Роспись кокошника в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цели: познакомить детей с русским народным костюмом; научить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной частью любого народного костюма – головным убором – кокошником; обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника; вызвать интерес к русскому костюму. Вызвать желание украсить кокошник, используя элементы старинной росписи.

гуашь, кисти, пластилин, бисер, бусины.

Ход.

Головные уборы для крестьян были большой ценностью и переходили по наследству. Женщина отождествлялась с птицей, знаком небесного мира. Головные уборы, голова – мир небесный. Отсюда и птичьи названия головных уборов–кокошник (кокош – курица), сорока, кичка (утка, качающаяся на воде). Что же носила на голове замужняя женщина? Это был сложный, тяжёлый убор. Замужние, у которых были дети, часто носили рогатые головные уборы – кичка рогатая, сорока рогатая. Кокошник – это тоже рогатый головной убор, только с одним, а не с двумя рогами. Кокошник носили только с сарафанным ансамблем. Рога знак силы, величия. Волосы в головном уборе так плотно увёртывались, укутывались, что ни спереди, ни сзади, ни одного волосочка не было видно. Женщина должна была прямо держаться, идти красиво, вот тяжёлый головной убор способствовал выработки осанки, стати. Цвет земного мира был красный. Он отгонял, отпугивал нечистую силу, он представлял собой земное воплощение солнца, огня. Люди очень любили красный цвет, поклонялись ему. Рассмотреть с детьми головные уборы, узоры, которыми они украшены. Предложить детям украсить силуэты кокошника красками, бисером и бусинами. В конце занятия рассмотреть с детьми кокошники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.

1.Закреплять знание о русском национальном головном уборе; продолжать учить составлять узор; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение. Воспитывать интерес к русской народной культуре. Активизировать словарь. Закрепить знаний детей о головных уборах.

2. Развитие представлений детей о расположении элементов на шапочке (вертикально, горизонтально, наклонно) и украшение мазками, полосками, точками, кружками.

3. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

4.Воспитание положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности, к результатам своего труда.

Методы и приёмы: вопросы, наглядный материал, музыкальное сопровождение, художественное слово. Показ, объяснение, совет, уточнение, помощь, поощрение. Анализ детских работ, игровой.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с русским национальным костюмом.

Материалы, инструменты, оборудование : заготовки кокошников, посылка, гуашь, кисти беличьи № 3, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, образцы кокошников, аудиозапись, видеозапись.

Ход занятия.

Организационный момент: Дети входят в группу

Воспитатель: Доброе утро!

Дети. Доброе утро!

Воспитатель: Все вы здоровы?

Дети: Да! Мы здоровы!

Воспитатель: Рада вас видеть!

Дети Рады вас видеть!

Воспитатель: Что будем делать?

Дети: Будем заниматься!

Воспитатель: А потом играть и развлекаться!

Воспитатель показывает детям куклу , и сообщает , что она просит к своему русскому сарафану новый головной убор. Но она не знает, как он выглядит и называется. Вот задача. Достаем заранее приготовленную коробку с головными уборами. Дети должны помочь выбрать нужный головной убор.

Воспитатель: Ребята, сколько разных вещей у нас в коробке. Как же мы их назовем?

Дети: Головные уборы

Воспитатель: Правильно-головные уборы. Но, какой-же головной убор из них нужен кукле?

(Дети выбирают и называют)

Воспитатель: Правильно, кокошник-это один из старинных головных уборов русского костюма. Как вы думаете из чего можно его смастерить? (ответы детей)

Давайте рассмотрим, как украшены кокошники.

(Рассматривают. Какие элементы в узоре? Какие цвета использованы? Какой узор понравился? С чего начинаем рисовать цветок? Где?)

Всех драгоценней убор головной,

Жемчугом шитый и битью золотой

Так испокон сохранен на Руси

Женский кокошник небывалой красы.

А кто же мастерил эти красивые головные уборы?

(ответы детей - мастерицы)

Воспитатель: Сегодня мы свами будем мастерами, и каждый украсит кокошник для куклы. Вот у меня есть заготовки кокошников, выбирайте один и рассаживайтесь в нашу мастерскую.

(Дети садятся за столы)

Как мы сидим за столом?

Дети , посмотрите, все ли есть для рисования. (ответы детей)

-Как мы держим кисть?

-Ребята, какие приемы мы можем использовать для выполнения узора?

В руку кисточку возьмем по ладони проведем,

вправо, влево повернем

Вверх и вниз ее нагнем

И на место уберем

В руку палочку возьмем по руке

И на место уберем.

Воспитатель: А теперь закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно.

(Дети рисуют под музыку. Воспитатель оказывает помощь, обращает внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти )

Воспитатель: Дети, наши ручки трудились, устали поможем им отдохнуть.

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

Можешь пальцы сосчитать:

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

Воспитатель: Вот и отдохнули наши ручки. Возьмите свои работы и положите их на стол. Какие у нас красивые получились кокошники, какие вы замечательные мастера. Кукла будет очень довольна.

Дети завершают свою работу.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Что вам понравилось? Кому вы бы хотели об этом рассказать?

-Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

-Развивать творческое воображение, фантазию, чувство ритма, симметрии, цветовой гармонии.

- Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам

Воспитательные:

-Воспитывать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий

- Воспитание желания и умения рисовать

- Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности

Технические:

-Учить сочетать разные способы рисования

-Закреплять умение рисовать тычком

Материалы:

Демонстрационный:

Фото кокошника, нарисованный кокошник.

Раздаточный

Вырезанная форма кокошника, гуашь (синяя, желтая, красная, зеленая), ватные палочки, кисти, скатерки.

ВложениеРазмер
izo.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

(Звучит русская народная музыка.)

Воспитатель. Как называется эта музыка? Когда вы ее слышите, что представляете?

Ребята сегодня мне в руки попало письмо, давайте прочтем его

Ну, что ребята поможем?

Хорошо, но сначала мы поговорим о традиционной одежде русской женщины.

Обращаемся к репродукциям.

Что нам подсказывает, что на картинах изображены русские красавицы? (Одежда)

Да, раньше носили сарафаны или костюмы-двойки (рубахи с юбками).

А какие национальные головные уборы вы здесь видите? (Платки, кокошники, ленты в волосах.)

Посмотрите внимательно на кокошники, подумайте, как выполнялись эти узоры. Узоры вышивали нитками, делали аппликацию из ткани и тесьмы, расшивали бисером, стеклярусом, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Кокошник — праздничный головной убор.

В будние дни его не надевали.

Вносятся для рассматривания расшитые кокошники.

Рассмотрим элементы украшения (цветки, листья, завитки, геометрические формы).

Русские женщины — добрые, терпеливые, нежные и ласковые мамы и жены.

Могли ли у них на кокошниках быть вышиты устрашающие львы, змеи, драконы? (Ответы детей.)

Сегодня мы будем украшать кокошники, а узор вы придумаете сами. Будьте внимательны, ведь узор, выполненный на правой стороне, должен повторяться и на левой. Точно так же, как одна сторона лица повторяет другую. Посмотрите на доску (рассматривание кокошников)

Я проведу указкой по узору. Что вы можете сказать про характер линий? (Линия не останавливается, не заканчивается, словно нитка петляет по кокошнику и выкладывает узор.)

Давайте немного разомнем наши ручки.

Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок. - На двери весит замок,
- Кто его открыть бы мог?
- Потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы)
- Покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы)
- Постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы)
- И открыли! (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны).

Начнем рисовать карандашом. Его тонкая линия наметит рисунок узора. А на эту линию мы будем нанизывать бусинки, отпечатанные ватной палочкой. Печатать нужно аккуратно, не торопясь, близко друг к другу- При этом конец палочки должен смотреть в потолок.

Для разных цветов берем разные палочки.

Ребята заканчивайте, несите сюда свои кокошники. Какие они у вас получились красивые, молодцы.

Ребята, а напомните мне, чем украшают какошники.

А чем вышивали все эти узоры?

А какие еще национальные уборы были, помимо кокошников?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Программное содержание: научить детей использовать линии для создания выразительного образа, размещать рисунок на всей поверхности листа бумаги.


Цель занятия научить детей узнавать элементы хантыйского орнамента, видеть разнообразие элементов орнамента с учетом тематики узора (природы, животных).

Изобразительные задачи:1)Учить рисовать натюрморт, состоящий из груши каплевидной формы и банана вытянутой, овальной формы, заостренный к обоим концам.2)Учить передавать части предмета у груши: изогну.


Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.

Программное содержание:Познавательные задачи: Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле.

Средина Ольга Станиславовна, руководитель изостудии МДОУ №1 "Медвежонок" г. Юрюзань Челябинская обл.
Цели
Создание учебного рисунка и склеивание объемной поделки
Задачи
Знакомить с искусством мастеров Гжели
Обучать созданию объемной поделки
Закреплять понятия симметрии
Развивать глазомер
Воспитывать любознательность, желание совершенствовать художественные навыки
Расширять словарный запас


Инструменты и материалы:
Белая бумага формата А 4 (альбомная), фломастеры (голубой, синий, фиолетовый), ножницы, клеящий карандаш

Вступление:





Ход занятия







Дополняем рисунок симметрично расположенными цветами помельче, листьями, завитками, капельками.
Склеиваем конус.




Но лучше, наверно, будут выглядеть объемные рукава.





По одной "выкройке" можно сделать все головки, а раскрасить по -разному. Можно пойти дальше и нарисовать для каждой красавицы лицо и затылок (чтобы впоследствии склеить)







Вот как фигурки выглядят после "сборки". С помощью клеящего карандаша склеивается сначала корпус (сарафан). Потом склеиваются рукава. Склеивая сарафан и рукава, держим внутри заготовки линейку или карандаш. Шов при этом получится быстрее и ровнее. Склеиваем кокошники между собой. Последними приклеиваем шею (шеи) к сарафану.




Детские работы
(подготовительная группа)






Рекомендуем посмотреть:

Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
Вот такая сказка у вас получилась, нежная и такая красивая, что нельзя описать словами.
Весь ход МК подробнейше описан, проиллюстрирован, даны шаблоны, образцы и все то, что необходимо для получения КРАСАВИЦ гжельских, таких разных и необычных.
БРАВО. Восторг, Восхищение, Радость и Счастье, что Вы даете возможность прикоснуться к народному искусству, впечатляя, увлекая дошкольников и взрослых.
Мой голос Вам, Ольга Станиславовна!

Вера Валерьевна,здравствуйте!
Как хорошо, что у меня есть такой внимательный и позитивный читатель!
Очень рада каждому Вашему визиту и каждому комментарию!
БЛАГОДАРЮ
за поэтический отклик!

Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Чудесные нарядные девицы красавицы у вас получились! Молодцы! Творческих успехов! голос

Читайте также: