Паустовский старик в станционном буфете читать полное содержание

Обновлено: 04.07.2024

  • Количество слов в диктанте: 145 слов
  • Источник: По К. Паустовскому
  • Класс: 9 класс

В станционном буфете

Худой старик сидел в углу станционного буфета. За окном бушевала снежная буря. Старик ничего не заказывал. Очевидно, он зашел в буфет только для того, чтобы погреться. Вместе со стариком пришла белая мохнатая собака. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала. Рядом за столиком сидела компания молодых людей, которые громко спорили о футбольном матче. Когда один из них взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику и стала на задние лапы.

— Пети! — тихо позвал старик. — Как же тебе не стыдно! Но Пети продолжала стоять. Молодые люди не замечали ее.

— Эх, Пети, Пети, — шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить. Она никогда бы не стала просить у чужих людей, если бы не крайность.

Диктант

Худой старик сидел в углу станционного буфета. За окном бушевала снежная буря. Старик ничего не заказывал. Очевидно, он зашел в буфет только для того, чтобы погреться. Вместе со стариком пришла белая мохнатая собака. Она сидела, прижав­шись к его ноге, и дрожала. Рядом за столиком сидела компания молодых людей, которые громко спорили о футбольном матче. Когда один из них взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику и стала на задние лапы.

— Пети! — тихо позвал старик. — Как же тебе не стыдно! Но Пети продолжала стоять. Молодые люди не замечали ее.

— Эх, Пети, Пети, — шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить. Она никогда бы не стала просить у чужих людей, если бы не крайность.

По К. Паустовскому (145 слов)

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета. Над заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную корку.

Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом со столиком пили пиво молодые люди. Снег таял у них на шляпах, и талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это никакого внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и заискивающе начала смотреть в рот молодому человеку.

— Пети! — тихо позвал старик. — Как тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы ледяное пиво.

— Пети! — снова позвал старик. — Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая

— Эх, Пети! — шепотом сказал старик, и голос его дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить. У нее самой нехорошо на душе, и она, если бы не крайность, никогда бы не стала просить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей заметил собаку.

— Попрошайничаешь? А где твой хозяин? Гражданин, раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается: собака у вас милостыню выпрашивает!

Молодые люди захохотали. Один из них бросил собачке кусок колбасы.

— Пети, не смей! — крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу. В это время старик начал судорожно рыться в карманах, достал немного мелочи и пересчитал ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

— Еще обижается! Какой гордый нашелся! — произнес один из компании молодых людей.

Старик не проронил ни слова. Подойдя к стойке, он хрипло произнес:

Продавщица подала на тарелке два бутерброда.

— Один! — сказал старик.

Женщина тихо ответила:

— Берите. Я на вас не разорюсь.

Старик взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Он сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:

— Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она только ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза. Вероятно, они слезились у него от ветра. (521 слово)

По К. Паустовскому

В кузове грузовой машины

В июле тысяча девятьсот сорок первого года я ехал на военной грузовой машине в Тирасполь.

Бурая пыль, раскаленная солнцем, взрывалась клубами под колесами машины. Солнце дымилось в обесцвеченном небе. Вода в алюминиевой фляге нагрелась и пахла резиной. За Днестром гремела канонада.

Иногда они замечали нас и били из пулеметов. Но, к счастью, никто не пострадал. Самолеты исчезали, и оставался только жар во всем теле от раскаленной земли, гул в голове и отчаянная жажда.

После одного из таких налетов водитель неожиданно спросил меня:

— Вы о чем думаете, когда лежите под пулями? Вспоминаете?

— Вспоминаю, — ответил я.

— И я вспоминаю, — сказал, немного помолчав, водитель. — Леса наши вспоминаю.

— Я тоже вспоминаю свои леса, — ответил я.

Водитель натянул пилотку на лоб и дал газ. Больше мы не разговаривали.

Поздняя ночь. Со стороны станции ухают взрывы — там идет бомбежка. Над головой падает трассирующим снарядом голубоватая звезда. Я ловлю себя на мысли, что невольно слежу за ней и прислушиваюсь, когда же она взорвется? Но звезда не взрывается, а безмолвно гаснет над самой землей. Как далеко отсюда до знакомого березового перелеска, до торжественных лесов! Там теперь тоже ночь, но беззвучная, пылающая огнями созвездий, пахнущая не бензиновым чадом и пороховыми газами, а устоявшейся в лесных озерах глубокой водой и хвоей можжевельника. Сесть бы сейчас у костра, слушать тихий треск сучьев и думать о том, что жизнь необыкновенно хороша, если ее не бояться и принимать с открытой душой.

Так я бродил в воспоминаниях по лесам, потом по строгим набережным Невы или по голубым ото льна холмам суровой псковской земли. Я думал обо всех этих местах с такой болью, как будто потерял их навсегда, как будто больше никогда в жизни их не увижу. Очевидно, от этого чувства они приобрели в моем сознании необыкновенную прелесть.

Я спрашивал себя, почему я не замечал этого раньше, и тут же догадывался, что, конечно, я все это видел и чувствовал, но только в разлуке черты родного пейзажа возникли перед моим внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте. (498 слов)

По К. Паустовскому

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения в 5классе.

Рассказ о доброте К. Г. Паустовского

Аннотация к уроку:

Цель урока: развивать учебную самостоятельность на основе организации проблемной деятельности, формировать навык делового общения, осмысленного чтения на уроке; воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям.

Задачи урока:

-Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также – конструировать своё собственное знание.

-Воспитание социальной ответственности. (Для этого весь учебный процесс целесообразно тесно увязать с конкретными жизненными задачами и проблемами, с которыми дети сталкиваются в повседневности)

Формирование УУД на уроке:

Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Познавательные.

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

3.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

4.Устанавливать причинно-следственные связи.

6.Осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные.

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

5.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения

1.Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Средства обучения: презентация, лист контроля.

Форма оценивания результатов обученности: сертификат грамотного

Предтекстовый структурный элемент урока.

1 этап урока:

- Ребята, есть ли у вас дома домашние животные? Как вы относитесь к домашним животным? (Учащиеся отвечают на вопросы)

-Ребята вы видите на экране портрет, как вы думаете, кто это? Вы знаете его?

(Ребята отвечают, размышляют и предполагают)

- Как вы думаете, что мы будем изучать? Какой рассказ? О чём?

- Ребята, что такое новелла?

НОВЕЛЛА –это короткий рассказ, для которого характерны чёткая композиция, напряжённое действие и драматизм сюжета, тяготеющего к необычному (Большой толковый словарь).

Признаки новеллы: краткость, парадоксальный сюжет, нейтральность изложения, неожиданная развязка.

-Какова же тогда будет цель нашего урока? ( Прочитать и изучить новеллу. Понять смысл текста ).

Первичное чтение

*вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке

*ответ – предположение, его обоснование.

2 этап урока:

Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ (Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь).

- О чём данный текст? Вы поняли смысл данного текста? ( История о старике и собаке, о доброте)

(Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения)

Ребята, обратите внимание, наш текст разделён на 4 части. Давайте ещё раз прочитаем каждый фрагмент и прокомментируем эти части.

(выразительное чтение )

(вопросы по тексту)

( размышления по отрывку)

1-й фрагмент текста

С кем знакомимся? Кто сидел за столиком? Почему молодые люди не замечали ничего вокруг? Какую роль играет пейзаж в тексте?

Новелла начинается с описания старика, который зашел погреться. Особую роль играет пейзаж: снежный дым, грохочет прибой. Молодые люди, ничего вокруг не замечают (безразличие к происходящему)

2- фрагмент текста

Что просила собака? Почему молодые люди опять их не замечали?

Собачка просит бутерброд, а стыдно старику. Он запрещает попрошайничать.

- Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?( Стыдит собаку)

Но молодые люди не замечали вокруг себя ничего, потому что они чёрствые и им всё безразлично.

3-й фрагмент текста

Почему у старика дрожал голос от огорчения? Что сказал молодой человек? Почему старик запретил Пети брать колбасу?

Отрывок говорит нам о том, какими жестокими иногда бывают люди. Вместо того чтобы помочь обездоленному мужчине они принялись его оскорблять. В то же время, старик, будучи бедным и несчастным, не растерял своих моральных ценностей.

4-й фрагмент текста

Почему старик принял бутерброд от буфетчицы?

О чем заставило вас задуматься предпоследнее предложение текста?

Что открылось нам в жизни окружающих нас простых людей?

О чем заставил задуматься рассказ?

Почему старик принял бутерброд от буфетчицы?

Доброта буфетчицы яркий пример тому: женщина осознавала, что старику нечем накормить свою собаку, не говоря уже о себе. Предложив два бутерброда, буфетчица словно возблагодарила этим мужчину за то, что он сумел выстоять перед соблазном и поступил по совести.

Доброта буфетчицы яркий пример тому: женщина осознавала, что старику нечем накормить свою собаку, не говоря уже о себе. Предложив два бутерброда, буфетчица словно возблагодарила этим мужчину за то, что он сумел выстоять перед соблазном и поступил по совести.

Ребята кто главный герой новеллы: старик или собачка?

Спорный вопрос, правда?

Давайте разделимся на две группы: первая составит кластер о старике, вторая - о собаке.

Итак, наши главные герои новеллы каковы? (Бедные, но добрые и честные. Имеют чувство собственного достоинства.)

Работа деталями художественного текста.

hello_html_4183f782.jpg

hello_html_765d8b37.jpg

- Итак, ребята, что у нас получилось?

Проблема рассказа: Автор поднимает проблему доброты и сострадания. Тема взаимоотношений между людьми, между человеком и его питомцем.

Главные причины неприятия людьми животных: чёрствость, себялюбие, безразличие, грубость, зло.

Факты и подтверждающие любовь к собаке: Люди не все злые и черствые. Буфетчица оказалась доброй, чуткой и милосердной.

Вывод: Состраданье к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Ребята, давайте выскажем своё мнение и сделаем выводы по новелле. Перед вами есть формула для анализа:

Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)

Объяснения (…потому, что…)

Пример (Могу доказать это на примере….)

Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…).

- Молодцы! Вы умеете рассуждать.

3 этап урока:

Стадия РЕФЛЕКСИЯ

- Итак, ребята, Вам предлагаются шляпы. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Каждая шляпа имеет своё значение:

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

"Белая шляпа" – Шквал ветра, футбольный матч, Худой старик…

"Жёлтая шляпа" – добрый старик, верная собака, добрая буфетчица…

"Чёрная шляпа" - молодые люди не замечали, злые молодые люди, черствость, бездушие.

"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает(расстроился, стыдно, оправдывается, гордый)

"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

"Синяя шляпа" - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.

2.Описание темы – два прилагательных

3.Описание действия – три глагола

4.Отношение к теме – четыре слова

5.Суть темы – одно слово

Любить, дружить, сострадать

Поступить по совести

- Всё ли у вас получилось? Какие чувства вызвали у вас герои этого рассказа? Давайте послушаем, что у вас получилось с составлением синквейна.

Читайте также: