Паустовский старик в станционном буфете читать полное содержание
Обновлено: 04.07.2024
- Количество слов в диктанте: 145 слов
- Источник: По К. Паустовскому
- Класс: 9 класс
В станционном буфете
Худой старик сидел в углу станционного буфета. За окном бушевала снежная буря. Старик ничего не заказывал. Очевидно, он зашел в буфет только для того, чтобы погреться. Вместе со стариком пришла белая мохнатая собака. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала. Рядом за столиком сидела компания молодых людей, которые громко спорили о футбольном матче. Когда один из них взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику и стала на задние лапы.
— Пети! — тихо позвал старик. — Как же тебе не стыдно! Но Пети продолжала стоять. Молодые люди не замечали ее.
— Эх, Пети, Пети, — шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить. Она никогда бы не стала просить у чужих людей, если бы не крайность.
Худой старик сидел в углу станционного буфета. За окном бушевала снежная буря. Старик ничего не заказывал. Очевидно, он зашел в буфет только для того, чтобы погреться. Вместе со стариком пришла белая мохнатая собака. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала. Рядом за столиком сидела компания молодых людей, которые громко спорили о футбольном матче. Когда один из них взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику и стала на задние лапы.
— Пети! — тихо позвал старик. — Как же тебе не стыдно! Но Пети продолжала стоять. Молодые люди не замечали ее.
— Эх, Пети, Пети, — шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить. Она никогда бы не стала просить у чужих людей, если бы не крайность.
По К. Паустовскому (145 слов)
Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета. Над заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную корку.
Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.
Рядом со столиком пили пиво молодые люди. Снег таял у них на шляпах, и талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это никакого внимания.
Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и заискивающе начала смотреть в рот молодому человеку.
— Пети! — тихо позвал старик. — Как тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей?
Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.
Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы ледяное пиво.
— Пети! — снова позвал старик. — Ступай сюда!
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая
— Эх, Пети! — шепотом сказал старик, и голос его дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить. У нее самой нехорошо на душе, и она, если бы не крайность, никогда бы не стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей заметил собаку.
— Попрошайничаешь? А где твой хозяин? Гражданин, раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается: собака у вас милостыню выпрашивает!
Молодые люди захохотали. Один из них бросил собачке кусок колбасы.
— Пети, не смей! — крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая жилистая шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу. В это время старик начал судорожно рыться в карманах, достал немного мелочи и пересчитал ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.
— Еще обижается! Какой гордый нашелся! — произнес один из компании молодых людей.
Старик не проронил ни слова. Подойдя к стойке, он хрипло произнес:
Продавщица подала на тарелке два бутерброда.
— Один! — сказал старик.
Женщина тихо ответила:
— Берите. Я на вас не разорюсь.
Старик взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Он сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:
— Пети, Пети! Глупая собака!
Но собачка не слушала его. Она только ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза. Вероятно, они слезились у него от ветра. (521 слово)
По К. Паустовскому
В кузове грузовой машины
В июле тысяча девятьсот сорок первого года я ехал на военной грузовой машине в Тирасполь.
Бурая пыль, раскаленная солнцем, взрывалась клубами под колесами машины. Солнце дымилось в обесцвеченном небе. Вода в алюминиевой фляге нагрелась и пахла резиной. За Днестром гремела канонада.
Иногда они замечали нас и били из пулеметов. Но, к счастью, никто не пострадал. Самолеты исчезали, и оставался только жар во всем теле от раскаленной земли, гул в голове и отчаянная жажда.
После одного из таких налетов водитель неожиданно спросил меня:
— Вы о чем думаете, когда лежите под пулями? Вспоминаете?
— Вспоминаю, — ответил я.
— И я вспоминаю, — сказал, немного помолчав, водитель. — Леса наши вспоминаю.
— Я тоже вспоминаю свои леса, — ответил я.
Водитель натянул пилотку на лоб и дал газ. Больше мы не разговаривали.
Поздняя ночь. Со стороны станции ухают взрывы — там идет бомбежка. Над головой падает трассирующим снарядом голубоватая звезда. Я ловлю себя на мысли, что невольно слежу за ней и прислушиваюсь, когда же она взорвется? Но звезда не взрывается, а безмолвно гаснет над самой землей. Как далеко отсюда до знакомого березового перелеска, до торжественных лесов! Там теперь тоже ночь, но беззвучная, пылающая огнями созвездий, пахнущая не бензиновым чадом и пороховыми газами, а устоявшейся в лесных озерах глубокой водой и хвоей можжевельника. Сесть бы сейчас у костра, слушать тихий треск сучьев и думать о том, что жизнь необыкновенно хороша, если ее не бояться и принимать с открытой душой.
Так я бродил в воспоминаниях по лесам, потом по строгим набережным Невы или по голубым ото льна холмам суровой псковской земли. Я думал обо всех этих местах с такой болью, как будто потерял их навсегда, как будто больше никогда в жизни их не увижу. Очевидно, от этого чувства они приобрели в моем сознании необыкновенную прелесть.
Я спрашивал себя, почему я не замечал этого раньше, и тут же догадывался, что, конечно, я все это видел и чувствовал, но только в разлуке черты родного пейзажа возникли перед моим внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте. (498 слов)
По К. Паустовскому
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок внеклассного чтения в 5классе.
Рассказ о доброте К. Г. Паустовского
Аннотация к уроку:
Цель урока: развивать учебную самостоятельность на основе организации проблемной деятельности, формировать навык делового общения, осмысленного чтения на уроке; воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям.
Задачи урока:
-Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также – конструировать своё собственное знание.
-Воспитание социальной ответственности. (Для этого весь учебный процесс целесообразно тесно увязать с конкретными жизненными задачами и проблемами, с которыми дети сталкиваются в повседневности)
Формирование УУД на уроке:
Регулятивные.
Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
Познавательные.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
3.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
4.Устанавливать причинно-следственные связи.
6.Осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные.
1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2.Формировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
5.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения
1.Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Средства обучения: презентация, лист контроля.
Форма оценивания результатов обученности: сертификат грамотного
Предтекстовый структурный элемент урока.
1 этап урока:
- Ребята, есть ли у вас дома домашние животные? Как вы относитесь к домашним животным? (Учащиеся отвечают на вопросы)
-Ребята вы видите на экране портрет, как вы думаете, кто это? Вы знаете его?
(Ребята отвечают, размышляют и предполагают)
- Как вы думаете, что мы будем изучать? Какой рассказ? О чём?
- Ребята, что такое новелла?
НОВЕЛЛА –это короткий рассказ, для которого характерны чёткая композиция, напряжённое действие и драматизм сюжета, тяготеющего к необычному (Большой толковый словарь).
Признаки новеллы: краткость, парадоксальный сюжет, нейтральность изложения, неожиданная развязка.
-Какова же тогда будет цель нашего урока? ( Прочитать и изучить новеллу. Понять смысл текста ).
Первичное чтение
*вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке
*ответ – предположение, его обоснование.
2 этап урока:
Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ (Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь).
- О чём данный текст? Вы поняли смысл данного текста? ( История о старике и собаке, о доброте)
(Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения)
Ребята, обратите внимание, наш текст разделён на 4 части. Давайте ещё раз прочитаем каждый фрагмент и прокомментируем эти части.
(выразительное чтение )
(вопросы по тексту)
( размышления по отрывку)
1-й фрагмент текста
С кем знакомимся? Кто сидел за столиком? Почему молодые люди не замечали ничего вокруг? Какую роль играет пейзаж в тексте?
Новелла начинается с описания старика, который зашел погреться. Особую роль играет пейзаж: снежный дым, грохочет прибой. Молодые люди, ничего вокруг не замечают (безразличие к происходящему)
2- фрагмент текста
Что просила собака? Почему молодые люди опять их не замечали?
Собачка просит бутерброд, а стыдно старику. Он запрещает попрошайничать.
- Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?( Стыдит собаку)
Но молодые люди не замечали вокруг себя ничего, потому что они чёрствые и им всё безразлично.
3-й фрагмент текста
Почему у старика дрожал голос от огорчения? Что сказал молодой человек? Почему старик запретил Пети брать колбасу?
Отрывок говорит нам о том, какими жестокими иногда бывают люди. Вместо того чтобы помочь обездоленному мужчине они принялись его оскорблять. В то же время, старик, будучи бедным и несчастным, не растерял своих моральных ценностей.
4-й фрагмент текста
Почему старик принял бутерброд от буфетчицы?
О чем заставило вас задуматься предпоследнее предложение текста?
Что открылось нам в жизни окружающих нас простых людей?
О чем заставил задуматься рассказ?
Почему старик принял бутерброд от буфетчицы?
Доброта буфетчицы яркий пример тому: женщина осознавала, что старику нечем накормить свою собаку, не говоря уже о себе. Предложив два бутерброда, буфетчица словно возблагодарила этим мужчину за то, что он сумел выстоять перед соблазном и поступил по совести.
Доброта буфетчицы яркий пример тому: женщина осознавала, что старику нечем накормить свою собаку, не говоря уже о себе. Предложив два бутерброда, буфетчица словно возблагодарила этим мужчину за то, что он сумел выстоять перед соблазном и поступил по совести.
Ребята кто главный герой новеллы: старик или собачка?
Спорный вопрос, правда?
Давайте разделимся на две группы: первая составит кластер о старике, вторая - о собаке.
Итак, наши главные герои новеллы каковы? (Бедные, но добрые и честные. Имеют чувство собственного достоинства.)
Работа деталями художественного текста.
- Итак, ребята, что у нас получилось?
Проблема рассказа: Автор поднимает проблему доброты и сострадания. Тема взаимоотношений между людьми, между человеком и его питомцем.
Главные причины неприятия людьми животных: чёрствость, себялюбие, безразличие, грубость, зло.
Факты и подтверждающие любовь к собаке: Люди не все злые и черствые. Буфетчица оказалась доброй, чуткой и милосердной.
Вывод: Состраданье к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Ребята, давайте выскажем своё мнение и сделаем выводы по новелле. Перед вами есть формула для анализа:
Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)
Объяснения (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере….)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…).
- Молодцы! Вы умеете рассуждать.
3 этап урока:
Стадия РЕФЛЕКСИЯ
- Итак, ребята, Вам предлагаются шляпы. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Каждая шляпа имеет своё значение:
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
"Белая шляпа" – Шквал ветра, футбольный матч, Худой старик…
"Жёлтая шляпа" – добрый старик, верная собака, добрая буфетчица…
"Чёрная шляпа" - молодые люди не замечали, злые молодые люди, черствость, бездушие.
"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает(расстроился, стыдно, оправдывается, гордый)
"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.
"Синяя шляпа" - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
2.Описание темы – два прилагательных
3.Описание действия – три глагола
4.Отношение к теме – четыре слова
5.Суть темы – одно слово
Любить, дружить, сострадать
Поступить по совести
- Всё ли у вас получилось? Какие чувства вызвали у вас герои этого рассказа? Давайте послушаем, что у вас получилось с составлением синквейна.
Читайте также: