Педсовет по семейным ценностям в доу

Обновлено: 02.07.2024

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

· Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

· Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

· Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

· Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Безусловно, что решение сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.

При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.

Повышение правовой культуры родителей

Декларация прав ребёнка (1959г.)

-10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.

Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.) – 54 статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностями родителей

Семейный кодекс РФ

Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям:

Изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах)

Знакомство с современными системами семейного воспитания

Пропаганда здорового образа жизни

Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям

II. "Деловая игра" (проведение педсовета)

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы.

1 часть. Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

2. Перечислите формы работы с родителями.

3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

· В его присутствии

· В присутствии всех членов семьи

2 часть. Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

· Каждой группе вручается лист А4, карандаши. Задача педагогов: изобразить современную семью с помощью рисунка.

· Через 10-15 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

· (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

3 часть. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

- Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

4 часть. Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание текста на карточках.

Для первой группы.

1. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.

2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.

3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Для второй группы.

1. Трансляция родителям положительного образа ребёнка.

Цель: установление доверительных отношений с родителями

2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье.

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка.

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами

5 часть. Подведение итогов.

"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.. Задачи: стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по реше­нию данной проблемы; пополнить банк идей новыми инициати­вами педагогов по оздоровительной работе с детьми, взаимо­действию с семьей.

Педагогический совет

Цель: расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.. Задачи: стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по реше­нию данной проблемы; пополнить банк идей новыми инициати­вами педагогов по оздоровительной работе с детьми, взаимо­действию с семьей.

Прежде, чем начать наш педсовет давайте проведем субъективную оценку своего образа жизни и соматического здоровья (Московченко О.Н. Практикум по валеологии. Красноярск, 1999)

Можете ли Вы расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю, курению или таблеткам:

а) да, б) редко, но это мне удается, в) нет

Насколько Ваш реальный вес превышает адекватный?

а) превышает более чем на 50%,

д) не более чем на 3%,

е) ниже чем на 4-10%

Применяете ли Вы в повседневной жизни какой-нибудь метод оздоровления?

а) да, регулярно, б) да, но не регулярно, в) нет

Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физической культурой в течение 20 минут и более?

а) 5-6 раз, б) 3 раза, в) 2 раза, г) ни разу

Насколько продолжителен Ваш сон (в сутки)?

а) менее 5 часов,

д) более 10 часов

Как часто Вы питаетесь в течение дня?

а) 3-4 раза, б) 2 раза, в) 1 раз

Сколько раз в неделю Вы завтракаете?

а) ни разу, б) от случая к случаю, в) ежедневно

Как часто Вы пропускаете занятия из-за болезни?

а) болею очень редко, раз в несколько лет,

б) болею 1-2 раза в год,

в) болею 1 раз в полгода,

г) болею 1 раз в месяц,

д) болею 1 раз в одну, две недели

9. Как часто Вы курите?

а) никогда б) очень редко, не более 1-2 раза в месяц,

в) иногда (за компанию),

г) каждый день по 5-6 сигарет,

д) каждый день 0.5-1 пачку сигарет

10. Как часто Вы употребляете алкоголь?

а) не употребляю вообще,

б) 50-70 г сухого или крепкого вина 1 раз в неделю,

в) очень редко, не больше (50 г крепких напитков) 1-2 раза в месяц,

г) ежедневно, но не более 40-50 г в день,

д) несколько раз в месяц, но в большом количестве,

е) ежедневно более 150-200 г.

а = 10, б = 5, в = 0

а = -10, б = -2, в = -3, г = 6, д = 8, е = 10, ж = -3, з = -2, и = -10

а = 10, б = 5, в = 0

а = 10, б = 6, в = 4, г = 0

а = 0, б = 4, в = 8, г = 4, д = 0

а = 10, б = 7, в = 5, г = 2, д = 0

а = 10, б = 6, в = 3, г = 0, д = -8

а = 10, б = 6, в = 8, г = -4, д = -8, е = -10

Суммируйте все очки и сделайте вывод о характере Вашего образа жизни по следующей шкале:

59-50 очков: Ваше отношение к ЗОЖ можно оценить как хорошее.

49-35 очков: Ваше отношение к ЗОЖ можно оценить как удовлетворительное. Задумайтесь над тем, что можно изменить.

30 и менее очков: Ваши привычки и поведение далеки от ЗОЖ, Вы пренебрегаете своим здоровьем.

Хотелось бы вспомнить притчу:

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы — педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание детей. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения ориентированы на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. При этом педагогу всегда необходимо выступать в качестве квалифицированного консультанта, который может научить, подсказать нужный материал, дать правильный совет, обсудить вместе с родителями возникшие трудности.

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование любого детского сада предполагает учет мнений и пожеланий родителей воспитанников. Эффективность работы ДОУ во многом зависит от взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

Возникает вопрос, в чем кроется причина сложившейся ситуации?

Современная наука постулирует именно равенство педагогов и родителей в общении, диалог между ними, который возможен только при восприятии сторонами друг друга на равных. Общение сконцентрировано на установлении контактов и педагогическом просвещении родителей. Такая направленность обусловлена противоречием между воспитательным потенциалом семьи и использованием его не в полной мере. Ошибочные подходы к воспитанию, трудности родителей во многом связаны с их недостаточной осведомленностью в вопросах педагогики, психологии, физиологии и других областях знаний. Родители, не владеющие знаниями об особенностях развития ребенка, не внимательные к его внутреннему миру, испытывают трудности в воспитании и способны совершить ошибки, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Педагоги ДОУ располагают потенциальными возможностями помочь родителям в воспитании детей. Общение педагогов с родителями – это прежде всего общение профессиональное, целенаправленное и содержательное.

Компетентность педагога проявляется в его способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью.

Ряд положений, влияющих на характер общения:

- восприятие воспитателями родителей как социальных заказчиков;

- установка на безоценочное общение, диалог;

- выбор актуальных тем общения;

- активизация и учет личного опыта родителей;

- вариативность содержания, форм и методов оказания педагогической помощи родителям.

В нашем детском саду ведется работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности. Этому способствует созданная в ДОУ доступная и безопасная развивающая предметно-пространственная среда: музыкальный, спортивный залы с соответствующим оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах с оборудованием для спортивных игр, медицинский блок, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога-психолога, спортивная площадка.

Также работа по здоровьесбережению реализуется посредством физкультурных занятий, режима дня, воспитанию культурно-гигиенических навыков, спортивных досугов, прогулок, различных гимнастик и многое другое.

Немаловажное значение имеет тот факт, что при решении физкультурно-оздоровительных задач мы привлекаем родителей. И это даёт большой положительный результат

Эффективность физкультурно – оздоровительной работы в нашем ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания педагогов – специалистов, медицинских работников, родителей воспитанников и всего коллектива. Только совместными усилиями мы решаем поставленные задачи и добиваемся положительных результатов.

Справка по Итогам тематической проверки

Сегодня мы с вами проверим ваш багаж знаний в вопросе формирования физической культуры детей. Предлагаю взять по желанию гематоген и витаминки (для последующего разделения в две команды)

Педагогический практикум по физической культуре (в форме деловой игры).

Педагоги разбиваются на 2 команды.

Обеим командам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.

Задачи физического воспитания:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепления здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.

Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость) формирование правильной осанки.

Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.

Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

Командам предлагается вспомнить по 2 пальчиковые игры и продемонстрировать их.

На столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм? Высказывания мудрых людей, живущих в разное время:* "Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно". Л.Н. Толстой* "Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье". Ф.А. Абрамов.* "Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля". А. Шопенгауэр.* "Нельзя лечить тело, не леча душу". Сократ.

Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет).

Правда ли, что ежедневно нужно выпивать два стакана молока? (Да).

Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет, нужно 9-10).

Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (Да).

Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет).

Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет).

Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да).

Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет).

5.Замените выражение пословицей

Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен лечись, а здоров– берегись).

Ешь лук. (Лук от семи недуг. Лук здоровью друг.)

Будь бодрым, занимайся физкультурой. (В здоровом теле, здоровый дух).

Здоровье бесценно. (Здоровье за деньги не купишь)

Закаляйся с детства. (Смолоду закалишься на весь век сгодишься)

Умывайся, принимай душ каждый день. (Чистота залог здоровья)

Что, согласно известному лозунгу, является залогом здоровья? (Чистота).

Как называется наука о здоровье? (Валеология).

Какие фрукты, овощи, растения используются для понижения температуры?

(Малина, чеснок, липа, лимон и т. д.).

В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).

Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво, под ногтями микробы, можно заболеть).

Назовите зимние виды спорта? Летние?

Кто такие йоги? (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией).

Листья, какого растения используются при ушибе и кровотечении? (Лопух,

Сок, какого растения используется вместо йода? (Чистотел).

Какая страна является родиной чая? (Китай).

 вопрос. Полезные советы дайте нам своим ответом:

Если хочешь долго жить – сигареты брось… (курить).

Напомним каждому с любовью – курение вредит…. (здоровью).

Солнце, воздух и вода – наши лучшие… (друзья).

Если хочешь похудеть, стройную талию иметь, со свининой не ешь суп – покрути – ка… (хула хуп).

Очень важно спозаранку есть за завтраком… (овсянку)

Закончить пословицы о здоровье (совместное задание)
Чистота – (залог здоровья).

Здоровье дороже (золота).

Чисто жить – (здоровым быть).
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке).
Если хочешь быть здоров – (закаляйся).
В здоровом теле – (здоровый дух).
Здоровье за деньги (не купишь).
Береги платье с нову, (а здоровье смолоду).
Будет здоровье – (будет все).

вопрос. Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ (коллективная деятельность заполнение таблицы). Формы партнёрства с родителями воспитанников

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.).

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения

ПРЕЗИНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Формы работы с родителями в течение учебного года в условиях группы

Цель. Учить родителей и детей внимательному отношению друг к другу.

Приходя в детский сад, родители и дети выкладывают на столе цветные фишки, соответствующие их настроению (красная – радостное, желтая – спокойное, голубое – грустное). Воспитатель во время утренней беседы помогает проанализировать причины эмоционального состояния членов семьи.

Цель. Собрать банк данных о проблемах детского развития. Дать возможность родителям анонимно задать вопросы на волнующие их темы. Наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада с семьей.

Важным в персонализации почты становится действенность тематики обращений родителей (название почты должно стимулировать), ответная реакция ДОУ (ее адекватность, оперативность, доступность и гласность). ДОУ демонстрирует свою заинтересованную, деятельную и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада для полноценного пребывания ребенка в нем.

1-й этап – подготовительный.

2-й этап – основной.

Родителям презентуют разработанные ящики, объясняют механизм работы, демонстрируют их действенность. На данном этапе важно продемонстрировать готовность ДОУ отвечать и реагировать адекватно на все обращения, чтобы поддержать желание родителей обращаться к педагогам посредством почты.

3-й этап – заключительный.

Подводятся промежуточные и окончательные итоги работы родительской почты

На данном этапе важно ознакомить родителей с обобщенным результатом их обращений и запросов, а также результатами работы ДОУ в данном направлении (принятые меры и их результаты).

Чтобы родительская почта стала рабочим инструментом, обеспечивающим взаимодействие ДОУ и семьи, необходимо оперативно оформлять тематику ящиков.

При проведении консультаций, бесед, собраний воспитатель отвечает на вопросы родителей.

Цель. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе. Научить самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

Один раз в квартал семья (две семьи) выбирают тему, готовит и проводит собрание. Педагоги оказывают родителям помощь в организационных вопросах.

Цель. Познакомить родителей с драматизацией как методом решения внутрисемейных и личностных проблем. Привлечь их к активному участию в жизни группы.

Родители под руководством воспитателей выбирают сказочный сюжет, пишут сценарий, распределяют роли, изготавливают декорации и костюмы. Спектакль с участием детей и членов их семей может быть проведен как часть праздника, досуга или родительского собрания.

Цель. Привлечь внимание родителей к мероприятиям, проводимым в дошкольном учреждении.

Газета может выпускаться один раз в квартал. На ее страницах размещаются написанные в шутливой форме заметки о мероприятиях, которые прошли в детском саду (группе) или запланированы на ближайший период. Газета оформляется фотографиями или рисунками детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Выявить успехи и недостатки в работе педагогического коллектива.

Найти и поставить перед собой задачи по выявлению и использованию активных форм работы с родителями.

• Выполнение решений предыдущего педсовета.

• Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации Программы (вступительное слово заведующей А.Е.Луговской).

• Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ (доклад воспитателя группы НОДА № 5 Н.Р.Бабанаковой).

• Формирование у дошкольников семейных ценностей (выступление воспитателя группы НОДА № 10 А.А.Коваль).

• Взаимодействие с родителями воспитанников (справка по результатам тематической проверки воспитателя-методиста Т.А.Решетняк)

Алчевск, 2017 год

Ход педсовета

Вступительное слово заведующей ДОУ.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях :
- работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом (слайд 1).
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника(слайд 2);
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями (слайд 3) :
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход;
3) сотрудничество, а не наставничество;
4) тщательная подготовка к каждому мероприятию;
5) динамичность.

Функции работы ДОУ с семьей:

Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями". Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению. (Материалы прилагаются)

Вторая страница. Домашнее задание.

Третья страница. МУЗ. ПАУЗА

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.

Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".

Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".

Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".

Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".

Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".

Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".

Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".

Четвертая страница. Практического мастерства.

Педагогам предлагается деловая игра "Сундучок педагогических находок", в процессе которой каждый участник делится одной из своих "находок" в области организации взаимодействия с родителями (специальные памятки, "вместе изготавливаем книгу", "Модель трех вопросов", достижения детей, нетрадиционные родительские собрания и т. д.)

Решение педагогических задач.

Ситуация для анализа

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но . ..наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам".

Правильно ли поступила мама?

Каковы последствия поведения мамы?

Что бы вы посоветовали маме?

Ситуации для анализа

Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:

"Будешь слушаться, куплю это", "Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк", "Это тебе за то, что хорошо себя вел" и т. д. Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: "А что ты мне за это купишь?"

Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.

Формированию каких поступков эти методы способствуют?

Прокомментируйте данный диалог .
Разговор двух мам:
— Мой ребенок стал ходить в детский сад и начал часто болеть. Я считаю, что виноваты в этом воспитатели: не присматривают хорошо за детьми.
— Ты права, мой ребенок не болеет, потому что мы сидим с ним дома.
Если бы вы, воспитатель д/с, случайно услышали такой диалог, как бы вы отреагировали?

Прокомментируйте данный диалог .
2. Мама привела ребенка в детский сад и увидела, что в группе открыта фрамуга, выразив недовольство воспитателю группы и выслушав доводы воспитателя, она обратилась в администрацию детского сада.
а) Что могла ответить воспитатель на недовольство мамы?
б) Права ли мама?

Пятая страница . Информационная.

Воспитатель-методист Т.А.Решетняк знакомит с итогами тематической проверки "Взаимодействие с родителями воспитанников".

Основные положения в совместной работе с семьёй:

Единство , которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно — оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Дифференцированный подход в работе с родителями.

Вывод . Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Восьмая страница. Аналитическая. "Аукцион идей". Формулировка и принятие решения педсовета.

Проект решения педсовета.

1.Воспитателям всех возрастных групп составить перспективный план сотрудничества с родителями воспитанников на следующий учебный год.

Ответственные: воспитатели. Срок: до 1.06.2017

2. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.

Ответственные: воспитатели. Срок: до 1.04.2017

3 . Соблюдать условия, необходимые для здоровьесбережения детей дошкольного возраста: - Индивидуальные потребности ребенка;

- Формирование здорового образа 3изни.
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
4. Дополнить физкультурные уголки:
— интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта и другой интересной информацией;
— регулярно пополнять уголки нетрадиционными пособиями, атрибутами для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.

5. Организовать беседы с детьми старшего дошкольного возраста по здоровьесбережению.

8.По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по взаимодействию с родителями удовлетворительной.

Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006.

Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.

Автор: Ларюшкина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 92 "Парус"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ценностей семьи в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование

«Формирование ценностей семьи в

Исполнитель: Ларюшкина Л. А. –

воспитатель

высшей категории,

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста совсем

не новая тема, я не ставлю перед собой цели выявить что-то новое для

слушателей. Моё выступление – это скорее, желание поделиться с

присутствующими опытом, как в нашем ДОУ происходит развитие и

формирование семейных ценностей на практике.

Проблема возрождения семейных традиций является актуальной в любое

время и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные

традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры

ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на

формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость

гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример

Однако без теории не будет и практики, поэтому сначала небольшой

теоретический экскурс. Формирование семейных ценностей у дошкольников

является одной из важнейших задач дошкольного образования. Период

дошкольного детства выступает благоприятным периодом для воспитания

нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной

культуры, воспитания толерантности, уважения к другим людям и культурам.

Личность в обществе выступает представителем определённой социальной

группы – семьи, которая является одним из основополагающих факторов,

влияющих на развитие ребёнка. Личностные ценности по психолого-

педагогическим исследованиям являются производными от ценностей тех

социальных групп, к которым относится ребёнок.

Как вы считаете, что же можно отнести к семейным ценностям?

Ответы: история семьи, обычаи, традиции, нормы и правила поведения,

манера поведения, взгляды, всё то, что отличает одну семью от другой.

Так, известный психолог Вадим Маркович Розин относит к семейным

ценностям любовь, уважение к личности, культуру взаимоотношений.

Социолог А.В. Ковалева выделяет следующую группу семейных

ценностей: единство, защищённость, ответственность.

Но, так как наше ДОУ работает с учётом программы «От рождения до

важным является утверждение известного психолога и педагога Н.Е.

Вераксы, который отмечает, что важно, чтобы схемы семейного поведения,

демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образы

культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как

носитель системы ценностей, с которой ребёнок выходит в мир.

Таким образом, семейные ценности – это основные постулаты, на которых

основываются взаимоотношения в семье, поведение членов семьи. Семья

также вносит большой вклад и в патриотическое воспитание ребёнка.

Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует

формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению

Кроме теоретических постулатов педагогов-психологов. Которые помогли

нам определить, что такое семейные ценности и насколько важно их

формировать в дошкольном детстве, есть и нормативная база для ДОУ,

которая очерчивает обязанности детского сада по данной теме. Прежде всего

это ФГОС ДО. Позволю себе процитировать задачи, на решение которых он

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья.

Именно эти задачи ФГОС ДО нацеливают нас на работу с детьми и

родителями по формированию семейных ценностей.

Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная

- информировать родителей (законных представителей) и общественность

относительно целей дошкольного образования;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную

Другим документом для организации деятельности ДОУ является ООП

ДО ДОУ, которая в нашем ДОУ разработана с учётом Программы «От

отмечают, что особое внимание в Программе уделяется развитию личности

ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей. А также воспитанию у

дошкольников таких качеств личности, как патриотизм, активная жизненная

позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций,

уважение к традиционным ценностям. Для достижения целей

первостепенное значение имеют единство подходов к воспитанию детей в

условиях ДОУ и семьи. Таким образом, особенностью Программы «От

поддержку традиционных ценностей. А именно, воспитание уважения к

традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к

старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование

традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в

своих поступках следовать положительному примеру. Программа

подчёркивает ценность семьи как уникального института воспитания и

необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с

основные формы работы с родителями воспитанников, использование

которых позволяет педагогам успешно реализовать образовательную

В нашем ДОУ решаются следующие задачи в области формирования

семейных ценностей у детей дошкольного возраста:

интерес к своей семье, сохранять семейные традиции и

- воспитывать уважение к членам семьи,

родителей к установлению в семье правил, норм поведения,

- создавать эмоционально-положительную атмосферу дома и в детском саду.

В первую очередь воспитатель работает с ребёнком. В педагогическом

процессе ДОУ мы используем следующие методы и приёмы:

- рассматривание семейных альбомов, картин,

- выставки детских работ,

- заучивание стихов, пословиц, поговорок

- утренники, досуги, развлечения,

Невозможно формировать семейные ценности у детей. Не привлекая к

этому саму семью, поэтому в нашем ДОУ ведётся разнообразная работа и с

родителями. Мы используем различные формы

укреплению семейных ценностей. Практика показывает, что живое участие

родителей позволяет без назиданий познакомиться с интересующей темой,

Основные направления работы с семьями:

- психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом

- вовлечение родителей в педагогический процесс, совместные мероприятия,

Исходя из этого, мы используем следующие формы работы с семьёй:

- проведение индивидуальных консультаций и родительских собраний как

воспитателями групп, так и специалистами ДОУ

- привлечение родителей к участию в спортивных праздниках, утренниках,

- участие родителей совместно с детьми в выставках и конкурсах

- привлечение родителей к участию в социальных и экологических акциях

- участие родителей совместно с детьми в проектах.

Так как наша Программа основывается на комплексно-тематическом

методы и приёмы, формы включены в тематические недели.

Для организации этических и нравственных бесед и образовательной

деятельности (занятий), которые проводятся в рамках тематических недель, в

Читайте также: