Паспорт мини музея народные промыслы в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Сильвачева Анна Александровна

Группа № 4

Паспорт

мини-музея

по декоративно-прикладному творчеству

СКАЧАТЬ (с фото)

г. Нижний Новгород

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:

Профиль музея: исторически-познавательный, декоративно-художественный

Цель: познакомить воспитанников ДОУ с разнообразием декоративно – прикладным искусства Нижегородской области, дать представление о цветовой гамме, орнаментах, элементах узорах, о форме изделий, а также о местонахождении центров народных промыслов.

Задачи:

  • Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея;
  • Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей, формирование патриотических чувств;
  • Способствовать формированию интереса к искусству родного края, знаний и представлений детей о рукоделии; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров;
  • Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности;
    • Использовать произведения народных промыслов для совершенствования представлений и знаний, формирования целостной картины мира, развития познавательных интересов, речи, воображения, воспитание эстетического вкуса;
    • Воспитывать творческие способности, совершенствовать навыки продуктивной и изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику рук;
    • Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

    В основу решения этих задач положены следующие принципы:

    Принцип наглядности: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.

    Принцип доступности: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.

    Принцип интегративности: содержание мини-музея позволяет педагогу познакомить детей с разными аспектами народного творчества Нижегородского края.

    Принцип деятельности: мини-музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение мини-музея социально-значимыми продуктами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини-музее;

    Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к общечеловеческим ценностям

    Принцип гуманности: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Принцип разнообразности: экспонаты музея разнообразны.

    Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.

    Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

    Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с игровой деятельностью, непосредственно образовательной деятельностью, самостоятельной деятельностью детей, отражая тематику занятий и экскурсий.

    Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

    Аспекты музейной деятельности

    Мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:

    • Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры Нижегородской области, воспитывает патриотические чувства и творчество;

    • В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

    • поисковая;
    • экспозиционная;
    • познавательная.

    ОФОРМЛЕНИЕ МИНИ – МУЗЕЯ:

    • проведение тематической НОД для дошкольников;
    • посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями МБДОУ детского сада № 284;
    • организация экскурсий для детей и их родителей

    ПЛАН РАБОТЫ

    ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

    Проведение бесед о создании мини-музея в группе с родителями

    Размещение информации о мини-музее на стендах в раздевалке группы

    Подбор методического и демонстрационного материала для создания в группах мини-музеев

    Определение темы; название мини-музея; разрабатывание его модели; выбор места для размещения

    Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми, поиск, анализ, систематизация, методической литературы по декоративно-прикладному искусству Нижегородской области

    Цель создания мини музея: познакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах различных росписей, поддерживать интерес детей к данной теме.

    ВложениеРазмер
    muzey_remyosel.docx 283.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    учреждение «Детский сад № 47

    1. Сведения об авторском коллективе.
    2. Паспортные данные мини-музея:
    1. Название.
    2. Профиль.
    3. Актуальность.
    4. Цель.
    5. Задачи.
    6. Принцип организации мини-музея.
    1. Аспекты музейной деятельности (все формы работы с детьми)
    2. План работы по созданию мини-музея:
    1. Наименование этапа.
    2. Содержание работы.
    3. Срок реализации.
    1. Характеристика мини-музея:
    1. Экспонаты мини-музея.
    2. Разделы мини-музея
    3. Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.
    1. Перспективы развития мини-музея.

    категория – высшая квалификационная категория

    педагогический стаж работы – 37 лет.

    категория – высшая квалификационная категория

    педагогический стаж работы – 40 лет.

    Современные дети не видят самоценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Знакомство с народными декоративными росписями с декоративно –прикладным творчеством в целом позволяет решить данную проблему. В процессе ознакомления с экспонатами музея дети смогут осознать ценность каждой вещи и научатся бережно к ним относиться.

    - Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах различных росписей, поддерживать интерес детей к данной теме.

    - Развивать познавательную активность детей;

    - Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, золотая хохлома, купавка, оживки, осочки, гжель

    - Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, ритмично располагая узор, знакомить с цветовым строем и элементами композиции различных видов росписи.

    -Учить детей расписывать плоскостные и объемные формы, используя элементы выбранной росписи.

    Расположение мини-музея

    Разделы и экспонаты

    Раздел хохлома состоит из следующих экспонатов: кувшин, ложки, сахарница с ложкой, пиала, салатник, горчичница, кружка, графин, рюмки на разносе, стаканы, стол, стулья.


    Раздел гжель состоит из следующих экспонатов: графин, коровка, доска разделочная, фигурка танцующая пара, набор посуды, кружка, салфетки.


    Раздел городец состоит из музыкальных инструментов, расписанных городецкой росписью: ложки, трещотки, бубенчики и другие.


    Перспективы развития мини-музея :

    - Пополнение мини-музея новыми экспонатами для дальнейшего более углубленного ознакомления дошкольников с выбранной темой;

    - Подбор художественной литературы и детских художественных фильмов по тематике музея;

    -Пополнение папки иллюстраций росписей народных промыслов;

    - Роспись заготовок в стиле народной росписи.


    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данная разработка является перспективным планированием к приобщению детей народному творчеству, формирует творческое начало,пробуждает интерес к декоративно прикладному искусству, дарит радость.

    МИНИ - МУЗЕЯ

    2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

    ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ МИНИ МУЗЕЯ

    АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ В МИНИ – МУЗЕЕ

    ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ – МУЗЕЯ.

    ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

    ПРОФИЛЬ МИНИ – МУЗЕЯ: ИСТОРИЧЕСКИ – ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ, ДЕКОРАТИВНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    ЦЕЛЬ: познакомить с разнообразием декоративно – прикладным искусством и его местом в ДОУ.

    ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ;

    РАСШИРЯТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

    ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ;

    ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ И ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА;

    ВКЛЮЧИТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В ПОПОЛНЕНИЕ ЭКСПОНАТАМИ ВЫСТОВОЧНЫЙ ЦЕНТР;

    ПРИОБЩАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ;

    УЧИМ ДЕТЕЙ ВИДИТЬ КРАСОТУ ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА;

    ВОСПИТЫВАТЬ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ;

    ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА , ГОРДОСТИ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ СВОЕГО НАРОДА, СВОЕГО КРАЯ.

    В ОСНОВУ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦЫПЫ:

    ПРИНЦИП УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ;

    ПРИНЦИП ОПОРЫ ЗАИНТЕРИСОВАННОСТИ ДЕТЕЙ;

    ПРИНЦЫП ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПРИ РУКОВОДСТВЕ ВЗРОСЛОГО;

    РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ:

    В МИНИ – МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЭКСПОНАТОВ ДЕКАРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА –

    МАТРЕШКИ – КУРСКОЙ, СЕМЕНОВСКОЙ РОСПИСИ

    СУДЖАНСКАЯ КЕРАМИКА И ТКАЧЕСТВО (КОВРЫ)

    ПЛОЩАДЬ, ЗАНЯТАЯ ПОД ЭКСПОЗИЦИЮ: мини – музей организован в 2016 году. Под выставочный центр было выделено отдельное место в холле ДОУ на втором этаже.

    СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МИНИ – МУЗЕЕМ: руководитель музея координирует, контролирует работу в мини – музеи; организатор – планирует, координирует проводит экскурсии.

    Общее положение

    Музей – помещение для размещения тематической коллекции экспонатов

    ( игрушек народных мастеров, свистулек, посуды, фотографий, буклетов)

    Музей комплектуется экспонатами при участии администрации дошкольного образовательного учреждения, воспитателей, родителей воспитанников.

    Задачи работы с детьми в музее:

    - осуществление комплексного подхода к нравственно – эстетическому воспитанию дошкольников;

    - знакомство детей с экспонатами декоративно прикладного искусства и их историей создания;

    - развитие познавательного интереса к истории создания декоративных изделий;

    - воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре русского народа.

    Организация работы в мини – музеи.

    - сформировали актив сотрудников ДОУ, осуществляющий целенаправленную педагогическую, экспозиционную и культурно просветительскую работу;

    - назначили ответственного организатора – руководителя мини – музея.

    - провели регистрацию экспонатов, собранной коллекции, в инвентарной книге;

    - выбрали помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность экспонатов и их демонстрацию.

    - Создание мини – музея является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей, воспитанников)

    - Решение об открытии мини – музея согласовано с руководством ДОУ, утверждается приказом ДОУ.

    - Организованная деятельность с детьми в мини – музее проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня.

    4. Обязанности руководителя мини – музея.

    - Руководство работой мини – музея осуществляется сотрудником ДОУ - Бурцевой Н.В., назначенным приказом заведующей ДОУ.

    - Ответственный организатор мини – музея - принимает экспонаты, обеспечивает их сохранность, учитывает в инвентарной книге;

    - Изучает педагогическую, художественно – историческую литературу;

    - Планирует мероприятия ( экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения) с детьми, педагогами, родителями;

    5. Учёт и обеспечение сохранности экспонатов:

    - Все экспонаты учитываются в инвентарной книге;

    - В случаи прекращения деятельности мини – музея вопрос о передаче экспонатов другим лицам или учреждениям решается заведующим ДОУ;

    - На основании приказа вышестоящих органов управления образованием, экспонаты могут быть переданы другому дошкольному образовательному учреждению;

    - Экспонаты, переданные в мини – музей родителями, оформляются продуктом дарения.

    АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Чтобы музейная деятельность работала, необходимо следовать определённым правилам:

    Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

    Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

    В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем с декоративно прикладным искусством – организация в детском саду мини-музея.

    Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

    Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

    Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным творчеством. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с различными видами народного декоративно-прикладного творчества. Научить различать виды декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

    Управление образования города Калуги

    муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение №12 "Ромашка" города Калуги

    Паспорт мини - музея

    (старший дошкольный возраст)

    Лубяненко Наталья Александровна

    Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

    Народное декоративное творчество нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества.

    В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда. Одной из основных задач, является создание условий, в которых ребенок смог бы максимально установить отношения с историей и культурой нашего народа.

    И на помощь нам приходит музейная педагогика.

    Предметы народно-декоративного творчества всегда вызывали у меня восхищение и огромный интерес с художественно эстетической стороны. Но как бы то ни было в наше время важное значение имеет и патриотическое направление в воспитание детей.

    Я думаю, что именно народное искусство, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным - знакомство детей с нашими русскими народными традициями, воспитание их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами России. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. И для решения этой проблемы, имея небольшие художественные способности в рисование и лепке, я решила предоставить детям эту возможность, познакомить с историей народного декоративно-прикладного искусства, подарить детям радость художественно-эстетического творчества. И наше путешествие в мир красоты и доброты началось.

    Я считаю должным показать детям именно такой мир, мир который способствует гармоничному развитию ребенка. Невозможно не отметить красоту Хохломской росписи, а рассматривая дымковские и филимоновские игрушки хочется улыбнуться, теплотой и нежностью пропитано все творчество народных мастеров.

    Цель создания мини-музея

    Создание условий для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным творчеством.

    Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.

    Научить различать виды декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

    Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

    Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

    Обогащать словарь, составлять рассказы-описания, сказки.

    Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

    Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

    Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.

    В основу решения задач были положены следующие принципы:

    принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

    принцип опоры на интересы ребенка;

    принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

    принцип сотрудничества и взаимоуважения.

    Содержание и экспонаты

    Подготовительный этап (планирование мини-музея)

    В августе 2018 года коллектив нашей старшей группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, выбрали место для размещения. Наметив перспективы создания мини-музея, разработали следующий алгоритм.

    Алгоритм создания мини-музея

    выбор темы мини-музея;

    определение места размещения мини-музея;

    выбор дизайна оформления мини-музея;

    оформление паспорта мини-музея;

    разработка календарного планирования мини-музея.

    Практический этап (создание мини-музея)

    Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

    2. Мини-музей располагается на полках стеллажа приемной комнаты.

    3. Мини-музей располагает постоянными и сменными экспозициями.

    4. Выбор дизайна оформления мини-музея осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музея.

    5. Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов для мини-музея, мы опирались на следующие принципы:

    - партнерство родителей и педагогов;

    - единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

    - помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

    В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

    7. Также было разработано календарное планирование в мини-музее на 2018 – 2019 учебный год.

    Комплексно реализовать задачи следующих образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

    С помощью музейных экспозиций сформировать у детей знания о различных видах народных промыслов.

    Активизировать родителей в участии воспитательно-образовательного процесса.

    Правила поведения в мини-музее

    в нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками;

    рассмотренные экспонаты нужно положить на место;

    экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

    можно и даже нужно задавать вопросы;

    можно пополнять музей новыми экспонатами.

    Перечень экспонатов мини-музея

    Постоянное, временное хранение

    Ф.И.О представившего экспонат

    Перспективный план мини-музея на 2018 -2019 учебный год

    Содержание и формы

    Взаимодействие с родителями

    Путешествие по народным промыслам.

    Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

    Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

    Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини- музей в детском саду.

    Экскурсия-знакомство совместно с детьми.

    Закрепление знаний об истории и традициях народного промысла - Дымковская игрушка.

    Совершенствование приемов лепки пластическим способом, рисование элементов на объемной фигурке дымковской лошадки.

    Составление коллективной композиции.

    Просмотр презентации "Золотые руки дымковских мастеров". Лепка и роспись дымковского коня, барышни; составление коллективной композиции.

    Экскурсия в школу искусств.

    Создание папки-передвижки "Волшебная дымка".

    Мастер-класс по изготовлению игрушек для музея.

    Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, формировать умение делать полу объёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).

    Продолжить знакомство детей с дымковскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями; упражнять в составлении сюжетных композиций, расписанные детьми.

    Учить детей лепить из целого куска. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).

    Филимоновские свистульки. (филимоновская роспись).

    Познакомить детей с возникновением промысла глиняной игрушки в с. Филимоново.

    Показать детям разнообразие форм изделий филимоновских мастеров, с особенностями украшающих их узоров.

    Особенности филимоновской игрушки, сравнение с дымковской.

    Презентация и рассказ об истории создания промысла.

    Лепка и роспись филимоновских свистулек; составление коллективной композиции.

    Мастер-класс по изготовлению игрушек для музея.

    Учить лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку.

    Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета.

    Познакомить с новым видом народного искусства-золотой хохломой. Дать некоторые сведения о промысле. Закрепить знания о том, что хохломские предметы из дерева расписаны растительным узором (травка, завитки, ягоды, цветы, листья, усики ), что мастера используют определенные цвета (золотой, красный, черный, немного зеленого).

    Рассматривание расписных изделий хохломских мастеров.

    Создание тематического альбома "Хохломская роспись".

    Украшение бумажной посуды под хохлому.

    Просмотр художественных альбомов.

    Чтение стихотворений о хохломе.

    Учить рисовать при помощи стеки элемент хохломской росписи – завиток на квадратной форме покрытой тонким налепом пластилина.

    Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и украшать им изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

    Познакомить с историей создания гжельского народного промысла. Закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели.

    Просмотр художественных альбомов.

    Чтение стихотворений о гжели.

    Закрепить знания детей о гжельском промысле; умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть.

    Знакомство с детей историей и традициями Вологодского кружева.

    Познакомить детей с изделиями вологодских мастериц. Учить видеть красоту, контрастность плотных частей узора и ажурной сетки. Дать знание о различных элементах узоров. Совершенствование техники рисования кончиком кисти.

    Виртуальное путешествие "В гости к вологодским кружевницам".

    Знакомство детей с различными росписями матрешек. Совершенствование навыков рисования элементов росписей.

    Составление творческих рассказов о матрешке.

    Обогащать знания детей о русской матрёшке; учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине.

    Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская); Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров.

    Развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа бумаги, сложенного пополам. Воспитывать умение органично размещать свою фигурку в общей композиции.

    Познакомить с новым промыслом. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей и платков. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

    Мастер-класс по аппликации на ткани.

    Знакомство детей с историей Жостовского промысла, с традициями промысла: материалом, колоритом и элементами. Знакомство с приемами рисования жостовских цветов.

    Разработка поэтапной схемы создания жостовских узоров (совместно с воспитателем).

    Познакомить с городецкими предметами и росписью, научить выделять ее характерные особенности (элементы, сочетания цветов). Учить составлять узор на полосе из бутонов, чередуя с листьями. Развивать эстетические чувства.

    Просмотр художественных альбомов.

    Чтение стихотворений о городце.

    Подборка книг об истории городецкой росписи.

    Мастер-класс по украшению доски городецкой росписью.

    Закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев.

    Ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края на примере традиционного народного промысла - хлудневской игрушки. Воспитание любви к родному краю.

    Лепка и украшение хлудневской игрушки.

    Мастер-класс по лепке и украшению хлудневской игрушки для музея.

    Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

    Подборка литературы по теме.

    Изготовление игрушек для музея.

    1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

    4. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

    5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

    6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

    8. Народное искусство – детям / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

    9. Серия рабочих тетрадей для детей по народным промыслам:

    - Дорожин Ю., Носова Т. Каргопольская игрушка, Искусство детям 2008.

    - Дорожин Ю.Г. Жостовский букет, Искусство детям 2010.

    - Федоров Ю. Городецкая роспись, Искусство детям 2011.

    - Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель, Искусство детям. 2010.

    - Шпикалова Т., Величкина Г. Дымковская игрушка, Искусство детям 2013.

    - Орлова Л.В. Хохломская роспись. Искусство детям 2012.

    - Знатных О. Мезенская роспись. Искусство детям. 2008.

    - Соломенникова О. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь 2006.

    10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, 2014.

    Читайте также: