Педсовет дети с овз в общеобразовательной школе

Обновлено: 07.07.2024

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Цель: повышение уровня профессиональных знаний педагогов об особенностях обучения школьников, имеющих особые образовательные потребности в общеобразовательной школе в условиях ФГОС

Сформировать представление о возможностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

Воспитать толерантное отношение и сотрудничество при решении практических задач

План проведения семинара:

2.Рассмотрение основных аспектов обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

3.Технологии, методы и приемы обучения детей с ОВЗ

4. Практическая часть (работа в группах)

5. Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Материалы: презентация, цветная бумага, карандаши, чистые листы, клей, фломастеры, Методы: беседа, групповая работа, дискуссия

Форма проведения: семинар-практикум

Ход семинара

Российская система образования вот уже 20 лет находится в условиях реформирования. Новый этап связан с введением и реализацией ФГОС для обучающихся различных категорий. Первыми к реализации Стандартов приступила начальная общеобразовательная школа и уже в течение 3 лет на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации.

- Так что же такое Стандарт?

( Эталон, гост, шаблон, штамп, трафарет, модель, прописная истина и др.)

Начался поиск путей выхода из данной ситуации, т.е. реформирование образования. Очередной шаг в этом направлении – ФГОС.

Кому прежде всего адресован Стандарт?

Что является ведущим в Стандарте?

Какие задачи определены Стандартом и являются приоритетными?

Готова ли школа к введению и апробации новых стандартов?

привести нормативную базу школы в соответствие с требованиями ФГОС

разработка АООП школы, адаптированных рабочих программ по предметам

внести изменения в должностные инструкции участников ОП

создать УМК в соответствии с требованиями ФГОС, Учебного плана школы

обеспечить материально-техническую базу и условия для реализации АООП

повышение квалификации педагогов, решение кадровых проблем

сформировать оптимальную модель организации ОП, УВП, обеспечивающую организацию учебной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

разработать план методической работы, обеспечивающий сопровождение ФГОС и др.

- К кому прежде всего обращен ФГОС?

чему следует учить и научить ребенка, причем учить желательно так, чтобы детям было интересно, радостно, комфортно и понятно.

Нынешний Стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, школы, всех заинтересованных сторон.

Стандарт рассматривается, прежде всего, как совокупность требований:

требований к структуре образовательных программ ( чему и как учить ),

требований к результатам образования (чему научить ), а также

требований к условиям , которые должны быть обеспечены школе, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатотов

По данным Министра образования и науки Российской Федерации за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России.

Проблема роста количества детей с ОВЗ коснулась и нашей школы. Так за последние три года количество детей с ОВЗ в школе возросло. В настоящее время насчитывается 12 обучающихся с ОВЗ. Кроме того, в школе обучаются 5 детей-инвалидов по основным образовательным программам и 7 обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

- Какие нормативные документы должны стать настольной книгой учителя обучающего детей с ОВЗ ?

-Какие основные задачи определены Стандартом?

Формирование общей культуры обучающихся с ОВЗ, обеспечивающей разностороннее развитие их личности.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.

Формирование основ учебной деятельности.

Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося.

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.

Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых Стандартов выступает одним из гарантов реализации идей ФГОС

Практическая часть. Педагоги заполняют анкету. Проведение самоанализа

При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной школе необходимо психолого-педагогическое сопровождение.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

К детям с ОВЗ относятся дети:

1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);

2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит невропатолог);

6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) .

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка

При обучении детей с ОВЗ в ОУ необходим индивидуальный образовательный план.

Структура индивидуального образовательного плана:

Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений.

Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; особенности междисциплинарного взаимодействия.

Формирование социальной компетентности : направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

Дополнительные занятия с педагогом;

Занятия (групповые /индивидуальные ) с дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом);

Занятия (групповые /индивидуальные ) с логопедом;

Занятия (групповые /индивидуальные ) с психологом;

Занятия (групповые /индивидуальные ) с социальным педагогом;

Занятия ЛФК, занятия в специальной физкультурной группе, ритмикой;

Динамическая оценка состояния ребенка

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

требовать структурирования действий при выполнении заданий;

предоставлять дополнительное время для завершения задания;

чередовать занятий и физкультурные паузы;

осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

Список литературы:

1. Жукова И. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —

2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

3. Иванов Е. С, Исаев Д. И. Чтотакое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб., 2000.

4. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996

5. НьюменСара. Игры и занятия с особым ребенком. М.,Теревинф, 2009.

6. Петрова В.Г., Белякова ИЛ. Кто они, дети с отклонениями в разви­тии? — М., 1998.

7. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ. М., 1997.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект СФГОС Организация обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект СФГОС Организация обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной.

Проект СФГОС Организация обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы Педсовет от 17.04.2017

План педсовета: 1. Открытие педсовета в 13.15 кабинет № 207 2. Практический к.

Что такое инклюзивное образование Инклюзивное образование (включенное образов.

Что такое инклюзивное образование Инклюзивное образование (включенное образование) – процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Нормативно-правовая база Приказ от 19.12. 2014 г. № 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕР.

Нормативно-правовая база Приказ от 19.12. 2014 г. № 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 г. N 1599 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 мая 2015 г. N 497 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016 - 2020 ГОДЫ Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ № 07.28.11.0005 от 10.04.2014

Специфика Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети.

Специфика Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха (глухие и слабослышащие) зрения (слепые и слабовидящие) Речи (ТНР, различные ОНР и ФФН) опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития (конституциональный, самотогенный, психогенный, церебрально-органический генез) умственной отсталостью выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА) множественными нарушениями развития

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик от практически нор.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования

Смысл разработки СФГОС Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права.

Смысл разработки СФГОС Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания.

Функции СФГОС обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образова.

Функции СФГОС обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ; эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое.

компоненты ИХ СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

компоненты ИХ СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Реорганизация предметных областей. (практико-ориентированные ситуативные з.

Реорганизация предметных областей. (практико-ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии)

Области ОБРАЗОВАНИЯ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИ.

Области ОБРАЗОВАНИЯ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: Язык – речевая практика Математика – практика применения математических знаний Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми Обществознание – практика жизни в социуме Знание об искусствах – практика творчества

Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преиму.

Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая на личные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.

Требования к содержанию основных образовательных программ Компоненты жизненно.

Требования к содержанию основных образовательных программ Компоненты жизненной компетенции и академических знаний отражены в: учебных программах программах внеклассной деятельности программе коррекционной работы

Четыре варианта специального стандарта образования детей с ОВЗ Каждый вариант.

Четыре варианта специального стандарта образования детей с ОВЗ Каждый вариант должен характеризоваться по основным параметрам: результатам структуре условиям конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный)

Требования к образовательным результатам Результаты освоения основной образов.

Требования к образовательным результатам Результаты освоения основной образовательной программы предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; насколько активно, свободно и творчески он их применяет

Варианты СФГОСА Вариант стандарта Уровень образования (цензовое/ нецензовое).

Варианты СФГОСА Вариант стандартаУровень образования (цензовое/ нецензовое)Продолжительность обученияУсловияСоотношение компонентов 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант

Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню кон.

Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ 4 варианта СФГОС

СФГОС: вариант I Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уров.

СФГОС: вариант I Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.

СФГОС: вариант II Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде све.

СФГОС: вариант II Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

СФГОС: вариант III Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде.

СФГОС: вариант IV Уровень образования определяется индивидуальными возможност.

Соотношение академического компонента и компонента жизненной компетенции в ва.

Соотношение академического компонента и компонента жизненной компетенции в вариантах стандартах I вариант II вариант III вариант IV вариант

Варианты СФГОС, предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ: Глухие дети.

Варианты СФГОС, предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ: Глухие дети – I, II, III, IV Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений) Слепые дети – I, II, III, IV Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений) Дети с речевыми нарушениями – I, II, III Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV Дети с ЗПР - I, II, III Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование исключается) Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV

Ресурсное обеспечение Правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с О.

Ресурсное обеспечение Правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта специального федерального стандарта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Кадровое обеспечение — характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.

ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К РАБОТНИКУ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ мотива.

ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К РАБОТНИКУ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ мотивация компетенции готовность к росту инициатива ответственность тщательность и аккуратность в работе с документами продуктивность (умение вести сразу несколько проектов) мобильность опыт решения проблем в группе опыт организации группы для решения проблем умение прогнозировать результаты работы способность к рациональным , аргументированным, рефлексивным решениям

В качестве основных ступеней реализации подготовительного периода проектной м.

В качестве основных ступеней реализации подготовительного периода проектной модели внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия:

1. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС НОО для обучающихс.

1. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ . 2. Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения Программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.

3. Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации к проек.

4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС ОО д.

4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой и соответствующих внутренних локальных актов учреждения.

Публикации, раскрывающие содержание СФГОС детей с ОВЗ Малофеев Н.Н., Никольс.

Публикации, раскрывающие содержание СФГОС детей с ОВЗ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №6. Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования: кому он нужен? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей нарушениями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология. — 2010. — №1. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2.

Решение педсовета Изучить нормативно-правовую базу по инклюзивному образовани.

Решение педсовета Изучить нормативно-правовую базу по инклюзивному образованию Разработать адаптивную образовательную программу начального общего образования Реализовывать в образовательные программы в соответствии с рекомендациями ПМПК; Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении обучащихся с ОВЗ (различные программы обучения); Формировать инклюзивную культуру детей, родителей, педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен сценарий педсовета по теме "Инклюзивное образование в современной школе" с презентацией.

1. Задайте родителям вопросы об особенностях развития и поведения ребенка, которые вы считаете важными в обучении. Беседу проведите до начала работы с ребенком с ОВЗ.

2. Учитывайте, на какой стадии отношения к особенностям ребенка находятся его родители: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Учитывайте, в какой степени они осознают наличие ОВЗ у ребенка, насколько способны к конструктивным действиям.

3. Организуйте учебную среду правильно: размещайте материалы и предметы обихода систематизированно, наглядно. Продумайте место для школьных принадлежностей ученика с ОВЗ таким образом, чтобы учебные действия были безопасны и не требовали высокой физиологической цены. Отведите место для уединения школьника в случае надобности.

4. Используйте дидактические материалы и задания разного уровня сложности и длительности выполнения, которые стимулируют разные сенсорные системы, мелкую и крупную моторику, психические способности. Обеспечьте каждому ученику возможность заниматься осмысленной деятельностью и приобретать опыт успеха на уроке.

5. Опирайтесь в обучении на единство ощущений, чувств, памяти, мышления, действий. Прежде чем давать задания воспроизвести, сравнить, проанализировать, решить, предоставьте ученику возможность и время для манипуляций с наглядным материалом. Важно, чтобы школьник изучил его тем способом, который ему доступен, и сформировал эмоциональное отношение к изучаемому.

6. Сопровождайте свои действия и действия ученика с ОВЗ недвусмысленными речевыми комментариями.

7. Работайте в профессиональной позиции: помните, вы осознанно и самостоятельно стали учителем.

8. Ведите краткие ежедневные записи о результатах обучения. Желательно, чтобы это делали и родители ученика.

9. Сохраняйте все документы, которые связаны с вашей работой с учеником с ОВЗ.

«Инклюзивное образование в современной школе:

Наш педсовет я начну с мудрой китайской притчи.

А о чем она вы скажете после её прослушивания.

У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

- Как вы думаете, о чем эта притча? Определите в группе основную тему и идею притчи.

(Каждая группа выражает свое мнение по содержанию притчи)

Да, вы правы, это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!

Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.

- Как эту притчу можно связать с нашей темой?

Практическая часть

Давайте попробуем почувствовать себя в роли таких кувшинов с трещинками. (Раздаем очки, беруши). В одной группе будет слепой ребенок(надевает очки), в другой – глухой (надевает беруши), в третьей - один участник будет выполнять задание левой рукой. Всех остальных участников педсовета мы объединим в 4 группу – теоретическую, вы должны будете затот же временной период дать формулировку понятиям.
Задание: Перед собой вы видите цветную бумагу, из неевы должны будете изготовить человечка.Основной вид деятельности должен приходиться на ребенка с ОВЗ. Остальные помощники.
- А вы подумайте, какие чувства у вас будут возникать при работе.

Практическая работа.

Ведущий:Итак, получились человечки.
- Почувствовали ли вы, что ваши возможности ограничены?
Какие трудности вы испытывали?
Что или кто помог вам выполнить эту работу?

У нас работала теоретическая группа, которая даст формулировку понятиям инклюзивное образование, дети с ОВЗ.

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

-Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

-Подумайте, какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования? (Например, совершенствование материально – технической базы, создание индивидуальных программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д.)

Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня на педсовете.
Слайд 2

Цель: Изучение теоретических аспектов инклюзивного образования, соотнесение условий его осуществления с возможностями нашей школы.

2. Соотнести условия организации инклюзивного образования с возможностями нашей школы.

3. Наметить мероприятия, способствующие осуществлению инклюзивного образования в нашем ОУ.

Слайды 4-8 Законодательные ресурсы

Обратимся к законадательным ресурсам: Чтение по слайдам 4 -8.

ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ

Это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

Признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.


Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1

О том кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом, как организовать обучение детей с ОВЗ вам расскажет зам.директора по УВР Н.А.Заборчук.

Обратимся к его результатам.

1 вопрос. Как вы относитесь к идее инклюзивного образования?

А) Положительно – 15

Б) Отрицательно – 15

2. Насколько выполнима эта идея в условиях современного Российского образования?

А) Выполнима – 11

Б) Не выполнима – 17

В) Другое – 3 (частично – 2, приходится выполнять – 1)

3. Какие сложности могут возникнуть у педагогов при включении в обычный класс детей с ОВЗ?

Невозможность уделять много времени детям с ОВЗ при большой наполняемости классов.

Для детей с ОВЗ необходимо уделять больше времени, при большой нагрузке педагога, такой возможности нет.

Обычные дети начнуть отставать, т.к. педагог будет уделять больше времени детям с ОВЗ, снизится темп урока, его продуктивность.

Уделяя внимание детям с ОВЗ, педагог упускает обычных детей.

4. Имеете ли Вы лично возражения против работы с детьми с ОВЗ?

Б) Да (Почему?) – 4 (для детей с ОВЗ д/б спец.учреждения, нет опыта работы)

5. Считаете ли вы, что совместное обучение полезно (вредно) для нормально развивающихся детей? Для детей с ОВЗ?

Для детей с ОВЗ полезно – 28; вредно – 3 (негативно может повлиять на психику);

Для нормально развивающихся детей вредно – 25 (тормозят процесс обучения, с девиантным поведением нарушают дисциплину в классе);

Полезно – 6 (воспитывают толерантность).

6. Какие условия необходимо создать для успешного совместного образования детей с разными возможностями здоровья?

Уменьшить наполняемость классов до 15 человек, где учатся дети с ОВЗ.

Создать надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в специально оснащенных кабинетах.

Проводить индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ.

Проводить информационно-просветительскую, разъяснительную работупо вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися, их родителями, учителями.

7. Какие условия нужно создать для педагога для успешного выполнения своих функций?

Уменьшить количество учащихся в классе.

Необходима специальная подготовка педагогов по данной проблеме.

Достойная оплата педагогу за индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ.

Включить в штат школы специалистов – психолога, логопеда, педагога-дефектолога.

Как видите, обнаруживается наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов к работе в инклюзивной среде. Есть над, чем работать.

Слайд 20 Заставка

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2

Социальный педагог М.Т.Чикишева расскажет, сколько детей - инвалидов и детей с ОВЗ обучается в нашей школе и какая работа проводится с ними.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3

О.В.Вяткина работает в классе, где есть ученица с ОВЗ. Она представит свой опыт работы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 4

Опыт работы с детьми с ОВЗ представит Г.В.Михайлова.

Ичтобы подвести итоги нашего педсовета, мы предлагаем вам поработать в группах и выразить свои эмоции.

Первая группа - работает с песком,

Вторая группа - работает с красками,

Третья группа- с пластилином.

Используйте человечков, которых вы сделали в начале педсовета. Не случайно мы взяли все эти техники, они дают хороший результат и применяются при работе с детьми с ОВЗ.

Решение педсовета:

Обеспечить обучение учителей по проблемам инклюзивного образования.

В целях обеспечения реализации права на образование учащихся с ОВЗ составить Адаптированную основную образовательную программу основного общего образования для обучения лиц с ОВЗ.

Организовать сетевое взаимодействие со специалистами ППМС центра.

Просмотр видеоролика.

Цель педсовета: Изучение теоретических аспектов инклюзивного образования, соотнесение условий его осуществления с возможностями нашей школы.

Цель педсовета:

Изучение теоретических аспектов инклюзивного образования, соотнесение условий его осуществления с возможностями нашей школы.

2. Соотнести условия организации инклюзивного образования с возможностями нашей школы.

3. Наметить мероприятия, способствующие осуществлению инклюзивного образования в нашей школе.

Законодательные ресурсы

Законодательные ресурсы

Всеобщая декларация прав человека

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.

ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ

  • Это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.
  • Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
  • Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Инклюзивное образование

Основополагающий принцип инклюзивного образования:

Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Признание ценности каждого ученика

Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие

с любым учеником.

Возможность адаптации

образовательной программы.

1 вопрос. Как вы относитесь к идее инклюзивного образования?

1 вопрос. Как вы относитесь к идее инклюзивного образования?

Вопрос 2. Насколько выполнима эта идея в условиях современного Российского образования?

Вопрос 2. Насколько выполнима эта идея в условиях современного Российского образования?

Вопрос 3. Какие сложности могут возникнуть у педагогов при включении в обычный класс детей с ОВЗ?

Вопрос 3. Какие сложности могут возникнуть у педагогов при включении в обычный класс детей с ОВЗ?

  • Невозможность уделять много времени детям с ОВЗ при большой наполняемости классов.
  • Детям с ОВЗ необходимо уделять больше времени. При большой нагрузке педагога, такой возможности нет.
  • Обычные дети начнут отставать, т.к. педагог будет уделять больше времени детям с ОВЗ, снизится темп урока, его продуктивность.
  • Уделяя внимание детям с ОВЗ, педагог упускает обычных детей.

Вопрос 4. Имеете ли Вы лично возражения против работы с детьми с ОВЗ?

Вопрос 5. Считаете ли вы, что совместное обучение полезно (вредно) для нормально развивающихся детей? Для детей с ОВЗ?

Вопрос 5. Считаете ли вы, что совместное обучение полезно (вредно) для нормально развивающихся детей? Для детей с ОВЗ?

Вопрос 6. Какие условия необходимо создать для успешного совместного образования детей с разными возможностями здоровья?

Вопрос 6. Какие условия необходимо создать для успешного совместного образования детей с разными возможностями здоровья?

  • Уменьшить наполняемость классов до 15 человек, где учатся дети с ОВЗ.
  • Создать надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в специально оснащенных кабинетах.
  • Проводить индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ.
  • Проводить информационно-просветительскую, разъяснительную работу по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися, их родителями, учителями.

Вопрос 7. Какие условия нужно создать для педагога для успешного выполнения своих функций?

Решение педсовета :

  • Обеспечить обучение учителей по проблемам инклюзивного образования.
  • В целях обеспечения реализации права на образование учащихся с ОВЗ составить Адаптированную основную образовательную программу основного общего образования для обучения лиц с ОВЗ.
  • Организовать сетевое взаимодействие со специалистами ППМС центра.

Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. У. Джеймс

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов для обеспечения эффективности образовательного процесса в условиях реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной готовности педагогов по проблеме реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО.

2. Проанализировать условия и возможности реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в школе и определение перспектив реализации инклюзивного образования

3. Определить и внести необходимые коррективы в план мероприятий по организации и реализации успешного перехода школы на ФГОС ОВЗ и УО с учётом положительных и отрицательных тенденций, выявленных в ходе анализа.

Повестка педсовета:

1. Инклюзивное образование: от понятия к образовательной практике. Лехтина Л.П., директор школы

2. Анализ мониторинга «Самоанализ деятельности образовательной организации по созданию условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Злобина Н.С., заместитель директора по УВР

3. Деятельность ПМПк в школе. Фефелова И.Н, учитель начальных классов, председатель ПМПК

4. Условия и возможности реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися с ОВЗ. - представление итогов работы групп.

5. Специальные условия, необходимые при проведении итоговой аттестации для детей с ОВЗ – результаты работы группы

6. Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ. Жидких О.И., учитель начальных классов

7. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ. Маркова А.П., заместитель директора по ВР

8. Специальные требования к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. - выступления групп.

9. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ и УО. (из опыта работы – Морозова М.В., педагог-психолог

Решение

1. Создать рабочую группу по реализации ФГОС для детей с ОВЗ и УО в образовательной практике школы.

В группу включить – Нестерову Н.В., Богдашкину Г.П., Злобину Н.С., Сахарову Т.Ю., Борик Е.Я., Кудря О.В.

Рабочей группе:

  • Принимать участие в разработке АООП, локальных актов и другой необходимой для введения ФГОС документации. Срок исполнения - постоянно
  • Подготовить предложения по плану переподготовки, повышения квалификации педагогического персонала по введению ФГОС для детей с ОВЗ и УО. Срок исполнения – до 25.12.2018
  • Изучить положение о ресурсном классе. Срок исполнения – до 25.12.2018
  • Разработать Дорожную карту по введению инклюзивного образования. Срок исполнения – до 25.12.2018

Методическим объединениям:

  • Проанализировать состояние учебно-методического, материально-технического обеспечения образовательного процесса. Срок исполнения – до 10.01.2019
  • Проанализировать уровень подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ и УО. Срок исполнения – до 25.12.2019
  • Систематически изучать нормативно-правовую базу по реализации инклюзивного образования. Срок исполнения - постоянно
  • Детально проанализировать результаты государственной итоговой аттестации 2018 года. Срок исполнения – 25.12.2018

Педагогу-психологу:

Читайте также: