Педсовет мозговой штурм в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический совет – "мозговой штурм".

Тема: "Безопасность и здоровье наших детей".

Обеспечение и сохранение безопасности здоровья детей, посещающих ДОУ; формирование у педагогов, родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения безопасности собственного здоровья.

План проведения педсовета:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово.

3. Нормативно-правовые документы.

5. Психологическая зарядка.

6. "Мозговой штурм".

7. рефлексивно-ролевая игра "Что мешает ребёнку в детском саду быть здоровым"

8. Ознакомление воспитателей и специалиста:

- с инструктивно-методическим письмом Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";

- организационно- методические рекомендации для реализации программы "Безопасность".

9. Отчёт о проекте "Азбука безопасности" (воспитатель 1 мл. гр. Казанкова Т.Ю.)

10. Итоги рейда "Безопасные условия пребывания детей в детском саду".

11. Решение педсовета.

Вступительное слово (старший воспитатель)

Тема педсовета "Безопасность и здоровье наших детей". Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности как с физической стороны, так и с психической.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20%- от наследственности и на 10-15% - от уровня здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Валеологами определены основные условия здоровьесберегающего образования:

- удовлетворение базовых потребностей ребёнка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познаёт собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья;

- создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях ДОУ сможет открыть индивидуальности каждого ребёнка;

- воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных преставлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:

Закон РФ "Об образовании"

"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

А также указами Президента России:

"О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ";

"Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ".

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами образования, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения здоровья детей. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней.

Об анализе заболеваемости расскажет заведующий МБДОУ Жиркова Светлана Николаевна.

"Мозговой штурм"

От чего зависит здоровье детей? (Организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня).

Что включает в себя цикл по безопасности жизнедеятельности детей? (Шесть разделов. Ребёнок и другие люди. Ребёнок и природа. Ребёнок дома. Здоровье ребёнка. Эмоциональное благополучие ребёнка. Ребёнок на улице.)

Назовите формы работы, направленные на физическое развитие детей? (игра, упражнения, физкультминутка, НОД, развлечения, досуг).

Что такое здоровье?

Что такое безопасность? (Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях)

С какого возраста необходимо проводить работу по обеспечению жизнедеятельности детей?

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий "здоровье". Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее понятие. Рассмотрим некоторые из них

(воспитатели предлагают в письменном виде).

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

Здоровье – способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Здоровье – это полное духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Прочитать ещё раз определения, что такое здоровье, выбрать ту формулировку, которая соответствует теме сегодняшнего педсовета "Безопасность и здоровье наших детей".

Т. о., чтобы дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.

Рефлексивно-ролевая игра "Что мешает ребёнку в детском саду быть здоровым"

Сознательно был поставлен вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых можно повлиять, не затрагивая глобальные неблагоприятную экологию, наследственность и пр.

Участники игры объединяются в группы: "Воспитатели", "Родители", "Администрация", " Специалисты".

Участникам каждой группы необходимо определить причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему ДОУ, быть здоровым ( в письменном виде).

Все педагоги принимают участие в обсуждении примерной программы действий на основе вышеизложенных наработок групп.

Организационно-методические рекомендации для реализации программы "Безопасность"

В 1995 году была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" под редакцией Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам ПДД, безопасного поведения в быту, другие элементарные понятия безопасного поведения.

Цель программы: воспитание у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за своё поведение.

В содержание программы включено шесть разделов: "ребёнок и другие люди", " Ребёнок и природа", "Ребёнок дома", "Здоровье ребёнка", "Эмоциональное благополучие ребёнка", "Ребёнок на улицах города". Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых.

Для реализации этой программы необходимо оформить уголки безопасности в каждой возрастной группе, в которых есть книги, игры, плакаты.

Эффективность программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают. Воспитатели должны осознавать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию. Однако то, что позволено детям дома, не обязательно должно быть разрешено в саду, и наоборот.

Знания, закреплённые на практике, позволяют быстро и адекватно реагировать на любую опасность, прогнозировать развитие ситуации, и значит, свои действия. Если взрослый в момент опасности может сориентироваться и найти правильный выход, то ребёнок даже и искать не будет. Дети действуют по заранее объяснённой, многократно повторенной, закреплённой схеме. На уровне хорошо закреплённого условного рефлекса.

Если ребёнок не будет знать, что во время пожара надо покидать помещение и бежать к взрослым соседям, то при первом появлении огня и дыма залезет под кровать или в шкаф, как это делают большинство погорельцев. Сломать этот безусловный рефлекс - прятаться в укромное место от опасности – может только накрепко отработанный условный рефлекс.

Как же его отработать? Изучить правила безопасного поведения в игре. Бросайте кубики, передвигайте фишки по карте, где изображены опасности. Можно рисовать комиксы, в которых герои выбираются из разных трудных ситуаций.

У детей прямая логика. То, что они видят, считают нормой.

Отдельное значение придать ПДД. Чтобы проверить знания детей в реальных дорожных ситуациях, можно совершить экскурсию к дороге и перейти её по светофору, и по пешеходному переходу. Необходимо с раннего возраста приучать детей соблюдать ПДД. Не забывать, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.

Предвидеть опасность и избежать её проще, чем с ней бороться – это всегда следует помнить.

Итоги рейда "Безопасные условия пребывания детей в детском саду"

Безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, безопасность образовательного процесса, а именно:

а) безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи, отсутствие ядовитых растений, безопасное расположение растений в группе, меры пожарной безопасности);

б) ножницы, иголки находятся в недоступном месте; лекарства находятся только в аптечке, аптечка – в недоступном месте; моющие средства – в недоступном детям месте;

в) мебель подобрана по росту детей, промаркирована;

г) постельное бельё и полотенца промаркированы;

д) правильное освещение.

Решение педсовета.

1. Планировать НОД в образовательной области "Безопасность", опираясь на программу "Безопасность" под редакцией Авдеевой Н.Н., Стеркиной Р.Б., Князевой О.Л.

2. Сделать подборку конспектов занятий по ОБЖ и представить их в методический кабинет. (март)

3. В рамках указаний инструктивно – методического письма обеспечить баланс разных видов деятель – ности, активнее планировать и проводить интегрированные занятия.

4. Подобрать информационный материал для родителей по темам: "Безопасность ребёнка" и "Поведение детей на улицах города" (до 21.03.2012)

Цель: активизировать креативное мышление воспитателей и их опыт педагогического мастерства в ДОУ.

Участники игры: воспитатели ДОУ

Участники педсовета разбиваются на две команды (раздаются эмблемы с названием команд).

Объявляется состав жюри: заведующая ДОУ, зам. заведующей и ст. воспитатель

Ведущий: Эмблемы вы получили и ваше первое задание - придумать речевку-девиз для своей команды.

Пока наши участники думаю и включают свою фантазию, я расскажу по каким критериям жюри будет оценивать команды.

Критерии оценки работы команд:

1. Время и активность команды

2. Творчество участников

Ведущий: Задание - Девиз-речевка (1-2балла).

Команды представляют слои речевки. Подведение итогов.

Вот теперь можно смело сказать - давайте играть!

Ведущий: Нашу игру мы начнем с викторины.

Каждой команде по очереди задается вопрос, команда отвечает, за каждый правильный ответ - 1 балл.

1.Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

1.Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица? (Блины.)

2.Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

2.Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень.)

3. Автор знаменитого толкового словаря, давший следующее определение: богатырь - человек рослый, необычайно сильный, смелый и удачливый воин (Владимир Даль)

3.Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)

4.Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)

Дополни фразу. Я называю фразу - вы кинофильм.

5. Я не трус, но я боюсь (Полосатый рейс)

5. Восток дело тонкое Петруха (Белое солнце пустыни)

6. Икра чёрная, икра красная, а это икра заморская, - баклажанная (Иван Васильевич меняет профессию).

6. Да кто ж его посадит . он же памятник (Джентльмены удачи).

7. Мёртвые с косами стоят . и тишина (Неуловимые мстители)

7. Ну, вы блин . даёте (Особенности национальной охоты)

Ведущий: Я предлагаем вам отгадать, что лежит в ящике.

Это - настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)

Ведущий: Итак, следующее задание . Обеим командам нужно разделиться на 2 подгруппы.

Все мы любим русские народные сказки, советские добрые мультики, но наши дети их уже не воспринимают. Ваша задача - придумать сказку на новый лад, так, чтобы детям стало интересно ее послушать.

Команды придумывают сказку, а потом ее разыгрывают. Максимальное количество баллов - 10.

Задача 2 подгрупп - узнать как можно больше героев и название сказок и мультфильмов, а также ответить какие герои русских сказок, а какие зарубежные.

Раздаются распечатанные листы с персонажами из сказок и мультфильмов.

Максимальное количество баллов - 10.

Кот в мешке. Команды ставят ставки. на сколько баллов они играют. Вопросы задают командам по очереди.

1.Этот предмет есть в каждом доме, но пользуются им не очень часто.

2.В руках опытной женщины этот предмет может доставить удовольствие и самой женщине, и её семье.

3.Иногда этим предметом пользуются особо хозяйственные мужчины.

4. Без этого не испечёшь пирога.

5. Этот предмет может быть и орудием женщины при разборках с нетрезвым мужем или другом. (Скалка)

6. Сказка "Лисичка со . "

Ведущий: Команды отгадали, что спрятано в мешке, но там спрятано еще несколько заданий-фантов.

Можно взять себе несколько помощников.

Поклониться каждому участнику разными способами, не повторяясь.

Напишите попой в воздухе имя девушки, которая сидит слева от Вас.

Разрешается подпрыгивать, приседать, вилять хвостиком =)

Сейчас Вы выступите в роли прирожденного продавца!

Игрок слева от Вас должен выбрать любой предмет в комнате, а Вы должны продать его игроку справа.

Расхваливайте этот предмет, укажите на все его сильные стороны, расскажите, почему никак нельзя обойтись без этого предмета. Вообщем, реклама - двигатель торговли.

Покажите очень капризного ребенка, который требует от родителей купить ему игрушку.

Разрешается: падать на пол, бить руками об пол, рыдать, умолять, угрожать, шантажировать =)

Всё представление должно длиться не меньше 15 секунд!

Сначала Фантующему нужно изобразить злость в течение 10 секунд. А затем в течение такого же времени изобразить радость.

Для изображения эмоций можно использовать выражения лица, гримасы, жесты и звуки. Говорить слова запрещается!

Выберите любую книгу, которая есть у Вас под рукой. С закрытыми глазами откройте её на любой странице и ткните пальцем в любое место страницы. Теперь Вам необходимо изобразить то, что там написано, чтобы другие участники угадали.

Ведущий или другой участник читает небольшое стихотворение (3-4 четверостишья), а фант должен выступить в роли сурдопереводчика (объяснять фразы при помощи пантомимы и жестов).

Ух, ты! Тебе повезло! Ты вытащил счастливый Бонус-Фант! Тяни следующий фант и говори, кто из присутствующих будет его выполнять (если хочешь, можешь назначить себе).

Покажите без слов, чем Вы занимаетесь на работе/ в садике / в школе / в университете (в зависимости от рода занятости Фанта). Остальные участники должны угадать, что Вы показываете.

Изобразить спортсмена, чтобы другие участники отгадали вид спорта.

Изобразите как кипит чайник. Конечно же он расшатывается, свистит, бурлит. Не забудьте ни единой детали!

Вытянувший этот фант человек становится зеркалом. Любой участник может посмотреться в зеркало. Зеркало должно в точности повторять все движения участника: взмахи руками и ногами, движения туловищем, гримасы и выражения лица.

Каждый участник может посмотреться в зеркало один раз, не больше чем 30 секунд.

Вам предстоит непростое задание, необходимо: Изобразить как курица несет яйцо.

А теперь обнимажки!

Подойти к каждому игроку, назови его имя (или наконец-то узнай!) и обними его. Объятия могут быть крепкими или легкими, весёлыми или грустными, дружественными или . вообщем на твой вкус!

Никогда не пробовали себя в роли поэта?

Сейчас проверим Ваши способности. Игроки по очереди называют слово, Вы должны ответить рифмой на каждое слово!

Сказать одну из известных фраз Карлсона из мультфильма его голосом.

Поздравляем! Тебе выпал призовой фант!

Просто съешь конфету!

Сильны ли Вы в скороговорках?

Ведущий: Все команды молодцы. Подведение итогов работы команд.

Ведущий: Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, давайте с ваши ответим на вопросы

Вопросы на смекалку

Что такое – не пойман, не вор?

Какие зубы у человека появляются последними?

Если во время соревнований сходит лавина, то что происходит с лыжниками?

Все финишируют одновременно.

Закончите сказку: "3 дня и 3 ночи скакал Иван Царевич, пока …"?

пока скакалку не отобрали.

Что такое диетическое яйцо?

Это яйцо, снесенное курицей, находящейся на диете.

О чем думал Мюнхгаузен, когда летел на ядре?

Нифига себе в боулинг поиграл.

Кто получит бесплатный сыр в мышеловке?

Что такое глобус?

Это чучело земли.

Остров, выдающий себя за одежду.

Что такое "искусственный интеллект"?

Что человек носит два раза в жизни бесплатно, а за третий раз платит?

Учреждение по отправке людей на небеса.

С когтями, а не птица, летит и матерится.

Почему у гориллы большие ноздри ?

Потому что у нее толстые пальцы

Какая женщина сначала трется возле тебя, а потом начинает
требовать с тебя деньги?

Кондуктор в общественном транспорте

Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка?

Что такое: голова есть, головы нет, голова есть, головы нет?

Хромой идет за забором

Миллионы человек занимаются ЭТИМ по ночам. Что ЭТО такое?

сидят в Internet

Стоп-бревно в случае экстренного торможения .

"Весь покрытый зеленью, абсолютно весь . " - кто это?!

Слово из трех букв, которого боится любой мужчина?

Не лёд, а тает, не лодка, а уплывает.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает .

Жена не пускает пьяного мужа

Висит груша - нельзя скушать. Почему?

Боксеры могут морду набить

Чем лошадь отличается от иголки?

На иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь сначала
подпрыгнешь, потом сядешь

Не хрен, не морковка - красная головка.

Пионер в пилотке

Что такое 90-60-90?

Езда в городе мимо гаишника

Что это такое: синий, большой, с рогами и полностью набит зайцами?

На какой вопрос никогда нельзя дать утвердительный ответ?

На вопрос: "Ты спишь"

Между ног болтается, на "Х" называется .

Кто такой дипломат?

Мужчина, способный убедить свою жену, что выбранная дорогая шуба ее полнит


В сценарии педагогического совета используются следующие инструменты, техники и обучающие структуры:

Используемые техники, инструменты и структуры направлены на коммуникацию и сотрудничество, на постановку целей, поиск идей и выстраивание их в план.

Педсовет проводится в формате мозгового штурма.


Для проведения педагогического совета выдаются схемы организации групповой работы

Партнер по плечу

Партнер по лицу

На столах лежат схемы. Ведущий начинает педагогический совет с 4-х сильных вопросов, он задает их участникам, каждый отвечает самостоятельно, по желанию могут озвучить:

- Какой результат хочешь получить на педагогическом совете?

- Как поймешь, что получил результат?

- Почему этот результат так важен для тебя?

- Как можешь достичь результата за 1 час 15 мин педагогического совета?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Педагогам предлагается взять листы бумаги и записать все идеи согласно теме педагогического совета (выгрузка идей). Идеи не критикуются. Через каждые 30 секунд в течение 15 минут с помощью секундомера ведущий дает сигнал, и педагоги начинают движение друг к другу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. После своей записи проводят горизонтальную линию, собирают идеи коллег, записывают, снова проводят линию, после чего готовы записывать новые идеи. При каждом новом контакте озвучивается только своя идея и записывается другая, после каждого контакта очерчивается горизонтальная линия. За 15 минут набирается у каждого участника по 6-9 идей, идея социального капитала работает в полном объеме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС, дошкольник, освоивший основную образовательную программу дошкольного образования должен получить развитие в нескольких направлениях, одно из которых - физическое развитие. Здесь ребенок должен приобрести опыт в различных видах деятельности: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Поэтому каждый ребенок должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Предлагаю вашему вниманию мозговой штурм, после которого мы сможем сформулировать компоненты здорового образа жизни дошкольников.

Мозговой штурм

Согласно ФГОС, дошкольник, освоивший основную образовательную программу дошкольного образования должен получить развитие в нескольких направлениях, одно из которых - физическое развитие. Здесь ребенок должен приобрести опыт в различных видах деятельности: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Поэтому каждый ребенок должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Предлагаю вашему вниманию мозговой штурм, после которого мы сможем сформулировать компоненты здорового образа жизни дошкольников.

2. Система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья всех субъектов образования…(Здоровьесберегающие технологии)

4. Продолжите фразу:

5. Как называется наука о здоровье и профилактике заболеваний? (Валеология)

6. Составьте пословицу: не, деньги, здоровье, за, купишь. (Здоровье за деньги не купишь)

7. Состояние, при котором замедляется большинство физиологических процессов и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма (Сон)

8. К какой образовательной области можно отнести следующую пословицу:

9. Простые физические упражнения против усталости, один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. (Физкультминутка)

10. Организму для порядка каждый день нужна …(Зарядка)

11. Пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения. (Прогулка)

12. Тренировка организма к действию различных метеорологических факторов (Закаливание).

13. Рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток это … (Режим)

14. Чем знаменательна дата 7 апреля? (День здоровья)

15.Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - …(основные виды движения).

16. Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии)

У меня есть могучее дерево – дуб. В древности люди его ассоциировали со здоровьем. Но наше дерево без листочков. Я предлагаю вам сейчас украсить этот "Дуб” листочками, на которых вы напишите компоненты здорового образа жизни для дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра проводится на педагогическом совете "Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении как одно из условий развития творческих способностей детей". В ходе игры воспитатели закрепляют свои знания по художественно-эстетическому воспитанию детей через изодеятельность.

ЦЕЛЬ: совершенствование работы в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию и повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно-эстетическому воспитанию.

установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей;

создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;

стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов;

способствование сплоченности педагогического коллектива.

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного творчества: рисование, лепка, аппликация.

Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний.

Роль изобразительного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.

Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.

Не говоря уже о том, что большинство видов изобразительного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.

Итак, изобразительное искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Педагоги делятся на 2 команды (название команды педагоги придумывают сами). В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает балл (фишку с изображением цветного карандаша).

Читайте также: