Педагогика сотрудничества в школьном классе

Обновлено: 07.07.2024

Педагогика сотрудничества возникла во второй половине XX столетия и заняла прочное место в современном образовании. Её успех обусловлен тем, что она включает в себя систему методов воспитания и обучения, которые базируются на принципах гуманизма и творчества.

В современных школах активно используют педагогику сотрудничества, как один из перспективных подходов к обучению и воспитанию детей. Однако педагогика сотрудничества появилась не вчера. Её основы заложены советскими педагогами в восьмидесятых годах прошлого века. Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Название для нового течения было придумано группой новаторов, которые сформулировали постулаты и дали название "педагогика сотрудничества". Базовые тезисы педагогики сотрудничества были сформулированы в 1986 году на встрече сторонников нового направления, к числу которых относились Шалва Александрович Амогашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и т.д. Именно они сформулировали "Тезисы педагогики сотрудничества", которые были напечатаны в "Учительской газете".

Так что же такое педагогика сотрудничества? Существует несколько близких друг к другу трактовок данного направления в педагогике. В статье приведем следующее:

Педагогика сотрудничества представляет собой совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес студентов к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчества.

Ключевые тезисы, которые сформулировали педагоги:

  • учение без принуждения,
  • опережение,
  • свобода выбора,
  • совместная деятельность учителей и учеников,
  • обучение в зоне ближайшего развития,
  • развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

Более подробный перечень базовых тезисов представлен на рисунке ниже.

основы педагогики сотрудничества

Исходя из перечисленных тезисов, педагогика сотрудничества направлена на установление равноправных отношений между учеником и учителем. При этом на развитии творческого потенциала делается особый упор.

В основу педагогики сотрудничества поставлены следующие компоненты, которые и делают её актуальной и прогрессивной в современных условиях развития российского образования.

Классификация педагогики сотрудничества

Классификационные особенности педагогики сотрудничества

Целью педагогики сотрудничества является снятие чувства страха у учащегося на уроке, вселить уверенность в свои силы.

Каждый учитель следующий нормам педагогики сотрудничества должен помнить, что учитель не должен жаловаться родителям на детей в дневниках, разжигать соревнование между родителями, вывешивать ведомости успеваемости по месту работы родителей. Учите должен показать родителям, что их дети хорошо учатся. Ф.Я. Шапиро говорила что. Хватит нам бегать по лестницам и стучаться в двери: "Ваша Маня не учит уроков!" Если же ученик требует внимания и помощи, то надо оказывать ее до конца, до тех пор, пока он прочно не станет на ноги. Лучше потратить на одного ребенка хоть год. [1]"

Методы педагогики сотрудничества

Основой педагогики сотрудничества является гуманизм и взаимоуважение сторон образовательного процесса. Схема учебного сотрудничества заключена в том, что дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организуют их сотрудничество.

Для того чтобы педагогика сотрудничества была результативной используют ряд приемов, направленных на повышение взаимопонимания между учителем и учеником Начать следует с этики вербального обращения к ученику. Данный прием направлен на возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия в процессе обучения. В диалоге важную роль играют такие фразы как: " Давай подумаем вместе…", "Может быть, сделаем так?" В этих словах заложено участие педагога, а в словах "мне интересно…", " Я хочу знать…" проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.

Важным приемом также является стимулирующее общение, вызывающее радость ученика. Этот прием призван воспитывать любовь и доверие человека к человеку. В процессе общения с детьми тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

Прием под названием дорисовывание призван настраивать учащихся на самосовершенствование. Независимо от того, как учение ведет себя на конкретном уроке, учитель " накладывает" на него "краски", веря в то, что учение настроен на совершенствование.

В учебном процессе важно использовать прием приобщения детей к плану урока, а именно ученики сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.

Очень важно доверие ученику. Оно является важным элементов учебной мотивации. Обращаясь к ученику словами: " Только ты это сможешь сделать", "Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!" учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения [2].

В процессе работы в рамках педагогики сотрудничества приемлемы следующие формы и методы организации учебно – воспитательной работы:

  1. Метод " Учимся вместе"
  2. Метод "Пила"
  3. Метод " Вертушка"
  4. Метод диалога при организации групповых дискуссий
  5. Метод "Мудрая сова"

Основа любых методов в рамках педагогики сотрудничества – это сотрудничество учителя и ученика. При этом исключается состязательность в успехах. Учитель не оказывает давление на учащихся. Каждый учится в меру своих возможностей.

Особую актуальность в современном образовании приобрели следующие приемы:

  1. Приём "Лови ошибку!"
  2. Приём "Пресс-конференция".

Первый прием основан на том, что учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений – неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.

Что касается приема "Пресс-конференция", то учащиеся, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.

Учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся, его роль больше не сводится к передаче информации и контролировании ее усвоения [3].

Ученики получают возможность:

  • думать свободно;
  • говорить непринуждённо, эмоционально;
  • много и внимательно читать;
  • много думать и анализировать;
  • осознавать, как важны для жизни и профессиональной деятельности знания физики;
  • самому рассуждать много, свободно, эмоционально, разнопланово, зная, что тебя поймут.

Учитель в рамках педагогики сотрудничества должен оказать посильную помощь учащимся в самореализации и поиске знаний из самых различных источников, уметь делать выводы, аргументировать их, видеть проблемы, генерировать идеи, искать способы рационального решения вопросов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогика сотрудничества как основа становления классного коллектива

В современном обществе происходит множество изменений во всех сферах нашей жизни. Происходят такие изменения и в системе общего образования. Появляются новые подходы к обучению и воспитанию, актуализируются основные направления развития. Одной из актуальных образовательных технологий в настоящее время является педагогика сотрудничества.

Интерес к этой теме обусловлен тем что, являясь одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов XX века, она вызвала к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Стоит отметить, что обучение в сотрудничестве имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения: развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются хорошие результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами [3, С 69].

Известно, что важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты воздействия определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.

В условиях современной школы главная цель обучения в сотрудничестве – это пробуждение внутренних сил и способностей учеников, использование всех имеющихся возможностей детей в целях всестороннего развития их личности [2, с 24-25].

В плане воспитания технология сотрудничества актуализирует личность ребенка, формируя в ней общечеловеческие ценности, развивая творческие способности, так строится на современных образовательных тенденциях:

 обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

 идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

 происходит вариативность и дифференциация обучения;

 используется положительная стимуляция ученья [4]

В задачу данной публикации входит раскрытие основной идеи обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе [3, С 27]! Для меня, как для молодого педагога, эта идея является основополагающей, так как стаж работы у меня невелик и классным руководителем я являюсь впервые. Чем старше становится наш коллектив, тем больше у меня появляется опыта работы с детьми различных возрастных групп. Это очень помогает мне и в основной моей деятельности учителя иностранных языков. Работая вместе мы с ребятами учимся находить общие пути решения различных ситуаций, учимся слушать и слышать друг друга, так как каждый учащийся нашего класса – это личность. Личности разные, иногда своеобразные, со своими интересами и внутренним миром, со своим принятием или неприятием всех моих начинаний, со своей позицией и взглядами на все, что происходит вокруг.

Как уже было сказано, работа с детьми носит комплексный характер, она строится на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога и администрации школы. В планировании совместной деятельности мы ориентируемся на следующие принципы:

Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

Принцип целостности воспитывающей среды, взаимодействия природных, социальных и культурных процессов, традиций в семье, школе, городе, стране.

Принцип сотрудничества детей и взрослых , основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей.

Принцип управляемости и целенаправленности.

Ниже, нами будет рассмотрены основные формы работы с детьми и родителями.

Если у того или иного учащегося нашего класса возникают проблемы или недопонимание в коллективе, проводим перекрестные беседы с родителями и учениками. В этом случае получается ответить на большинство возникших вопросов.

Помимо вышеупомянутых форм работы с родителями привлекаем их к совместным походам, организациям экскурсий, производим с ними посещение на дому отдельных учащихся.

Виды и формы работы с детьми по формированию и гармоничному развитию коллектива в соответствии с учебными и воспитательными целями школы представлены различными мероприятиями: коллективными творческими делами, экскурсиями, поездками, походами, классными часами, конкурсными программами, профилактической работой с неуспевающими учениками и учениками, имеющими социальные трудности адаптации в обществе.

Свою воспитательную работу мы проводим совместно с детскими и юношескими организациями, спортклубами. Внеурочная занятость учеников нашего класса составляет 90%. Важно заметить, что круг интересов ребят разнообразен: они занимаются в спортивных секциях, вокальных кружках, посещают музыкальную и художественную школы.

Проводить коррекционную работу с учащимися нам помогают на школьном уровне социальный педагог и завучи, на городском уровне положительное влияние оказывает городская служба психологической помощи.

Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива, безусловно, является организация самоуправления в классе и воспитание актива.

Самоуправление – действие детей, осуществляемое самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения одноклассников.

Цель самоуправления: содействовать развитию ребёнка; организовать эффективное функционирование учебной группы; формировать у учащихся готовность и способность выполнять систему социальных ролей [1, с 43].

Реализуя цели и задачи воспитания, мы организуем работу самоуправления по следующим направлениям: учебно-познавательная, трудовая, общественная, спортивно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность. На первоначальном этапе становления нашего коллектива роли распределялись на основе информации об особенностях детей, их интересах, полученной от классного руководителя начальной школы. Сейчас актив сформирован и относительно стабилен, но, учитывая пожелания учеников, мы можем вносить изменения в состав групп.

Итак, резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что педагогика сотрудничества – это не только плодотворное общение педагогов друг с другом, сотрудничество учителей со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которым пронизаны уроки и внеклассная деятельность. Следовательно, мы приходим к выводу, что очень важно, чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения с учителями, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью.

Список использованных источников и литературы

1. Вавуло, В.В., Крючкова, О.В., Хаткевич, О.А. Самоуправление в школе. – Минск, 2002. - 240 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Теория совместной работы

В общешкольном коллективе совместная работа проводится между учителями, администрацией, ученическими и учительскими группами. Принцип единой деятельности касается всех видов отношений учеников, педагогов и управляющих с людьми общественной среды.

В 21 веке система обучения учитывает возможности и нужды человека. Выстраивается личностно-нацеленный нрав образования.

Ученики младших возрастов также имеют страсть к деловитости, которую делают, понимает значимость полученных знаний. Он может ставить простые гипотезы и разыскивать доказательства, минимально анализирует собственную активность, оценивает личные удачи, выделяет ошибки и невезения. Для этого процесса ученик должен быть субъектом, где его учат учиться и взвешивать обязанность.

Педагогика сотрудничества – это система методов и способов изучения и исследования личности на гуманизме и творческих моментах.

Основными месторасположениями выступают:

  • Ведение обучения как творческого взаимодействия учителя и учащихся;
  • Воспитание и отсутствие принуждений;
  • Идеи выстраивания тяжелой цели и внушение уверенности;
  • Самоанализ;
  • Творческое самоуправление учеников;
  • Личный метод обучения;
  • Общая служба с родителями.

Педагогика единой работы взаимосвязана с ролью учителя. Она заключается не в обучении, а скорее в помощи по учебе. Учитель создает развивающую среду, провоцируя детей к обработке знаний. Педагогика общей работы основывается на знании собственных особенностей слушателей, их интересов и взаимоотношений

Учитель – это помощник, спасающий в любых трудных ситуациях. Он поддерживает и направляет на истину. Ребенок также может обратиться за помощью и к одноклассникам. Педагог одинаково уделяет время каждому ученику и восторгается всеми их триумфами. Доброе слово учителя – это отличный способ установить доброжелательные психологические отношения на уроке и тем самым создать развивающую среду.

Понимая особенности ребенка, педагог помогает им ощущать себя твердыми, нужными и индивидуальными. Регулярные диалоги помогают малышу высказывать свое мнение, создавать собственное мировоззрение и отстаивать его.

Когда в педагогике сотрудничества используются такие приемы, ученик чувствует себя личностью. Он чувствует интерес и желание помочь от учителя.

Идеи педагогов-новаторов

Шаталов спроектировал подход, охватывающий сразу всех слушателей. Он основывается на атмосфере увлеченности и творческой активности.

В процессе работы педагоги-новаторы совладали скрытность школьного классного и несвязанность изучения с жизнью. Учитель Е.И.Ильин предложил перевести уроки литературы в уроки человековедения.

Педагогика сотрудничества и ее основные идеи от Ш.А.Амонашвили

Педагог сосредоточил внимание на начальной школе. Он доказал, что 6-летний ребенок относится к сенситивному возрасту. То есть в это время малыш чувствительней, послушнее, благоприятнее, быстрее развивается интеллект и нравственность, формируется культура чувств. Амонашвили определил личность учителя, его высоконравственные качества, духовный облик. Преподаватели начальных классов должны иметь добрую душу, любить детей и понимать их.

Вся педагогическая и дидактическая система ученого основана на гуманном отношении к ребенку. Базируется теория на чувстве уважения к ученикам и обоюдной любви учителя и детей.

Отметка, в какой-то степени, выступает признаком высоконравственной оценки носителя, то есть того, кто ее получил. Дети думают, что если ты отличник, то ты хороший человек. Если у тебя плохие баллы, то ты нехороший и дружить не нужно. В начальных классах такой системы не должно быть и Амонашвили считает это серьезным недочетом.

Гост

ГОСТ

Идеи И. П. Иванова как основа развития педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества – это одно из направлений педагогической науки, разрабатывающее методы и приемы педагогической деятельности, ориентированные на личностное развитие и раскрытие творческого потенциала человека.

Рисунок 1. Педагогика сотрудничества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данное направление развилось в отечественной педагогике после Второй мировой войны т.е. во второй половине в XX в. Основоположником этого направления стал И.П. Иванов, являвшийся доктором педагогических наук РАО и создавший методику коллективной творческой деятельности, которая легла в основу педагогики сотрудничества.

Основной идеей его методики была нацеленность воспитания на развитие творческого потенциала личности. Он рассматривал воспитание в качестве процесса, который является целостным, творческим и деятельным.

Процесс воспитания рассматривался Ивановым, как:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Организацию коллективного творчества;
  2. Дополнение к образовательной деятельности;
  3. Основу развития творческого начала в каждой личности.

Методика коллективной творческой деятельности или организация воспитательного процесса строилась, по мнению Иванова, на базе реализации нескольких основных этапов:

Ключевые идеи педагогики сотрудничества

К основным идеям и направлениям развития педагогического процесса, по мнению представителей педагогики сотрудничества, относятся следующие:

  1. Идея постановки сложной цели. Перед учащимися необходимо ставить наиболее трудные задачи, чтобы развить у них уважение к себе и своим способностям. Педагоги акцентируют внимание на том, что цель обучения очень сложная и ее нереально достигнуть;
  2. Идея фундамента. Использование в обучении методов и приемов, которые упрощают восприятие и усвоение учебной программы;
  3. Идея свободы. Учащимся дается право выбора содержания и методов исследования учебной программы. Именно свобода способствует развитию творческого начала;
  4. Идея взаимодействия. Процесс обучения должен строится на диалоге т.е. построении системы взаимодействия между учащимися и педагогом. Необходимо искать решения поставленных задач совместно, давать учащимся право на выражения своих мыслей, мнения, взглядов;
  5. Идея опережения. Необходимо давать учащимся задания, которые требуют от них новых подходов к их решению, заставляют освоить новые методики познания, применить знания, которые не были изучены на учебных занятиях. Это развивает креативное мышление и углубляет познания, а также развивает познавательную заинтересованность;
  6. Идея блочного изучения. Программы образования необходимо делить крупные блоки, чтобы снизить нагрузку на учащихся и усвоить больший объем материала;
  7. Идея оптимальной формы учебного занятия. Занятия, их формы организации и методы, правила поведения на них должны соответствовать учебной дисциплине и теме;
  8. Идея самоанализа. Она предполагает развитие у учащихся способности к анализу своих действий, умению критически оценить свою деятельность и свои успехи.

Рисунок 2. Основные идеи педагогики сотрудничества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Идеи педагога-новатора С. Н. Лысенковой

  1. Творчество педагога способствует развитию творчества учащихся. Это означает, что необходимо развивать мастерство педагога, осваивать ими новые подходы в обучении и воспитании, активно использовать оригинальные решения, чтобы подавать учащимся пример;
  2. Барометром эффективности прохождения учебного занятия являются дети. Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого учащегося, возможности усвоения ими материала при выборе методов обучения;
  3. Ориентация процесса обучения на опережение. Необходимо давать задания опережающего характера, пересмотрев предварительно организацию учебных занятий. Требуется создать условия для стимулирования познавательной активности, создать систему взаимодействия на занятии, создать оптимальную систему управления учебной деятельностью;
  4. Включение каждого учащегося в активную образовательную деятельность;
  5. Развитие у детей навыков произношения своих мыслей вслух, умения рассуждать при поиске решения задачи;
  6. Создание атмосферы доброжелательности и спокойствия на учебных занятиях.

Именно такое обучение, проходящее на основе сотрудничества, создает предпосылки для успешного достижения целей и задач обучения, способствует развитию учащихся, ориентирует на решение более сложных задач и углублению знаний.

Читайте также: