Педсовет доступная среда в школе

Обновлено: 04.07.2024

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования.

ВложениеРазмер
pedsovet_2014_puti_optimizatsii.docx 35.17 КБ

Предварительный просмотр:

учителя начальных классов

Жигулиной Оксаны Валерьевны

на заседании педагогического совета школы по теме:

Каждому учителю хорошо известно значение научной организации труда, которая открывает широкие перспективы для повышения эффективности любой деятельности (в частности и урока), для достижения поставленной цели наиболее рациональными и экономными путями. Одним из важнейших принципов научной организации труда является принцип оптимизации. Назовем его основные черты.

Оптимальный - это не наилучший вообще, то есть не идеальный процесс обучения, это и не простая середина между максимумом и минимумом. А оптимальный - это наилучший для имеющихся сегодня условий путь для достижения реальных возможностей учеников и учителя в данный момент.

При внедрении принципа оптимизации применяются не какие-то дополнительные, а минимально необходимые действия. Конечно, процесс обучения никогда не станет эффективным, если учитель не будет хорошо знать своих учеников, если он не научится комплексно планировать задачи образования, развития школьников, выделять главное, существенное в содержании урока, выбирать наиболее рациональное сочетание методов, средств и форм обучения.

Основная проблема, которая стоит перед современным обществом – как найти подход к каждому ребенку с целью обеспечения доступности качественного образования. Попробуем определить, прежде всего, такое понятие, как оптимизация.

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив).

Выбор оптимальных методов обучения - это один из центральных моментов оптимизации учебного процесса, вместе с тем он вызывает особенно существенные затруднения. Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Так как урок в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:

методы организации учебно-познавательной деятельности;

методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из конкретных методов обучения.

Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

Проиллюстрирую выбор методов обучения, и оптимальное использование учебного времени на уроке .

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса:

– отношение к предмету;

– темп работы класса

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

– перечитать объяснительную записку;

– прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала учеником;

– задания, способствующие закреплению материала учеником.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

– как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Способствуют успеху урока:

– хорошее знание материала;

– продуманный план урока;

– правильный выбор методов обучения;

– разнообразие методов обучения;

– ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;

– богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;

– выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:

– безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

– рыхлая композиция урока;

– неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

– однообразие методов обучения;

– бесстрастный рассказ учителя;

– монотонность и сухость при изложении нового материала;

– отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Что всегда необходимо помнить:

1) Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного опроса.

4) Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5) Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8) Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9) Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10). Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

А теперь охарактеризуем некоторые способы экономии времени на уроке, так как потеря только 5 минут на уроке оборачивается потерей 4 рабочих недель в течение учебного года. Чаще всего тратятся драгоценные минуты на построение учеников у входа в класс вместо того, чтобы впустить их до звонка на урок. До 3-х и более минут уходит на оргмомент, когда учитель добивается должной тишины, тратит время на отметку отсутствующих вместо того, чтобы взять сведения у старосты, не ставит сразу же учебные задачи перед учениками. Часто учитель не намечает заранее, кого спросить, и долго ищет фамилию ученика в журнале. Во время опроса часто планируется собеседование с большим числом учеников, чем это реально возможно за отведенное время. В результате первый и второй ученики опрашиваются подробно, а третий и четвертый наспех. А это приводит к тому, что учитель не аргументирует оценок, не дает советов по дальнейшей работе с материалом. Порой мы вызываем учеников к доске по одному, вместо того чтобы дать возможность еще 2 ученикам заранее подготовить блок-схему, сделать записи и пр.

Принцип оптимизации не отвергает индивидуальный опрос, но в каждом конкретном случае необходимо определять потребность в таком опросе, учитывая его подготовительные функции для усвоения новой темы, для проверки умения связно излагать свои мысли, для накопления оценок. В одном случае можно будет обойтись без индивидуального опроса и использовать только фронтальную беседу, в другом, наоборот, больше ему уделить времени, чем обычно, то есть, необходим методически обоснованный выбор варианта данной формы контроля.

При изложении нового материала, как показывают наблюдения, излишнее время уходит на освещение второстепенных вопросов, на неоправданное большое число однообразных примеров, лишнее время тратится на создание проблемной ситуации в то время, когда ученики еще не имеют достаточного багажа знаний и умений, чтобы самостоятельно доказать выдвинутое предположение, сделать обобщение. Много времени тратится на конспектирование нового материала, вместо того, чтобы изучать материал с использованием опорного конспекта.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий учителя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются затем не только экономией его, но также более высокими результатами обучения. Оптимизация обучения освобождает учителя от весьма распространенных, но нерациональных затрат времени - таких, как дополнительные занятия, внеурочные опросы для накопления отметок, собеседования со слабоуспевающими в конце четверти. Она исключает выполнение чрезмерно большого числа упражнений на уроках, перегрузку учащихся домашними заданиями. Именно исключение или резкое сокращение затрат времени на "доделывание" и "переделывание" является одним из основных требований оптимизации обучения.

Структурные компоненты качества результатов образовательной деятельности: конкурентоспособность ОУ; качество подготовки выпускников; качество обученности школьников; результативность учебных занятий и внеклассных дел; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся; уровень воспитанности обучающихся; личностные достижения обучающихся и педагогов.

Качество образовательного процесса – совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение им триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.

Образованность- важнейшая результирующая характеристика качества ОП, носителем которой является личность обучающегося (выпускника); мера достижения личностью школьника такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, которая в наибольшей степени отвечает потребностям ее дальнейшего совершенствования и самореализации, потребностям общества.

Выделяется несколько уровней активности у детей:

НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ

Психолого-педагогические особенности учащихся:

-пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя;

-нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение;

-медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно.

Основные направления работы:

-не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;

-проводить минутки психологической разгрузки;

-создавать особую эмоциональную атмосферу урока;

-обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.

ОТНОСИТЕЛЬНО АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся:

-заинтересованность проявляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приемами преподавания;

-охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению

-охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом.

Основные направления работы:

-для них очень важна эмоциональная поддержка;

-эмоционально-интеллектуальная атмосфера весь урок

Психолого-педагогические особенности учащихся:

-систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность;

-предлагают оригинальные пути решения;

-работают преимущественно самостоятельно;

-начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.

Основные направления работы:

-побуждать к самостоятельности в учении;

-их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации;

-создание ролевых ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.);

-формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний

ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся:

-любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи;

-стремятся к самовыражению через различные виды творчества.

Oсновные направления работы:

- использование специальных приемов, стимулирующих творческую деятельность;

-создание условий для самореализации личности; возможности выразить свое особое отношение к миру.

Позиция школы состоит в том, что ребенок в ней – не просто ученик, он – личность, где образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей.

Каковы педагогические условия повышения качества обучения учащихся в нашей школе? Что же мы с вами должны делать в этом направлении?

Технология модульного обучения.

Технология дифференцированного обучения и воспитания.

Технология обучения и воспитания без насилия.

Технология проблемного обучения и воспитания.

Технология коллективного взаимодействия.

Выводы: в целях обеспечения доступности качественного образования, каждому педагогу необходимо в своей работе учитывать следующее:

Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению;

Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием;

Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения;

Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.

Основная проблема, которая стоит перед современным обществом – как найти подход к каждому ребенку с целью обеспечения доступности качественного образования. Попробуем определить, прежде всего, такие понятия, как оптимизация и качественное образование.

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив).

Оптимальный (от лат. optimus - наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных. Качество школьного образования - это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.

Структурные компоненты качества результатов образовательной деятельности:конкурентоспособность ОУ; качество подготовки выпускников; качество обученности школьников; результативность учебных занятий и внеклассных дел; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся; уровень воспитанности обучающихся; личностные достижения обучающихся и педагогов.

Качество образовательного процесса – совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение им триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.

Образованность- важнейшая результирующая характеристика качества ОП, носителем которой является личность обучающегося (выпускника); мера достижения личностью школьника такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, которая в наибольшей степени отвечает потребностям ее дальнейшего совершенствования и самореализации, потребностям общества.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

Выделяется несколько уровней активности у детей:

НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя;
  • Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение;
  • Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно
  • Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;
  • Проводить минутки психологической разгрузки;
  • Создавать особую эмоциональную атмосферу урока;
  • Обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.

ОТНОСИТЕЛЬНО АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность;
  • Предлагают оригинальные пути решения;
  • Работают преимущественно самостоятельно;
  • Начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
  • Побуждать к самостоятельности в учении;
  • Их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации;
  • Создание ролевых ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.);
  • Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний

ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Oсновные направления работы

  • Любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи;
  • Стремятся к самовыражению через различные виды творчества
  • Специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность;
  • Создание условий для самореализации личности; возможности выразить свое особое отношение к миру.

Наша школа – образовательное учреждение со смешанным (в отличие от других образовательных учреждений) контингентом учащихся, где учатся:

  • одаренные и обычные дети,
  • нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении;
  • дети-сироты;
  • дети с дивиантным поведением;
  • дети, имеющие проблемы в физическом и психическом развитии;
  • дети-инвалиды.

Позиция школы состоит в том, что ребенок в ней – не просто ученик, он – личность, где образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Для этого приоритетным в деятельности современных школ должен стать ресурсный подход.

Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами. Таким образом, основой индивидуально-ориентированной системы является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей.

Педагог должен знать учебные возможности ученика, его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала, опираться на обратную связь с учеником на каждом уроке, т.к. четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.

Основные принципы обратной связи при дифференцированном обучении:

  • принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен уметь использовать свои знания);
  • принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. В связи с тем, что в школе все больше детей разных национальностей, необходимо учитывать национальные, этнокультурные особенности учащихся в процессе обучения. Организуя дифференцированное обучение учителям важно учитывать национальные особенности учащихся, формировать гуманистическое отношение между детьми, недопущение национальной розни, использование имеющихся у детей знаний по этнокультурной специфике своей национальности в учебном процессе.

Положительные стороны дифференциации:

  • исключение уравниловки и усреднения детей;
  • повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
  • объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения усвоения предметного материала;
  • создание щадящих условий для слабых учащихся.

Виды дифференциации:

  • региональная – по типу школ
  • внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки
  • в параллели (группы и классы различного уровня);
  • межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные);
  • внутриклассная дифференциация.

Каковы педагогические условия повышения качества обучения учащихся в нашей школе? Что же мы с вами должны делать в этом направлении?

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения и воспитания

Технология обучения и воспитания без насилия

Технология проблемного обучения и воспитания

Технология полного усвоения знаний

Технология коллективного взаимодействия

Выводы: в целях обеспечения доступности качественного образования, каждому педагогу необходимо в своей работе учитывать следующее:

  • Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению;
  • Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием;
  • Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения;
  • Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.

Обращение к тебе, Учитель!

Нет педагогической панацеи.

Радуга из одного цвета – нет радуги.

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу.

Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе.

Если класс сыгран, то урок как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема педсовета: Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами .

Дата проведения: 09.02.15
Время проведения: 13:00

Место проведения : кабинет № 218

Цель: Ориентация школы на новую образовательную модель.

1. Выявить сущностные характеристики нового качества образования и особенности его достижения в условиях школы.

2. Выявить уровень готовности всех субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования.

3. Наметить пути достижения нового качества образования в соответствии с особенностями и традициями учебно-воспитательного процесса в школе.

Участникам педагогического совета сидят группами.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе: стратегический (педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

1. Особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе

2. Сущностные характеристики нового качества образования

(выступления зам. директоров по УВР)

Доступность и качество образования в нач.школе в свете ФГОС. (Крылова Н.В).

Обучение основам научно-исследовательской деятельности учащихся школы.

Исследовательская деятельность на уроках.

Взгляд всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, учащихся, родителей) на цели - результат современного образования и пути достижения этого результата в современных условиях.

Подготовка к педсовету

Заместители директора посещают уроки (цель: оценка качества образовательного процесса на учебном занятии, изучение опыта сцелью последующего обобщения), организуют работу по подготовке видеоматериалов к педсовету.

Посешение уроков с целью оценки качества образовательного процесса на учебном занятии, изучения опыта для последующего обобщения

родителей учащихся школы

Подготовка видеоматериалов к педсовету

За работу съемочной группы отвечает Лебедева О.В.

За работу мультимедийной аппаратуры отвечает Мишукова Е.В.

Ход педсовета

Фроленкова СС. Особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе

Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка.

Качество образования понимается как

- важнейший показатель успеха школы,

- важнейшая системообразующая задача и направление дея тельности внутришкольного управления;

- совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчи ков на образование.

Качество об разования — соотношение цели и результата, меры достижения целей, притом, что цели (результаты) спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика.

Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями.

Что можно сегодня считать целями образования?

Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же эти особенности XXI века?

Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего раз вития - в наше время все земные про блемы стали глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобальные, планетарные противоречия.

По данным про гнозов в начале века должны были углубляться и расширяться кризисные явления - и, прежде всего, всеобъемлющий энергетический кризис , .)

Вторым кризисным явлением будет угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды.

Третий кризис - глобальное изменение климата , усиление действия стрессовых факторов среды на человека.

Четвертый кризис связан с увеличением минимум в 2 раза численности населения на земном шаре.

И превращение человека-созидателя в человека-потребителя -

это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для молодых поколений, которые растут пленниками потребленческого культа.

Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в семье - положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успе ха, моя неудача - не часть его неудачи - на таком отгораживании основано положение ученика в школе. Чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком . Где искать выход? Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.

Каким образом это можно сделать?

Противоречие между ростом информации и способностью человека усвоить ее .

Темпы развития информационных технологий, объем новой инфориации, буквально обрушивающийся на современного человека, настолько велики, темп жизни настолько ускоряется с каждым годом, что охватить и усвоить все новое, что открывается в различных областях человеческих знаний, становится просто невозможно, если мы при этом хотим сохранить умственное и нравственное здоровье. Практика свидетельствует: перегруженность учебных программ, включение в них все новых и новых предметов приводит к тому, что молодые люди не в состоянии без ущерба для физического и психического здоровья усвоить их на требуемом уровне. В связи с этим возникает острая необходимость определить приоритеты образовании, разработать новые стратегии образования человека.

Отсюда главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически заложенных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, ко торые бы позволили добиваться максимального эффекта от их ис пользования в условиях изменяющейся природной ситуации.

Для выполнения этой грандиозной задачи воспитание должно быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции, высоких нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общест во, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.

Каковы же цели современного образования?

Чаще всего большинство выпускников школ не владеют самыми главным умением - умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Что же происходит? Почему, проведя 10-11 лет в школе, выпускник не овладевает самым главным умением? Чтобы понять это и самое главное, осмыслить, каким образом помочь ребенку овладеть этим умением, необходимо определить, что нужно молодому человеку в современном мире.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявите таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Наиболее перспективной в развитии образования являете кон цепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущно стными характеристиками этой концепции являются:

· доступность во времени и пространстве.

К реализации концепции образования на протяжении всей жиз ни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью не обходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

· научиться жить вместе;

· научиться жить в ладу с самим собою.

Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.

Основой современных образователь ных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразование (готовность конструиро вать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В нашей школе тоже происходят изменения, направленные на вооружение учащихся навыками и умениями, необходимыми для жизни в XXI веке. О наиболее значимых расскажут учителя нашей школы.

О приобщении учащихся к навыкам научно-исследовательской деятельности расскажет председатель м\о учителей естественного цикла Филиппова Т.В.

Смирнова М.П.прокомментирует свой урок в 5 классе.

Оценка качества: (РАБОТА В ГРУППАХ)

Константинова И.В. прокомментирует свой урок в 1 классе.

Оценка качества: (РАБОТА В ГРУППАХ)

(Выступления учителей сопровождаются показами слайдов).

Зам. директора предлагает всем участникам выразить свой взгляд на цели и результат современного образования. Каждая из групп готовит заранее выступление в свободной форме по вопросам:

Председатели М\О анализируют анкеты педагогов.

Заместитель директора по УВР зачитывает результаты анкетирования родителей, учащихся(слайды).

1. Наша задача сегодня - выявить сущностную характеристику нового качества образования.

Если раньше родители ждали от школы, прежде всего, знаний, а учитель был непререкаемым авторитетом, то сегодня мы, родители, смотрим на школу несколько иначе. Родители хотят , чтобы школа стала вторым домом для наших детей, поэтому фундаментом основания этого дома должны быть:

· Любовь и уважение к нашим детям.

· Открытость в общении с нами и нашими детьми.

· Высокий профессионализм учителя.

· Хотелось бы видеть учителя нравственным человеком, потому что мы на него хотим равняться: он воспитывает не только ребенка, но порой и нас, родителей.

2. Какова же цель образования?
Назначение образования сегодня родители видят:

· в передаче детям глубоких знаний, которые обеспечат им по ступление в вуз или дадут возможность реализовать себя, в том числе и в рабочей специальности;

· в сформированности у ребенка представлений об общих культурных ценностях, привитии навыков коммуникативной куль туры (не в каждой семье учат ребенка строить отношения в коллек тиве).

3. Каковы пути достижения поставленных целей?
Необходимо:

· а) заинтересовать ребенка через кружки, классные часы, совместные поездки с родителями в театр, на природу, через организацию интересных встреч;

· б) расширить сферы общения, например, организовать в холле почтовый ящик, куда можно будет класть письма от учеников, учи телей, родителей;

· в) создать условия, при которых ученик может выбрать себе учителя, у которого бы хотел обучаться;

· г) дать возможность ученику 10-11 классов выбрать уровень сложности изучаемого предмета;

· д) нормировать домашнее задание, продумывать расписание так, чтобы портфель весил не больше самого ребенка.

4. Возможные проблемы при достижении нового качества обра зования.

· Могут возникнуть конфликты между учителем и учениками, а также между самими учителями.

· Неспособность школы удовлетворить запросы всех учащихся в выборе конкретного учителя.

· Может снизиться общий уровень знаний учащихся при выборе профиля обучения.

· Низкая техническая оснащенность уроков.

· В некоторых случаях недостаточный профессионализм учителя.

· любовь и уважение к детям;

· совместная заинтересованная деятельность участников образовательного процесса;

· создание условий для реализации учащегося в зоне его ближайшего развития.

· передача знаний, для того чтобы можно было поступить в вуз;

· формирование и развитие коммуникативных способностей выпускника сегодняшней школы;

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен опыт организации доступной среды в школе.

Доступная среда

Москотельникова Н.В.

заместитель директора по УВР

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.

- создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что способствует их полноценному участию в жизни общества.

- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.

Перечень оборудования, полученного по программе "Доступная среда":

Аппаратно-программный комплекс для детей с нарушением речи, ОПА (ДЦП), слабовидящих и слабослышащих,

Комплекс оборудования для кабинетов психолога и психомоторной коррекции,

Комплекс оборудования для сенсорной комнаты,

Комплект индивидуальной учебной мебели.

В нашей школе уже смонтированы кнопка вызова для подачи подъёмника, пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения, оборудована сенсорная комната, модернизированы медицинский и логопедический кабинеты.

Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. Поэтому школе нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения.

Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность, получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

Из чего же состоит сенсорная комната? (слайды)

- проведение встреч с чемпионами международных и олимпийских игр,

Получая образование вместе со всеми, посещая обычную школу, ребенок-инвалид интегрируется в общество. Кроме того, и общество учится воспринимать инвалидов не как нечто особенное, из ряда вон выходящее, а как абсолютно обычных людей. "Доступная среда" - это своего рода воспитательный процесс, цель которого дать понять людям с ограниченными возможностями здоровья, что они являются полноценными членами общества.

Педагогический коллектив постоянно участвует в инновационной и экспериментальной работе:

Для лечения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания

Для лечения дефектов речи

Для выработки навыков, которые позволяют без труда контролировать своё психоэмоциональное состояние

Для определения паспорта здоровья (уровня активизации внутренних резервов организма) по величине физиологического показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС) и степени гармонизации работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем

Для восстановления, сохранения и укрепления здоровья путём выработки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной индивидуальной ДАС, или дыхания по методу А.А.Сметанкина.

- развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;

- реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;

- оптимизация современной образовательной инфраструктуры.

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.

Работа с родителями:

Индивидуальный план работы с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов по реализации целевой Программы "Доступная среда",

Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого - педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Получая образование вместе со всеми, посещая обычную школу, ребенок-инвалид интегрируется в общество. Кроме того, и общество учится воспринимать инвалидов не как нечто особенное, из ряда вон выходящее, а как абсолютно обычных людей. "Доступная среда" - это своего рода воспитательный процесс, цель которого дать понять людям с ограниченными возможностями здоровья, что они являются полноценными членами общества.

Читайте также: