Этнографический кружок в школе

Обновлено: 07.07.2024

• Содержание и методы этнографической работы школьников: Методическое пособие / Сост. С.Б. Рождественская. М., 1988.

• Шангина И. И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука классика, 2003.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области этнографии. Роль руководителя творческого объединения заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Цель творческого объединения:

Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков.

Углубление и расширение знаний о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре народов.

Обучение учащихся методам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.

Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности

Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности.

Воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;

Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.

Направления деятельности:

Содержание и формы работы:

- сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов;

- ведение инвентарной книги;

- работа по регистрации и сохранности экспонатов;

- экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;

- оформительские работы (индивидуальные и групповые);

- встречи с интересными людьми;

- составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.

В процессе работы у обучающихся формируются следующие УУД:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации, структурирование информации, выделение главного.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Содержание программы:

1. Научно-теоретическая деятельность (18 часов)

Вводное занятие. Составление списка участников, знакомство с планом, особенностями и режимом работы. Получение теоретических знаний по этнографии и музейному делу.

2. Поисковая работа (12 часов)

Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом. Изготовление макетов частей крестьянской избы и предметов домашнего обихода.

3. Фондовая работа (10 часов)

• Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.

• Ведение учетной документации.

• Составление картотеки музейных предметов.

• Создание условий для хранения экспонатов и коллекций.

4. Оформительская деятельность (10 часов)

• Изготовление стендов, витрин, макетов.

5. Проектная деятельность (10 часов)

• Составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.

• Создание компьютерных проектов, связанных с деятельностью музея.

6. Экскурсионно-просветительская работа (10 часов)

• Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация соответствующих материалов.

• Проведение экскурсий, устных журналов.

• Встречи с интересными людьми села.

• Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

Прогнозируемые результаты:

• постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;

• положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

• стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;

• пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

-в развитии: активное участие в практической деятельности народов своего края; развитие навыков самостоятельного накопления исследовательского опыта.

В первый год обучения учащиеся осваивают понятие о доме, как материальной и духовной основе семьи.

ВложениеРазмер
programma_tsbzh.docx 33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по этнографии

учитель начальных классов

c.Алла, Курумканский район, Республики Бурятия

-формирование у младших школьников нравственных, эстетических, практических основ усвоения глубин общечеловеческих ценностей

- в воспитании : осознание учащимися единства человека со своим народом, воспитание уважения и любви к культуре родного народа и культуре соседей;

- в обучении: углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о культуре народов; овладение практическими навыками в обработке материальных ценностей своего края;

- в развитии: активное участие в практической деятельности народов своего края; развитие навыков самостоятельного накопления исследовательского опыта.

В первый год обучения учащиеся осваивают понятие о доме, как материальной и духовной основе семьи.

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

-дать понятие о народах, проживающих в данной местности.

- ознакомить учащихся с духовной и материальной культурой народов.

-раскрыть этапы жизненного пути человека в кругу семьи и традиционного быта.

- разрабатывается проблема дома как материального и духовного основания семьи.

- расширить у учащихся представление об историко-культурном материале народов.

- продолжить работу над углубленным изучением календарно-обрядового фольклора.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММЫ И ЕЁ НОВИЗНА

В наше кризисное время, очевидно, каждому, как, много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционно народной культурой. Сейчас, если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться к освоению глубин отечественной культуры.

Поэтому предлагается в системе занятий начальной школы ввести ребёнка в мир постоянного народного творчества, материального и духовного. При этом необходимо постоянно подчёркивать его связи с родным языком, как частью культуры, со всем строем жизни прошлых времён и с необходимостью участия в жизни современной.

По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее.

ОБЩИЕ СВЕДtНИЯ О ПРОГРАММЕ.

Возраст обучаемых – 2-4 классы

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Количество часов занятий в неделю- 1 час

Программа реализуется через факультативные курсы в общеобразовательной школе.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ.

Реализация программы предусматривает использование различных методов и форм преподавания. Необходимые теоретические знания даются путем бесед, рассказов.

Практические ЗУН вырабатываются на практических занятиях, экскурсиях и в непосредственном общении в общественных мероприятиях.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

  1. Методики практических занятий, составленные и апробированные в ШЭП, Центре эвенкийской культуры.
  2. Методические пособия по отдельным курсам.
  3. Подобранный и обобщенный фактический учебный материал по отдельным темам курса

ОЖИДАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ.

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Проверка активного уровня усвоения ЗУН и их применение проводится путём решения задач различного рода:

-практических и т.д.

Умение применять знания также проверяется при изучении всех тем курса.

  1. Творческое использование полученных знаний для решения новых проблем. Проверка умений творчески использовать знания для решения новых проблем. Промежуточный контроль знаний учащихся проводится не только в масштабах школы, но и предусматривается участие в районных конкурсах, в национальных олимпиадах, в работе краеведческого музея.

Итоговый контроль проводится путём активного участия в традиционных народных праздниках по сумме показателей за всё время обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Рабочая программа исторического кружка

Срок реализации: 1 год

Учитель: Уразалеев Руслан Фаритович

Рассмотрено на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла
протокол №…от____________
Руководитель ШМО__________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3. Как составить учебную программу" (методические рекомендации). ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", Й-Ола, 2005г. Автор: В. А. Красильникова.

5. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией Горского В.А. – М.: Просвещение, 2011.

Концепция (основная идея) программы.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области этнографии. Роль руководителя кружка заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Основными методами этнографического изучения являются наблюдение и сбор материала. Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, о людях разных народов, живущих в посёлке, об их традициях и обычаях. Важное место занимают беседы с интересными людьми, встречи.

В связи с занятостью детей в каникулярное время добавлено 4 практических занятия.

Срок реализации – 1 год.

Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами этнографической деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков.

Задачи кружка:

Образовательные:

• Углубление и расширение знаний о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре народов.

• Обучение учащихся методам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.

• Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности

• Развитие познавательного интереса к родному краю.

• Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности.

Воспитательные:

• Воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;

• Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далёким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.

Принципы построения программы:

Основные формы и методы организации деятельности:

• Беседы, рассказы, лекции.

• Встречи с интересными людьми (работа с информаторами)

• Работа в архивах Музея археологии и этнографии ОмГУ и фольклорного фонда ОмГПУ

• Опрос информаторов разных поколений, анкетирование.

• Составление презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint.

• Работа с Интернет-источниками.

Просмотр учебных фильмов

Работа с музейными экспонатами

Ожидаемый результат:

1. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоения навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности.

2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности (в нашем случае с. Троицкого – Р.У.). Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе опроса информаторов, тестирования, интервью, анализа выводов по исследовательской деятельности.

Учащиеся должны знать / понимать:

• Историю образования своего села (района), его традиции и культуру.

• Особенности географического положения села.

• Замечательных людей своего края

• Особенности природы родного края.

• Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию.

Учащиеся должны уметь:

• Описывать основные этапы истории города, школы, микрорайона

• Систематизировать информацию о родном крае.

• Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

• Оценивать демографическую ситуацию.

• Оформлять, фотоколлажи, газеты, буклеты, презентации и т. д.

• Составлять анкеты и опросные листы.

• Работать с первоисточниками и архивными материалами.

• Составлять доклады, рефераты, проекты.

Параметры результативности исследовательской деятельности:

• Успешность исследовательской деятельности.

• Уровень усвоения этнографических знаний.

• Уровень развития коммуникативных качеств.

• Освоение культурных форм сосуществования в социуме.

• Сотрудничество с музеями г. Омска и области

Основные направления деятельности:

Научная работа:

• работа в архивах: Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского и фольклорного фонда Омского государственного педагогического университета им. А.М. Горького

• исследовательская работа (опрос информаторов в социальных сетях и в селе, работа с родственниками)

Творческая работа:

• составление сценариев проведения краеведческих мероприятий и интеллектуальных игр;

• проведение заседаний, конкурсов, праздников.

Агитационная работа:

• выпуск тематических газет;

• выпуск буклетов, брошюр, создание фотоальбомов и видеозаписей.

Методическая работа:

создание проектов этнографо-краеведческого характера (презентаций и др.); участие в научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня (школьных, муниципальных, региональных, общероссийских, международных);

Краеведческая работа:

• изучение истории образования села и школы;

• изучение населения, культуры, быта, обычаев и традиции народов (русских, немцев, украинцев, казахов, татар и т.д.)

• изучение истории Омского муниципального района и населенных пунктов, входящих в него.

• изучение экономического и социально-политического развития Омского района

Настоящая программа определяет содержание экспедиционной работы школьников по этнографическому изучению своего края. Она включает в себя анкеты - "опросники" для сбора информации о традиционной культуре населения и рекомендации по сбору экспонатов для школьного историко-краеведческого музея.

Организация процесса обучения предполагает применение следующих учебных пособий:

1. Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии. – Омск: Издание ОмГУ, 2002.;

2. Методические рекомендации и программы обработки и описания археологических коллекций. – Омск: Издание ОмГУ, 1984.

3. Интересные факты из жизни города Омска и области. – Омск, 2005.

4. Этнография. Учебник. Под общей ред. Ю.В. Бромлея.

Используемое оборудование:

• Компьютер, принтер, сканер.

Место проведения: школа, музей, библиотека, территория села, городские музеи

Содержание программы:

Вводное занятие. Составление списка участников, знакомство с планом, особенностями и режимом работы.

Введение в курс. Занимательная этнография (полевая этнография, стационарные исследования, экспедиционный метод сбора материала). Обзорная лекция (презентация). Этнография — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. Знать о методах этнографии. Объяснить смысл понятий: полевая этнография, стационарные исследования, экспедиционный метод сбора материала.

История Омского муниципального района Омской области. Памятные места села и района. Памятники археологии на территории Омского муниципального района и города Омска (виртуальная экскурсия в виде презентации). Памятники архитектуры дореволюционной России на территории района. Посещение в конце XIX в. цесаревичем Николаем границ будущего Омского района. Гражданская война и А.В. Колчак. Куломзинское восстание (события 12 и 22 декабря 1919 года) (презентация). Предприятия района в послереволюционный период. Общественно-политическая жизнь села и Омского района в предвоенные годы. Наше село и район в годы Великой Отечественной войны.

Население: история и современность. Знаменитые люди, когда-то проживавшие или посетившие территорию нашего села. Сбор материала (презентации о выдающихся людях). Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Труженики тыла. Знакомство с биографиями земляков.

Практика:

1. Составление анкет, встречи с интересными людьми.

3. Посещение музея Омского аэропорта.

4. Отчет по практике. Оформление уголка боевой славы на основе собранных материалов.

Народы, живущие в Омске и области: русские, казахи, татары, немцы, чуваши и др. Народы, проживающие на территории Омской области. История и развитие сибирского казачества в наши дни. Сбор материала.

Практика:

работа по опросным листам и сбор экспонатов

Живая история села:

старожилы. Культура. Быт, традиции и обычаи народов.

Одежда:

составные части девичьего, женского, мужского, детского костюма. Орнаментация предметов одежды. Расположение орнамента на них. Местные названия орнамента и его мотивов.

Практика:

Народные праздники:

Основные занятия жителей Западной Сибири в прошлом (охота, рыболовство, скотоводство, земледелие, торговля). Работа с этнографическими и фольклорными текстами из архивов омских ВУЗОВ (ОмГУ и ОМГПУ).

Практика:

составление учебных презентаций и опросных листов по теме исследования.

Формирование хозяйства села на современном этапе. Экономическое и социально-политическое развитие Омского муниципального района. Информация о ведущих предприятиях района.

Проблемы. Социально-экономический и культурный уровень жизни жителей Омского района. Безработица. Экологические проблемы.

Творческий проект.

Практика:

выполняется один групповой или индивидуальный проект по теме, выбранной учащимися. Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач. Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. Осуществление и оформление проекта. Подготовка презентации. Защита проекта.

Отчет кружка:

Раздел 2. Введение в курс. Занимательная этнография.

Теория: Полевая этнография, стационарные исследования, экспедиционный метод сбора материала.

Презентация. Метод показа.

Раздел 3. История Омского муниципального района Омской области.

Теория: История возникновения и образования Омского муниципального района Омской области.

Практика: Работа с данными школьного архива и библиотеки. Сбор и анализ информации в сети Интернет.

Лекция. Систематизация архивных карточек.

Работа с компьютером.

Раздел 4. История возникновения образования в с. Троицком.

Теория: Тип школы раньше и теперь.

Практика: Сбор архивных данных, фотоматериалов, составление опросников для работы с информаторами.

Беседа. Обучение работе с информаторами. Идентификация по историческим вехам семейных фотографий. Письменный контроль (составление опросников).

Раздел 5. Население: история и современность.

Теория: Знаменитые люди, когда-то проживавшие или посетившие территорию нашего села.

Практика: Сбор материала (работа с семейными архивами, презентации о выдающихся людях).

Обучение работе со старыми фотографиями. Создание презентаций на основе полученных материалов.

Раздел 6. Народы, живущие в Омске и области.

Теория: Народы, проживающие на территории Омской области. История и развитие сибирского казачества в наши дни.

Практика: Сбор материала (опросные листы и материальные предметы)

Комбинированное занятие (лекция+

Составление опросных листов

Описание находок и предметов быта

Раздел 7. Живая история села.

Теория: Старожилы. Культура. Быт, традиции и обычаи народов.

Практика: Сбор материала по этнографическим вопросникам (темы – материальная культура, духовная культура).

Работа в библиотеке с краеведческим материалом.

Опрос информаторов на селе.

Раздел 8.Одежда.

Теория: Составные части костюма: девичьего, женского, мужского, детского. Орнаментация предметов одежды. Значение орнамента и

его расположение на одежде.

Практика: Сбор экспонатов.

Презентация. Демонстрация и показ доступных материалов.

Обучение сбору экспонатов.

Раздел 9. Народные праздники.

Обучение сбору материала.

Представление предметов национального быта и кухни.

Раздел 10. Основные занятия жителей Западной Сибири в прошлом

Теория: Охота, рыболовство, скотоводство, земледелие, торговля.

Практика: работа по этнографическим вопросникам. Работа с экспонатами в школьном музее.

Обучение работе с этнографическими вопросниками. Описание музейных экспонатов.

Раздел 11. Формирование хозяйства села на современном этапе.

Теория: Экономическое и социально-политическое развитие Омского муниципального района.

Практика: Сбор информации из СМИ и других разрешенных доступных источников о ведущих предприятиях района.

Лекция. Обучение анализу и поиску нужной информации из разрешенных для доступа СМИ.

Раздел 12. Проблемы.

Теория: Социально-экономический и культурный уровень жизни жителей Омского района. Безработица.

Практика: Экологические проблемы. Составление экологических карт и таблиц.

Обучение составлению экологических карт и таблиц.

Раздел 13. Творческий проект.

Теория: Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач. Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы.

Практика: выполняется один групповой или индивидуальный проект по теме, выбранной учащимися. Осуществление и оформление проекта. Подготовка презентации. Защита проекта.

Совместная работа в виде диалога. Работа по различным инициативным группам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена программа дополнительного образования туристко-краеведческого направления.

Программа

краеведческого кружка

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 11-15 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 года

Составил: Семёнова О.В.

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

"Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки", - Д.С. Лихачев.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Посредством занятий в краеведческом объединении обучающимся будет прививаться любовь к Отчизне через любовь к своей малой Родине – д.Удмуртские Ключи, д.Тугбулатово, д.Педоново, д.Гулёково.

Цель образовательной программы “Этноклуб” - воспитание в подрастающем поколении уважения к своим корням.

Данную цель мы попытаемся достичь на занятиях с помощью решения следующих задач:

расширение кругозора за счёт ознакомления с культурой, историей, достопримечательностями своей республики и малой родины;

овладение навыками написания творческих и исследовательских работ.

Программа предназначена способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах краеведческой деятельности:

создание хроник, летописей школы, своей деревни;

составление родословных и семейных летописей;

сбор материалов о старейших краеведах, педагогах, известных людях, писателях, учёных и т.д.;

формирование банка краеведческих данных;

создание историко-краеведческих и топонимических карт;

изучение народного творчества;

изучение традиций народных промыслов;

изучение культурно-краеведческих традиций края, образования и науки;

встречи с земляками – носителями исторической краеведческой информации;

краеведческие викторины, игры, праздники.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой; а также использование экспонатов и документального материала, собранных обучающимися на занятиях и во внеурочное время.

Режим занятий. Продолжительность занятий - 2 часа, периодичность в неделю - 2 раза, количество часов в неделю - 4 часа. Количество часов в год - 144 часа.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать:

сведения из истории Удмуртии;

сведения из истории деревень Удмуртские Ключи, Тугбулатово, Педоново, Гулёково;

сведения из истории своей школы и из биографии учительского состава;

ключевые понятия по темам.

Учащиеся должны уметь:

работать с историческими источниками;

уметь брать интервью;

проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;

оформлять полученные материалы в творческих работах;

уметь представлять свою исследовательскую работу.

Формы подведения итогов реализации данной программы:

участие в школьных, районных и республиканских краеведческих конкурсах, олимпиадах, конференциях;

написание творческих и исследовательских работ;

составление заметок для СМИ.

Учебно-тематический план

1-го года обучения

Задача первого года обучения — накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своей семье, школе, деревне, районе, республике. Эстетической категорией на этом этапе выступают понятия: красота родной природы, добро, бережное отношение к земле.

Читайте также: