Пелевин омон ра краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Омон Кривомазов был обычным мальчиком, который мечтал о небе. По этой причине он решил поступить в лётное училище, а затем был зачислен в космонавты и прошёл подготовку к полётам на луну.

Детство у Омона было заполнено различными космическими символиками: кинотеатр с названием Космос, фильмы с летчиками, мозаики на стене павильона с изображениями космонавтов в космосе, даже пионерский лагерь назывался Ракета.

… духом он устремлялся ввысь, и всё, что требовалось, никак не противоречило его совести, потому как она звала юношу в вселенную космоса и его мало интересовало, что происходит на земле.

В столовой пионер лагеря висел картонный звездолёт. Омон со своим другом по имени Митек решили взглянуть, есть ли кто-нибудь внутри звездолёта. Когда они заглянули во внутрь, то увидели там пластилинового человечка. При создании ракеты, начинали с этого человека. Он был слеплен, посажен на стул и облеплен вокруг себя картоном. Характерно то, что снаружи был прорисован люк, а с внутренней стороны люка, была стенка с циферблатами и отсутствовала дверь. Из-за этого, получилось замкнутое пространство, а то, что человечек был обклеен картоном, всё это ассоциировалось с тем, что человека лишили свободы.

В пионерском лагере Ракета приключилась ещё одна история. Однажды Омон, решил проползти в противогазе по длиннющему коридору и пришёл к интересному факту: Буквально преодолев пару метров его слезы закончились, и он стал искать любые мысли, которые могли бы придать ему сил продолжать ползком продвигаться дальше, так как одного лишь страха уже было маловато.

Аналогия напросилась сама: мысль, которая придает силы ползти, это коммунизм, навязанный советским людям, жившим в ужасающих условиях.

Частенько Пелевин работает, обманывая ожидание, как пишет Андрей Немзер о его творчестве. Аналогичный приём могут использовать и в жизнедеятельности насекомых, где герой может перевоплотиться либо в человека, либо в насекомого. Данный рассказ до конца разворачивается таким образом, что история о мистике: советская власть которая обманывает народ, что запускает в космические корабли якобы на автоматической тяге, а выясняется совсем иное. Немалыми силами создавалось всё для создания у жертв иллюзий, как будто они были на Луне. Зачем тогда государству все это нужно? Подполковник в училище утверждает, что они подготавливают достойных людей, а не простых лётчиков. Те люди, которые совершили подвиги, хоть и незаметные, необходимы стране.

Рассказ нас учит тому, что нужно иметь свою голову на плечах, а не слепо верить кому-то и навязанным им идеям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Омон Кривомазов

Детство у Омона выдалось сложное. Жил он у тети, а отца навещал по выходным. Мать потерял в раннем возрасте, потому смутно ее помнил. Тетке он был равнодушен. Она старалась, чтобы Кривомазов побольше времени проводил в пионерских лагерях и группах продленного дня.

Мальчик сильно увлекался авиацией: смотрел фильмы про летчиков и представлял себя на их месте. Тогда он понял, лишь невесомость может дать человеку подлинную свободу. После этого мальчик мало интересовался происходящим на земле.

Сюжет Омон Ра

Сначала кажется, что перед тобой обычная и клишированная история взросления мальчика. Он как все ходил в школу, имел свои интересы, мечтал о космосе. Вот только цена за осуществление мечты оказывается слишком высока да и вся окружающая реальность совсем не такая, какой казалась.

Омон Ра

Идеи рассказа

Первая треть книги завораживает своей открытостью и невинностью души. Безобидные мечты Омона о космосе, юношеские амбиции, все это разбивается в следующей части. Там показан правдивый советский мир. Мир, где люди просто расходный материал, а подвиг рассматривается как обыденность.

Юмор в произведении почти отсутствует. Есть доля иронии, но она очень узконаправлена и прямолинейна. Произведение больше угнетает читателя, показывая тот ужасный тоталитарный режим. Только при таком режиме возможен запуск ракеты “в один конец”, который противоречит всем концепциям гуманности. Ужасна даже не сама жертва космонавтов, а ее засекреченность. Правительство СССР просто не могло открыть миру правду о тех героях, что свершили этот подвиг. Именно по этой причине мы и не узнаем, правду ли написал Пелевин или нет.

Популярные сегодня пересказы

Издания

Дарья Заика

Перейти к подкастам Завтра

Книга состоит из пятнадцати частей, которые можно сгруппировать таким образом: детство (мечта), юность (поиск пути к достижению цели), зрелость (непосредственно осуществление задуманного). Последняя часть, (которая, по замыслу писавших аннотацию, должна всё объяснять) большим коричневым крестом перечёркивает происходящее в предыдущих. Финал — демонстрационно несуразный, в духе начала: сказалось увлечение сомнительными теориями о перерождении души.

Имя, которое даёт родитель главному герою, созвучно аббревиатуре ОМОН. Учитывая, что речь идёт о лунной программе, можно предположить, что действие происходит за 20–30 лет до появления отрядов полиции особого назначения. Такая межвременная, метатекстуальная связь — всего лишь один из элементов игры с читателем.

Вернёмся к предмету обсуждения. Унизительное описание реальных фактов с фантасмагоричными сценами оскверняет лётное училище им. Маресьева, пехотное училище им. Матросова, реальную Москву и более всего — отдельно взятого советского человека. Абсурдный и описанный до тошноты подробно эпизод с ампутацией ног, которая воспринимается, как само собой разумеющееся, как и весь якобы фальсифицированный космос под землёй — что это, если не низведение героических подвигов советских людей до примитивного шакальего злорадства либерального мышления?

В конце повествования герой выбирается из фальшивого космоса и естественное течение мысли автора как бы намекает, что после пережитых страданий Омона ждёт новая жизнь. Мысль о реинкарнации кажется крамольной и нарочито противоречащей нашему культурному христианскому коду, хотя ничего христианского в этой книге, конечно, нет.

Так много вопросов — сложно выделить главный, но мы попытаемся. Где же это, интересно, человека так размозжило, что он целый роман написал о невыносимости личного Бытия, поставив его в укор всему человечеству?

Омон Ра является одним из первых романов Виктора Пелевина и представляет собой историю про мальчика по имени Омон Кривомазов и его постепенном взрослении. Как говорит большинство литературоведов и критиков, роман является обличительный антипропагандой советской тоталитарной системы.

Тем не менее, столь однобоко книгу Пелевина трактовать не стоит вдумчивый читатель увидит множество религиозных и других символов, да и, по сути, тоталитаризм, который облегчает автор, является не только присущим сугубо Советскому Союзу, но и вообще - символ несвободы человека в этом мире, как таковой.

Он с детства мечтает о покорении космоса. Именно поэтому вся его жизнь наполнена различными косметическими символами, условная первая часть книги посвящена рассказу о его отдыхе в детском лагере Ракета. Тут Пелевин использует довольно много оригинальных метафор, в частности описывает ракету под потолком в столовой лагеря. Главный герой обнаруживает заключённого там пластилинового человечка - символ человека взаперти лишенного свободы.

Когда наступает нужный возраст, главный герой поступает в летное училище и оказывается в каком-то совершенно фантасмагорическом и во многом бутафорском учреждении. Во-первых, курсантам там отрезают нижнюю часть ног, для того чтобы они могли помещаться в космические корабли. Мало чему обучают, а всё обучение, которое имеется относительно космических полетов, представляет собой по большей части бутафорию и нелепость. Однако, как и подобает военным, они изучают танцы, в частности калинку. Понятное дело, что подобные ассоциации соотносятся с тоталитарным режимом, который требует от человека каких-то невероятных и зачастую нелепых подвигов, ради неизвестной цели. Курсантам отрубают ноги, для того чтобы они летали на самолетах, хотя в нормальном государстве могли бы изобрести более удобные космолеты.

Омон принимает участие в полете на Луну, как в итоге оказывается, ни на какую Луну они не летают, а речь идёт о павильонах съёмках этих полетов и про бутафорские характер полета сами космонавты порой ничего не знают. Омону а в итоге удается выбраться из этой системы, он выбирается сначала из своего лунохода, а потом и бежит, не без приключений, со съемочной площадки, где, такие же как он, специалисты несут свою вахту и снимают нелепое кино про покорение Луны и космических пространств, для того чтобы делать пропаганду ради остальных жителей страны и их не менее эфемерных целей.

В итоге из подземного бункера герой бежит в лабиринты метро и оказывается на московский станции метрополитена, где садится в поезд и бежит от своей прежней жизни. Финал автор оставляет открытым и неизвестно, какой путь дальше выберет главный герой. В отличие от, к примеру, книги Жёлтая стрела, где герой получает свободу, вырвавшись из системы. В Омоне Ра не совсем понятно останется ли Кривомазов частью этой системы или сможет сделать нечто радикальное. О возможности радикального поступка говорит подчеркнутое Пелевиным наличие стоп-крана рядом с картой путей метро, которую Омон разглядывает в заключительной части книги.

Также читают:

Рассказ Омон Ра (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Богатый ярославский помещик Петр Константинович Муромский, вдовец, отец взрослой дочери, проводит зиму в Москве. Это сделано по настоянию его родственницы Анны Антоновны Атуевой, присматривающей за дочерью Муромского Лидочкой

Однажды вечером в Монфермейле у трактира, который принадлежал семейству Тенардье, очутилась молодая женщина с тяжёлым дорожным мешком и маленькой трёхлетней девочкой на руках. Женщину звали Фантина, а её дочь – Козетта.

Жил в одном государстве владыка. Как-то раз, он захотел, чтобы его верные рыцари продемонстрировали, как они верны своему царю. Он предложил им прыгнуть с горы за своим кубком. Участвовать могли все: и храбрый воин, и простой житель

Омон Ра вобрал в себя все достоинства, присущие произведениям Пелевина. Непредсказуемый сюжет,глубокий смысл и оригинальность символики. Этот роман, как большинство пелевинских книг,оставляет читателю широкое поле для поиска трактовок.Омон Ра — это история о советском мальчике Омоне Кривомазове, с детства мечтающем о небе,который поступил в летное училище, а потом попал в отряд космонавтов, готовящихся к полету на луну.Но не стоит забывать, что автором этого произведения является концептуалист и постмодернистВиктор Пелевин, а это означает, что все не так просто. Более того, все очень и очень сложно.Как уже говорилось выше, интерпретировать этот роман можно по-разному. На мой взгляд, одной иззадач, которую ставил перед собой Пелевин при написании этого произведения, была попытка обличитьтоталитарную систему, существовавшую в Советском Союзе.

Космос, являющийся центральным образом вромане — это коммунизм.Детство Омона проходит в пространстве, до краев заполненном различной космической символикой:кинотеатр Космос, металлическая ракета, стоящая на сужающемся столбе титанового дыма, фильмы ипесни о летчиках, мозаика на стене павильона, изображавшая космонавта в открытом космосе,пионерлагерь Ракета. Все это очень напоминает вездесущие шедевры советского агитпропа, сулящиескорое светлое будущее.Герой-рассказчик Омон Ра понимает, что мира и свободы на земле не достичь:… духом я устремился ввысь, и все, чего потребовал выбранный мною путь, уже не вступало ни в какиепротиворечия с моей совестью, потому что совесть звала меня в космос и мало интересоваласьпроисходящим на земле.

В этой связи напрашивается аналогия с советскими людьми, которые радимифического светлого завтра (космоса), готовы не замечать блевотную действительность (Землю).Одним из ключевых для понимания романа моментов является эпизод с картонным звездолетом,висящим в столовой пионерлагеря. Омон и его друг Митек решили выяснить, есть ли кто-нибудь внутринего или нет. Оказалось, что там находится пластилиновый человечек. Когда ракету делали, начали сэтого человечка. Слепили, посадили на стул и наглухо облепили со всех сторон картоном. Но самоеинтересное, что там не было двери. Снаружи люк нарисован, а изнутри на его месте — стена с какими-тоциферблатами. Отсутствие двери, замкнутое пространство, обклеенное картоном,— все это невольновызывает ассоциации с тоталитарной системой, лишавшей человека свободы.

Также в лагере Ракетапроизошел еще один немаловажный эпизод. Омон, проползая в противогазе по длинному коридору,приходит к интересным умозаключениям. Еще через несколько метров мои слезы иссякли, и я сталлихорадочно искать какую-нибудь мысль, которая дала бы мне силы ползти дальше, потому что одногостраха перед вожатым было уже мало. Аналогии напрашивается сами собой. Мысль, дающая силыползти, — коммунизм, придуманный для советских людей, живущих в ужасных условиях (ползущих впротивогазе), на тот случай , если карательная система (вожатый) перестанет их пугать.Пелевин часто работает обманутыми ожиданиями, — пишет о его творчестве Андрей Немзер.Действительно, этот прием используется и в Жизни насекомых, где герои превращаются то в людей, то внасекомых, и в Желтой стреле, в которой лишь через несколько страниц становится понятно, чтодействие происходит в поезде, и конечно же в Омоне Ра.

Этот роман до последних страницразворачивается как история о мистификации. Советская власть обманывает свой народ и мировоесообщество, запуская в космос корабли на весьма своеобразной автоматической тяге , но в итогевыясняется , что даже и не в космос — огромные усилия производятся для того, чтобы создать у жертвывпечатление , будто она побывала на Луне. Так зачем же государству все это надо. Подполковник изучилища им. Мересьева говорит, что мы тут готовим не просто летчиков, а в первую очередь настоящихлюдей. Человек, готовый совершить подвиг, пусть даже и невидимый , по словам Урчагина, необходимстране, так как он питает её главную силу. Государство в Омоне Ра — это грандиозное мистическоебутафорское сооружение благодаря всепроницающему обману, где стираются все грани человеческойиндивидуальности и личность мыслится единицей всеобщего, топливом, нужным чтобы на далекой Луневзвилось знамя победившего социализма.Важную роль в романе играет музыка.

Неслучайно, несколько страниц посвещены диалогу Омона и ДимыМатюшевича о группе Pink Floyd. OVERHEAD THE ALBATROS было написано Димой на листе бумаги, который он повесил надсвоей койкой. Эти строки взяты из песни Echoes, которая может служить звуковой дорожкой ко всей книге.Одиночество и безысходность сквозят в музыке Pink Floyd. Образ одинокой птицы, летящей над огромнымокеаном, перекликается с сюжетом книги.Интересна композиция произведения. Весь роман показывает взросление Омона Ра. Его можноразделить на четыре части. Конец каждой из них ознаменован появлением супа с макароннымизвездочками, курицы с рисом и компота. Инициация Омона завершается тем, что он выбирается излунохода (отказывается от мечты о коммунизме), поняв сущность тоталитарной системы.

Но финалвсе-таки остается открытым, что характерно для творчества Пелевина. Однако надо было решать, кудаехать. Я поднял глаза на схему маршрутов, висящую на стене рядом со стоп-краном, и стал смотреть,где именно на красной линии я нахожусь.Что выберет Омон Ра. Нажать на стоп-кран или просто сменить маршрут. Ответа Пелевин не дает..

Содержание[ | ]

Содержание

Примечания

Примечания[ | ]

Повесть опубликована в 1991 году. Произведение читать интересно и в наши дни, ведь фарс и трагикомедия из нашей жизни никуда не исчезли. В основу сюжета легла история об Омоне Ра, юноше, с детства мечтавшем стать космонавтом.

Максим Кривомазов, отец главного героя, всю жизнь проработал в милиции и мечтал, чтобы его двое сыновей пошли по его стопам. Старшего он назвал Овиром, а младшего Омоном. Овир умер в 4 классе от менингита, а младшего сына работа в милиции не привлекала, его манил бескрайний космос..


Ночью им отрезали ноги, объясняя это тем, что они во имя Родины не должны жалеть не только свои части тела, но и жизнь. Это была обычная практика тех лет))) Например, в пехотном училище имени Павла Матросова выпускные экзамены сопровождались автоматными очередями, а в училище имени Павла Корчагина все студенты были парализованными и слепыми.


Кому стоит прочесть книгу?

  1. Повесть понравится, конечно же, всем поклонникам творчества Виктора Пелевина.Иносказательно, с юмором и сатирой автор смело пишет о реалиях советской действительности. О том, как машина под именем Советский союз во имя идей безжалостно расставалась с жизнями своих граждан.
  2. Также произведение следует прочесть тем, кому по душе необычные книги с интересным сюжетом и непредсказуемым финалом. В книге Пелевин создал необыкновенную атмосферу, которой проникаешься и полностью погружаешься в события. Книга поднимет вам настроение.

Читайте также: