Педсовет по смысловому чтению в школе

Обновлено: 02.07.2024

Слайд 1 В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных. Неслучайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах. Как учитель русского языка и литературы, работающий в основном в старших классах, могу утверждать, что без овладения технологией смыслового чтения невозможно полноценно подготовить учащихся к итоговой аттестации, так как и в ОГЭ, и в итоговом сочинении по литературе, и в ЕГЭ исходным для создания собственного текста является осмысление и понимание чужого текста художественной и научной направленности.

Слайд 2 Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда человек действительно осознанно читает, то у него обязательно включается в работу воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная и более сложная ступень развития – речь письменная. Смысловое чтение отличается от любого другого тем, что при нём происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Слайд 3 Существуют различные способы смыслового чтения. Вот основные из них:

аналитический (структурный) способ. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение;

синтетический (интерпретационный) способ. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их;

критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

Слайд 4 I этап. Работа с текстом до чтения.

Это антиципация (или предугадывание предстоящего чтения; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт)

и постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

В ней три момента: первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста),

и анализ текста (п остановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение).

III этап. Работа с текстом после чтения.

В ней также несколько важных моментов: во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту (т.е. коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов).

Во-вторых, знакомство с писателем (это рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника, дополнительными источниками).

Далее идёт работа с заглавием, иллюстрациями (обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям и соотнесение видения художника с читательским представлением).

И в заключение третьего этапа - творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста, таких, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с заложеннной в нем идеей.

Немаловажным в освоении технологии смыслового чтения становится изучение различных стратегий, приёмов, методов работы с текстом и практическое овладение ими, чему необходимо уделять внимание при работе с текстами уже в начальной школе (т.е. в старших классах заниматься такими приёмами не совсем продуктивно, т.к. это не соответствует возрасту, а вот если они уже освоены учащимися ранее – это, несомненно, принесёт положительные результаты в средних и старших классах).

Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование.

Если объединить всё данное выше, то можно всю работу с текстом по технологии смыслового чтения представить в следующем кратком плане. Слайд 5

Первым и важным этапом становится определение типа и предмета книги ориентировочно по названию и титульному листу.

Затем нужно научиться находить основную мысль текста . Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной сути текста в одном предложении или максимум в нескольких (в рамках краткого абзаца). Такое умение является показателем способности человека целостно воспринимать информацию. Но так как любая целостность представляет собой закономерную (логическую) взаимосвязь частей, необходимо предложить ученикам освоить следующее действие, являющееся естественным продолжением предыдущего: перечислите основные части книги (текста), покажите, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру.

Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем – определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора, и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. У автора существует много способов выделения ключевых слов. Надо их знать и уметь использовать при чтении. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обратиться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также можно использовать словари, энциклопедии, справочную литературу.

Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Первый и последний абзац содержат основной смысл текста и выводы. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев, также как и ключевые слова, содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть к интерпретации. Один из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторение авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста . Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнения в мастерстве мышления и коммуникации. Для выделения основных мыслей можно использовать всевозможные схемы и диаграммы. Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в тексте.

Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения . Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

Таким образом, у школьников формируются способности не просто пересказывать текст, но и выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую они получили, оценивать героев произведения. Учащиеся, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст. С этой целью им предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики героев, аннотации любимой книги.

Возвращаясь к началу статьи, где говорится о цели смыслового чтения, можно сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами при работе на уроках по разным школьным предметам.

Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.

Граник, Г.Г.Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

Дерновский И. Инновационные педагогические технологии

Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.

Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: Якунина Л.А.

2017 – 2018 учебный год

Можно прочитать много, но не стать образованным человеком.

Смысловое чтение лежит в основе всего обучения.

Проводя ежедневную самоподготовку, каждый воспитатель знает, как читают его подопечные, понимают и осмысливают прочитанный текст. У нас в классе справляются с такими заданиями: Минаев Виталий, Андронов Максим, Трофимова Диана, Петров Григорий, немного слабее в данном случае – Трофимова Кристина и Задорожный Андрей. Практически совсем не справляется с этим Култыков Алексей. Очень редко что – то запоминается этим ребёнком.

Цель смыслового чтения: более точно и полно понять содержание

текста, уловить детали и осмыслить информацию, пересказать прочитанное. Этому помогает анализ текста.

Учу вдумчиво читать, так как при этом работает воображение, развивается

устная речь и, конечно – письменная речь.

Смысловое чтение позволяет освоить все виды текстов: научные, художественные, а так же и документы, инструкции, газетно - журнальные статьи и тому подобное.

Существуют различные способы чтения.

*какой текст мы читали, то есть понять, о чем идет речь; (Выяснили: о двух мальчиках – Грише и Диме, которые раньше дружили, а из-за какой-то давней ссоры стали враждовать).

*в чем основной смысл текста; (оба мальчика упрямы, мириться не хотят; помогло им только общее доброе дело).

*на какие смысловые или структурные части он подразделяется; (поссорившиеся мальчики; дождь; постройка мостика; встреча друзей).

Вот так, общими усилиями, мы пересказали текст.

- Синтетический или интерпретационный. Здесь ученик движется от частного

к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом

тексте, каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо: обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте; самые важные предложения; самые важные абзацы; определить, какие задачи автор решил. Если дети затрудняются в пересказе, выделяем главные слова, пишу их на доске, и дети, с помощью этих слов пересказывают. Берём тот же текст: Дима, Гриша, упрямые, дождь, лужа, камень, встретились.

При этом чтении ученик должен основное внимание уделить терминам,

ключевым словам и суждениям автора. Результат – понимание и

запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых

(вторичных) текстов (пересказ, план, сочинение).

- Критический или оценочный. Цель его – оценить авторский текст и

определить свою позицию.

Необходимым условием читательской деятельности детей, является внимательное отношение к слову, умение задавать вопрос и интерпретировать его.

– способность нести, развивать культуру, исходить из нее при анализе любых явлений.

Амонашвили говорил: « Современный человек, человек будущего, не может

жить без книги, чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения,

Этот прием достаточно популярен в мире современного образования. Автор - известный американский психолог и педагог Бенджамин Блум.

Приём основан на работе с текстом. Так как с текстом приходится работать на самоподготовке и занятиях – приём является универсальным и может быть использован любым педагогом.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог . Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

- Вопросы формулируют дети . Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Дайте несколько объяснений, почему.

Кто…? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

К использованию приемов необходимо подходить избирательно . Один и тот же прием по-разному работает. Потому что это зависит от уровня подготовки детей, их темперамента, профессионализма педагога и других факторов. Есть классы работоспособные, активные, а есть несильные, малоактивные, поэтому и приемы не так заметны для не филологов. Однако эти приемы наиболее эффективны в подобных классах.

Для того,чтобы решить проблему потери интереса к книге - нужно объединение всего педколлектива, где немалая роль будет принадлежать каждому педагогу, библиотекарю, и, конечно, семье.

Только тогда можно будет говорить о том, что дело сдвинулось с места, что мы не только учим, но и воспитываем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

· определением основной и второстепенной информации;

· формулированием проблемы и главной идеи текста.

Развитие навыков смыслового чтения

Развитие навыков смыслового чтения

Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?

Кто. Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Глоссарий Тип стратегии: Предтекстовая Класс / возраст: 5-9 кл. Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: Мы будем читать информационный текст Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:…. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

Рассечение вопроса

Чтение вслух (попеременное чтение)

Чтение про себя с вопросами

Экскурсия по книге

Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)

Развитие словаря

  • Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
  • Класс / возраст: 5-9 кл.
  • Цели стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • Нам скоро встретится слово . Попробуем его угадать, расширяя контекст.
  • — Оно крепкое, серебряного цвета.
  • — Оно чаще всего изготавливается из железа.
  • — У него есть плоское основание для ноги.
  • — Оно находится на лошади.
  • Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади.
  • Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы:
  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивных технологий;
  • технологии критического мышления.


-75%

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение является метапредметным навыком, поэтому составляющие его части представлены структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы, в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Читайте также: