Пбу 24 краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций

Ссылка на сайт Минфина

2019 год (приложение к письму от 27 декабря 2019 г. № 07-04-09/102563)

2018 год (приложение к письму от 21 января 2019 г. № 07-04-09/2654)

2017 год (приложение к письму от 19 января 2018 г. № 07-04-09/2694)

2016 год (приложение к письму от 28 декабря 2016 г. № 07-04-09/78875)

2015 год (приложение к письму от 22 января 2016 г. No 07-04-09/2355)

2014 год (приложение к письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027)

2013 год (приложение к письму от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01)

2012 год (приложение к письму от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01)

2011 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01)

2010 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 07-02-18/01)

2009 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 07-02-18/01)

2008 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 г. № 07-02-18/01)

2007 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2008 г. № 07-05-06/18)

2006 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. № 07-05-06/302)

2005 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской федерации от 12 января 2006 г. № 07-05-06/2)

2004 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2005 г. № 07-03-01/93)

Информационно-разъяснительные материалы

Ссылка на сайт Минфина

Международные стандарты финансовой отчетности

Ссылка на сайт Минфина

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 33

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательства

Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации

Ссылка на сайт Минфина

Минфина России № ОП 13-2019

Минфина России № ОП 12-2018

Минфина России № ОП 11-2017

Минфина России № ОП 10-2017

Минфина России № ОП 9-2016

Минфина России № ОП 7-2015

Минфина России № ОП 6-2015

Минфина России № ОП 5-2014

Минфина России № ОП 4-2013

Минфина России № ОП 3-2013

Минфина России № ОП 2-2012

Минфина России № ОП 1-2012

Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора

119192, г. Москва,
Мичуринский проспект,
дом 21, корпус 4.

Время работы:
Пн-Чт с 10:00 до 18:00,
Пт до 17:00.
Без перерыва на обед.

6 ноября 2001 г. Приказом Минфина России N 125н утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов", которое необходимо учитывать при составлении бухгалтерской отчетности с 2012 г. В статье рассмотрены основные понятия, содержащиеся в ПБУ 24/2011, а также разъяснены особенности их применения.

Основой для разработки ПБУ 24/2011 послужил Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых".

ПБУ 24/2011 применяется организациями, осуществляющими затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр, за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

В Положении используется новая терминология, представленная в таблице 1.

Новая терминология, используемая в ПБУ 24/2011

ПБУ 24/2011 применяется организациями в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении участка недр, на котором осуществляются поиск, оценка и разведка полезных ископаемых, установлена и документально подтверждена вероятность того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых (коммерческая целесообразность добычи).

В ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" представлен перечень затрат, в отношении которых не применяется данное Положение (рисунок 1).

Перечень затрат, в отношении которых не применяется ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов"

Пользователи недр получили право часть своих поисковых затрат учитывать в составе внеоборотных активов, которыми, как правило, признаются поисковые затраты, относящиеся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке и (или) разведке полезных ископаемых. Оставшиеся затраты они должны признать расходами по обычным видам деятельности. При этом организация самостоятельно определяет, какие поисковые затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности (к текущим затратам), а какие - к поисковым активам.

Поисковые активы подразделяются на материально-поисковые и нематериально-поисковые активы. Поисковые затраты, относящиеся в основном к приобретению (созданию) объекта, имеющего материально-вещественную форму, признаются в качестве материальных поисковых активов. Иные поисковые затраты признаются в качестве нематериальных поисковых активов (рисунок 2).

Состав поисковых активов

Материальные и нематериальные поисковые активы учитываются на отдельных субсчетах к балансовому счету 08 "Вложения во внеоборотные активы". Классификация поисковых затрат должна отражаться в учетной политике.

В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности поисковые активы отражаются в сумме фактически понесенных затрат. В соответствии с п. 13 ПБУ 24/2011 в фактические затраты на приобретение (создание) поисковых активов включаются следующие затраты (рисунок 3). Данный перечень является открытым.

Затраты на приобретение (создание) поисковых активов, включаемых в фактические затраты

Обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, возникающие в связи с выполнением работ по поиску, оценке и разведке полезных ископаемых, учитываются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н.

В случае если организация признает поисковые затраты, с которыми связаны обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, в качестве поисковых активов, величина таких обязательств должна включаться в фактические затраты по приобретению (созданию) соответствующего поискового актива. В случае если организация признает поисковые затраты, с которыми связаны обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, в качестве расходов по обычным видам деятельности, такие обязательства включаются в расходы по обычным видам деятельности организации.

Перечень фактических затрат, не включаемых в состав затрат по приобретению (созданию) поисковых активов, представлен в п. 17 ПБУ 24/2011 (рисунок 4).

Перечень затрат, не включаемых в состав фактических затрат по приобретению (созданию) поисковых активов

Затраты, понесенные организацией до момента получения лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке полезных ископаемых, включаются в фактические затраты по получению этой лицензии только в случае, если такие затраты непосредственно связаны с ее получением.

Поисковые активы, учтенные на балансовом счете 08, амортизируются по правилам, установленным для основных средств и нематериальных активов. Порядок начисления амортизации по поисковым активам определяется организацией. Если поисковый актив используется для создания другого поискового актива, то суммы амортизации относятся на стоимость создаваемого поискового актива.

Пример 1. Организация установила, что затраты на приобретение насосов и земснарядов относятся к материальным поисковым активам, а затраты на разработку подводных траншей под закладку трубопровода на определенном лицензионном участке - к нематериальным поисковым активам. Амортизационные отчисления по указанным насосам и земснарядам должны учитываться при формировании фактических затрат на добычу полезных ископаемых на данном участке в той части, в которой насосы и земснаряды использовались при разработке подводных траншей на данном участке.

Затраты на получение лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, не подлежат амортизации до подтверждения коммерческой целесообразности добычи.

В п. 22 ПБУ 24/2011 перечислены признаки, указывающие на возможное обесценение поисковых активов (рисунок 5).

Признаки, указывающие на возможное обесценение поисковых активов

ПБУ 24/2011 предписывает организациям производить проверку поисковых активов на обесценение, а также учитывать изменение их стоимости в результате обесценения в порядке, установленном Международными стандартами финансовой отчетности IAS 36 "Обесценение активов" и IFRS 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых".

Организация прекращает признание поисковых активов в отношении определенного участка недр при подтверждении на нем коммерческой целесообразности добычи или признании добычи полезных ископаемых бесперспективной.

Организация обеспечивает документальное подтверждение коммерческой целесообразности или признания бесперспективности добычи полезных ископаемых на участке недр. При подтверждении коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых на участке недр организация должна осуществить следующие последовательные действия:

  • провести проверку признанных поисковых активов на обесценение и в случае его подтверждения признать их обесценение;
  • перевести поисковые активы в состав основных средств, нематериальных или иных активов по остаточной стоимости (фактическим затратам с учетом переоценок за вычетом накопленных амортизации и обесценения);
  • прекратить признание последующих затрат на данном участке недр в качестве поисковых активов.

Стоимость материального или нематериального поискового актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается в порядке, установленном для списания соответственно основных средств или нематериальных активов.

В случае если в течение отчетного периода добыча полезных ископаемых на участке недр признана организацией бесперспективной, поисковые активы, относящиеся к данному участку недр, списываются, за исключением случаев, когда они продолжают использоваться в деятельности организации. Доходы или расходы от списания поисковых активов относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов или расходов.

При условии дальнейшего использования в деятельности организации поисковые активы переводятся в состав основных средств, нематериальных и иных активов исходя из их соответствия критериям (условиям) признания, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету для данного вида активов. Материальные поисковые активы, как правило, переводятся в состав основных средств, нематериальные поисковые активы - в состав нематериальных активов организации.

В отдельных случаях стоимость нематериального поискового актива может формировать фактическую стоимость основных средств организации. Например, затраты на геолого-разведочные работы, относящиеся к конкретным скважинам, признанные в составе нематериальных поисковых активов, могут быть включены в фактическую стоимость скважин при их признании объектами основных средств организации.

Информация о поисковых активах и возникающих в результате выполнения работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках от текущих и инвестиционных операций должна отражаться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, а также в пояснительной записке. Это отражено в разд. VI ПБУ 24/2011.

Кроме этого, ПБУ 24/2011 содержит Приложение, в котором приведен пример раскрытия информации о поисковых затратах в бухгалтерской отчетности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.2; WOW64) AppleWebKit/537.13 (KHTML, like Gecko) Chrome/24.0.1290.1 Safari/537.13


Все ПБУ по бухучету на 2021-2022 годы в деятельности хозсубъектов должны применяться обязательно, если иное не установлено конкретным источником права. Какие ПБУ действуют в нынешнем году, а какие ожидаются в последующих, расскажем в нашей статье.

Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Многим ПБУ на смену приходят федеральные стандарты бухучета или ФСБУ.

На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2021 - 2022 году в РФ применяются разное уоличество ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2021-2022 годах

Правила бухучета, применяемые в РФ в 2021-2022 годах, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты; — устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.

  • ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
  • ФСБУ 5/2019 (до 2021 года — ПБУ 5/01) — регламентирует отражение МПЗ в бухучете;

Какие нюансы следует учитывать, применяя стандарт по учету ФСБУ 5/2019, узнайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.

  • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
  • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете; — устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;

Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.

    — регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
  • ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности; — регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
  • ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете; — определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
  • ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
  • ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
  • ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
  • ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
  • ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
  • ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
  • ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
  • ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
  • ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.

ФСБУ 25/2018 "Аренда", утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, нужно применять с 2022 года. Почитать о нем можно здесь.

Новые ПБУ в 2021–2023 годах

Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Читайте также: