Педсовет дети с овз в общеобразовательной школе
Обновлено: 07.07.2024
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Цель: повышение уровня профессиональных знаний педагогов об особенностях обучения школьников, имеющих особые образовательные потребности в общеобразовательной школе в условиях ФГОС
Сформировать представление о возможностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении
Воспитать толерантное отношение и сотрудничество при решении практических задач
План проведения семинара:
2.Рассмотрение основных аспектов обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
3.Технологии, методы и приемы обучения детей с ОВЗ
4. Практическая часть (работа в группах)
5. Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ
Материалы: презентация, цветная бумага, карандаши, чистые листы, клей, фломастеры, Методы: беседа, групповая работа, дискуссия
Форма проведения: семинар-практикум
Ход семинара
Российская система образования вот уже 20 лет находится в условиях реформирования. Новый этап связан с введением и реализацией ФГОС для обучающихся различных категорий. Первыми к реализации Стандартов приступила начальная общеобразовательная школа и уже в течение 3 лет на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации.
- Так что же такое Стандарт?
( Эталон, гост, шаблон, штамп, трафарет, модель, прописная истина и др.)
Начался поиск путей выхода из данной ситуации, т.е. реформирование образования. Очередной шаг в этом направлении – ФГОС.
Кому прежде всего адресован Стандарт?
Что является ведущим в Стандарте?
Какие задачи определены Стандартом и являются приоритетными?
Готова ли школа к введению и апробации новых стандартов?
привести нормативную базу школы в соответствие с требованиями ФГОС
разработка АООП школы, адаптированных рабочих программ по предметам
внести изменения в должностные инструкции участников ОП
создать УМК в соответствии с требованиями ФГОС, Учебного плана школы
обеспечить материально-техническую базу и условия для реализации АООП
повышение квалификации педагогов, решение кадровых проблем
сформировать оптимальную модель организации ОП, УВП, обеспечивающую организацию учебной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
разработать план методической работы, обеспечивающий сопровождение ФГОС и др.
- К кому прежде всего обращен ФГОС?
чему следует учить и научить ребенка, причем учить желательно так, чтобы детям было интересно, радостно, комфортно и понятно.
Нынешний Стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, школы, всех заинтересованных сторон.
Стандарт рассматривается, прежде всего, как совокупность требований:
требований к структуре образовательных программ ( чему и как учить ),
требований к результатам образования (чему научить ), а также
требований к условиям , которые должны быть обеспечены школе, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатотов
По данным Министра образования и науки Российской Федерации за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России.
Проблема роста количества детей с ОВЗ коснулась и нашей школы. Так за последние три года количество детей с ОВЗ в школе возросло. В настоящее время насчитывается 12 обучающихся с ОВЗ. Кроме того, в школе обучаются 5 детей-инвалидов по основным образовательным программам и 7 обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
- Какие нормативные документы должны стать настольной книгой учителя обучающего детей с ОВЗ ?
-Какие основные задачи определены Стандартом?
Формирование общей культуры обучающихся с ОВЗ, обеспечивающей разностороннее развитие их личности.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
Формирование основ учебной деятельности.
Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося.
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.
Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых Стандартов выступает одним из гарантов реализации идей ФГОС
Практическая часть. Педагоги заполняют анкету. Проведение самоанализа
При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной школе необходимо психолого-педагогическое сопровождение.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
К детям с ОВЗ относятся дети:
1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);
2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);
4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит невропатолог);
6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);
7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) .
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка
При обучении детей с ОВЗ в ОУ необходим индивидуальный образовательный план.
Структура индивидуального образовательного плана:
Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений.
Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; особенности междисциплинарного взаимодействия.
Формирование социальной компетентности : направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.
Компоненты психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
Дополнительные занятия с педагогом;
Занятия (групповые /индивидуальные ) с дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом);
Занятия (групповые /индивидуальные ) с логопедом;
Занятия (групповые /индивидуальные ) с психологом;
Занятия (групповые /индивидуальные ) с социальным педагогом;
Занятия ЛФК, занятия в специальной физкультурной группе, ритмикой;
Динамическая оценка состояния ребенка
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
требовать структурирования действий при выполнении заданий;
предоставлять дополнительное время для завершения задания;
чередовать занятий и физкультурные паузы;
осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;
стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Список литературы:
1. Жукова И. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —
2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
3. Иванов Е. С, Исаев Д. И. Чтотакое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб., 2000.
4. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996
5. НьюменСара. Игры и занятия с особым ребенком. М.,Теревинф, 2009.
6. Петрова В.Г., Белякова ИЛ. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.
7. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ. М., 1997.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект СФГОС Организация обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы Педсовет от 17.04.2017
Что такое инклюзивное образование Инклюзивное образование (включенное образование) – процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Нормативно-правовая база Приказ от 19.12. 2014 г. № 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 г. N 1599 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 мая 2015 г. N 497 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016 - 2020 ГОДЫ Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ № 07.28.11.0005 от 10.04.2014
Специфика Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха (глухие и слабослышащие) зрения (слепые и слабовидящие) Речи (ТНР, различные ОНР и ФФН) опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития (конституциональный, самотогенный, психогенный, церебрально-органический генез) умственной отсталостью выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА) множественными нарушениями развития
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования
Смысл разработки СФГОС Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания.
Функции СФГОС обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ; эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое.
компоненты ИХ СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Реорганизация предметных областей. (практико-ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии)
Области ОБРАЗОВАНИЯ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: Язык – речевая практика Математика – практика применения математических знаний Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми Обществознание – практика жизни в социуме Знание об искусствах – практика творчества
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая на личные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.
Требования к содержанию основных образовательных программ Компоненты жизненной компетенции и академических знаний отражены в: учебных программах программах внеклассной деятельности программе коррекционной работы
Четыре варианта специального стандарта образования детей с ОВЗ Каждый вариант должен характеризоваться по основным параметрам: результатам структуре условиям конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
Требования к образовательным результатам Результаты освоения основной образовательной программы предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; насколько активно, свободно и творчески он их применяет
Варианты СФГОСА Вариант стандартаУровень образования (цензовое/ нецензовое)Продолжительность обученияУсловияСоотношение компонентов 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ 4 варианта СФГОС
СФГОС: вариант I Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.
СФГОС: вариант II Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
Соотношение академического компонента и компонента жизненной компетенции в вариантах стандартах I вариант II вариант III вариант IV вариант
Варианты СФГОС, предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ: Глухие дети – I, II, III, IV Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений) Слепые дети – I, II, III, IV Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений) Дети с речевыми нарушениями – I, II, III Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV Дети с ЗПР - I, II, III Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование исключается) Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV
Ресурсное обеспечение Правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта специального федерального стандарта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Кадровое обеспечение — характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.
ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К РАБОТНИКУ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ мотивация компетенции готовность к росту инициатива ответственность тщательность и аккуратность в работе с документами продуктивность (умение вести сразу несколько проектов) мобильность опыт решения проблем в группе опыт организации группы для решения проблем умение прогнозировать результаты работы способность к рациональным , аргументированным, рефлексивным решениям
В качестве основных ступеней реализации подготовительного периода проектной модели внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия:
1. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ . 2. Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения Программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.
4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой и соответствующих внутренних локальных актов учреждения.
Публикации, раскрывающие содержание СФГОС детей с ОВЗ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №6. Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования: кому он нужен? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей нарушениями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология. — 2010. — №1. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2.
Решение педсовета Изучить нормативно-правовую базу по инклюзивному образованию Разработать адаптивную образовательную программу начального общего образования Реализовывать в образовательные программы в соответствии с рекомендациями ПМПК; Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении обучащихся с ОВЗ (различные программы обучения); Формировать инклюзивную культуру детей, родителей, педагогов.
В разработке представлен сценарий педсовета по теме "Инклюзивное образование в современной школе" с презентацией.
1. Задайте родителям вопросы об особенностях развития и поведения ребенка, которые вы считаете важными в обучении. Беседу проведите до начала работы с ребенком с ОВЗ.
2. Учитывайте, на какой стадии отношения к особенностям ребенка находятся его родители: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Учитывайте, в какой степени они осознают наличие ОВЗ у ребенка, насколько способны к конструктивным действиям.
3. Организуйте учебную среду правильно: размещайте материалы и предметы обихода систематизированно, наглядно. Продумайте место для школьных принадлежностей ученика с ОВЗ таким образом, чтобы учебные действия были безопасны и не требовали высокой физиологической цены. Отведите место для уединения школьника в случае надобности.
4. Используйте дидактические материалы и задания разного уровня сложности и длительности выполнения, которые стимулируют разные сенсорные системы, мелкую и крупную моторику, психические способности. Обеспечьте каждому ученику возможность заниматься осмысленной деятельностью и приобретать опыт успеха на уроке.
5. Опирайтесь в обучении на единство ощущений, чувств, памяти, мышления, действий. Прежде чем давать задания воспроизвести, сравнить, проанализировать, решить, предоставьте ученику возможность и время для манипуляций с наглядным материалом. Важно, чтобы школьник изучил его тем способом, который ему доступен, и сформировал эмоциональное отношение к изучаемому.
6. Сопровождайте свои действия и действия ученика с ОВЗ недвусмысленными речевыми комментариями.
7. Работайте в профессиональной позиции: помните, вы осознанно и самостоятельно стали учителем.
8. Ведите краткие ежедневные записи о результатах обучения. Желательно, чтобы это делали и родители ученика.
9. Сохраняйте все документы, которые связаны с вашей работой с учеником с ОВЗ.
«Инклюзивное образование в современной школе:
Наш педсовет я начну с мудрой китайской притчи.
А о чем она вы скажете после её прослушивания.
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
- Как вы думаете, о чем эта притча? Определите в группе основную тему и идею притчи.
(Каждая группа выражает свое мнение по содержанию притчи)
Да, вы правы, это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.
- Как эту притчу можно связать с нашей темой?
Практическая часть
Давайте попробуем почувствовать себя в роли таких кувшинов с трещинками. (Раздаем очки, беруши). В одной группе будет слепой ребенок(надевает очки), в другой – глухой (надевает беруши), в третьей - один участник будет выполнять задание левой рукой. Всех остальных участников педсовета мы объединим в 4 группу – теоретическую, вы должны будете затот же временной период дать формулировку понятиям.
Задание: Перед собой вы видите цветную бумагу, из неевы должны будете изготовить человечка.Основной вид деятельности должен приходиться на ребенка с ОВЗ. Остальные помощники.
- А вы подумайте, какие чувства у вас будут возникать при работе.
Практическая работа.
Ведущий:Итак, получились человечки.
- Почувствовали ли вы, что ваши возможности ограничены?
Какие трудности вы испытывали?
Что или кто помог вам выполнить эту работу?
У нас работала теоретическая группа, которая даст формулировку понятиям инклюзивное образование, дети с ОВЗ.
Скажите, пожалуйста, как вы считаете:
- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
-Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
-Подумайте, какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования? (Например, совершенствование материально – технической базы, создание индивидуальных программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д.)
Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня на педсовете.
Слайд 2
Цель: Изучение теоретических аспектов инклюзивного образования, соотнесение условий его осуществления с возможностями нашей школы.
2. Соотнести условия организации инклюзивного образования с возможностями нашей школы.
3. Наметить мероприятия, способствующие осуществлению инклюзивного образования в нашем ОУ.
Слайды 4-8 Законодательные ресурсы
Обратимся к законадательным ресурсам: Чтение по слайдам 4 -8.
ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ
Это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
Признает, что все дети могут учиться.
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 1
О том кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом, как организовать обучение детей с ОВЗ вам расскажет зам.директора по УВР Н.А.Заборчук.
Обратимся к его результатам.
1 вопрос. Как вы относитесь к идее инклюзивного образования?
А) Положительно – 15
Б) Отрицательно – 15
2. Насколько выполнима эта идея в условиях современного Российского образования?
А) Выполнима – 11
Б) Не выполнима – 17
В) Другое – 3 (частично – 2, приходится выполнять – 1)
3. Какие сложности могут возникнуть у педагогов при включении в обычный класс детей с ОВЗ?
Невозможность уделять много времени детям с ОВЗ при большой наполняемости классов.
Для детей с ОВЗ необходимо уделять больше времени, при большой нагрузке педагога, такой возможности нет.
Обычные дети начнуть отставать, т.к. педагог будет уделять больше времени детям с ОВЗ, снизится темп урока, его продуктивность.
Уделяя внимание детям с ОВЗ, педагог упускает обычных детей.
4. Имеете ли Вы лично возражения против работы с детьми с ОВЗ?
Б) Да (Почему?) – 4 (для детей с ОВЗ д/б спец.учреждения, нет опыта работы)
5. Считаете ли вы, что совместное обучение полезно (вредно) для нормально развивающихся детей? Для детей с ОВЗ?
Для детей с ОВЗ полезно – 28; вредно – 3 (негативно может повлиять на психику);
Для нормально развивающихся детей вредно – 25 (тормозят процесс обучения, с девиантным поведением нарушают дисциплину в классе);
Полезно – 6 (воспитывают толерантность).
6. Какие условия необходимо создать для успешного совместного образования детей с разными возможностями здоровья?
Уменьшить наполняемость классов до 15 человек, где учатся дети с ОВЗ.
Создать надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в специально оснащенных кабинетах.
Проводить индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ.
Проводить информационно-просветительскую, разъяснительную работупо вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися, их родителями, учителями.
7. Какие условия нужно создать для педагога для успешного выполнения своих функций?
Уменьшить количество учащихся в классе.
Необходима специальная подготовка педагогов по данной проблеме.
Достойная оплата педагогу за индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ.
Включить в штат школы специалистов – психолога, логопеда, педагога-дефектолога.
Как видите, обнаруживается наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов к работе в инклюзивной среде. Есть над, чем работать.
Слайд 20 Заставка
ВЫСТУПЛЕНИЕ 2
Социальный педагог М.Т.Чикишева расскажет, сколько детей - инвалидов и детей с ОВЗ обучается в нашей школе и какая работа проводится с ними.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 3
О.В.Вяткина работает в классе, где есть ученица с ОВЗ. Она представит свой опыт работы.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 4
Опыт работы с детьми с ОВЗ представит Г.В.Михайлова.
Ичтобы подвести итоги нашего педсовета, мы предлагаем вам поработать в группах и выразить свои эмоции.
Первая группа - работает с песком,
Вторая группа - работает с красками,
Третья группа- с пластилином.
Используйте человечков, которых вы сделали в начале педсовета. Не случайно мы взяли все эти техники, они дают хороший результат и применяются при работе с детьми с ОВЗ.
Решение педсовета:
Обеспечить обучение учителей по проблемам инклюзивного образования.
В целях обеспечения реализации права на образование учащихся с ОВЗ составить Адаптированную основную образовательную программу основного общего образования для обучения лиц с ОВЗ.
Организовать сетевое взаимодействие со специалистами ППМС центра.
Просмотр видеоролика.
Цель педсовета:
Изучение теоретических аспектов инклюзивного образования, соотнесение условий его осуществления с возможностями нашей школы.
2. Соотнести условия организации инклюзивного образования с возможностями нашей школы.
3. Наметить мероприятия, способствующие осуществлению инклюзивного образования в нашей школе.
Законодательные ресурсы
Всеобщая декларация прав человека
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.
ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ
- Это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.
- Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
- Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Инклюзивное образование
Основополагающий принцип инклюзивного образования:
Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Признание ценности каждого ученика
Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие
с любым учеником.
Возможность адаптации
образовательной программы.
1 вопрос. Как вы относитесь к идее инклюзивного образования?
Вопрос 2. Насколько выполнима эта идея в условиях современного Российского образования?
Вопрос 3. Какие сложности могут возникнуть у педагогов при включении в обычный класс детей с ОВЗ?
- Невозможность уделять много времени детям с ОВЗ при большой наполняемости классов.
- Детям с ОВЗ необходимо уделять больше времени. При большой нагрузке педагога, такой возможности нет.
- Обычные дети начнут отставать, т.к. педагог будет уделять больше времени детям с ОВЗ, снизится темп урока, его продуктивность.
- Уделяя внимание детям с ОВЗ, педагог упускает обычных детей.
Вопрос 4. Имеете ли Вы лично возражения против работы с детьми с ОВЗ?
Вопрос 5. Считаете ли вы, что совместное обучение полезно (вредно) для нормально развивающихся детей? Для детей с ОВЗ?
Вопрос 6. Какие условия необходимо создать для успешного совместного образования детей с разными возможностями здоровья?
- Уменьшить наполняемость классов до 15 человек, где учатся дети с ОВЗ.
- Создать надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в специально оснащенных кабинетах.
- Проводить индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ.
- Проводить информационно-просветительскую, разъяснительную работу по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися, их родителями, учителями.
Вопрос 7. Какие условия нужно создать для педагога для успешного выполнения своих функций?
Решение педсовета :
- Обеспечить обучение учителей по проблемам инклюзивного образования.
- В целях обеспечения реализации права на образование учащихся с ОВЗ составить Адаптированную основную образовательную программу основного общего образования для обучения лиц с ОВЗ.
- Организовать сетевое взаимодействие со специалистами ППМС центра.
Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. У. Джеймс
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов для обеспечения эффективности образовательного процесса в условиях реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной готовности педагогов по проблеме реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО.
2. Проанализировать условия и возможности реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в школе и определение перспектив реализации инклюзивного образования
3. Определить и внести необходимые коррективы в план мероприятий по организации и реализации успешного перехода школы на ФГОС ОВЗ и УО с учётом положительных и отрицательных тенденций, выявленных в ходе анализа.
Повестка педсовета:
1. Инклюзивное образование: от понятия к образовательной практике. Лехтина Л.П., директор школы
2. Анализ мониторинга «Самоанализ деятельности образовательной организации по созданию условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Злобина Н.С., заместитель директора по УВР
3. Деятельность ПМПк в школе. Фефелова И.Н, учитель начальных классов, председатель ПМПК
4. Условия и возможности реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися с ОВЗ. - представление итогов работы групп.
5. Специальные условия, необходимые при проведении итоговой аттестации для детей с ОВЗ – результаты работы группы
6. Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ. Жидких О.И., учитель начальных классов
7. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ. Маркова А.П., заместитель директора по ВР
8. Специальные требования к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. - выступления групп.
9. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ и УО. (из опыта работы – Морозова М.В., педагог-психолог
Решение
1. Создать рабочую группу по реализации ФГОС для детей с ОВЗ и УО в образовательной практике школы.
В группу включить – Нестерову Н.В., Богдашкину Г.П., Злобину Н.С., Сахарову Т.Ю., Борик Е.Я., Кудря О.В.
Рабочей группе:
- Принимать участие в разработке АООП, локальных актов и другой необходимой для введения ФГОС документации. Срок исполнения - постоянно
- Подготовить предложения по плану переподготовки, повышения квалификации педагогического персонала по введению ФГОС для детей с ОВЗ и УО. Срок исполнения – до 25.12.2018
- Изучить положение о ресурсном классе. Срок исполнения – до 25.12.2018
- Разработать Дорожную карту по введению инклюзивного образования. Срок исполнения – до 25.12.2018
Методическим объединениям:
- Проанализировать состояние учебно-методического, материально-технического обеспечения образовательного процесса. Срок исполнения – до 10.01.2019
- Проанализировать уровень подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ и УО. Срок исполнения – до 25.12.2019
- Систематически изучать нормативно-правовую базу по реализации инклюзивного образования. Срок исполнения - постоянно
- Детально проанализировать результаты государственной итоговой аттестации 2018 года. Срок исполнения – 25.12.2018
Педагогу-психологу:
Читайте также: