Парис и елена глюк краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

История великого оперного реформатора Глюка - отличная иллюстрация того, как преходяща человеческая слава. Нет, он не был забыт, но стал кем-то вроде "свадебного генерала" на празднике классической музыки: все вроде бы в курсе, что человек заслуженный, но в топе самых исполняемых композиторов его нет.

Почему так получилось - вопрос сложный. Возможно, его музыка просто не вписалась в ритм нового времени. Не исключено также, что он был заслонён более ярким гением его младших современников - Моцарта и Бетховена. Или сыграло роль то, что весь его рукописный архив сгорел в пожаре ещё в начале 19 века (хотя довольно большая часть его сочинений была издана при жизни).

Во всяком случае из почти полсотни его опер в репертуаре закрепилась лишь одна - "Орфей и Эвридика", с которой этот композитор и ассоциируется уже двести лет, как Огинский со своим Полонезом.

Правда, сейчас интерес к Глюку непрерывно растёт. Его оперы и балеты ставятся и записываются всё чаще и чаще.

Вот несколько известных фрагментов из Глюка, которые непременно стоит послушать, чтобы получить о нём хотя бы самое общее представление.

Танец фурий из балета "Дон Жуан"

Этот балет был написан Глюком в содружестве с итальянским балетмейстером Гаспаро Анджолини и по тем временам стал новым словом в балетном жанре.

Во времена Глюка (в 18 веке) балет представлял собой что-то вроде костюмированного бала на театральной сцене - просто декоративная последовательность изящных танцев под оркестровый аккомпанемент.

Анджолини придумал соединить эти танцы с пантомимой и связать всё это единой сюжетной линией. А Глюк написал к этому балету такую яркую и выразительную музыку, что она и сама по себе производит сильное впечатление (до него балетная музыка имела чисто прикладное значение). Фактически с "Дон Жуана" начался балет в современном значении этого слова.

В конце злобные фурии тащат Дон Жуана в тартарары под эту знаменитую музыку (спустя несколько лет Глюк включит её в парижскую версию своей оперы "Орфей и Эвридика").

Французский филармонический оркестр Les Siècles, дирижёр Франсуа-Ксавьер Рот.

В этом балете много интересной музыки, вот, например, прелестная 👉 Серенада Дон Жуана (Andante) или 👉 Фанданго (испанский танец), который позже использовал Моцарт в своей "Свадьбе Фигаро".

Ария Париса из оперы "Парис и Елена" ( O del mio dolce ardor)

Опера "Парис и Елена" (1770) не имела большого успеха и после нескольких постановок была благополучно забыта. Но в середине 19 века одно лондонское издательство напечатало арию Париса. Правда, ни о Парисе, ни о Глюке, ни об опере в нотах не упоминалось, а в качестве автора был указан итальянский композитор 17 века Алессандро Страделла. С тех пор эта ария стала очень популярной.

Авторство Глюка было восстановлено в самом конце 19 века. Теперь арию Париса поют все - от сопрано и контртеноров до баритонов (её пел, к примеру, Дмитрий Хворостовский). Хотя эту партию Глюк написал для кастрата (Джузеппе Миллико).

Не менее прекрасная Тереза Берганца.

Соло флейты из оперы "Орфей и Эвридика" (2 действие)

"Орфей и Эвридика" - самое известное сочинение Глюка. Это единственная его опера, которая всегда пользовалась популярностью у публики и никогда не исчезала из театральных афиш.

Сам Глюк сделал два варианта "Орфея" - первый на итальянском для постановки в Вене, второй - наиболее сейчас популярный - на французском (с некоторыми добавлениями) для Парижа.

Одна из этих добавленных сцен - танец блаженных теней в Элизиуме под эту мелодию флейты.

Английский камерный оркестр, дирижёр Реймонд Леппард.

Сцена и ариозо Орфея из оперы "Орфей и Эвридика"(2 действие)

Эту совершенно чарующую музыку Глюк написал задолго до "Орфея": она звучала в двух его более ранних операх. Но сюда она подошла просто идеально.

Орфей укрощает фурий и попадает в Элизиум - что-то вроде древнегреческого Рая. Он поражён этой картиной неземной красоты и волшебной музыкой природы. Ошеломлённый, он не сразу начинает свою речь.

О лучезарный, дивный вид!
Повсюду кроткий свет разлит…
Что чудно так звучит?
Я слышу в кронах щебетанье,
хоры птичьих голосов
и журчанье ручейков…
Я слышу вздохи зефира…

Музыка здесь - как великолепный (именно "дивный") гобелен с райскими птицами, вытканный из тончайших звуковых нитей. Чем больше рассматриваешь, тем больше чудесных деталей он открывает глазу (слуху).

Агнес Бальтса - греческое меццо-сопрано.

Кстати, партию Орфея Глюк первоначально написал для кастрата, но для парижской премьеры ему пришлось переписать её для высокого тенора (поскольку во Франции кастраты не приветствовались).

Впоследствии Гектор Берлиоз - страстный поклонник Глюка - сделал редакцию "Орфея и Эвридики" специально для Полины Виардо (меццо-сопрано). С тех пор партию Орфея на равных правах поют и контртенора, и тенора, и меццо-сопрано (или контральто).

Ария Орфея "Потерял я Эвридику" (3 действие)

Из нескольких арий Орфея в этой опере "Потерял я Эвридику" - самая известная. С ней связана отдельная история на тему "можно ли в до мажоре выразить крайнюю степень отчаяния" .

По сюжету эту арию Орфей поёт ближе к концу. Он уже победил ужасных фурий, усмирил злобного трёхглавого Цербера, но не смог выполнить одно единственное условие Зевса - не смотреть на Эвридику по пути из царства мёртвых в мир живых. Женские слёзы в сочетании с упрёком "ты меня не любишь" - страшная сила!

Орфей, конечно, оборачивается, и Эвридика умирает уже во второй раз. Окончательно и бесповоротно, как кажется Орфею (но он ошибается) .

Вот в этот момент Орфей и изливает в до мажоре своё безутешное горе. Некоторых это приводило в недоумение.

"Потерял я Эвридику, нежный цвет души моей…"

На эту тему есть очень старая шутка: если заменить слова "Потерял я Эвридику" на "Отыскал я Эвридику", музыка тоже подойдёт идеально.

Но тут надо помнить, что Орфей - это не просто убитый горем мужчина, а волшебный певец. Его страдание переплавлено силой его искусства в музыкальную красоту, вызывающую ассоциации с белым мрамором древнегреческих статуй. Несмотря на мажор, а может, и благодаря ему, эта ария исторгала слёзы ещё у современников Глюка.

Глюк не раз высказывался о том, что в исполнении этой арии важен верный темп и выразительная интонация, иначе античное благородство этой музыки превратится в карикатуру - как он говорил, в "сальтареллу для марионеток".

Paride ed Elena

Кристоф Виллибальд Глюк / Christoph Willibald Gluck

Музыкальная драма К. В. Глюка в пяти действиях, итальянское либретто Р. де Кальцабиджи.

Премьера: Вена, 3 ноября 1770 г.

В основе либретто — миф о троянском принце Парисе, похитившем Елену, жену царя Спарты Менелая. Композитор и либреттист избрали начальные эпизоды мифа.

В XX в., после более чем столетнего перерыва, опера была поставлена в Праге (1901), Гамбурге (1905), Веймаре (1937), Манчестере (1963), Мюнхене (1964).

Заручившись поддержкой богини любви Венеры, юноша Парис отправляется в Спарту. Здесь он хочет покорить красавицу Елену. С помощью Амура он завоевывает ее сердце.

За минуту

Сын троянского царя, прекрасный Парис выступал судьей в споре трех богинь и отдал первенство в красоте Венере. Богиня пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин.

Юноша отправляется в Спарту, где живет Елена, прославившаяся своей красотой. Он мечтает завоевать любовь красавицы. В этом ему помогает Амур, под видом спартанца Эраста.

Парис всячески старается завоевать Елену. Девушка влюбляется в юношу, но пытается противостоять страсти. Наконец, отчаявшийся Парис собирается уехать. Узнав об этом, Елена больше не может с собой бороться. Она признается в своей любви и остается с любимым.

Парису грозит разгневанная Афина, говоря о том, что из-за его поступка произойдет страшная война, и он будет наказан. Но возлюбленных благословляет и берет под свою защиту Амур.

КНИГИ 419186 АВТОРЫ 128103 СЕРИИ 43306 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1139 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16466 ТЕГИ 336272 СТАТЬИ 612

тревожно сообщают, что в замке паника: в воздухе слышны крики и хохот, а упавшая молния разрушила западную башню и большую часть стены. С криком о начавшемся пожаре вбегает Ян. Твардовский торжествует в своей гордыне: на развалинах своего замка он умрёт повелителем злого духа.

Картина четвёртая. Дикая местность. Справа в глубине на берегу озера видны башня и часть стены замка, за которой пылает пламя. Крестьяне и цыгане выбегают со всех сторон. Все в ужасе смотрят на пожарище. Болеславский трепещет при мысли, какую участь готовил он своей дочери. Ужасный удар грома; башня разваливается. 3лой дух вылетает из неё, держа в руках

Твардовского. Поднявшись над серединой озера, он бросает чародея в воду, из которой показывается пламя. Все потрясены, увидев страшную кару, постигшую колдуна. Буря утихает, в воздухе раздаётся тихая музыка. Всюду разливается ослепительный свет. Это знак прекращения бедствий. Болеславский подводит Юлию к Красицкому и просит заменить ему погибшего сына.

Паризина Опера в трёх действиях Либретто Ф. Романи

Сюжет рассказывает о преступной любви мачехи — слишком молодой, чтобы почувствовать себя матерью, — и пасынка – слишком взрослого, чтобы удержаться от соблазна красоты. Оба были наказаны герцогом Феррары — Аццо, мужем и отцом.

Парис и Елена Опера в пяти действиях Либретто Р. Кальцабиджи

Действие происходит в Спарте незадолго до Троянской войны.

Прекрасный Парис, сын троянского царя Приама, избранный судьёй в споре трёх богинь: Афины-Паллады, Юноны и Венеры – присудил первенство в красоте Венере. В награду за это богиня обещала ему любовь прекраснейшей из женщин. Надеясь на помощь богини, Парис едет в Спарту, где живёт прославившаяся своей красотой Елена, жена спартанского царя Менелая.

Действие первое. Морской берег невдалеке от Спарты. Парис со своими спутниками-троянцами приносит жертвы перед статуей Венеры. Молитвы чередуются со священными танцами. Парис молит богиню о покровительстве его любви к прекрасной

Елене. Амур под видом спартанского юноши Эраста приближается к Парису; его сопровождают спартанцы. Присланный царицей, Эраст спрашивает, чего хочет здесь незнакомец. В ответ Парис рассказывает ему о споре трёх богинь: он решил этот спор, отдав предпочтение Венере; но слух о чрезвычайной красоте Елены вызвал в нём сомнение, не превзошла ли она красотой богиню. Он приехал сюда, чтобы воочию убедиться в красоте спартанской царицы. Амур угадывает любовь Париса к

Елене. Он обещает смущённому юноше хранить его тайну.

Действие второе. Зал во дворце Менелая. Елена окружена свитой и стражей. Её слуга Эраст описывает ей красоту и очарование Париса. В зал входит Парис; рабы, сопровождающие его, приносят царице драгоценные подарки. Поражённый красотой Елены, Парис умоляет царицу простить ему его ошибку: первенство в красоте он присудил Венере, тогда как оно должно принадлежать Елене. Но царица не хочет спорить с богиней; приняв дары Париса, она просит его остаться погостить во дворце. Однако сама спешит удалиться, взволнованная пробудившимся в ней чувством к прекрасному юноше. Огорчённый

Парис жалуется на свою судьбу; лишь обещание богини поддерживает в нём надежду на успех.

Действие третье. Перед дворцом спартанского царя идут состязания атлетов. Елена объявляет Париса судьёй состязания.

Бойцы сражаются. По окончании состязания Елена остаётся с Парисом; с ними Амур под видом Эраста. По просьбе Елены

Парис берёт лиру. В страстной песне он изливает свою любовь к ней. Елена смущена. Она не хочет слушать дерзких песен.

Огорчённый её строгостью, Парис едва не лишается чувств. Испуганная царица посылает Эраста за помощью. Влюблённые остаются вдвоём. Но несмотря на любовь к Парису, несмотря на его страстные просьбы и упрёки, Елена неумолима. Парис убегает в отчаянии: лишь смерть может избавить его от страдания. Возвращаются увенчанные лаврами атлеты, их сопровождает радостная толпа. Веселье возобновляется.

Действие четвёртое. Дворец. Покои царицы. Елена читает письмо Париса. Он предлагает ей корону и все свои богатства.

Дерзость Париса возмущает царицу. В гневе она пишет ему, чтобы он оставил её, все надежды его напрасны. Эраст должен отнести ему это письмо. Но внезапно Парис появляется перед ней. Взволнованная Елена требует, чтобы он, немедленно покинул её. Они осыпают друг друга упрёками. Парис клянётся, что лишит себя жизни. Охваченная любовью и страхом, Елена умоляет его сжалиться над ней и не губить свою жизнь.

Елена полна мучительных колебаний. Парис завладел её сердцем, но она решила всеми силами бороться с преступной страстью.

Ночь. Морской берег. Троянские суда стоят с поднятыми парусами. Матросы весело пляшут. Они встречают приветствиями

Читайте также: