Педсовет по финансовой грамотности в школе

Обновлено: 08.07.2024

Организация: МБОУ Средняя школа №1

Населенный пункт: Смоленская область, г. Рославль

Лишь знания всегда дают наибольшую прибыль.

Система современного российского образования такова, что ее программы охватывают практически все сферы жизни общества, что должно обеспечивать качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Существенным пробелом в системе образования до настоящего времени была только практическая подготовка учащихся к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. При этом Россия занимает далеко не последнее место в списке стран с высоким уровнем развития экономики.

В 2016 году этот недостаток образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей научат бережно обращаться с деньгами, расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Опорные школы были отобраны Банком России на основании рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или являются победителями и лауреатами конкурсов в области финансового просвещения. Целью Банка России при формировании пула опорных и пилотных школ является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений. Долгосрочная задача – внедрить программы повышения финансовой грамотности во всех образовательных организациях Российской Федерации.

— получить предложения по доработке учебно-методического комплекта "Основы финансовой грамотности";

И если в сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках только обществознания, то в дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история. В нашей школе основы финграмотности введены с 2017-18 уч.году в форме курсов по выбору для 9 класса. В сентябре 2018 г была создана рабочая группа по внедрению в школе основ финансовой грамотности. Кроме учителей истории и обществознания в нее вошли также учитель математики, учитель начальных классов. Коллектив учителей разработал программу по ОФГ.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. В большинстве семей не имеют понятия о том, что такое ведение семейного бюджета. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь должны быть решены два основных вопроса:

  1. Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  2. Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

И если на сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие, то решение второго вопроса требует гораздо больших усилий. Учителям необходимо пройти обучение на спецкурсах, чтобы познакомиться с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

  • инвестиции;
  • ценные бумаги;
  • банковские операции;
  • мошенничества;
  • кредитные системы;
  • финансовые пирамиды;
  • кредиты и т.д.
  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере. Только работа на уровне всех слоев общества вкупе с адекватной пропагандой финансовой грамотности способна преодолеть опасность растущей кредитной зависимости в обществе и повысить благосостояние населения.

3. Шевяков М.Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность.- 2011. – No1 (10-11). – С.30-35.

4. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности – М.: 2008

С приходом рыночной экономики в нашу страну, объективной необходимостью стало повышение финансовой грамотности населения. Необходимо осознавать, что в первую очередь это важно для самого человека, потому что от этого зависит защита личных экономических интересов от финансового мошенничества и будущее благополучие семьи.

В сегодняшнем экономическом мире дети, подростки являются активными потребителями. У многих есть свои банковские карты. Подрастающее поколение привлекает внимание торговых сетей, производителей рекламы, банковских услуг. Необдуманное решение в финансовом вопросе может привести к отрицательным последствиям.

В современных социально-экономических условиях подрастающему поколению необходимы знания в сфере финансов. Рациональное финансовое поведение, формирование финансовой культуры, готовность принимать ответственные решения, связанные с личными финансами сегодня необходимы. К сожалению, в современный период финансовая грамотность в нашей стране находится на низком уровне. Граждане не могут правильно разместить свои финансы, не умеют получать достоверную информацию на рынке ценных бумаг. Поэтому, необходимо еще в школе учить ребят ключевым финансовым понятиям, которые они будут применять на практике.

Финансовые условия становятся более разнообразными, поэтому потребителю нужно сделать правильный выбор из большого количества вариантов.

Что хотят знать о финансовой грамотности обучающиеся? С этой целью мною было проведено анкетирование в тех классах, в которых работаю. Были получены следующие результаты. Школьники хотели бы в первую очередь больше узнать о ведении семейного бюджета, защите прав потребителей финансовых услуг, банковских пластиковых картах.

С этой целью, в некоторых учебных заведениях введены курсы финансовой грамотности в 9 классах. В нашем лицее таких курсов нет, а потребность и заинтересованность в вопросах финансовой грамотности у обучающихся присутствует.

Содержание

При рассмотрении данного вопроса я столкнулась со следующими проблемами. Так как вопрос финансовой грамотности включен в задание на ОГЭ по обществознанию, то его необходимо с выпускниками отрабатывать.

Изученная литература показала, что вопрос о финансовой грамотности рассматривался: О.И.Рязановой, И.В.Липсиц, О.Кузиной, С.А.Абрамовым, Л.Рыжановской, Г.С.Ковалевой и другими. Проанализировав работы, я пришла к выводу, что материал носит преимущественно теоретический, разрозненный характер. В практической деятельности можно применять пособия с разработанными банками различных заданий, которые направлены только на отработку 6 задания ОГЭ (в приложении прилагается пример задания), но они не дают полного представления обучающимся о финансовой грамотности и применения в практической жизненной ситуации. Считаю, что здесь необходим комплексный подход в целях достижения эффективного образовательного результата. Практика показывает, что школьники 8, 9 классов с интересом изучают данный материал.

В данном учебном году у меня есть возможность попробовать реализовать свой комплексный план работы, потому что в учебной нагрузке есть 8 и 9 классы. Я вижу проблемы 9 класса и пытаюсь их предотвратить в 8 классах, простроив свою работу соответствующим образом.

Каким образом, на мой взгляд, это можно сделать наиболее эффективно?

На первоначальном этапе важным моментом при вовлечении обучающихся в учебную деятельность необходимо изучить их мотивацию. Для этого необходимо знать их уровень подготовленности, желания для того, чтобы продумать приемы и методы работы.

Изучив проблемы выпускников 9 классов: пробелы в знаниях в экономике за 8 класс по причине дистанционного обучения, отсутствия изучения в учебном материале экономической сферы в 9 классе, встала проблема формирования финансовой грамотности как для сдачи экзамена в формате ОГЭ, так и для рационального применения этих знаний в практической жизни. Отрабатывать данный материал в 9 классах стало возможным только на элективных занятиях, но их посещают только выпускники, выбравшие экзамен по обществознанию. Таким образом, практически без основ финансовой грамотности остались те школьники, которые не сдают данный экзамен.

Считаю, что для формирования прочных знаний по финансовой грамотности необходимо начинать системную работу с 8 класса. Что мною наработано с обучающимися 8 классов?

Думаю, что необходимо на уроках, элективных занятиях более активно добавлять практическую составляющую в изучении данного раздела.

Для того, чтобы работа педагога в рамках формирования финансовой грамотности была эффективной, я использую разные методы работы с учетом потребностей, возможностей обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС. В основу учебного процесса положен принцип системно-деятельностного подхода, который реализуется мною в разных технологиях, представленных ниже.

Так, чаще всего я использую: активное обучение, при котором главным становится активная познавательная деятельность обучающихся, направленная на решение поставленной проблемы. В рамках реализации данного метода работы ставлю перед школьниками проблему практической направленности.

На мой взгляд, эффективными также являются следующие направления в работе по формированию финансовой грамотности обучающихся как одного из элементов функциональной грамотности.

На элективных занятиях обучающимся 9 классов предлагаются образцы заданий по финансовой грамотности в рамках решения 6 вопроса, предложенного в ОГЭ.

Также, у нас запланирована экскурсия в местное отделение Сбербанка.

В вышеперечисленных видах деятельности, обучающиеся проявляют большой интерес и активность, потому что данные задания предполагают связь с их семейным социальным опытом.

Формы работы также можно использовать различные. Наиболее часто я использую: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую в зависимости от целей урока или занятия.

Заключение

В результате вышеперечисленных форм и методов работы у школьников формируется понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения; они учатся оценивать финансовые ресурсы своей семьи, составлять личный финансовый план, знакомятся с особенностями финансовых рынков и институтов. Используют приобретенные знания для прогнозирования влияния событий, происходящих в экономике региона, России, международной экономике на благосостояние своей семьи и, соответственно, правильного принятия финансовых решений.

В приложениях размещены образцы некоторых заданий, которыми коллеги могут воспользоваться в их предметной практической деятельности.

В рамках промежуточных срезов, я увидела достаточно высокий уровень финансовых знаний обучающихся 8 классов в предыдущий период. Это свидетельствует об эффективности комплексного подхода к данной проблеме с данного возраста. Считаю, что в 9 классе этому контингенту обучающихся будет достаточно легко выполнять задания, связанные с финансами, а также эффективно применять их на практике.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, я работаю по следующей структуре:

  1. постановка практической задачи (моделируется проблемная задача, в ходе решения которой необходимо выбрать приемлемый вариант);
  2. формулирование учебной задачи (обучающийся думает, каким способом можно решить предложенную задачу. Учитель предлагает освоить новые знания для успешного решения данного задания, т.е. освоить способ решения практической задачи);
  3. планирование (на данном этапе определяется вид деятельности, благодаря которому школьник самостоятельно пытается составить план; в случае затруднений учитель корректирует деятельность обучающегося);
  4. освоение теоретического материала (процесс активной работы по усвоению теоретического материала; особое внимание уделяется тем вопросам, которые вызвали затруднения на предыдущих этапах);
  5. решение практической задачи (учитель направляет деятельность обучающегося на интернет-ресурсы, цифровые приложения в целях успешного решения данного задания; заслушиваются результаты выполнения поставленной задачи, педагог проводит рефлексию);
  6. выполнение тренировочного задания.

В приложении также размещены ссылки на интернет-ресурсы, в которых коллегам можно найти эффективные разнообразные способы и методы урочной и внеурочной предметной деятельности в рамках повышения финансовой грамотности обучающихся.

К допустимым рискам я бы отнесла разный уровень возможностей и способностей обучающихся, находящихся в одном классе. С целью решения данной проблемы я подбираю разноуровневые задания.

В качестве ожидаемых результатов необходимо добиться повышения финансовой грамотности обучающихся, получения ими практических навыков, а также знаний для успешной сдачи ОГЭ по обществознанию.

Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжать, используя новые технологии в целях повышения качества образовательного результата и формирования функциональной грамотности.

В перспективе планирую разработать видеоматериалы с примерами литературных героев, касающиеся финансовой грамотности в целях повышения познавательного интереса обучающихся к данному вопросу.

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации школьникам необходимы знания в сфере финансовой грамотности. Имея практические знания в этой области, обучающийся имеет больше шансов выбрать наиболее рациональный вариант, связанный с решением финансовых вопросов в реальной жизненной ситуации.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Разговор о финансовой грамотности уместен в любом возрасте… и на любом уроке. Рассказываем, какие экономические игры помогут детям закрепить эти знания не только на экономике, но и других предметах школьной программы.

Экономика

Конкурс бизнес-проектов

Игра имитирует настоящий конкурс бизнес-проектов — от презентации идеи до получения гранта.

Как провести. Предложите ученикам сделать презентацию своего проекта и рассказать, почему такой продукт сейчас будет востребован, кто его целевая аудитория, а также составить прогноз по вложениям, доходу и налогам. Если проводите удаленное занятие, то организуйте анонимную презентацию и голосование за лучший проект.

Чем поможет. Школьники смогут разобраться с такими темами по экономике, как система налогообложения и формы собственности предприятия.

Кроме этого подростки поймут, как открыть свой бизнес и смогут протестировать в игровом формате, как любимое дело может принести доход. Также ученики прокачают навыки публичных выступлений, взаимодействия с залом.

Деловой город

Чем поможет. Ученики научатся инвестировать, распределять финансы, нанимать сотрудников и вести переговоры.

Литература

Спасти книжного героя от нищеты

Литературные персонажи не всегда успешно справляются со своими финансовыми делами — в этой игре ученики помогут им выбраться из нищеты, увеличить состояние или погасить долги.

Чем поможет. Старшеклассники лучше поймут смысл прочитанных книг, а ученики, которые еще их не читали — получат первое впечатление о главных героях русской классики. Формат дискуссии и решения дилемм развивает критическое мышление игроков.

Финансовый дневник

Как понять героя книги от начала до конца? Вести за него смету его расходов.

Как провести. Предложите ученикам, читая произведение, вести финансовый дневник героя и рассказывать о его тратах. Отдельный квест — разобраться, что сколько могло стоить на момент написания книги.

География

Эмиграция

Участники игры начнут карьерный путь в новой стране и разберутся в особенностях местной жизни.

Как провести. На время этой игры следует помечтать о том, что пандемия завершилась и теперь можно быстро переехать в любую точку земного шара. В остальном же всё более чем реалистично — оказавшись в определённой стране, игроки должны попробовать устроиться на работу, покрывать повседневные расходы и откладывать деньги.

Чем поможет. Ученики прочувствуют на себе экономику бедных и богатых стран, больше узнают о валюте, рынке труда и популярных источниках дохода в разных точках планеты.

Международные отношения

Как провести. Предложите ученикам поделиться на несколько команд и занять позицию правительства реально существующих стран. Расскажите, какие экономические связи между ними уже налажены, а с какими есть трудности. Задача игроков — привлечь максимальное количество ресурсов в свое государство, проведя успешные переговоры.

Чем поможет. Ученики поймут, как устроено экономическое сотрудничество разных государств, актуализируют знания об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах и других географических понятиях.






Организация проектной деятельности школьников по созданию ими индивидуальных проектов в области финансовой грамотности

Сибирцева Н.А., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№29 г. Северодвинска знакомит нас с организацией проектной деятельности школьников по созданию ими индивидуальных проектов в области финансовой грамотности.

Организация: МБОУ Средняя школа №1

Населенный пункт: Смоленская область, г. Рославль

Лишь знания всегда дают наибольшую прибыль.

Система современного российского образования такова, что ее программы охватывают практически все сферы жизни общества, что должно обеспечивать качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Существенным пробелом в системе образования до настоящего времени была только практическая подготовка учащихся к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. При этом Россия занимает далеко не последнее место в списке стран с высоким уровнем развития экономики.

В 2016 году этот недостаток образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей научат бережно обращаться с деньгами, расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Опорные школы были отобраны Банком России на основании рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или являются победителями и лауреатами конкурсов в области финансового просвещения. Целью Банка России при формировании пула опорных и пилотных школ является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений. Долгосрочная задача – внедрить программы повышения финансовой грамотности во всех образовательных организациях Российской Федерации.

— получить предложения по доработке учебно-методического комплекта "Основы финансовой грамотности";

И если в сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках только обществознания, то в дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история. В нашей школе основы финграмотности введены с 2017-18 уч.году в форме курсов по выбору для 9 класса. В сентябре 2018 г была создана рабочая группа по внедрению в школе основ финансовой грамотности. Кроме учителей истории и обществознания в нее вошли также учитель математики, учитель начальных классов. Коллектив учителей разработал программу по ОФГ.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. В большинстве семей не имеют понятия о том, что такое ведение семейного бюджета. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь должны быть решены два основных вопроса:

  1. Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  2. Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

И если на сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие, то решение второго вопроса требует гораздо больших усилий. Учителям необходимо пройти обучение на спецкурсах, чтобы познакомиться с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

  • инвестиции;
  • ценные бумаги;
  • банковские операции;
  • мошенничества;
  • кредитные системы;
  • финансовые пирамиды;
  • кредиты и т.д.
  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере. Только работа на уровне всех слоев общества вкупе с адекватной пропагандой финансовой грамотности способна преодолеть опасность растущей кредитной зависимости в обществе и повысить благосостояние населения.

3. Шевяков М.Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность.- 2011. – No1 (10-11). – С.30-35.

4. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности – М.: 2008

Читайте также: