом проблем (низкая зарплата, отсутствие достойного финансирования, бюрократия и т. п.), которые будут мешать им нормально заниматься наукой в своей стране, как это уже сейчас происходит с победителями Всероссийских олимпиад 10–15 летней давности.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической .

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде ? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению иностранного языка учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках.

Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 4-5 класса. И уже к 7-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады. Одновременно с выявлением школьников интересующихся иностранным языком и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая работа будет результативна , если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний , умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольк их принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремится не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.


Участие в олимпиадах стало популярным способом поступить в вуз, минуя сдачу ЕГЭ. Чем более массовым оно становится, тем более очевидны различные недоработки. Призёр ВсОШ по обществознанию Александра Вайсберг рассказывает, с какими проблемами сталкивается большинство участников олимпиад.

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) — тот случай, когда хотели как лучше, а получилось как всегда. Олимпиада задумывалась как способ выявления, развития и поощрения талантливой молодёжи. Ставки здесь довольно высоки: победители и призёры заключительного этапа получают право поступления без вступительных испытаний в любой вуз страны, а также приятные бонусы в виде денежных премий, грантов и т. д.

Для многих школьников участие в олимпиадах стало важной частью жизни, источником уверенности в своих силах, способом поиска новых друзей (там проще найти людей, разделяющих твои интересы). Но столь же много и тех, кому оно принесло слёзы разочарования из-за проявленной по отношению к ним несправедливости, ведь когда на кону стопроцентное поступление (или премия, или рейтинг школы), всегда возможна не совсем честная игра. Поэтому я считаю эту тему важной для обсуждения.

Возможно, я далеко не идеальный автор для подобной статьи, потому что в так называемое олимпиадное движение я влилась сравнительно недавно, у меня за плечами всего один Всерос (то есть заключительный этап Всероссийской олимпиады). Однако мне есть с чем сравнивать, ведь я участвовала ещё и в перечневых олимпиадах (олимпиадах, проводимых не министерством образования, сейчас — просвещения, а вузами). К тому же в статье я буду не столько высказывать своё личное мнение, сколько обобщать претензии, которые выдвигают другие олимпиадники.

Организационные проблемы

Самое банальное и вместе с тем несправедливое — это списывание. Контроль за участниками на олимпиадах намного менее жёсткий, чем на ЕГЭ, поэтому пронести с собой телефон часто не составляет труда, особенно на школьном и муниципальном этапе. Казалось бы, мелочь, однако порой списавший может преградить дорогу честно готовившемуся человеку, потому что проходной балл на следующий этап зависит от результатов всех участников.

Кроме того, на олимпиадах не всегда проверяют паспорта участников, поэтому фактически вместо школьника задания может решить молодо выглядящий кандидат наук.

Более масштабная проблема, чем единичное списывание — массовые сливы олимпиадных заданий регионального этапа. В 2017 году попавшие в сеть задания по литературе, экономике и праву вызвали достаточно широкий резонанс, правда, в основном в сравнительно узких олимпиадных кругах. Но в итоге кроме обещаний каких-либо серьёзных мер Министерство образования не приняло.

Однако это важная проблема. Пронесённый телефон может и не пригодиться, потому что олимпиадные задачи не сводятся к формальным ответам на вопросы, которые можно загуглить, но заранее известные задания дают весомое преимущество перед другими участниками.

https://vk.com/typical_olimp

Особенно сложно приходится участникам олимпиад по социально-гуманитарным предметам, где критерии оценивания можно трактовать по-разному, но член жюри может напирать на то, что ответ участника должен в точности совпадать с ключами, иначе высокой оценки ему не видать.

В конце концов голодный, перенервничавший и измученный многочасовым ожиданием в очереди на показ работ и апелляцию школьник трясущейся рукой подписывает согласие с решением жюри. Из-за такого не очень дружелюбного отношения интеллектуальный праздник может превратиться в поле боя, отбивая у ребят желание участвовать в олимпиадах.

Все эти организационные проблемы хотя бы отчасти можно решить с помощью чёткой регламентации проверки и усиления контроля за проведением олимпиады. Проблемы, о которых пойдет речь далее, имеют более сложный и системный характер.

Образовательное неравенство

В столице нашей родины создана целая система олимпиадной подготовки: Центр педагогического мастерства проводит бесплатные занятия для кандидатов в команду Москвы, есть онлайн-курсы для подготовки к муниципальному этапу, Ассоциация победителей олимпиад организует кружки в школах. Широкие образовательные возможности в Москве дополнены солидными премиями — 150 тысяч рублей призёрам и 200 тысяч рублей победителям заключительного этапа.

В большинстве других регионов, в том числе и в Санкт-Петербурге, где живу я, ситуация несколько хуже. В первую очередь олимпиадников раздражает отсутствие или небольшой размер (справедливости ради надо сказать, что в Северной столице премии всё же выплачивают) материальных поощрений. Однако, на мой взгляд, это всё же не главное.

Проблема в гораздо меньшем диапазоне возможностей для одарённых школьников. Мало того что целенаправленная подготовка к олимпиадам в большинстве регионов не ведётся, многие учителя даже не знают о существовании ВсОШ. К примеру, некоторое время назад я решила проведать учителей в своей предыдущей школе, в руках у меня был диплом призёра Всероса, и педагоги начали с любопытством расспрашивать меня о том, что это за олимпиада, по каким предметам она проводится и т. д. А ведь это вполне себе нормальная школа в городе федерального значения, что уж говорить о деревнях и селах.

Источник:https://vk.com/typical_olimp

В итоге почти единственное (за исключением репетиторов или поступления в школу-интернат), что остаётся одарённому школьнику не из Москвы — это самоподготовка, в то время как его столичные коллеги будут заниматься под руководством вузовских преподавателей или студентов, имеющих опыт успешного участия в олимпиадах. Однако это ещё не все различия.

Положим, наш одарённый школьник из небольшого городка или посёлка всё сам разузнал про олимпиаду, нашёл в интернете учебники и задания прошлых лет и дошёл до регионального этапа. Теперь от Всероса и заветного диплома его отделяет только один шаг. Но не тут-то было.

По одной из этих причин они могут занизить участникам баллы. Тогда, если никто не наберёт проходной балл (определяемый Минобром после получения результатов от всех субъектов), на Всерос от всего региона поедет только один человек.

При этом команда Москвы чаще всего состоит из десятков школьников (для сравнения команда Санкт-Петербурга на Всеросе по обществознанию состояла из четырёх человек, Москвы — из 88), порой москвичи составляют больше половины всех участников Всероса (так, например, было на олимпиаде по праву в 2018 году).

Допустим, наш герой оказался настолько упорным и удачливым, что прошёл на заключительный этап. Дело за малым — надо подготовиться. Но так ли просто это сделать, если на естественно-научных олимпиадах есть практический тур, для подготовки к которому требуется специальное лабораторное оборудование, которое имеется далеко не в каждой школе?

На олимпиаде по обществознанию ситуация ненамного лучше. Во втором туре нужно выделить общую идейную основу трех различных текстов. Ни идейная основа, ни логика составителей задания не очевидны. Самостоятельно подготовиться к такому формату и понять, что хотят увидеть проверяющие, непросто, даже если человек обладает широкой эрудицией и хорошим логическим мышлением.

При этом из-за неправильно выделенной общей идеи можно потерять половину баллов. Кроме того, в третьем туре от участников требуется устное выступление, которое тоже оценивают по не совсем понятным критериям.

Самостоятельная подготовка к нему тоже затруднительна, потому что для объективной оценки так или иначе требуется взгляд со стороны. Получается, что олимпиадники из разных регионов находятся в неравных условиях, что противоречит самой сути олимпиады, которая должна была стать не в последнюю очередь социальным лифтом для старшеклассников из отдалённых уголков России, на которой всё должно зависеть исключительно от трудолюбия и способностей человека.

https://vk.com/typical_olimp

Предвидя возможную критику, заранее скажу, что я ни в чем не обвиняю москвичей, занимающих призовые места на олимпиадах. Они тоже приложили очень много усилий и достойны этих побед. Московское правительство не делает ничего предосудительного, выплачивая премии талантливым школьникам.

Вопрос в том, почему этого не делается в других регионах. Соглашусь, что при желании одарённый школьник может сам подготовиться, поступить в интернат, доехать до Москвы на рыбном обозе. Но разве время рыбных обозов и образования как привилегии избранных уже не прошло? Разве не стоит стремиться к равным возможностям для каждого?

Также я понимаю, что кому-то может показаться неуместным обращать внимание на столь незначительные проблемы как списывание и неравенство на олимпиадах, в то время как в некоторых школах туалеты на улицах, а в тюрьмах пытают людей. Но посмею предположить, что все это симптомы одной болезни, одни более, другие менее заметные, поэтому нужно говорить и о том, и о другом. По юношеской наивности я пока что верю в силу слова и в то, что общественное обсуждение способствует решению проблемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ

ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Как видно из вышесказанного, олимпиада изначально была нацелена на одаренных и талантливых школьников, на стимулирование их интеллектуальной деятельности и профессиональной ориентации, в то время как учащиеся, не прошедшие первый отборочный школьный тур, оставались без должного внимания со стороны не только организаторов олимпиады, но и школьных учителей, т. к. они не смогли показать высоких результатов по итогам проведенного интеллектуального испытания.

Подобного рода ситуация (невнимательное отношение к ученикам среднего звена) чаще всего имела отрицательный результат: у основной массы школьников вырабатывалось безразличное, а порой и негативное отношение к участию в олимпиадах, что не могло благоприятно сказываться на развитии олимпиадного движения в целом.

По мнению современных ученых, перед олимпиадным движением в системе образования на данный момент стоит ряд сложных и еще не решенных задач, которые мешают реализации идеи о всестороннем развитии каждого школьника. Основными проблемами проведения и организации школьных предметных олимпиад являются:

Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований.

Подобного рода проблема решается на более высоких уровнях, когда учащиеся доходят до финала. При проведении финального тура некоторые организаторы зачастую устраивают тематические игры, театрализованные представления по истории, обществознанию, культурологии, проводят выездные семинары и экскурсии. На начальных же этапах все эти виды деятельности считаются нецелесообразными, поэтому больший процент учащихся считают участие в олимпиаде однообразным и монотонным занятием.

Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами.

Отсутствие обратной связи организаторов олимпиады, а именно методистов, составляющих вопросы к турам, с педагогами и детьми снижает продуктивность проведения олимпиады ввиду отсутствия информации от учителей о сложности предлагаемых заданий для учащихся. Без связи с учениками-участниками и их преподавателями методисты в большинстве случаев ориентируются на учебные программы различных дисциплин, составляя задания, которые могут быть сложными или неинтересными для выполнения.

Акцент на соревновании, а не на взаимодействии между участниками. Ком-

муникативная изоляция участников.

Участников олимпиады в заключительных турах можно назвать диффузной группой, где каждый участник коммуникативно изолирован от остальных. Такая группа, по словам А. Н. Лутошкина, представляет собой песчаную россыпь… каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, “рассыпчатости” группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году.

Во многих школах на участие в олимпиадах учителями и директорами выдвигаются учащиеся, имеющие высокие показатели при изучении различных дисциплин. Таким образом, зачастую в обязательном порядке именно отличники и хорошисты становятся участниками олимпиад как по гуманитарным, так и по точных наукам. Желание участвовать в олимпиаде исходит не от школьников, а от администрации. Это делается для повышения уровня учебного заведения, но является большим минусом для самих учащихся, т. к. подобные действия воспринимаются школьниками негативно и снижают интерес участников к олимпиадам, а также препятствуют раскрытию способностей в определенной области ввиду усталости от количества необходимых и навязанных администрацией

Понижение интереса большинства школьников к участию в предметных олимпиадах.

Следствием всего вышеперечисленного является снижение интереса большинства школьников к участию в различного рода олимпиадах.

В данное время, как уже было сказано выше, наблюдается тенденция гуманизации как образования в целом, так и самого проведения школьных предметных олимпиад, где ведущую роль педагоги отводят не только выявлению, но и развитию способностей. В педагогической литературе выделяют следующие

1) интеллектуальные способности;

2) академические способности;

3) креативные способности;

4) организаторские или лидерские способности.

Все перечисленные виды способностей при правильной организации и проведении школьных олимпиад могут быть не только выявлены, но и развиты, но для этого необходимо решить один из важнейших вопросов: каким образом привлечь школьников к участию в олимпиаде добровольно? Ответ оказывается довольно простым: хорошо продуманная организация способствует появлению у учащихся мотивации к участию в подобного рода соревнованиях.

Мотивы, возникающие у школьников, А. И. Савенков предлагает класси-

фицировать следующим образом:

В процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей. Именно поэтому задания олимпиады необходимо выстраивать по дидактическому принципу от простого к сложному, чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических и креативных способностей ребенка.

В ходе проведения олимпиад учащимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников. В ходе подобного общения сам процесс участия становится не только увлекательным, но и необходимым для выявления и развития организаторских способностей. Педагогам, проводящим олимпиаду, необходимо осознавать всю значимость сплочения коллектива, организации тренингов и семинаров, командных работ, т. к. именно все это способствует развитию у участников мотивации происходящим процессом.

На ученике, представляющем на олимпиаде свою школу, муниципалитет или регион, лежит огромная ответственность. Для пробуждения мотива долга и чести необходимым условием является самостоятельное волеизъявление школьника на участие в соревнованиях. Если это участие будет обязательно-принудительным и навязанным администрацией учебного заведения, мотив долга будет заменен

На современном этапе в педагогической науке методологически недостаточно разработан и освещен вопрос проведения и организации школьных предметных олимпиад, особенно по тем предметам, которые не являются обязательными для изучения в школьной программе (экология, экономика и др.).

В настоящее время методистами олимпиады поставлена цель не только выявлять одаренных учащихся, но и посредством определенных методов организации способствовать развитию их способностей.

Для решения проблем проведения олимпиады организаторам предлагается учесть нюансы проведения школьных предметных всероссийских олимпиад.

2) Организация и поддержка обратной связи с учащимися и их преподавателями с целью получения объективного представления о прохождении олимпиады на местах.

3) Включение в программу проведения олимпиады форм групповых заданий и

При проведении финальных туров проектная деятельность школьников со всей России является неотъемлемой частью олимпиады. Работая в группах, учащиеся выполняют такие проектные задания, как, например, исследование храмов Москвы с последующим оформлением и изданием собственного журнала творческой группы. Подобного рода деятельность раскрывает креативные способности каждого участника.

4) Организация олимпиады на научной методологической основе с целью улучшения качества олимпиады.

В данный момент разработаны методологические рекомендации по организации олимпиады (в папке собраны необходимые нормативные документы федерального и регионального уровней по организации всероссийской олимпиады школьников). Ведущими специалистами по данной проблематике читаются доклады и публикуются статьи, с основными положениями которых я вас и познакомила.

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ

КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

(Организационные проблемы и пути их решения)

Кузнецова Т.В.,

учитель русского языка

Цели олимпиады

Проблемы проведения и организации школьных предметных олимпиад 1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований. 2. Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами. 3. Акцент на соревновании, а не на взаимодействии между участниками. Коммуникативная изоляция участников.

Проблемы проведения и организации школьных предметных олимпиад

1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований.

2. Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами.

3. Акцент на соревновании, а не на взаимодействии между участниками. Коммуникативная изоляция участников.

Проблемы проведения и организации школьных предметных олимпиад

4. Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году.

6. Понижение интереса большинства школьников к участию в предметных олимпиадах.

Виды способностей

Виды способностей

Каким образом привлечь школьников к участию в олимпиаде добровольно?

Классификация мотивов

Варианты решения проблем

Литература

1. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. М., 2013.

2. Теплов Б.М. Многопредметная образовательная олимпиада как диалектическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. М., 2014;

3. Шарапков А. Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. Рязань, 2013;

4. Т.В. Комарова. Организация и проведение школьных олимпиад. Вестник ПСТГУ V: Педагогика. Психология, 2011.

Читайте также: