Педсовет в доу творческие способности

Обновлено: 07.07.2024

Повышение компетентности педагогов в вопросах развития творческого потенциала воспитанников посредством детской театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации проведению театрально-игровой деятельности.

Содержимое публикации

Цель педагогического совета: Повышение компетентности педагогов в вопросах развития творческого потенциала воспитанников посредством детской театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации проведению театрально-игровой деятельности.

Повестка дня:

1.Выполнение решения предыдущего педсовета –заведующая

2.Вступительное слово заведующей ДОУ.

6.Презентация атрибутов театрализованной деятельности -педагоги

8.Использование средств театрализованной деятельности с детьми- из опыта работы воспитателя Сухановой А.Н.

10. Решение педсовета- участники педсовета

Ход педсовета

1.Выполнение решения предыдущего педсовета –заведующая

2.Вступительное слово заведующей ДОУ:

Современная педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Особая роль в решении задач художественно-эстетического воспитания дошкольников принадлежит театрализованной деятельности. Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

И наша сегодняшняя работа, мы надеемся, окажет вам практическую помощь в организации театрализованной деятельности с воспитанниками, выявит трудности в работе и имеющийся положительный опыт.

Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений ( сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры. Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры – драматизации.

Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать свои героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета.

6. Презентация атрибутов театрализованной деятельности -педагоги

8.Использование средств театрализованной деятельности с детьми – опыт работы воспитателя Сухановой А.Н.

Представление команд (название команд, девиз, приветствие команд)

Педагогический тренинг

-На какие две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр?

(режиссёрские игры и игры-драматизации)

К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров:

- театр на фланелеграфе.

Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.

-Как можно привлечь к театрализованным играм малоактивных детей (приведите примеры из личного опыта)

-Формы организации театрализованной деятельности

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач

-Какую предшествующую работу вы проведете прежде чем провести театрализованную игру? (приведите примеры из личного опыта)

-Назовите виды театров

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок

Оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия (декорация)

Место, где представляют пьесу (сцена)

Список пьес, включенных в сезонную афишу (репертуар)

Искусство изменения внешности актера специальными красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанные красками, и легко снимаются (грим)

Педагогические ситуации

Ситуация 1 – для первой команды.

Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия

дети постепенно теряют интерес к игре.

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

Ситуация 2 – для второй команды

собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже

Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?

Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

Конкурс капитанов. Блиц-турнир

капитан команды, который быстрее нажмёт на сигнал-игрушку, после заданного вопроса, первый отвечает на вопрос

-Сколько встреч было у старика и рыбки? (шесть)

-Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий)

-Первый банкрот Поля чудес (Буратино)

-Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? (Астрид Линдгрен)

-Героиня русской сказки, девочка из снега (Снегурочка)

-Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта (Корней Чуковский)

-Пушкинское дубовое украшение (цепь)

-Разговор двух лиц (диалог)

-Личный транспорт Бабы Яги (ступа)

-Кто полгода сидит без обеда (медведь)

-Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

-Что идет, не двигаясь с места (время)

-Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? (А.С. Пушкин)

Вывод:Развитие ребенка через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты , развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

10. Проект решения педсовета.

-Продолжать работу по театрально-игровой деятельности детей

Ответственные: воспитатели ДОУ. Сроки исполнения: постоянно

-Разработать информационный материал для родителей по театрально-игровой деятельности детей.

Сроки исполнения: до 15.03.2019г.

Ответственные: педагоги ДОУ

-Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме организации и проведении театрально-игровой деятельности.

Сроки исполнения: постоянно.

Ответственные: педагоги ДОУ.

-Распространять опыт работы с детьми по театрализованной деятельности в средствах массовой информации, в профессиональном сообществе, представлять материалы на конкурсы.

Срок – в течение года.

-Пополнять театрализованные уголки различными видами театров, согласно возрастным особенностям детей и программным требованиям.

Ответственные – воспитатели групп.

-Организовывать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста просмотр театрализованных представлений, подготовленных взрослыми или детьми старшего возраста.

Срок – систематически в рамках театральных досугов.

Ответственные – воспитатели групп.

-Планировать театральные досуги с детьми.

Срок -согласно тематическому планированию.

Ответственные – воспитатели групп.

-Продолжать работу по активизации речевого общения посредством театрализованной деятельности.

Цель: Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию.

Повестка дня:

5. Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие группы) - педагог-психолог.

6. Итоги взаимопроверки ПРС по художественно-эстетическому воспитанию в разных возрастных группах. - воспитатели групп

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

Ключевая роль детского сада (слайд)

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ (слайд).

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств.

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Предметно-развивающая среда

Природа

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания (слайд)

Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества я придаю интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Именно интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, лепка (форма, объём, пропорции, аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.

О развитии у дошкольников музыкально-творческих способностей рассказывает музыкальный руководитель (презентация).

О развитии у дошкольников художественно-творческих способностей посредством дидактических игр и упражнений, расскажет воспитатель по изодеятельности.

Итоги диагностики творческих способностей детей старших, подготовительных групп озвучит педагог-психолог, даст рекомендации по развитию этих способностей и проведет блиц-диагностику ваших творческих способностей.

Педагоги рассказывают об итогах взаимопроверки предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому воспитанию.

Представители команд выбирают разноцветные шляпы (сделанные из цветной бумаги). На обсуждение каждой команде дается три минуты,затем каждая команда после обсуждения представляет свой итог.

Цель: исследование и определение эффективности организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном отделении по развитию креативного потенциала дошкольников и внесение необходимой коррективы для повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников.

№ п/п Направление работы Содержание Методика организации контроля
1 Обследование уровня развития творческих способностей дошкольников. Выявить уровень развития творческих способностей дошкольников разных возрастных групп. •Анализ диагностических карт.

•Анализ самообразования педагогов.

•Анализ наглядной информации для родителей в группе

Брейнсторминг “Детский сад – территория креативности”

1. Определите, какие компоненты относятся к основным компонентам креативности:

б) дивергентное мышление

2. Как вы думаете, из какого документа взята следующая фраза “Государственные образовательные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей. ”?

а) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования

б) Закон об образовании;

в) Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) Развитие образования города Москвы “Столичное образование”.

г) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

д) Декларация прав ребенка.

3. Дивергентное мышление это.

а) способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части

б) способность видеть проблему там, где ее не видят другие

в) поиск множества решений одной и той же проблемы.

г) способность легко ассоциировать отдаленные понятия

4. Назовите автора высказывания “. мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение”.

б) Джой Пол Гилфорд

в) Маршалл Маклюэн

г) Лев Семенович Выготский

5. Определите факторы, препятствующие развитию креативности.

а) ориентация педагога на абсолютный успех ребенка

б) возможность манипуляций с предметами и мыслями

в) разграничение детей друг от друга в игровой деятельности

г) желание найти ответ незамедлительно

д) активная игровая деятельность

е) личный пример творческого подхода к решению проблем

6. Основатель теории решения изобретательных задач

а) Уильям Гордон

в) Генрих Альтшуллер

г) Джой Пол Гилфорд

7. Суть метода фокальных объектов (ТРИЗ) состоит .

а) в моделировании процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами

б) в перенесении свойств, качеств одного или нескольких предметов на другой

в) в изменении свойств и назначений объекта на противоположные, превращении их в анти-объекты

г) в определении роли и места функций объектов и их взаимодействия по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

8. Автор приемов фантазирования “Грамматика фантазии”

а) Милн Алан Александер

б) Редьярд Киплинг

д) Линдгрен Астрид

Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”

Педагоги делятся на 3 команды

Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, экспертные листы для жюри

1 задание “Визитная карточка команды”

Команды представляют название и девиз своей команды.

Максимальное количество баллов за задание - 3 балла

2 задание “Образно-ассоциативное мышление” (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами).

Каждой команде предлагается карточка с картинками. Необходимо составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения. За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл.

  1. группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока)
  2. группа: транспорт (машина, лодка)
  3. группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара)
  4. группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро)
  5. группа: предметы металлические (машина, ведро)
  6. группа: могут плавать (рыба, лодка)
  7. группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка)
  8. группа: предметы природы (рыба, ель)

3 задание “Реклама” (домашнее задание).

Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.

  • пустая консервная банка;
  • перегоревшая лампочка
  • лопнувший воздушный шарик;
  • катушка от скотча;
  • сломанный зонт

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

4 задание “Неизвестное животное”.

  • Бируанг (малайский медведь),
  • Альпака животное семейства верблюжьих.
  • Кинкажу - хищное млекопитающее из семейства енотовых. “Кинкажу” переводится как медовый медведь, поскольку эти зверьки любят мёд.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

5 задание “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” (развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений)

Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны. Можно предложить педагогам оценить также фразу “быть педагогом это хорошо или плохо”.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

6 задание “Придумай рассказ”

Каждой команде дается 4 слова как можно меньше связанные между собой. В течение 5 минут необходимо придумать рассказ, объединяющий данные слова в логически связное действие (слова не склонять).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

Сценарий педсовета

hello_html_5d831735.jpg

Подготовили члены МС, провела:

Зайцева О.В., ст. воспитатель

г. Клин, Московская обл.

Цель: Повышение качества работы педагогического коллектива по изобразительной деятельности.

Задачи:

Закрепить теоретические знания педагогов по вопросу развития детей по изобразительной деятельности.

Нацелить педагогов на использование теоретических знаний в практической деятельности.

Определить стратегию деятельности педагогического коллектива по данному направлению в последующей работе.

Повестка дня:

I. Вводная часть.

1.1. Организационный момент.

Ответственный: старший воспитатель

Время: 1 мин.

1.2. Выполнение решений предыдущего педсовета.

Ответственный: заведующий МДОУ

Время: 2 мин.

1.3. Вступительное слово

Ответственный: заведующий МДОУ

Время: 2 мин.

Ответственный: старший воспитатель

Время: 4 мин.

II часть - теоретическая

Ответственный: Федорова А.А.

Время: 5 мин.

Ответственный: Трусова В.С.

Время: 5 мин.

Ответственный: Долбикова О.В.

Время: 5 мин.

III часть - практическая

Время: 35 мин.

Ι V . Заключительная часть

Выработка и принятие решений.

Ответственный: заведующий МДОУ

Время: 5 мин.

Заключительное слово. Домашнее задание.

Ответственный: старший воспитатель

Время: 2 мин.

Ход педсовета:

Выполнение решений предыдущего педсовета

Вступительное слово

С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Превращение ценностей культуры, социума в ценности личности есть процесс воспитания. Какие же качества имеют значение, вес в реальной жизненной практике?

Наше время — время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем — эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира.

К сожалению, в современных образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. Обучение носит репродуктивный характер, сводится к запоминанию и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения заданий. А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Творчество — форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогов – выявить и развить их способности в доступной и интересной детям деятельности.

В воспитательно-образовательном процессе МДОУ используются парциальные программы развития творчества в различных видах художественной деятельности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание правильной предметно-развивающей среды, опережающей развитие детей. Большинство групп детского сада эстетично оформлены в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. К сожалению, не во всех дошкольных группах созданы условия для развития способностей детей. На это указывает отсутствие соответствующей обстановки, опережающей развитие ребёнка.

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие творчества дошкольников. Педагоги нашего МДОУ используют разнообразные методы развития творческих способностей дошкольников.

Наши педагоги учат детей выражать своё творческое начало через обучение разнообразным нетрадиционным техникам рисования (размывание краски пальчиком, рисование мылом, пластилином, нитками), а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.

Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Воспитатели Федорова А.А., Харина Е.А., работая на протяжении многих лет с детьми младшего возраста используют нетрадиционные техники рисования пальчиками, ладошками. Точнее говоря, делают первые толчки к развитию творческих способностей. Бурцева А.С , педагог группы №3 в своей работе с детьми активно использует развивающий эффект аппликации из бумаги и бросового материала. Индивидуальный характер общения с ребенком, отсутствие любого давления со стороны взрослого помогает педагогам развивать у детей умения передавать свои чувства, эмоции, свой внутренний мир языком аппликации.

Для развития творческих способностей требуется наличие взрослых, которые стали бы для него образцом творческого поведения. Развивать творческие способности может, как известно, только тот, кто сам способен творить. Развитие творческих способностей дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Основная цель нашего сегодняшнего педсовета — повышение качества работы педагогического коллектива по изобразительной деятельности.

I . Оценка уровня знаний, умений и навыков детей.

В ходе тематической проверки проводилось обследование детей всех возрастных групп по разделу художественное творчество.

Проанализировав детские работы, знания, умения, навыки детей в старшей и подготовительной группе можно сделать следующие выводы.

1.Ребёнок видит характерные эстетические признаки окружающих предметов - 87%,

2.Воспринимает и эмоционально реагирует на образ и средства выразительности разных видов и 3.жанров - 87%

3.Эмоционально откликается на красоту природы, проявляет интерес к декоративному искусству – 93%

4.Самостоятельно создаёт художественные образы в различных видах изоискусства - 93%

5.Владеет основными техническими приёмами рисования – 93%

6.Может передать сюжетную композицию – 81%

7.Интегрирует разные виды изодеятельности в индивидуальной и коллективной работе -

8.Знаком с изделиями русского декоративно-прикладного искусства – 100%

9.Умеет создавать декоративные композиции – 87%

10.Проявляет творчество в разных видах изодеятельности – 93%

В младшей и средней группе :

1.Проявляет ли интерес к различным видам искусства и изодеятельности – 64%

2.Умеет создавать простейшие изображения красками, карандашами, из пластилина – 78%

3.Способен создать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности – 78%

4.В рисунке передаёт сюжет – 42%

5.Самостоятельно выбирает способы изображения и художественные материалы – 42%

6.Обладает элементарными способностями к изодеятельности (чувство цвета, формы) – 71%

7.Создаёт декоративные композиции – 57%

8.Принимает участие в коллективных работах – 93%

9.Эмоционально реагирует на результат работы – 93%

10.Владеет основными техническими навыками и умениями – 93%

Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке, аппликации наблюдается во всех группах. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).

II . Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ занятий), а также в ходе собеседования с воспитателем.

Все педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не все педагоги могут правильно руководить детским творчеством. Многие педагоги, особенно молодые, прежде всего понимают личную готовность к занятию только как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами. Профессиональные педагоги строят каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Недостаточно развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования штампов, которые внедряются в сознание детей (так бывает, а так не бывает).

У многих педагогов формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий. Мало внимания уделяют анализу детских работ.

III . Планирование работы с детьми.

В календарных планах воспитателей планируется НОД по музыке (по плану музыкального руководителя), по художественному творчеству (рисованию, лепке, аппликации) при этом недостаточно внимания уделяется знакомству с художественными произведениями и индивидуальной работе по изодеятельности во 2ой половине дня. Хорошо планируется ознакомление с художественной литературой.

Планируется индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей. Очень мало педагоги планируют и проводят досуги и развлечения, работу с родителями в планах не отражена, т.к. не предусмотрено место. Рекомендуется всем группам отражать каждый месяц консультации для родителей, подготовить наглядный материал по развитие художественно творческих способностей детей.

IV . Создание условий.

В МДОУ созданы необходимые условия в группах для развития художественно-творческих способностей детей. В методическом кабинете имеются произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, есть необходимые изобразительные материалы, имеется разнообразный игровой дидактический материал, народные игрушки и т.д.

В музыкальном зале имеются музыкальные инструменты, пособия, атрибуты, комплекты аудиозаписей песен, музыкальных произведений, куклы би-ба-бо и другие виды театров.

В группах оборудованы музыкальные уголки, театрализованные зоны, уголки по художественно-продуктивной деятельности. Наличие материалов в уголках не во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей.

V . Работа с родителями.

1. 100% опрошенных считают интерьер и оформление группы хорошим, уютным, интересным для детей.

2. 96% родителей знаю, что в учреждении проводится работа по развитию художественно-творческих способностей детей.

3. 96%считают, что в учреждении созданы условия для творческого развития ребёнка?

4. 75% детей дома проявляет интерес к художественно-творческой деятельности, таким как рисование, лепка, аппликация, музыка. театрализации)?

4. чтобы поддержать этот интерес родители с детьми:

ходят на выставки, концерты для детей, в театр - 48%

покупают книжки раскраски, смотрят телепередачи – 52%

5. 96% родителей хранят детские рисунки.

6. 100% родителей интересна и полезна наглядная информация в группе.

Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме

художественно-творческого развития ребёнка?

консультации, мастер-классы ответили – 55% родителей

просмотры занятий художественно - эстетического цикла – 20%

Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях. (Постоянно)

При планировании занятий (изодеятельность, музыка, конструирование, аппликация) использовать наглядный материал из методического кабинета

Дооборудовать центры по художественно-продуктивной деятельности в

соответствии с возрастом детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Вопросы для викторины:

Сколько мест было в первой русской матрешке? (Семь)

Как называется кукла из соломы? ( Стригушка)

С помощью чего мастерицы плели кружева? ( С помощью коклюшек)

Как называется станок для изготовления глиняной посуды? ( Гончарный круг)

Какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (Простой геометрический)

Какой цветок наиболее чаще встречается в гжельской росписи? (Роза)

Отличительная черта этого промысла – живопись по черному. (Палехская лаковая живопись)

В какой росписи основной рисунок состоит из ягод, листьев, колосьев и травки? (Хохломской)

Что применяли гжельские мастера, чтобы получить разные оттенки синего цвета? (Разный нажим на кисть)

В какой росписи цветы называют “купавками” и “розанами”? (В городецкой)

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он?

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья.

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье.

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести?

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.

Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)

Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)

Что такое графика? ( Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)

Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)

Назовите способы лепки.

1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;

2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;

3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.

Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

Каждый воспитатель подготовил по одной интересной дидактической игре по изодеятельности и презентовала его с помощью стихов, песен, рекламы и т.д. Данная работа помогла педагогам поделиться друг с другом своим опытом, раскрыть свои таланты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В совместной работе педагогами были выработаны следующие решения.

Проект решений педсовета № 3

Констатирующая часть

Сделанные выводы позволяют принять следующие решения:

Постановляющая часть

Решения педсовета.

1. Продолжить работу по изобразительной деятельности в следующем учебном году акцентируя внимания на взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Срок: учебный год.

Отв.: все педагоги

2. Продолжить пополнять центры по изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Срок: до 1 сентября

Отв.: воспитатели групп.

3. Создать творческую группу и разработать перспективный план и план взаимодействия воспитателей со всеми специалистами по организации изобразительной деятельности.

Срок: до 1 сентября

Отв.: ст. воспитатель

4. Пополнить недостающими материалами и пособиями уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах.

Разработать методические рекомендации по организации изобразительной деятельности на разных возрастных этапах.

Отв.: Методический совет

4.2. Заключительное слово.

Домашнее задание:

Смотр-конкурс уголков родного края. отв. – воспитатели групп.

Просмотр открытых мероприятий по теме педагогического совета - отв. – заведующий МДОУ, ст. воспитатель , Полякова В.И., воспитатель гр.№4, Ермоленко С.В., музыкальный руководитель

Презентация опыта работы воспитателя старшей группы по краеведению – отв. Куликова Е.В..

Оформление информационно-наглядных стендов для родителей по теме педагогического совета. отв. – воспитатели групп.

Читайте также: