Педагогика оздоровления в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Третьякова Наталья Александровна

Организация: МАДОУ ЦРР №50

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тюмень

Развивающая педагогика оздоровления, автором которой является доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев, покорила нас глубиной и комплексностью подходов к укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста.

Приобщение к физической культуре рассматривается как процесс проблематизации, инверсии, творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и этапов движения. Инновационность данного подхода легло в основу моей деятельности по развитию здоровья дошкольников.

Основной принцип педагогики оздоровления: здоровье и жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий не только медицинских работников, но и педагогов, психологов. Оздоровительно-коррекционные средства становятся средствами расширения и обогащения телесно-психических возможностей ребенка.

Начиная работу с детьми, мы опирались на медицинские показатели их здоровья. Большая часть детей группы, часто болели простудными заболеваниями, острыми инфекциями верхних дыхательных путей.

Проектирование образовательной деятельности было основано на принципах программы В.Т. Кудрявцева.

Первый принцип – развитие творческого воображения.

Для развития воображения мы применяем следующие формы двигательной активности детей, имеющие оздоровительную направленность:

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы – это формирование осмысленной моторики.

На занятиях этот принцип мы реализуем в упражнениях на выработку правильного, рационального речевого дыхания. Особую ценность имеют дыхательные упражнения: “рисование” дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – “паровозик”, медленные и размеренные –“океанский лайнер” и др.)

Принцип осмысленной моторики реализуется и в упражнениях на развитие мелких мышц лица и мимики, которые тоже участвуют в звукопроизношении. Для этого в моей работе используются различные сказки о звуках. Их цель: развивать воображение, выразительные движения лицевых мышц и всего тела. Выполняются они под музыкально-текстовое сопровождение.

Учеными доказано, что воображение детей находится на кончиках пальцев. В связи с этим в работу обязательно включается пальчиковая гимнастика, которая тоже позволяет реализовать принцип осмысленной моторики. Гимнастика включает упражнения:

  1. “Дирижирование”. Произвольные ритмические движения рук под музыкальное сопровождение или без него.
  2. “Рисование в воздухе кистями и пальцами рук”. Ценность этого упражнения в том, что поскольку ребенок не сталкивается с необходимостью отчетливо фиксировать заданный образ на бумаге со всеми вытекающими отсюда проблемами и трудностями, перед ним можно поставить более сложные “изобразительные” задачи, например: “рисовать” целые “картины”. Это задание способствует расширению творческих изобразительных возможностей.

Во время пальчиковой гимнастики реализуется и третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния.

С огромным удовольствием дети выполняют игровое упражнение “Лепим умелую и уверенную руку”. Ребенку предлагаю побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. “Материалом” является рука самого ребенка. Другая рука выполняет “ваятельские” функции. “Скульптор” разминает глину, добиваясь пластичности “материала”. Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый “характер”. Большой палец должен быть сильным, добрым (это – “папа”). Указательный палец – строгий, следящий за порядком, контролирующий (это –“мама”). Средний палец – главный помощник родителей – “старший брат”. Безымянный палец – скромная, но очень трудолюбивая “сестричка”. Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать трудности. После того, как “скульптор” поработал с пальчиками, он оценивает свое “творение” в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки).

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мыщц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, сопереживания, чувства психологической защищенности (благодаря актуализации “семейного контекста”) и вместе с тем – активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного самомассажа, психомоторной релаксации и т.д.

Четвертый принцип – формирование способности к содействию и сопереживанию.

Для его реализации использую следующий комплекс упражнений.

Взаимомассаж, когда дети по очереди массируют, похлопывают, пощипывают ладошки друг друга. Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресного обращения одного ребенка другому.

Упражнение на развитие здоровой осанки “Скульптор и глина” - один ребенок создает “скульптуру” из первоначально неоформленной “глины”, которую изображает другой ребенок, помогая ему формировать или корректировать осанку.

Применяя перевертыши в физическом воспитании дошкольников, нужно учитывать следующее обстоятельство. Для того чтобы осмыслить, тем более самостоятельно создать двигательный перевертыш, ребенок уже должен в какой – то мере усвоить образец.

В противном случае перевертывание утрачивает свой смысл,- если двигательный эталон никак не предоставлен ребенку, то нечего и переворачивать.

- Повышение уровня физического развития детей. Проведя диагностику по физической подготовленности детей в начале 2015 - 2016 учебного года, были получены следующие результаты: высокий уровень отмечен у 9% детей, средний - 50,5%, низкий – 40,5%. На конец учебного года эти показатели изменились: высокого уровня достигли 50,5% детей, средний уровень отмечен у 40,5% детей, низкий уровень остался у 9%, что указывает на положительную динамику физического развития у детей.

- Развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия). Проведя диагностику по освоению основной образовательной программы ДОУ детьми на начало 2015 - 2016 учебного года были получены следующие результаты: высокий уровень – 8,6%, средний – 52,5%, низкий – 38,9%. Здесь так же можно проследить положительную динамику развития: к концу учебного года высокий уровень стал составлять 42,8%, средний – 51,5%, а низкий – 5,7%.

- Снижение уровня заболеваемости воспитанников (снижение на 10 % за год и соответственно повышение процента посещаемости).

- Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и заболеваниями верхних дыхательных путей (за год она снизилась на 12%).

- Повышение общего психофизиологического тонуса детей,

- Формирование благоприятного эмоционального фона общения в группе.

В дальнейшей работе предполагается решение таких задач.

1.Развитие символической функции движения, освоение языка движений.

2. Развитие способности к двигательной импровизации

3. Воспитание двигательной находчивости.

4. Развитие умения координировать действия при совместном решении творческих двигательных задач.

    1. Развитие способности к двигательной режиссуре (к самостоятельной разработке и воплощению проекта сложной композиции движений в заданных условиях)
    2. Развитие обобщенных представлений о мире движений и познавательных функциях движения.
    3. Формирование предпосылок двигательной рефлексии.
    4. Воспитание осмысленного ценностного отношения к движению как к способу существованию живого.

    В перспективе решения поставленных задач предполагается добиться следующих результатов:

        1. Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивных способностей детского организма, повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).
        2. Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
        3. Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия взрослых и детей.

        Приоритеты оздоровительной работы формируются применительно ко всем возрастным группам, так как для каждой из них сохраняют свое непреходящее значение.

        Анализ научной литературы и практики дошкольного образования по данной теме свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме оздоровления детей. Широкий круг вопросов, значимых для научного обоснования теории и практики оздоровления воспитанников в дошкольной образовательной среде, а также современное состояние исследований в науке по данной проблеме представлено в ряде работ.

        Проблеме рождения здорового ребенка , его воспитания и обучения посвящены работы Э.Н. Вайнер [1] , Ю.Ф.Змановского [2] и др. По мнению этих исследователей, проблема оздоровления и воспитания детей давно вышла за рамки медицинской и превратилась - в социальную .

        Целью нашей работы является освещение основных принципов педагогики оздоровления дошкольников, теоретические и практические аспекты которой, представлены в работе Б.Б. Егорова и В.Т.Кудрявцева.

        Глава 1. Актуальность модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ

        Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Следовательно, главная задача персонала дошкольных учреждений и родителей – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерб физическому и психическому состоянию.

        К основным условиям формирования здоровой личности В.М. Бехтерев относил:

        1. Наследственную природу человека.
        2. Благоприятные условия зачатия и развития человеческого организма.
        3. Благоприятные социально-экономические условия жизни.
        4. Жизнь по правилам гигиены.
        5. Рациональное воспитание.
        6. Участие в общественной деятельности.

        Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Вначале это отношение проявляется в форме страха, который появляется у ребенка в связи с неприятными манипуляциями, которые проделывают с ним взрослые. Всем известно, что маленькие дети весьма настороженно и даже негативно относятся к людям в белых халатах. По мере накопления опыта болезней и связанного с ним опыта получения лечебных процедур чувство страха сменяется чувством тревожного ожидания, а у старших дошкольников оно сменяется любопытством.

        При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу — становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

        Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни . Такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

        Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

        Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылки возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровье и здоровом образе жизни у здорового человека. Педагоги должны понимать, что воспитание у детей этой потребности — задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.

        Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы , которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками.

        Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей - от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы.

        В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.
        И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни.

        Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни .

        Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях.

        Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный интегрированный с другими образовательными областями курс.

        Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является создание взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

        Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главными считаются следующие:

        1. необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
        2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

        Рассмотрим их подробнее:

        Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого малыша огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.

        В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

        • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
        • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
        • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
        • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

        Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.

        Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Четырех-пятилетние дети к критериям здоровья относят не только физические, но также и психические и социальные признаки:

        • эмоциональные;
        • психической уравновешенности;
        • интеллектуальные.

        Как и взрослые, дети в определении здоровья отдают приоритеты признакам физического здоровья. Но представление дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья, несмотря на то что в этих дошкольных учреждениях реализуются оздоровительные программы.

        Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения.

        Физкультурные занятия в подавляющем своем большинстве не имеют оздоровительной направленности. Проводя лечебно-профилактическую работу, детьми попросту манипулируют. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети толком сказать не могут или повторяют все как один (часто хором) заученные фразы. Да и сама лечебно-профилактическая деятельность, нередко из-за отсутствия должного медицинского обоснования, носит спонтанный характер.

        К другим основаниям модернизации содержания физкультурно-оздоровительной деятельности являются новейшие исследования в области педиатрии, спортивной медицины, валеологии, психологии здоровья. В свете этих исследований многие технологии физического воспитания и лечебно-профилактической работы должны быть пересмотрены.

        Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

        К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:

        • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
        • организацию питания;
        • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
        • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
        • физическое воспитание детей.

        Система общеоздоровительных мероприятий включает:

        • обучение детей уходу за своим телом,
        • закаливание,
        • витаминизацию блюд,
        • фитопрофилактику,
        • натуропатию,
        • освоение упражнений психосаморегуляции состояния,
        • оптимизацию двигательной деятельности детей.

        Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

        Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

        При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

        Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения. Отличный уход за детьми — это, по существу, главный компонент оздоровительной деятельности.

        Цель педагогики оздоровления : сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать сознательное и ответственное отношение как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих, к здоровью как к общественной ценности. Слайд 3

        Основные черты программы:

        1. Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детскогоразвития.

        2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно духовного организма.

        3. Оздоровление- это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизических возможностей детей. Иными словами охрана здоровья утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.

        4. Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

        5. Ключевой принцеп оздоровительно- развивающей работы с детьми индивидуально дифференцированный подход.

        Развивающая педагогика оздоровления включает в себя следующие направления оздоровительно развивающей работы6

        1. Приобщение детей к физической культуре

        2. Развивающие формы оздоровительной работы. Слайд 4

        Формы организации оздоровительной работы : (слайд 8)

        1. Создание системы двигательной активности в течение дня: - утренняя гимнастика (ежедневно); - физкультурные занятия (3 раза в неделю); - музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю); - прогулки с включением подвижных игр; - оздоровительный бег (ежедневно); - пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях) - зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях) - оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); - физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); - эмоциональные разрядки, релаксация; - ходьба по массажным коврикам, (босохождение); - спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц) 2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

        Развивающая педагогика оздоровления предполагает игровые варианты занятий и упражнений, направленных на приобщение дошкольников к физической культуре. Разучивание основных движений проводим в игровой форме под чтение стихов, например:

        «Словно Маугли из книжки,

        Вам девчонки и мальчишки.

        Покажу я свой прыжок.

        Используем игровые имитации в паре. Большой интерес вызывают упражнения на ориентировку в пространстве, музыкально-ритмические движения, упражнения на мышечное расслабление. Оправдывает себя использование фольклорных игр разных народов, игры- атракционы, считалки для подвижных игр (слайд 8)

        Движение является естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировкой всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Движение оказывает существенное влияние и на развитие интеллекта ребенка. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций.

        Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка- это основа формирования личности. Главная составляющая успеха- правильная мотивация, ощущения удовольствия, радостт от движения. Слайд 9

        1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. - М., 2004.-64с. 6 2. Воронина Г. А. «Экологическое образование – один из путей здоровьесбережения подрастающего поколения // Экологическое образование. - 2006 -№1., -с27-29; 3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья С-Пб. ,2005.-256с. ; 4. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под. ред. Л. В. Кочетковой. -М., 2005.-112с.

        Обеспечение здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ - основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,.

        Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников для формирования единого образовательного пространства ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников как способ формирования единого образовательного и воспитательного.

        Формы работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по взаимодействию с семьей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных.

        Имидж дошкольного образовательного учреждения Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая.

        Применение мультимедийных презентаций в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения В условиях динамично меняющегося мира, постоянного формирования и усложнения технологий, информатизация сферы образования получает фундаментальное.

        Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения. Ролевая, или так называемая творческая, игра детей.

        Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Концепция модернизации российского.

        Автор: Касаткина Ирина Владимировна
        Должность: старший воспитатель
        Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29"
        Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
        Наименование материала: Консультация для воспитателей
        Тема: "Развивающая педагогика оздоровления"
        Раздел: дошкольное образование

        Консультация для воспитателей

        «Физическое воспитание есть огромный,

        но таинственный космос, через постижение

        1. Человеческое дитя — здоровое. развитое. Это не только идеал и абстрактная

        ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого?

        Обращает на себя внимание следующее противоречие. Со одной стороны, роль

        движений в целостном психологическом развитии ребенка является очевидной и

        общепризнанной. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее

        целенаправленной организации занимают более чем периферию образовательного

        процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.

        Все это ведет к утрате ускоренных в движении потенциальных источников

        движений в жизни ребенка, хоть на фоне прогрессирующей гиподинамии и это не

        2. В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет

        Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями детей, как частая

        смена настроений, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети

        грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются.

        Одной из основных задач содержания деятельности ДОУ является о обеспечение

        сохранности физического и психологического здоровья детей раннего возраста. Эта

        задача включает в себя разные направления работы:

        1 . Лечебно—профилактическая работа, которая включает физиолечение, массаж,

        фито— и витоминотерапию, здоровый сон, закаливание, качественный уход за детьми

        и формирование у них привычек здорового образа жизни.

        Обеспечение

        психологической

        безопасности

        многовариативный режим жизнедеятельности, использование как макро - , так и

        микро — циклов интеллектуальных и физических нагрузок.

        3. Оздоровительная направленность образовательного процесса — это система

        (длительность занятий, физминутка для предупреждения переутомления).

        дошкольников был узко педагогический (научить, овладеть) и узко медицинский. В

        настоящее время в результате ряда исследований, проведенных в области различных

        результате была создана новая, современная педагогика — развивающая педагогика

        оздоровления.

        духовно-телесной организации как к зеркалу, точнее как к своеобразной голограмме

        • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
        • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

        Развивающая педагогика оздоровления

        Строится на следующих принципах:

        1. Развитие творческого воображения: развитое воображение становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы.

        2. Формирование осмысленной моторики.

        3. Создание целостного позитивного психосоматическоrо состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы.

        4. формирование у детей способно к содействию и сопереживанию. В исследовании В.Т Кудрявцева перечисляются следующие характеристики педагогики оздоровления:

        -представления о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития;
        -здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм;
        -оздоровление трактуется не только как совокупность лечебно- профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
        -работа по оздоровлению детей может осуществляться медицинскими методами в комплексе с физическими средствами;
        -эффективность применения медицин методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

        Автор утверждает, что именно совместная творческая деятельность педагога, и детей протекающая форме живого насыщенного эмоционального контакта, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

        Исходя, из этой позиции вытекает первый принцип оздоровительно- развивающей работы с детьми - развитие творческого воображения- главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении проведении оздоровительной работы с дошкольниками.

        Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, это формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

        Третий принц оздоровительной работы создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

        Четвертый принцип формирование у детей способности содействию и сопереживанию.

        Авторы отмечают что, важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья (ТЛ. Богина, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.В. Моисеева, Ю.Ф. Змановский, Н.Н. Куинджи, Л.Г. Татарникова. З.И. Тюмасева, Б.Н Чумаков).

        Т.А. Соловьева справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Ее не могут заменить программы по лечебной физической культуре, так как они адресованы детям с предпатологией и патологией. На занятиях с ослабленными детьми должны использоваться программы по профилактической физической культуре.

        Л.М. Тонконoг, Т.А. Бекетова отмечают что, вся суть воспитаeльно оздоровительной программы по большому счету должна сводиться к соблюдению следующих требований:
        -сгруппировать детей не только по возрастам и патологии, но и по индивидуально-личностным качествам;
        -для каждой группы детей подобрать из имеющегося технологического инструментария комплекс как общих, так и сугубо индивидуальных мероприятий;
        -назначить в каждую подгруппу куратора здоровья из представителей службы индивидуального медико- психолого- педагогического сопровождения развития детей, функционирующей в дошкольном учреждении;
        - вести мониторинг здоровья и физического развития каждого ребенка и на его основании систематически корректировать воспитаeльно- оздоровительную программу.

        Ряд авторов показывают важность закаливания ребенка в режиме дня детского сада (В.Г.Алямовская, ПВ.Верстаков, ЕДЗаблудовская ЮOЗмановский В. Кудрявцев, Е.М.Маршак. А.к.Пошибякина. Г.НСперанский, И.Р. Тарханова, юнчусова и О отмечают что, для др.). оздоровления детей рационально оборудовать фитобар, физиокабинет и кабинет водолечения для дошкольников имеющих различные отклонения в здоровье и физическом разв создаются условия для оздоровления с учетом профиля заболевания. Так для детей с заболеванием плоскостопия, нарушением осанки организовываются коррекционные кружки, л и оздоровительный массаж Таким образом применение комплексной системы воспитательно оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении дает возможность при благоприятной работе персонала совместно с родителями и опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранено здоровья детей будущего здоровья нации.

        Читайте также: