Результаты обследования речи детей в доу в таблице

Обновлено: 06.07.2024

Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объём информации о речевом развитии ребёнка, необходимый при планировании коррекционно-развивающей работы с ним. Сводная речевая карта позволит сэкономить время, затраченное на обследование, планомерно отслеживать динамику развития речи детей.

Данная карта прошла апробацию в течение 3-х лет в ряде дошкольных образовательных учреждений Советского района и получила положительную оценку специалистов логопедической службы.

ВложениеРазмер
rechevaya_karta_s_poyasnitelnoy_zapiskoy.doc 952.5 КБ
tablitsy.doc 441 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ

Управление образования администрации Советского района

Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

Центр психолого-педагогической помощи несовершеннолетним

КАРАВАНОВА Ирина Анатольевна

ОСИПОВА О.Г. - методист ЦПППН управления образования, ДУДОЛАДОВА Г.А. - учитель-логопед высшей квалификационной

категории МОУ СОШ №1 г. Советский,

БЕЛОУСОВА В. Ф. – учитель-логопед высшей квалификационной

Рекомендовано управлением образования администрации Советского района

Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объём информации о речевом развитии ребёнка, необходимый при планировании коррекционно-развивающей работы с ним. Сводная речевая карта позволит сэкономить время, затраченное на обследование, планомерно отслеживать динамику развития речи детей.

Данная карта прошла апробацию в течение 3-х лет в ряде дошкольных образовательных учреждений Советского района и получила положительную оценку специалистов логопедической службы .

Ирина Анатольевна постоянно осваивает новые достижения в области логопедии, проявляет творчество и инициативу не только в рамках учреждения, но и на уровне района.

Общие сведения о ребёнке (таблица I (а) )

Перспективный план индивидуальной работы (таблица I(б) )….………. ….12

Обследование звукопроизношения и слоговой структуры слова

Обследование состояния общей моторики (таблица III) ………………. …. 14

Обследование моторики пальцев рук (таблица IV) ………………………..….15

Обследование анатомического состояния органов артикуляционного аппарата (таблица V) .. …………..……………………………………………. 16

Обследование моторики артикуляционного аппарата (таблица VI(1) ). 17

Обследование моторики артикуляционного аппарата (таблица VI (2) )…….18

Обследование мимической мускулатуры (таблица VII) …….………………..19

Обследование состояния фонематической стороны речи (таблица VIII) …. 20

Обследование лексического строя речи (таблица IX) ………………..……….21

Обследование грамматического строя речи (таблица X(1) )…. ………..……22

Обследование грамматического строя речи (таблица X(2) )…………….……23

Обследование связной речи (таблица XI )…………………………………….. 24

Сводная таблица логопедического обследования (таблица XII) .……………25

Основной целью логопедического обследования является максимально – точное выявление речевой патологии, определение структуры речевого дефекта и составление индивидуального плана коррекционно – развивающей работы с ребенком.

Результаты обследования детей заносятся в сводные таблицы:

Таблица II “Обследование звукопроизношения и слоговой структуры слова”

Таблица III “Обследование состояния общей моторики”

Таблица IV “Обследование моторики пальцев рук”

Таблица V “Обследование анатомического состояния органов артикуляционного аппарата”

Таблица VI (1-2)“Обследование моторики артикуляционного аппарата”

Таблица VII “Обследование мимической мускулатуры”

Таблица VIII “Обследование состояния фонематической стороны речи”

Таблица IX “Обследование лексического строя речи”

Таблица X ( 1-2) “Обследование грамматического строя речи”

Таблица XI “Обследование связной речи”

Таблица XII “Сводная таблица логопедического обследования”

Таблицу I (а,б) логопед заполняет на каждого ребенка и подклеивает в его тетрадь для индивидуальных занятий.

При заполнении таблицы II “Обследование звукопроизношения и слоговой структуры слова” логопед использует “Альбом для логопеда” О.Б. Иншаковой и указывает характер нарушения произношения: “+” – звук произносится нормированно; “-“ – отсутствие (пропуск) звука; “м/з” – межзубное произношение; “ ↓ ” – шипящие из нижнего положения; “с ↔ ш” – смешение звуков “с → ш” – замена звуков и т.п., или использует привычную для себя символику . В эту же таблицу заносятся данные по обследованию слоговой структуры слова (см. “Альбом для логопеда” О.Б. Иншаковой с 97-124. В графе отмечается номер нарушенного класса слов.

В графе “Вывод” отмечается: мономорфное нарушение, полиморфное нарушение: антропофонический дефект (вид искажения); фонологический дефект (отсутствие звука, замена звука, смешание звуков).

Фамилия и имя ребенка вписывается только в таблицах II и XII, в остальных таблицах проставляется номер по порядку, соответствующий списочному составу детей из таблицы II.

Результаты по “Обследованию состояния общей моторики” заносятся в таблицу III Логопед отмечает скоординированность движений рук и ног, выполняются ли движения правильно, либо с напряжением, раскачиваясь. В пробе по обследованию ритмического чувства отмечаются ошибки при воспроизведении ритмического рисунка (количество элементов), соблюдение пауз.

При правильном выполнении пробы в графе отмечается знак – “+”, при неправильном выполнении пробы отмечается знак – “-“, при выполнении пробы с ошибками логопед делает в графе нужную запись в сокращенном виде.

В графе “Вывод” отмечается:

Общая моторика нарушена, не нарушена.

При заполнении таблицы VI “Обследование моторики пальцев рук” логопед отмечает точность и плавность, скованность и напряженность движений пальцев рук, либо невозможность удержания позы, невыполнения движений. Символика заполнения граф та же что и в таблице III “Обследование состояния общей моторики”. В графе “Вывод” отмечается: мелкая моторика пальцев рук развита или не развита.

В таблице V “Обследование анатомического состояния органов артикуляционного аппарата” отмечаются особенности строения и дефекты анатомического строения следующих органов: губ, языка, зубов, прикуса, подъязычной узды, твердого и мягкого неба.

В графах можно использовать следующие записи:

  • - естественной толщины (нормальные) толстые, тонкие.

- толстый, вялый, напряженный, узкий, оттянут вглубь рта.

- физиологический (нормальный), открытый передний, боковой односторонний, двусторонний.

- короткая, натянутая, приращенная, нормальная.

- куполообразное, естественной высоты, низкое, высокое.

В данном разделе исследуется:

  • двигательная функция губ, челюсти, языка;
  • сила выдоха;
  • повторение звукового, слогового ряда;
  • просодика;

Логопед в графах “Двигательная функция губ, челюсти, языка” отмечает: правильное выполнение проб знаком – “+”, неумение выполнить ту или иную пробу знаком – “-“, либо отмечает: наличие содружественных движений (синкенезий), гиперкенезов, саливации, напряжения мышц языка, тремора.

В графе “Вывод” отмечается: нарушена данная функция или сохранна.

В графе “Сила выдоха” отмечается сила и продолжительность выдоха.

В графе “Просодика” делаются следующие записи:

Голос – нормальный, назализованный, слабый, тихий.

Темп речи – нормальный, быстрый, замедленный.

Выразительность – речь выразительная, монотонная, маловыразительная.

Графы таблицы VII “Обследование мимической мускулатуры” включают в себя следующее:

  • исследование объема и качества движений мышц лба, глаз, щек;
  • символический праксис.

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств. При правильном выполнении позы отмечается – “+”, при неправильном – “-“. В графе “Вывод” фиксируется: мимическая мускулатура нарушена, не нарушена.

Данные по “Обследованию состояния фонематической стороны речи” вписываются в таблицу VIII . Предлагаемые задания по обследованию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза используются так же из “Альбома для логопеда” О.Б. Иншаковой (с 61-92).

Номера заданий в графах таблицы совпадают с номерами заданий в “Альбоме…”

В графе “Вывод” отмечается: функции фонематического восприятия сформированы, сформированы недостаточно, грубые нарушения фонематического восприятия.

Пересказы детей оцениваются по следующим критериям:

  1. понимание текста (правильно ли сформирована основная мысль);
  2. лексико – грамматическое оформление (полнота использования лексики текста, правильность построения предложений);
  3. самостоятельность пересказа (наличие или отсутствие подсказок логопеда, необходимость повторного чтения текста).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок оценивается:

  • понимание смысловой целостности (соответствует ли рассказ ситуации, имеет ли все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности);
  • лексико-грамматическое оформление (составление рассказа грамматически правильно, использование лексических средств соответственно ситуации).
  • самостоятельность выполнения задания (самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ).

Детские рассказы записываются со слов детей на отдельных листах, и обработанные результаты заносятся в таблицу XI.

На основании полученных результатов обследования определяется структура речевого дефекта, который вписывается в последнюю графу таблицы XI . На основе логопедического обследования и структуры речевого дефекта составляется перспективный план индивидуальной коррекционной работы на каждого ребенка, который фиксируется в таблице I (б).

Организация коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста требует грамотного всестороннего обследования их речевых и неречевых функций. Прежде чем приступить к обследованию ребенка необходимо собрать и проанализировать предварительные данные о его развитии( заключения невролога, окулиста, отоларинголога, педиатра). с целью уточнения особенностей развития в раннем возрасте логопед проводит предварительную беседу с родителями, предлагает заполнить анкету. Выясняется особенности протекания беременности, наблюдалось ли своеобразие или отставание моторных и речевых функций ребенка.

Логопедическое обследование начинается с беседы, целью которой является установление контакт с ребенком, а также помогает составить представление о запасе знаний об окружающем мире, о звучащей речи ребенка, наличии или отсутствии ярко выраженных затруднений в звуковом, лексико-грамматическом или синтаксическом оформлении речевого высказывания.

Далее обследуется моторное развитие ребенка как важный показатель способностей ( координация, скорость, переключаемость движений).

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. С помощью специальных заданий выявляется, как ребенок произносит звуки : изолированно, в словах, в спонтанной речи. Может ли он выделить определенный звук в потоке речи. Может ли правильно повторить ряды слогов, слов с оппозиционными согласными, различает ли слова. схожие о звучанию, но разные по смыслу.

Обследование слоговой структуры включает как отраженное, так и самостоятельное проговаривание слов и предложений.

Обследование словарного запаса включает: называние предметных картинок, действия, подбор антонимов, наличие у ребенка обобщающих слов.

  • понимать и употреблять простые и сложные предлоги,
  • употреблять существительные родительного падежа
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
  • употреблять в самостоятельной речи разные типы предложений
  • умение продолжить предложения

Особое внимание уделяется словообразовательным возможностям детей. Логопед определяет степень сформированности навыков словообразования и умения ребенка образовывать: относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом, указывающем на лицо, приставочные глаголы.

Обследование связной речи детей включает в себя несколько направлений. Одно из них - ведение диалога -реализуется в процессе беседы. Другое направление - определение степени сформированности монологической речи, когда логопед предлагает задания на составление рассказа и пересказа.[1]

Также важным этапом обследования и показателем готовности к обучению в школе являются умения и навыки, связанные с графомоторными процессами и зрительно-пространственной ориентировкой. Сформированность этих умений говорит и о зрелости мозговых структур и качестве межполушарных взаимодействий.

При проведении диагностики развития речи детей массовых групп удобно данные занести в таблицу, где в баллах наглядно просматривается уровень речевого развития того или иного ребенка.

Обработка и интерпретация результатов диагностики речевого развития ребенка.

Читайте также: