Имя представителя легистской школы автора реформ iv в древнекитайских царств

Обновлено: 07.07.2024

ЛЕГИЗМ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Теоретики легизма создали стройную концепцию деспотического государства, функционирующего при условии неограниченной власти правителя, единолично руководящего унифицированным административным аппаратом. Они предложили идею государственного регулирования экономики, гл. о. посредством мер по поощрению земледелия и упорядочению налогообложения, систему централизованного управления государством по принципу регулярного административного деления, назначение чиновников правителем вместо традиционного наследования должностей, принцип присвоения рангов знатности, пожалований и привилегий за конкретные заслуги (прежде всего в ратном деле), контроль за образом мыслей подданных, цензорский надзор за чиновниками, систему круговой поруки и групповой ответственности. Объективно политическая практика в русле легизма вела к ограничению влияния наследственной знати и разрушению некоторых механизмов функционирования традиционной патронимии, которые препятствовали реализации единоличной власти монарха, а также к усилению роли регулярной администрации.

Основным идеологическим соперником легизма было конфуцианство. Борьба с ним пронизывает все этапы становления и эволюции легизма в качестве самостоятельного идеологического направления. Первый этап (7–5 вв. до н.э.) знаменуется реформами Гуань Чжуна в царстве Ци, направленными на введение единого законодательства, ограничение прав наследственной аристократии. На втором этапе (4–1-я пол. 3 в. до н.э.) были созданы учения Шан Яна, Шэнь Бухая и Хань Фэя, завершившего детальную разработку доктрины легизма. В тот же период впервые отчетливо проявилась тенденция к теоретическому синтезу конфуцианских и легистских доктрин, реализовавшаяся в учении Сюнь-цзы.

Третий этап истории легизма был самым значительным, несмотря на краткость: в 221–207 до н.э. легизм стал официальной идеологией централизованной империи Цинь и теоретическим основанием системы государственного управления. Цинь Шихуан проводил целенаправленную политику ограничения тех сфер культуры, которые угрожали господству легистской идеологии. В 213 до н.э. был исполнен императорский указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, за исключением гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии и земледелию (литература в государственных архивах была сохранена). 460 ученых-конфуцианцев были живыми закопаны в землю, большое число их единомышленников сослано в приграничные районы.

В Средние века к легистским доктринам неоднократно обращались авторы проектов реформ, нацеленных на укрепление государственной организации. Однако в целом отношение конфуцианцев к древним идеологам легизма оставалось негативным.

Цели и задачи данной работы заключаются в детальном рассмотрении реформ, которые проводились в эпоху царствования династии Цинь государственным деятелем Шан Яном и в эпоху царствования династии Хань императором Ван Маном, а так же последствия данных реформ и отношения к ним со стороны подданных.

Содержимое работы - 1 файл

контрольная.docx

Введение

В истории древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

- царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

- царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;

- царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

- царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Цели и задачи данной работы заключаются в детальном рассмотрении реформ, которые проводились в эпоху царствования династии Цинь государственным деятелем Шан Яном и в эпоху царствования династии Хань императором Ван Маном, а так же последствия данных реформ и отношения к ним со стороны подданных.

Рассматривая актуальности данной темы на сегодняшний день, хочется сказать о том, что если бы многие современные политики и государственные деятели претворяя в жизнь те или иные нововведения и реформы, чаще обращались к историческому опыту, то и различных восстаний, свержений правительств и государственных переворотов, о которых в последнее время передают мировые информационные агентства, было бы намного меньше.

Реформы Шан Яна

В IV в. до н. э. во многих древнекитайских царствах были проведены социально- политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Инициаторами этих реформ были представители легистской школы.

Шан Ян считал, что государство клонится к упадку тогда, когда народ забывает о своих обязанностях. Поэтому государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Для этого нужно вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом - фа, в отличие от обычных норм ритуала - ли. Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатства у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. В идеологии легизма государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества.

В период с 359 по 348 г. Шан Ян провел ряд реформ, направленных на укрепление циньского государства. Особую важность представляла земельная реформа, нанёсшая решительный удар общинному землевладению. Эта реформа предусматривала введение неограниченной частной собственности на землю и разрешала свободную продажу и куплю земли. Были отменены старые межи, а землю разрешалось обрабатывать в неограниченных размерах. Шан Ян поощрял крупное землевладение, видя в нем основу экономики Циньского царства. Он разрешал любому желающему на льготных условиях обрабатывать пустоши и малоплодородные земли. Согласно установлениям Шан Яна земля стала свободно покупаться и продаваться. Узаконение продажи и заклада земли неизбежно влекли за собой, с одной стороны, быстрое разорение общинников, терявших землю, которой они владели раньше по праву принадлежности к общине, а с другой - концентрацию земли в руках новой, торгово-ростовщической знати. Распад общины ускорялся также и законом о принудительном дроблении больших семей, каждой из которых следовало обзавестись собственным хозяйством.

Реформы Шан Яна коснулись и налогообложения. Прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения, а не с семьи, как раньше. Казна получала регулярный доход, потери от засухи, неурожаи, наводнений всей тяжестью ложились теперь на плечи владельца земли, т.е. налог стал фиксирован, и независим от урожая. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Большое значение имела административная реформа Шан Яна. Прежнее деление жителей по племенам, родам отменялось, вводился территориальный принцип строения государства. Территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу, в которой жители объединялись в десятки и пятерки семей, связанных круговой порукой, которая обязывала всех членов семей отвечать за преступления каждого из них. Вводилась табель наказаний. Недоносительство, укрытие преступника каралось смертной казнью, так же широко применялось обращение в государственных рабов. Доносчику полагалось вознаграждение. Таким образом, остатки общинного самоуправления исчезли. Во главе уездов ставились царские чиновники: воеводы, инспектора. Раздробленность страны, сепаратизм заменялись более централизованным управлением во главе с императором. Чиновникам предписывалось чтить не только волю монарха, но и законы. Вместо прежних родовых обычаев стал господствовать закон.

Реформа затронула и армию. Вместо прежнего ополчения было сформировано постоянное войско - главная опора государства. Оружие из бронзы заменяется железным. Ударной силой армии стала конница, древние боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, снимались с вооружения. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников, куртка, удобная для передвижения и боя. Солдаты делились на пятерки и десятки, у них также вводилась круговая порука, взаимная ответственность. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались тяжёлому наказанию.

За военные заслуги отличившимся в сражении и присваивались звания, было создано 18 степеней. Степень присваивалась за каждого взятого в плен и убитого врага. В расчет принималась не знатность происхождения, а личная храбрость в бою. Но позднее аттестаты о подвигах стали предметом купли-продажи.

После проведения военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств.

Реформы Шан-Яна нанесли сильный удар по прежней родовой аристократии, на первое место вышли сословие военных и преуспевающие богачи, новые землевладельцы. Отменялись все прежние аристократические наследственные титулы. Новые ранги знатности жаловались только за личные, в первую очередь военные, заслуги, и только они давали право на занятие административных постов. Их обладатели получали, в соответствии со статусом, права на регламентированное владение землей, рабами и другим имуществом. Вскоре ранги стали продаваться, что открыло доступ в управленческий аппарат имущественной знати. Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. К чиновникам предъявлялось лишь одно требование - слепо повиноваться государю.

Мероприятия, проведенные Шан Яном, придавали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. И уже во второй половине IV в. царство Цинь стало одной из мощных держав Китая. Реформаторская деятельность Шан Яна вызвала сильнейшее недовольство родовой земельной аристократии. После смерти покровительствовавшего ему Сяо-гуна Шан Ян вынужден был бежать, но был схвачен и казнён. Однако все мероприятия, проведённые Шан Яном, остались в силе.

Реформы Ван Мана

Ван Ман, человек непреклонной воли и исключительного честолюбия, происходил из аристократического рода Ван, состоявшего в родстве по женской линии с императорским домом. Ван Ман сумел в короткий срок приобрести популярность в стране и вместе с тем поддержку части придворных кругов. В 8 г. до н.э. Ван Ман занял пост дасыма - высшего сановника империи. Его власть еще более возросла в 1 г. до н.э., когда на престол вступил девятилетний император Пин-ди, и императрица-регентша вручила Ван Ману бразды правления. Однако Ван Ман сам хотел занять императорский трон. В 6 г. он отравил подросшего Пин-ди и возвел на престол малолетнего Ин-ди, а в 8 г. он совершил дворцовый переворот, низложил малолетнего императора и захватил власть. Ван Ман провозгласил себя основателем новой династии Синь, и сразу объявил о своём намерении проводить самыми решительными мерами политику реформ, т.к. он принял власть в критический для империи момент, когда уже назревал мощный социальный взрыв.

Став императором, и проявив себя ревностным конфуцианцем, Ван Ман приступил к реформам, направленным на подрыв всесилия самовластной элиты на местах. Первой и главной задачей нового императора было укрепление государственной власти. Именно с этой целью Ван Ман провозгласил все земли в империи государственными и строго запретил их куплю-продажу. Конфискованные таким образом владения сильных домов предназначались для распределения между теми, кто не имел своей земли и находился на положении арендаторов, а то и просто рабов в домохозяйствах могущественных кланов. Ван Ман объявил о намерении провести кардинальную земельную реформу и утвердить в деревне так называемую колодезную систему. Суть этой системы заключалась в том, что вся земля разбивалась на поля по одному квадратному ли каждое. Эти поля в свою очередь делились на девять равных участков. Центральный участок считался государственным и обрабатывался сообща владельцами остальных восьми. Весь урожай с него шел в пользу казны, взамен уплаты различных налогов и сборов. Остальные восемь наделов, хотя и находились в распоряжении крестьян, не являлись их собственностью. Таким образом, Ван Ман хотел возродить крепкие крестьянские хозяйства, сбить волну нарастающего недовольства и вернуть государству основную массу налогоплательщиков.

Одновременно с земельной реформой была проведена и реформа в области рабовладения. Указом Ван Мана частное рабовладение ликвидировалось, а все рабы автоматически приобретали статус зависимых и соответственно оказывались под определенным покровительством со стороны государства, что тоже являлось сильнейшим ударом, прежде всего по сильным домам и их хозяйствам. Под страхом смертной казни он запретил частным лицам заниматься работорговлей в северных пограничных областях, где из-за голода добровольная продажа в рабство приняла особенно крупные размеры. Рабами, оставались лишь преступники, причем количество рабов этой категории при Ван Мане резко возросло за счет суровых наказаний всех тех, кто нарушал новые законы либо активно им противодействовал.

Якобы для ограничения хищнической деятельности торговцев и ростовщиков, а в действительности в целях увеличения государственных доходов Ван Ман учредил в 10 г. особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент. Эта мера должна была сосредоточить значительную часть ссудных операций в руках государства. Ван Ман поставил под особый надзор государственные монополии, были возобновлены потерявшие уже силу монополии на вино, соль, железо, чеканку монеты, а так же вводились монополии на использование горных и водных богатств.

Чжаньго – эпоха бурных социальных потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни в Древнем Китае. Предпосылкой были важные сдвиги в развитии производительных сил: распространении железа, появление пахотных орудий, развитие ирригации.

В 371 году до н. э. правитель царства Вэй У-хоу умер, не назначив наследника. Началась война за наследие царства Вэй. Царства Чжао и Хань вступили в конфликт, но по непонятным причинам войска отошли, и престол занял сын У-Хоу, который позже провозгласил себя ваном и вошёл в историю как вэйский Хуэй-ван.

В 354 году до н. э. вэйский Хуэй-ван предпринял массированное наступление на царство Чжао.

Период Чжаньго в политической истории Китая был временем сосуществования и междоусобной борьбы семи крупнейших царств - мелкие и ослабевшие уже не шли в счет. К этим семи, кроме трех новых царств (Вэй, Чжао и Хань, на которые распалось некогда крупнейшее царство Цзинь), относились также Цинь, Ци, Янь и Чу. В большинстве из них в период Чжаньго были проведены реформы легастского типа. Но наиболее полно и радикально такие реформы были осуществлены в Цинь в середине IV в, до н. э. знаменитым теоретиком легизма министром-реформатором Шан Яном.

В окраинном и в недавнем прошлом полуварварском царстве Цинь позиции наследственной знати были слабее, чем где-либо. Но и традиций централизованной власти там практически не было. Нужно было все создавать заново. Вот почему, когда представитель легистов из числа странствующих ши, выходец из царства Вэй (где он не был признан и его заслугами не пожелали воспользоваться), некий Вэй Ян - в будущем Шан Ян - прибыл в Цинь, правитель этого царства Сяо-гун внимательно его выслушал и взял к себе на службу. Следуя своему основному тезису, согласно которому главное для процветания государства - это успехи в земледелии и военном деле, новый министр начал свои реформы именно с этих сфер.

Реформы Шан-Яна.

В 4 веке до н.э. во многих древнекитайских царствах были проведены социально-политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Инициаторами этих реформ были представители легистской школы, большинство которых пытались не только сформулировать свою точку зрения на методы решения социальных проблем современности, но и осуществить ее на практике. К 359 г. до н.э. относятся первые указы о реформах, подготовленные Шан Яном. Они предусматривали:

2. Наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей со своими родителями;

3. Поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести;

4. Поощрение занятий земледелием и ткачеством;

5. Ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

Вторая серия реформ в Цинь относится к 350 г. до н.э. Было введено административное деление на уезды; жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю. Все эти мероприятия наносили большой удар по традиционной системе социальной иерархии. Шан Ян поплатился за них смертью.

Реформы Шан Яна отвечали потребностям поступательного развития общества и стимулировали развитие рабовладения.

Стремительный взлет философской мысли в Древнем Китае связан с 6-3 веками до н.э., когда изменения в социальном строе требовали осмысления важнейших принципов, лежавших в основе взаимоотношений между людьми. Было очень много идейно-нравственных течений, но наиболее крупными были:

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями.

Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье.

Легизм - философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), сформировавшаяся в IV–III вв. до н.э. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Даосизм - одна из основных религий Поднебесной. Религиозно-философское учение Даосизма сформировалось в Китае более 2000 лет назад. Основателем Даосизма считается китайский философ Лао-цзы.

ИМПЕРИЯ ЦИНЬ.

Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав военно-бюрократическую империю во главе с единовластным деспотом. В стране царил террор. Были ликвидированы уделы, провинции делились на уезды.

преобразования, проведенные др.-кит. гос. деятелем Шан Яном в царстве Цинь в 359-348 до н. э. В результате Ш. Я. р. впервые в истории Китая узаконивалось право частной собственности на землю, официально разрешалась купля и продажа земельных участков, поощрялось земледелие (те, кто производил много зерна, освобождались от несения гос. трудовой повинности), ограничивалось свободное занятие ремеслом и торговлей, часть ремесленников и мелких торговцев была превращена в гос. рабов, аристократия лишилась права наследования адм. постов, ликвидировалась система наследств. владений знати, вся терр. царства была разделена на 31 адм. уезд, проводился насильств. раздел больших (патриархальных) семей и введена система круговой поруки в деревнях. Ш. Я. р. способствовали укреплению центр. власти и усилению царства Цинь. После объединения Китая царством Цинь в 221 до н. э. мн. преобразования Шан Яна были распространены на всю страну.

Источн.: Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу), пер. с кит., М., 1968; Сыма Цянь, Ши цзи (Ист. записки), цзюань 68, в сер.: Эр ши сы ши (24 династийные истории), т. 1, Шанхай, 1958.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое "ШАН ЯНА РЕФОРМЫ" в других словарях:

Шан Яна реформы — преобразования, проведен. др. кит. гос. деятелем Шан Яном в царстве Цинь в 359 348 до н.э. В результате Ш. Я. р. впервые в истории Китая узаконивалось право частной собственности на землю, офиц. разрешалась купля и продажа земельных… … Древний мир. Энциклопедический словарь

ШАН ЯН — Вэй Ян, Гунсунь Ян (390 338 до н. э.), гос. деятель, реформатор в Др. Китае, один из основоположников легистской школы (см. Фацзя ). Происходил из обедневшего аристократич. рода. В 361 до н. э. поступил на службу к циньскому царю Сяо Гуну и через … Советская историческая энциклопедия

КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия

"ФАЦЗЯ" — ( школа законников (легистов)) филос. школа в Др. Китае, представители к рой разрабатывали проблемы управления гос вом и народом. Осн. положения Ф. сформулировал Шан Ян (казнен в 338 до н. э.). Большой вклад в учение легистов внес Хань Фэй.… … Советская историческая энциклопедия

ЦИНЬ — 1 . др. кит. царство. С 10 в. до н. э. находилось в зависимости от династии Чжоу. Его терр. включала зап. и сев. зап. часть совр. пров. Шэньси, вост. часть Ганьсу и С. Сычуани. В период Чжаньго (5 3 вв. до н. э.) являлось одним из 7… … Советская историческая энциклопедия

359 - 350 до н.э. — Реформы Шан Яна в Древнем Китае. Узаконено право частной собственности на землю, аристократия лишена права наследования административных постов. По настоянию аристократии реформатор казнен (338) … Краткий хронологический справочник

Борьба за политическое преобладание в др. Китае. Усиление царства Цинь — Политическая обстановка в Китае Социально экономические сдвиги, происходившие в обществе древнего Китая в период Чжаньго, и обострение в это в V IV вв. до н. э. время внутренних противоречии привели к учащению междоусобных войн между отдельными… … Всемирная история. Энциклопедия

Цинь (царство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цинь. История Китая Доисторическая эпох … Википедия

Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

Период Сражающихся царств — История Китая Доисторическая эпоха Три властителя и пять императоров … Википедия

Читайте также: