Краткое содержание учебника по русскому языку

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебник и учебные пособия по русскому языку. Функции учебника. Средства обучения русскому языку, их роль в формировании умений и навыков.

1. Основные средства обучения.

2. Учебник как ведущее средство обучения.

3. Пособия, дополняющие учебник. .

4. Средства обучения русскому языку.

1. Лернер И.Я. Дидактическая система обучения- М.,1976

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи; давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.п.

Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным средствам обучения относятся: 1) школьный учебник, 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сб. упражнений, справочники, словари;) 3) наглядные пособия различных типов. Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты и т.д.

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники, учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т.д.

Средства обучения могут сыграть дополнительную роль, если применяются в системе, если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.

Система средств обучения

Средства обучения - это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Они облегчают процесс овладения языком и делают его более эффективным.

В структурном отношении принято выделять: средства обучения для преподавателя, для учащихся, аудиовизуальные (АВСО) и технические (ТСО) средства.

Средства обучения в своей совокупности составляют содержание учебно-методического комплекса – УМК, предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях определённого профиля обучения. Обязательными компонентами такого комплекса считаются: учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение в виде набора грамзаписей, аудиокассет, компьютерных программ, видеофильмов.

Средства обучения языку

Средства обучения

для преподавателя

Средства обучения

для учителя

Аудиовизуальные

средства обучения

Технические средства обучения

Справочная и научная литература

Учебник (книга для

Книга для чтения

Пособие по развитию

Справочник по русскому языку

средства компьютерного обеспечения

Средства обучения для преподавателя

Такие средства призваны обеспечить организацию и успешное проведение занятий по языку, а также способствовать повышению профессионального уровня преподавателя.

Образовательный стандарт по обучению языку. Этот документ, являющийся лингвометодическим описанием целей изучения русского языка в рамках определённого профиля обучения (школьный, подготовительный, предвузовский, вузовский), содержания и структурной организации такого обучения с выделением языкового материала, сфер общения и коммуникативных задач, решение которых достигается средствами изучаемого языка. Образовательный стандарт предусматривает, с одной стороны, стандартизацию обучения в рамках профиля, а с другой стороны, его вариативность, т.е. возможность выбора учебных материалов и программ обучения. На основе образовательных стандартов разрабатываются программы обучения, учебники и учебные пособия.

Государственный образовательный стандарт по русскому языку содержит:

лингводидактическое описание конечных целей обучения;

характеристику содержания обучения в виде знаний, навыков, умений, составляющих основу формируемой коммуникативной, языковой, социокультурной, профессиональной компетенций;

перечень тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовывать свои коммуникативные намерения;

образцы тестов для определения достигнутого уровня владения языком.

Программа по языку является инструктивно-методическим документом, составляемым на основе Государственного образовательного стандарта и конкретизирующим его содержание применительно к конкретным условиям обучения. В программе даётся перечень знаний, навыков, умений, которые должны быть усвоены за отведенное для занятий время, определяются цели и задачи обучения. Значительное место отводится изложению учебного материала (лексика, грамматика, фонетика, темы и ситуации общения), приводится список учебных пособий и литературы для чтения, формулируются конечные требования к уровню владения языком.

Справочная и научная литература содержит сведения о самом предмете обучения – русском языке и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными. Такая литература расширяет научный кругозор преподавателя, позволяет ему быть в курсе научных достижений из разных областей знаний, использовать их на занятиях по языку.

Средства обучения для учащихся

Учебник является основным средством обучения для учащихся. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи, тексты художественной литературы, упражнения (языковые и речевые), словарь. Современные учебники реализуют концепцию коммуникативного метода обучения и ориентируют учащихся на обучение общению в различных сферах речевой деятельности.

Вспомогательные учебные пособия . Учебник обычно является частью учебного комплекса, в состав которого входят следующие пособия: книга для чтения, пособие по развитию речи, сборник упражнений, словарь, справочник по русскому языку и др.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО)

Система АВСО. Под аудиовизуальными средствами обучения подразумеваются пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие, заключенной в них информации. С учётом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые .

Перечисленные средства обучения могут быть учебными, т.е.содержать методически обработанный материал (учебные диафильмы, кинофильмы, программы для работы с компьютером) и не учебными , привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющиеся. На занятиях используются также естественные средства массовой информации (теле- и радиопередачи).

АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов. При этом на занятиях успешно реализуется дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий.

Аудиовизуальные средства обучения

видеограммы

видеофонограммы

Натуральные: предметы,

Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы, фотографии, географические карты


2) Проверяемая безударная гласная в корне слова


3) Непроверяемая безударная гласная в корне слова


4) Проверяемая согласная в корне слова


5) Удвоенные согласные в корне слова


Запомни! Слова с удвоенными согласными:

ПП — аппарат, аппетит, аппликация, грипп, группа, Филипп, Филиппок;
КК — аккорд, аккордеон, аккуратный, хоккей;
ЖЖ — вожжи, дрожжи, жжёшь, жужжать, можжевельник, сожжённый;
ЛЛ — Алла, аллея, артиллерия, балл (оценка), баллада, бюллетень, иллюминация, иллюстрация, интеллигент, Кирилл, коллектив, коллекция, кристалл, металл, миллион, троллейбус, холл, целлофан;
ММ — грамм, гамма, грамматика, килограмм, коммерсант, коммерция, коммунист, программа, Римма, симметрия, сумма, телеграмма, Эмма;
НН — Анна, антенна, Аннушка, ванна, ванная, весенний, Геннадий, Инна, осенний, ранний, Сюзанна, теннис, тонна, тоннель, утренний, юннат (от юный натуралист);
СС — агрессия, бассейн, касса, класс, классик, классика, комиссар, комиссия, конгресс, кросс, кроссворд, масса, нарцисс, Одесса, одессит, одесский, пассажир, пресса, профессор, расстояние, режиссёр, российский, Россия, ссора, трасса, шоссе, экспресс;
РР — баррикада, корреспондент, перрон, терраса, территория;
ВВ — Савва;
ТТ — аттестат;
ФФ — эффект;
ББ — суббота.


Запомни! Нет удвоенных согласных:

Алюминий, апатит, галерея, гуманизм, рано (но: ранний), галерея, юный, жужелица (но: жужжит), весна (но: весенний), коридор, финский (но: финн), аплодисменты, длина, драма, пьеса, леность, Аня (но: Анна), Инка, Иночка (но: Инна), оперетка, калория, раса, элита, манка (но: манная), кристальчик (но: кристалл), колонка (но: колонна), количество, интонация.

6) Удвоенные согласные на стыке приставки и корня, корня и суффикса

Бывает, что слова с удвоенными согласными образуются на стыке приставки и корня: рассвет, поддон или на стыке корня и суффикса: русский, весенний, осенний, ранний.

Запомни! Слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня:

ТТ — оттаять, оттенок, оттепель;
СС — бессмертный, бесснежный, бессовестный, бесстрашный, исследовать, рассвет, рассердился, рассказ, рассказать, рассмешить, рассмотреть, расстелить, расстроиться, рассчитать, рассчитывать, рассудить;
ВВ — ввезти, ввинтить, ввязать;
ДД — поддать жару, подделка, поддержать, поддон, поддразнивать, преддождевой;
ББ — оббежать, оббить;
33 — беззаботный, беззвёздный, беззвучный, безземельный, беззубый.

Запомни! Слова с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса:

СС — белорусский, матросский, русский;
НН — барабанный, бессонница, вагонный, газонный, диванный, законный, изменник, каменный, картинный, конный, лунный, малинник, осинник, охранник, пленник, пленный, подстаканник, пшённый, пустынный, рябинник, сезонный, сонный, туманный, ценник.


7) Непроизносимая согласная в корне слова и сочетаниях -СН- — -ЗН-


Запомни! Лестница, чувство.


8) А, И, У после шипящих


9) Сочетания букв НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ

В сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ никогда не пишется Ь.

Запомни! В сочетаниях согласных с мягкими шипящими Ч и Щ мягкий знак не пишется.

ЧК — бочка, печка, птичка, свечка;
ЧН — мелочный, молочник, ночной;
НЧ — балкончик, кончить, нянчить (но: нянька), тончайший;
НЩ — барабанщик, каменщик, обманщик;
РЩ — морщить, спорщик, фонарщик;
ЩН — изящный, : мощный, помощник, хищник.

10) Разделительный Ь


Запомни! Разделительный Ь в словах иноязычного происхождения: батальон, бульон, гильотина, компаньон, медальон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.

11) Разделительный Ъ


Запомни! Разделительный Ъ в словах иноязычного происхождения: адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, объективный, субъект, трансъевропейский.
Ъ не пишется: сагитировать, сэкономить.

12) Ь после шипящих в существительных 3-го склонения


13) Ь — показатель мягкости


14) Ь после шипящих


15) И, Ы после Ц


Запомни! В фамилиях, оканчивающихся на -ЦЫН, может быть и буква И: Павел Синицын и Павел Синицин (в зависимости от написания в документах).

16) Раздельное написание предлогов с другими словами


Запомни! Не бывает предлогов перед глаголами и наречиями.
Запомни! Многие предлоги имеют варианты с беглым гласным О: от — ото; под — подо; над — надо; перед — передо; с — со, об — обо и др. Например: из рощи — изо рва; об этом — обо мне.
Запомни! Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД пишутся через дефис: из-за тучи, из-под стола.

17) Неизменяемые приставки

Большинство приставок (ДО–, ЗА–, ПО–, ПЕРЕ–, НА–, С–, В– и пр.) пишутся всегда одинаково: добежать, забрать, поесть, перевезти.

Запомни! В приставках на согласный часто появляется беглый О (не а!): обвить — обозначить, отбирать — отобрать, надписать — надорвать, врезать — ворваться, сбить — сорвать и др.

18) 3 и С на конце приставок


19) Приставки, зависящие от ударения


20) Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-


Запомни! В некоторых словах приставки ПРЕ– и ПРИ– не имеют отчётливого значения.

ПРИ: прибегнуть, приблизительно, привал, привидение, привольный, привыкнуть, пригласить, пригодиться, приготовить, придумать, признать, приказать, прилежный, пример, примерять, приобрести, припрятать, прирождённый, прискорбный, присмотреться, присниться, приспособить, приспособиться, пристраститься, присутствовать, притязания, причинить, причудливый.

ПРЕ: превозмогать, превозмочь, превозносить, превосходный, превратить(ся), преемник, президиум, презирать, презрение, преимущество, преклонный, преклоняться, прекратить, пренебречь, преобладать, преобразовать, преодолеть, преподавать, препятствие, пререкаться, преследовать, пресмыкаться, престол, преступник, пресытиться, преткновение, распределять.


Запомни! В иноязычных словах ПРЕ–, ПРИ– не являются приставками.

ПРЕ–: презент, президиум, премьера, препарат, престиж, претендент, претензия, префект;
ПРИ–: привилегия, приватный, примадонна, примат, примитивный, приоритет.

21) О и Ё в корне после шипящих и Ц


Запомни!
О под ударением: вечор (вчера вечером), изжога, обжора, крыжовник, шорох, шов, шок, шорты, шорник, капюшон, чопорный, чокаться, трущоба, чащоба, боржоми, мажорный.
О без ударения: шофёр, шоссе, шоколад, Шотландия, жокей, жонглёр.

Доктор педагогических наук, филолог и методист, лауреат Государственной премии СССР (1984) и премии Правительства РФ (2008) в области образования.

Основные сведения

Русский язык по учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и Л.А. Тростнецовой изучали и продолжают изучать большинство российских школьников. Учебники появились ещё в 1968 году, пережили десятки переизданий и не теряют популярности. За проделанную работу авторы этой предметной линии неоднократно получали престижные государственные премии в области образования.

Секрет успеха учебников Ладыженской в том, что они дают системные знания о русском языке, последовательно раскрывая его уровни: фонетический, морфемный, лексический и так далее. Не менее важное место отводится воспитанию речевой культуры — умению строить высказывания, использовать литературный язык и выбирать речевое поведение по ситуации. Большинство разделов учебника содержат задания на развитие коммуникативных навыков.

УМК Ладыженской и соавторов переработан по последним требованиям ФГОС. В новой редакции учебный материал подаётся в форме диалога между учительницей и двумя детьми. На страницах появились цветные картинки и интуитивно понятные блок-схемы. Знакомые всем рамочки с правилами тоже никуда не делись.


Структура учебника

Учебник разделён на части, соответствующие разным уровням языка. В шестом классе авторы предлагают изучить следующие разделы:

Плюсы и минусы учебника

  • Хорошая теоретическая часть. Простые и понятные таблицы, запоминающиеся схемы и чётко сформулированные правила помогают шестиклассникам разобраться в устройстве языка и речи.
  • Много заданий на орфографию. Упражнения хорошо развивают навыки правописания в сложных случаях: чередующихся гласных в корне, приставок, словарных слов.
  • Разнообразные сочинения. Школьники учатся делать описания предметов и обстановки, писать рассуждения и рассказы по сюжетным картинкам и даже пробуют себя в юмористическом жанре.

При этом у учебника есть и недостатки:

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Вначале приведу несколько ссылок, которые помогут вам разобраться с трудностями программ изучения русского языка и с амостоятельно сформировать мнение по каждому УМК.

Работая над этой статьёй, я ознакомилась с очень большим количеством отзывов родителей на различных форумах. Большинство отзывов были негативные. И знаете, что навело меня на мысли о том, что эти отзывы субъективны? То, что ругают абсолютно все программы, все учебники, поливают грязью всех составителей. Родители не хотят принимать участие в обучении собственных детей – вот главная мысль, вынесенная мной их этих негативных отзывов. А все или почти все положительные отзывы звучали одинаково: "У нас замечательный учитель. Все всё понимают. Мы любим русский язык". Получается, что дело не в учебниках, а в преподавателе. Родители и учителя (а порой это один и тот же человек) должны прикладывать обоюдные усилия для научения каждого ребёнка. И ни родитель, ни учитель не имеют морального права перекладывать всё на противоположную сторону.

Я также считаю крайне важным отметить тот факт, что каждый учебник имеет свою особенность подачи материала. И научить ребёнка можно практически по любому учебнику. Важно, чтобы учитель или родитель были заинтересованы в понимании ребёнком материала, а не просто в хороших оценках. При возникновении сложностей с изучением материала взрослый должен адекватно подойти к их преодолению ребёнком, варьируя изложение правил или заданий, адаптируя их под индивидуальные качества ученика.

Неплохой учебник. Но… Материал подан сухо. Не всегда понятно для ребёнка. Ребёнку многое нужно либо пояснять и детализировать, либо объяснять заново. На мой взгляд, неприятные иллюстрации. Задания достаточно разнообразные, при правильной подаче возможно формирование приемлемого уровня грамотности. Уровень – несколько выше среднего.

По этому учебнику училась наша дочь. Многое мне в нём нравится. Но, опять же, преподавателю нужно обращать ОЧЕНЬ много внимание на индивидуализацию правил и объяснение заданий. Учебник значительно сложнее многих других, но зато - при грамотной подаче - и уровень знаний будет выше. Негатив, который часто встречается в отзывах родителей, на мой взгляд, совершенно необоснован.

Основываясь на 12-летней практике, категорически заявляю – худший из учебников по русскому языку. Задания не понятны ни детям, ни взрослым, только методистам. Много ненужного материала. Кто-нибудь может внятно ответить, зачем ребёнку в 3 классе знать разряды прилагательных? Абсолютно незачем. Всем детям, у которых в школе была или есть эта программа, мне приходится объяснять всё заново, не так, как в учебнике, делать таблички с обобщёнными правилами. Книга крайне не интуитивна.

Очень неплохой учебник. Классическая форма и приемлемое содержание. Темы находятся в относительно логическом порядке. Несколько спорный вопрос с разбором глаголов по составу. Как всегда, детям иногда бывают непонятны правила и определения. При грамотном и заинтересованном подходе обучающего взрослого учебник обеспечит грамотность ребёнка. Уровень сложности – средний.

Хорошие классические учебники. У большинства детей совершенно не вызывают затруднений. Да и родителям, скорее всего, не придётся искать в Интернете другую формулировку правил. Наглядное изложение новых тем. Заданий много. Немного не хватает разнообразия, но этот пробел легко восполняется дополнительными пособиями. Оформление неяркое, спокойное.

Интересный, хотя и не очень удачный учебник. Не интуитивная подача материала. Но, если понять логику авторов, можно вынести интересный опыт. Учебник предпринимает похвальную попытку избавить изучение русского языка от шаблонности. При постоянной поддержке и объяснении взрослых, ребёнок сможет на нормальном уровне усвоить основные правила языка. Оформление, на мой взгляд, неприятное – слишком рябое.)

Очень понятный учебник. Удачно выбранные шрифты. Доступное изложение правил и заданий. Со стороны взрослого потребуется минимум усилий, чтобы пояснять новые темы. Но фонетический разбор имеет не классический вид. Хотя, если разобраться, довольно удобный и понятный. Учебник очень патриотизирован. Четко читается православная подоплёка.

Доступный, классический учебник. Пожалуй, один из лучших учебников среднего уровня сложности. Материал подан в соответствии с возрастной логической структурой. Задания, правила понятные, ясно изложенные. Сам по себе, учебник с содержанием несколько повышенного уровня. Есть темы, не входящие в Федеральный минимум. Но изучению языка ничто не препятствует. Немного не хватает иллюстраций.

Учебник, во многом похожий на советские издания. Много упражнений, вполне понятно изложенные правила. Темы в пределах основных требований. На мой взгляд, немного не хватает творческих заданий (сочинений, рассуждений). Средний уровень сложности.

Данный учебник относится к разряду усложненных, то есть рассчитанных на углубленное изучение русского языка. В учебнике более чем достаточно заданий на развитие речи, а также даётся довольно много новых тем, которые не затрагиваются в классических программах. Его можно рекомендовать тем детям, которые хотят заниматься филологией. Для остальных он будет сложноват.

Хороший, доступный, грамотно составленный учебник. Оформление, с одной стороны, не отвлекает от темы занятия, а, с другой стороны, снижает психологическую нагрузку. Учебник воспринимается легко. Темы подобраны в логическом порядке. Сложность содержания невысокая. Плюс это или минус – решать вам.

Данный учебник хорошо оформлен. В нем содержатся весьма разнообразные задания, что позволяет разносторонне изучить язык. Формулировки всех заданий доступны без дополнительных пояснений. В книге много нюансов, позволяющих лучше освоить новую тему. Изложение материала понятное, легкое для восприятия. По моему мнению, очень неплохой вариант учебного пособия.

Учебник среднего уровня, в котором содержится много заданий на развитие речи. Не всегда понятна формулировка правил и заданий. Шрифты подобраны не очень хорошо, поэтому тексты и задания могут сливаться. Хотя такая проблема очень часто встречается и в других учебниках. Несколько однообразные задания.

Учебники и пособия по русскому языку, не входящие в школьную программу, но, тем не менее, являющиеся одними из лучших пособий на данный момент:

Эти пособия очень удобно построены. Они позволяют при изучении нового материала не забывать старый, давно изученный. Вся система книги рассчитана на повторение и закрепление навыков грамотного письма. Ребёнок (при желании) может пользоваться ей с минимальным привлечением взрослых. Я часто применяю их в своей практике.

А к этим учебникам у меня особое отношение. При всей своей сложности и специфичности (любой работающий с ним должен понять методику автора), это лучшие пособия для изучения русского языка. Автор предлагает метод, который позволит ребёнку писать с минимумом ошибок на основании понимания структуры и логики правописания. Как не сделать ошибку – вот цель методики. В целом, уровень учебника – значительно выше среднего.

Читайте также: