Пелевин луноход краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

В честь выхода нового романа Transhumanism Inc. Лайфхакер вспоминает все значительные произведения мастера.

Почему стоит прочесть Пелевина

Виктор Пелевин уже много лет считается одним из самых любимых российскими интеллектуалами писателей. Если учесть почти тридцатилетнюю карьеру, то на его счету не так уж и много работ. Он обычно не спешит с изданием своих произведений, разве что в последнее время выдаёт по книге в год.

В основе его творчества лежит сочетание философии буддизма, социальной сатиры и яркого описания жизни самых обычных людей. За редким исключением, его произведения не связаны друг с другом, в них можно увидеть лишь небольшие взаимные отсылки.

Но даже при общей теме каждая книга Пелевина уникальна, а форма и подача сильно различаются. Поэтому прежде, чем взяться за чтение, лучше ознакомиться с нашим гидом по творчеству писателя.

Первые книги о советских буднях

В начале девяностых первые книги Виктора Пелевина покорили зрителей откровенной сатирой на тему развалившегося Советского Союза.

Омон Ра

Советский школьник Омон Кривомазов попадает в программу подготовки первой экспедиции на Луну. Вот только выясняется, что в советских ракетах нет никакой автоматики, все ступени отщёлкиваются вручную сидящими в них людьми, которые при этом погибают. Но страна готова пойти на такие жертвы ради того, чтобы опередить весь мир.

Пелевин открыто иронизирует над многими социальными проблемами. Под удар попадает ярый патриотизм: курсантам в лётном училище имени Маресьева отрезают ноги, а в пехотном училище имени Александра Матросова выпускников обстреливают из пулемёта, чтобы все доказывали верность родине. И одновременно автор смеётся над теориями заговоров: вдруг и правда всеми автоматическими ракетами управляют люди. А может, и самих полётов на Луну не было вовсе.

Жизнь насекомых

На первый взгляд, это история будничной жизни обычных людей начала девяностых. Но каждый герой похож на какое-нибудь насекомое. Отец может научить сына только катить перед собой огромный шар, будто это единственная цель его жизни; легкомысленных мотыльков всё время тянет к огню; иностранный москит прилетает в нашу страну попробовать местной крови, но чуть не травится, укусив алкоголика.

В произведениях Пелевина, особенно в раннем творчестве, персонажи часто не те, кем кажутся поначалу. Люди могут оказаться курицами или героями игр. Но насекомые — одна из самых ярких его аллегорий. Ведь монотонная повседневность человека так похожа на их однообразное существование.

Концентрированная философия

Если хочется сразу понять основные идеи автора, не читая всех произведений, то лучше всего начать с этих книг.

Чапаев и Пустота

Молодой поэт-декадент Пётр Пустота отправляется вместе с Василием Чапаевым на фронт. Но по ночам ему снится, что он — пациент психиатрической лечебницы в России конца девяностых. А пациенту психиатрической лечебницы снится, что он — поэт-декадент в дивизии Чапаева.

Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре

Все герои этой книги просыпаются в одинаковых комнатах, где, помимо простейшей мебели, есть только клавиатура и экран. И общаться друг с другом они могут только в чате. У каждого за дверью странный лабиринт, но никто из героев не может вспомнить, как он попал сюда. Или же они только так говорят, ведь собеседники не могут проверить правдивость слов друг друга — они видят только буквы на экране.

Книги для начинающих

Если кажется, что предыдущие книги слишком сложны для первого знакомства, есть несколько вариантов, с которых начать проще всего. Это вовсе не значит, что их будет неинтересно читать тем, кто уже хорошо знаком с творчеством автора. Но многие мысли в них поданы довольно простым языком и разъясняются более подробно.

Священная книга оборотня

Empire V

Самого обыкновенного молодого человека Романа внезапно обращают в вампира. Вот только в жизни они сильно отличаются от тех, что показывают в кино. Теперь героя зовут Рама, и он должен изучать главные вампирские науки: гламур и дискурс. Вампиры издревле управляют людьми, используя их одновременно для питания и служения. Хотя на самом деле сосут вампиры не кровь, а баблос.

Пелевин не оставляет без внимания ни одну актуальную тему, и в этом романе он обратился к миру гламура и денег. Хоть и метафорически, через тему вампиров, он разбирается в жизни завсегдатаев элитных тусовок, которые считают весь мир своей прислугой.

Сатира и злободневность

Далеко не всегда Пелевин обращается к вечному. Многие его книги поднимают самые острые темы.

Вавилен Татарский — типичный интеллигентный представитель поколения семидесятых. В перестроечные времена он открывает в себе новый талант — сочинять рекламные слоганы для любого продукта. Он идёт работать копирайтером, затем становится криэйтором. А потом узнаёт шокирующую правду о телевидении и политике.

ДПП (NN)

S.N.U.F.F.

Действие происходит в антиутопическом мире будущего, где люди обитают на огромном летающем шаре Бизантиум, а на Земле остались менее развитые орки. Главный герой Дамилола Карпов работает оператором беспилотной летающей камеры, которая одновременно может становиться и смертоносным оружием. Его работа — снимать видео о жизни орков. А когда жителям Бизантиума понадобилась порция интересных новостей, они устроили войну в стране орков — Уркаине.

Любовь к трём цукербринам

Эта книга состоит из нескольких связанных друг с другом частей. Во вступлении рассказывается о высшем существе — Киклопе, который спасает наш мир, отслеживая вероятности развития всех событий по принципу эффекта бабочки. Помешать ему пытаются птицы, которые бросают в него людей на манер игры Angry Birds. А основная часть посвящена миру будущего, где люди проводят всё время в виртуальной реальности.

iPhuck 10

Словно в ответ на претензии некоторых критиков, которые стали обвинять Пелевина в самоповторах, он выпустил книгу от лица программы. При этом автор не забыл в одной из глав очень едко пройтись по всем подобным отзывам, заранее предсказав реакцию на iPhuck 10.

Эта книга сложнее, чем многие другие произведения писателя. Действие здесь развивается очень медленно, а значительная часть юмора построена на самоиронии. Сам сюжет играет вторичную роль. Настоящих поклонников Пелевина порадуют размышления о субъективной ценности творчества (в будущем произведение искусства может состоять из одного названия), а также попытка разобраться в одной из самых актуальных тем современной литературы — самосознании искусственного интеллекта.

Тайные виды на гору Фудзи

В этом романе Пелевин снова берётся за самые актуальные и обсуждаемые темы последнего времени: от медитации до феминизма. Автор рассказывает о мучительно трудном поиске счастья российских олигархов, об истории настоящего женского успеха и о трудностях стартапов в российских реалиях.

Для тех, кто устал от сатиры

Смотритель

Что, если император Павел I не был убит заговорщиками, а успел перенестись в иной мир, созданный Францем Антоном Месмером? В Идиллиуме он стал первым Смотрителем, охраняющим свой мир. С тех пор сменилось немало Смотрителей, и вот главный герой книги должен занять этот почётный пост, но ему предстоит узнать очень многое о самой сущности жизни, усомниться в собственной реальности и найти любовь.

Короткие истории

Помимо романов, Виктор Пелевин иногда пишет повести и рассказы, объединяя их в небольшие сборники. Часто они связаны между собой, но читать их можно в любом порядке.

Жёлтая стрела

Ананасная вода для прекрасной дамы

Рассказы в этом сборнике лишь дополняют основные истории, но их будет очень приятно почитать, если не хватило самих повестей.

Возвращение к старому стилю

Граф T. (аллюзия на Льва Толстого) отправляется в путешествие в Оптину Пустынь, хоть и сам точно не помнит зачем. В пути ему предстоит встретиться не только с людьми, которые пытаются помешать ему достичь своей цели, но и самими создателями — авторами книги про графа Т. Параллельно можно узнать о судьбе Фёдора Михайловича Достоевского — персонажа компьютерной игры, где надо убивать зомби.

Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами

Три поколения дворянской семьи Можайских исправно служат отечеству в XIX, XX и XXI веках. Первая часть может показаться слишком затянутой и даже занудной: здесь очень много финансовой аналитики. А вот дальше Пелевин возвращается к своему излюбленному безумию и раздолью с перемещениями во времени, пришельцами-бородачами и рептилоидами, а также зонами, где газеты издаются в виде татуировок. А в финале он даже сможет объяснить, почему первая часть была такой скучной.

Новинка-2021

Transhumanism Inc.

Действие нового романа Пелевина разворачивается в будущем через два века после событий iPhuck 10. Судя по аннотации, это одновременно футуристический и архаичный мир победившего матриархата, в котором состоятельные люди получили возможность жить почти вечно.


Собственно, роман этот о том, что делает взрослый мир с чистой детской мечтой.


В романе пародировались идеологические клише, полый язык советской эпохи. Привет хлеборобам, дружба народов, армия — школа жизни, главная задача дня, в жизни всегда есть место подвигу и т. д.

Обыгрывал Пелевин и оборотную (теневую) сторону официальной советской идеологии — духовное подполье, питавшееся самыми разными, часто причудливыми учениями. Сопряжение этой экзотики и эзотерики с советским официозом давало сильный комический эффект — как в жизни, так и в романе.

Омона готовят к полёту на Луну в Секретной космической школе при первом отделе КГБ СССР. Всепроникающий зловещий КГБ — эта вечная фобия советского человека — присутствует здесь в качестве главного демиурга вымышленного мира. Всё здесь обман, всё ненастоящее. И ракета никуда не полетит, и вместо высокого неба Омон окажется глубоко под землёй, и автоматику будут имитировать люди. Но погибнуть им придётся по-настоящему.


(Пелевин умеет извлекать из привычных слов неожиданный и в то же время воспринимающийся как единственно возможный смысл.)

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 12 стр.
  • Жанр:м истика
  • Теги:б ессмертие, Д ревний мир, ж изнь после смерти, п сихологическая проза, р ассказы, с оциальная прозаРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Он родился в маленьком городке у железной дороги, грязные улицы, по ним гуси ходят. Еще мальчишкой он мечтал на Луну полететь. Ну, после школы в летное, вместе с другом. А оттуда взяли в отряд космонавтов. Перед ним и в нём была вся история человечества. Теперь, вроде, последняя проверка, и на Байконур. Надо взлететь на одиннадцать тысяч, курс на Луну, и красную кнопку нажать на левой панели… Он выпил кофе, сел в самолет, надел сразу кислородную маску и взлетел.

Антон Джа

Пелевин - является ступенькой к серьёзной литературе. Потом уже со временем начинаешь понимать откуда растут ноги у того или иного его пелевинского рассказа.
Ничего нового и сокрального там конечно нет, большая часть бесстыже лежит на поверхности и лишь слегка сдобрена неким пряным пелевинским соусом. Вкусная беллетристика для интеллектуалов. чего, кстати, не скажешь про упомянутых выше Павича и Борхеса, это уже, простите, для гурманов.

Алексей Шевалье

DELETED

2 Антон ДЖА Мироедов:

я бы не стал говорить, что пелевин является ступенькой к серьезной литературе. это уже есть серьезная литература.
борхес и павич - постмодернисты, а пелевин нет.
это все равно, что говорить будто веласкес - это ступенька к фройду или кому-то еще.
стиль не определяет, что серьезнее, а что глупее. определяет это содержание и форма. а у пелевина с ними всё нормально, как и у павича.
странно было бы, допустим, сравнивать достоевского и хармса

Алексей Шевалье

DELETED

DELETED

Омка, тогда нужно сравнивать отдельные произведения, но не творчество вцелом.

ЗЫ. повесть не читал *посыпаю голову пеплом и обещаю прочесть*

DELETED

Повесть здоровская - не пожалеешь! Особенно после сюжетной линии "про белого быка и комаринского мужика" я валялась под столом.
Конечно, не всё творчество Достоевского такое весёлое, как село Степанчиково, но если внимательно вчитаться, например, в тех же "Бесов", даже сквозь всю кровавую муть этого романа порой видны такие абсурдистко-веселые сцены. Например, литературная кадриль на балу или сценка, где Ставрогин кусает ухо губернатора. Их можно долго перечислять, но я не литературный критик. Просто,вдумавшись, я нашла кое-что общее у двух упомянутых писателей.

DELETED

Катерина Бенвенуто

"Село Степанчиково. " вещь замечательная. По-моему, абсурд там такой. кафкианский. С мерзотным привкусом. То есть, абсурд человека сведущего, экзистенциально грамотного. В то время, как у Хармса, абсурд немного детский, непосредственный. И страх детский, не до конца как бы осознаваемый, не имеющий точного воплощения.

По поводу Павича и Пелевина: Павич постмодернист абсолютный и стопроцентный, поэтому ему игрушки в бисер намного даже важнее содержательной составляющей.
Пелевин - метафизик, магический реалист. Хотя порой пользуется постмодернистским арсеналом (чисто техническим). Но он очень авторитарен и свою авторскую позицию проводит планомерно и чётко. Что для истиного постмодерниста неприемлемо.

Кстати, то "лунное" стихотворение, которое пишет Омон в повести ("Мы с тобою так верили в связь бытия. ") - это совсем слегка переделанный Набоков.)

Катерина Бенвенуто

По-моему, один из самых лунных авторов - Густав Майринк. Особенно культовый роман "Голем". Да, вообще, все его вещи.

"Лунный свет падает на край моей постели и лежит там большою сияющею плоскою плитой. Когда лик полной луны начинает ущербляться и правая его сторона идёт на убыль - точно лицо, приближающееся к старости, сперва покрывается морщинами и начинает худеть, - в такие часы мной овладевает тяжкое и мучительное беспокойство".
Так начинается роман. Всем рекомендую.

Naur Тарасова

кажется, что СССР взаправду такие луноходы выпускал:/
Пелевин жжет! а еще у него "Чапая" почитать надо, там ваще фишек.

Николай Глеф

я бы не стал говорить, что пелевин является ступенькой к серьезной литературе. это уже есть серьезная литература.
борхес и павич - постмодернисты, а пелевин нет.

А чем докажешь,что пелевин не постмодернист.По моему он и есть самый,что ни на есть

Алена Зитова

Скажу как филолог:
Пелевин НАУЧИЛ огромное количество людей ЧИТАТЬ настоящую литературу.
Он ведь очень легко читается и при этом человек непринужденно задумывается о серьезных вещах. появляется потребность читать еще (причем не бульварные романы и псевдолитературу).
Появляются новые друзья и так как далее и т.д.

И еще добавлю в 1999 году изучение современной русской литературы на филфаке заканчивалось Виктором Ерофеевым.
Т.е. это были серьезные лекции. список обязательной литеруры и т.д.
Все остальные просто упоминались одной сторокой. в том числе и Пелевин. (Хотя он был на пике славы в то время).
Лимонова вообще в "колбасную эмиграцию" включили:)

Катерина Бенвенуто

Николай, отвечаю на вопрос: почему В. Пелевин не является постмодернистом (на правах литературоведа).

Классическая посмодернистская поэтика включает в себя ряд элементов:

1. Идея "смерти автора" (по Ролану Барту), т.е. фактическое отсутствие автора в тексте, отсюда - отсутствие чёткой мировоззренческой позиции, релятивистское понимание истины.
2. Ирония, игра на грани стёба, ничто не понимается буквально и не принимается серьёзно.
3. Несколько стилистических приёмов: цитатность, коллажность, гипертекстуальность, тавтологичность письма.
3. Фрагментарность, воссоздание "мирообраза хаоса", философия пустоты и пр.
4. Принципиальная незавершённость текста, открытость смыслов.

Если смотреть формально, Пелевина можно обозвать и постмодернистом, так как он использует (порой активно) разнообразный арсенал постм. письма. Но это лишь технические приёмы, не затрагивающие сути. Если следовать этой логике, то (это, кажется заметил ещё Умберто Эко) в постмодернисты можно записать авторов средневековых трактатов, поскольку они обильно использовали цитаты, составляли коллажи и списки, признавали примат текста над автором. Но это смешно.

Самый главный пункт провисает. А именно первый. А именно - пресловутая "смерть автора". Содержательно Пелевин не просто классический идеолог, а идеолог последовательный и даже авторитарный. Он любым своим текстом проводит в мир/сознание читателя (под прикрытием всякой постмодернистской забавной игровой шелухи) вполне определённую, религиозную или какую ещё, идею. Не прячась за масками героев, не подменяя один смысл другим.

Постмодернистская пустота всегда предполагает отсутствие Бога.
Пелевинская Пустота - это пустота буддистская. То есть, не отсутствие чего-то, а наоборот - наполненность, самодостаточность.

Пелевин - последовательный и чистый метафизик.
Метафизика и постмодернизм - понятия взаимоисключающие.

Читайте также: