Папка зож для аттестации в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

ПАПКА ЗДОРОВЬЯ

Примечание: карта заполняется не позднее 15 сентября воспитателем и медицинским работником дошкольного учреждения.

Обращений на ПМПк

Для дошкольных образовательных учреждений

Классификация обращений

Нарушения поведения

Аддиктивное поведение (аутоагрессия, отказ от деятельности)

Дезадаптация (тяжёлая адаптация к ДОУ)

Систематические уходы из ДОУ

Нарушение эмоционально –волевой сферы

Патологические страхи (клаустрофобия, боязнь открытого пространства и т.п.)

Гиперактивность, импульсивность, СДВГ (обязательно наличие медицинского диагноза)

Агрессивность (физическая, вербальная)

Нарушение позновательной сферы (трудности в обучении)

Отсутствие динамики в развитии (несоответствие возрастной норме)

Отсутствие динамики в познавательной сфере, в следствии непонимания русского языка (национальный компонент)

Нарушение всех компонентов речи и речевые диагнозы врача*

ОНР I –III УРОВНЕЙ*

Психосамотические проявления, наблюдаемые при вышеизложенных нарушениях

Невротические проявления (грызение ногтей, сосание частей тела и одежды, навязчивые движения, отказ от пищи)

Нарушение сенсомоторного и оптомоторного развития (тяжёлые нарушения зрения, слуха, координации движений, крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации)

Гимнастика для глаз

1. Сидя на стульчике, откинуться к спинке. Прикрыть веки, затем крепко зажмуриться, открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

2. Сидя на стульчике, руки на пояс. Повернуть голову влево и посмотреть на левый локоть. Повторить 5-6 раз.

3. Сидя на стульчике, руки вытянуть вперёд. Смотрим на кончики пальцев. Руки подымаем медленно вверх и не поднимая головы, взгляд не отводим от кончиков пальцев. Повторить 5-6 раз.

Полоскание горла

Это один из самых простых и эффективных методов закаливания. Дети 3-4 лет полощут зев и выплёвывают воду (настой трав).

Дети 5-7 лет полощут зев, стараясь как можно дольше продержать бульканье на выдохе.

На одно полоскание расходуется половина стакана воды (настоя трав).

Начинаются полоскания растворами t-32-33. Затем температура снижается через каждые 2 дня на 1 и доводится до комнатной t.

Воздушные ванны.

Это общедоступный метод закаливания во всех возрастах. Можно менять t воздуха и длину воздушных ванн.

Начальная t воздушной ванны 18 и доводится до 14. Снижается t воздуха через каждые 5 дней на 1.

Время проведения закаливания с 3-х мин. И доводится до 7-10 мин.

Воздушные ванны сочетаются с общеукрепляющими мероприятиями (хождение по ребристым дорожкам, массаж точек, подвижные игры).

Солевой раствор: 220г. Морской соли на 5 литров воды.

Температурный режим: начинать с 36°С и довести до 20°С.

Методика рекомендованна детям младшего и среднего возраста.

Закаливание проводится после дневного сна:

А) дети делают 2-3 дыхательных упражнения;

Б) проходят по рефлекторной дорожке, составленной из ребристой доски, толстого каната или горизонтальной лестницы;

В )делают 5-6 прыжков на подстилке, смоченной солевым раствором и умеренно отжатой;

Г) затем дети делают 5-6 прыжков на сухом одеяле.

Памятка воспитателю и преподавателю по физкультуре по выполнению рекомендации для детей с нарушением здоровья

Особенности здоровья

Фамилия, имя ребенка

Особенности физической нагрузки

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Исключить: прыжки, длительный бег.

Рекомендованно: коррекционные упражнения, ЛФК, массаж стоп, ортопедическая обувь.

Заболевания мочевыделительной системы

Исключить: переохлаждение, прыжки, подскоки, резкие повороты и наклоны туловища в стороны, интенсивный бег, перенос тяжестей, упр-я связанные с резким напряжением брюшного пресса.

Закаливание и босохождение ИСКЛЮЧИТЬ.

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Исключить: бег в быстром темпе, интенсивные прыжки, упр-я с задержкой дыхания (лежа), с мышечной нагрузкой.

Рекомендованно: общеразв.упр-я, охватывающие все группы мышц в исходном положении (сидя, лежа, стоя, при ходбе).

Дозированный бег в медленном темпе, следить за утомляемостью, за общим состоянием ребенка.

Заболевания крови

Рекомендованно: максимальное пребывание на св.воздухе, закаливание, режим группы.

Следить за признаками утомляемости ребенка!

Индивидуализация физической нагрузки с учетом особенностей здоровья детей

(Рекомендации областного физдиспансера)

Особенности здоровья

Особенности физической нагрузки

Ребенок после болезни или часто болеющие дети

Освобождение на 50% от физической нагрузки (сократить количество упражнений). В течение 2 недель физ. Нагрузка доводится до100%.

Ребенок отсутствовал по болезни месяц и более

Отдых 1-2 занятия, затем последовательность 1 пункта

Нельзя: бег в быстром темпе, интенсивные прыжки, упражнения с задержкой дыхания (лежа), с мышечной нагрузкой.

Заболевания мочевыделительной системы

Нельзя: все виды прыжков, переохлаждение

Заболевания брюшной полости

Нельзя: переносить тяжести, упражнения на резкое напряжение брюшного пресса; освобождение от бега

Заболевания, связанные со зрением

Нельзя: упражнения, связанные с переворотом туловища (способствующие приливу крови).

Ожирение 1 степени без патологии

Ожирение 1 степени с патологией

Ограничения по показаниям патологии

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Нельзя: прыжки (сотрясения тела), упражнения, связанные со скручиванием тела (туловища), чистые висы (только на руках).

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста

Высота стола, см

Высота стула, см

Возраст детей по ростовым группам

Точечный массаж по Уманской.

I точка – зона – расположенна на грудине (конец и середина ее). При массировании данной зоны происходит нормализация и улучшение кровообращения мозга.

II зона – Яремная впадина.

Это зона связанна с вилочковой железой, играющей важную роль в формировании защитных сил организма.

III зона – зона сонных артерий.

Она управляет синокаротидными клубочками, контролирующими химический состав крови (от сердца к мозга), помогает регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство внутренней среды организма.

IV зона – проекция первых четырех шейных позвонков.

V зона – от УП шейного до 1 грудного позвонка. Компенсирует нарушение связанные с влиянием факторов внешней среды.

VI – зона – область носа и гайморовых пазух. При массировании данной зоны способствует стимуляции организма на выработку активных антивирусных веществ.

VII зона – зона надбровья. При массировании данной зоны улучшается кровоснабжение и инерция лобных отделов мозга. Глаз (снимается головная боль и боль в глазах).

VIII зона – расположенна у самых ушных раковин (выше козелка).

Массирование зоны улучшает работу вестибулярного аппарата и органов слуха.

IX зона – расположенна на тыльной поверхности кисти между 1 и 2 пальцами.

Массирование данной зоны снимает головную боль и явление ринита.

Массирование проводиться указательным или средним пальцем одновременно двух сторон винтовыми движениями по часовой и против часовой стрелки 9 -10 раз в каждую сторону.

Минимальное давление на зону носит профилактический характер. А максимальный – лечебный.

Во II и III зоне давление минимальное.

В IV зоне направление сверху вниз, с целью профилактики массаж проводят 3 раза в день. Каждая зона 3-5 секунд.

Карта учета мебели и размещения детей в яслях – садах

На 2018 – 2019 уч. Год

В групповом помещении подготовительной к школе группе № 10 имеется:


СТОЛЫ:


Стол группы 00-______шт., детей ростом до 85 см._______человек.


Стол группы 0-______шт., детей ростом до 85-100 см.______человек.


Стол группы 1-______шт., детей ростом до 100-115 см.______человек.


Стол группы 2-_____шт., детей ростом до 115-130 см.______человек.

Стол группы 3-_____шт., детей ростом до 130-145 см._______человек.

Всего столов: ______ штук.


СТУЛЬЯ:


Стул группы 00-_______шт., детей ростом до 85 см.________человек.


Стулгруппы 0-______шт., детей ростом до 85-100 см.______человек.


Стул группы 1-______шт., детей ростом до 100-115 см.______человек.


Стол группы 2-_____шт., детей ростом до 115-130 см.______человек.

Стол группы 3-_____шт., детей ростом до 130-145 см._______человек.

Всего стульев: _______штук.

Пользуются стульями и столами, соответствующими росту -_______детей.

ПРИМЕЧАНИЕ :

1. Карта заполняется не позднее 15 сентября воспитателем и медицинским работником дошкольного учреждения.

2. Количество столов и стульев указывается по их маркировочному знаку.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ОДЕЖДЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Температура воздуха

Предметы одежды

Число слоев одежды в области туловища

Хлопчатобумажное белье, платье полушерстяное или шерстяное, трикотажная кофта, колготы, на ногах туфли или теплые тапочки

Хлопчатобумажное белье, платья полушерстяное или из толстой хлопчатобумажной ткани, колготы, (на ногах туфли)

Хлопчатобумажное белье, платье из тонкой ткани с коротким рукавом, гольфы (на ногах легкие туфли или босоножки)

Тонкое хлопчатобумажное белье или без него, легкое платье без рукавов, носки (на ногах босоножки).

Три степени утомления

(Требования к занятиям. Настольная книга м/с д/с. В.Обижесвет, В.Касаткин)

Признаки утомляемости

1-я незначительная

2-я незначительная

Окраска лица, кожи, тела

Небольшая потливость, преимущественно лица

Выраженная потливость – головы, тела

Сильная потливость с выступлением соли

Значительно учащенное, через рот

Резкое учащенное поверхностное, одышка

Походка бодрая, координированная

Не вполне уверенный шаг

Резкое покачивание, некоординированные движение

Резкое отклонение, необходимость повтора

Жалобы на усталость, одышка, сердцебиение

КОРЕКТИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВЕЛЬНОЙ ОСАНКИ

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за спиной.

3. Ходьба на носках, руки над головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджать, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения стоя

1. Поднять руки вверх, отводя одну ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка – выдох). То же самое другой ногой.

2. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, 1-2 – развести локти в стороны – вдох. 3-4 – исходное положение – выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носочках (на пяточках опускаться), колени развести в стороны, руки вперед, в стороны или на пояс счет 1-2, на 3-4 – медленно вернуться в исходное положение.

4. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед прямой спиной.

7. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

8. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в исходное положение – выдох.

9. Ноги на ширине плеч, руки – на поясе. Боковые наклоны корпуса в стороны на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком – вес различен, в зависимости от возраста и тренированности.

Упражнения с палочкой

1. Поднимание рук с палочкой вверх, с отведением одной ноги в сторону или назад.

2. Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка:

1 – Поднять руки с палочкой вверх – вдох;

2 – Опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться полочкой колена – выдох;

3-4 – Другой ногой (спина прямая).

3. Ноги на ширине плеч, палочка на груди:

1 – поднять палочку вверх;

2 – положить палочку на лопатки;

3 – поднять палочку вверх;

4 – исходное положение.

4. Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка:

1 – руки с палочкой на грудь, одно колено к животу;

2 – руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (подтянутую над полом);

3 – повторить первое положение;

4 – исходное положение, то же с другой ноги.

5. Палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце – руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пяточка пола не касаются.

6. Палочка лежит на полу. Перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе.

7. Ходьба на палочке приставным шагом (носочки и пяточки касаются пола).

Ориентировочный комплекс при плоскостопии для детей 3-6 лет

1. Ходьба на носках.

2. Легкий бег на носках.

3. Ходьба на пятках, переступая через кубики, расположенные на полу.

4. Ходьба по гимнастической палке – вдоль и поперек при поддержке за руку.

5. Ходьба по одной линейке (приставляя пятку к носку).

6. Ходьба по следовой дорожке (клеенчатая с нарисованными на ней масляной краской следами) с цепью обучения ребенка правильной постановке стоп при ходьбе.

7. Лазание по лесенке (по гимнастической лесенке, лесенке – стремянке, приставной лесенке).

8. Стоя, руки на поясе, перекаты с пяток на носки.

9. Стоя на набивном мяче, перекаты мяча стопами, держась руками за какую – либо опору.

10. Стоя, руку на поясе, приседание на носках.

Упражнения, выполняемые в положении сидя на низком стульчике или скамеечке.

1. Перекаты палки стопами.

2. Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом 500г.

3. Захватывание мяча стопами и бросание ногами (без помощи рук).

4. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места на место.

5. Сидя на полу, ноги выпрямлены, одна лежит скрестно на другой, переход в положение сидя, скрестив ноги.

6. Из положения сидя, скрестив ноги, переход в положение стоя при поддержке руки.

7. Сидя на полу, руки опираются на пол за туловищем. Скольжение одной ногой по голени и бедру другой ноги (вверх).

Примечание.

Все упражнения выполняются без обуви.

Каждое упражнение выполняется 3-6-8 раз, увеличение количества повторений происходит по мере привыкания ребенка к занятиям.

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ

3. И.П.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.
4. И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) — выдох, и.п., локти касаются пола — вдох.
5. И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
6. И.П.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.

1. И.П.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.

В группу жук к нам залетел,

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.
7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх.

Жук наверх полетел
И на потолок присел.
8. Подняться на носки, смотреть вверх

На носочки мы привстали,
Но жучка мы не достали.
9. Хлопать в ладоши.

Хлопнем дружно,
Хлоп-хлоп-хлоп.
10. Имитировать полет жука.

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и.п.

1. И. П… Лежа на спине; ноги прямые. Согнуть ноги в коленях, выпрямить.

2. И. П. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, выполняя непроизвольные движения тела.

3. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.

4. И. П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поднять ноги, поболтать ими.

5. И. П. Сидя. Поднять ноги, согнутые в коленях, покачать ими.

6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть

1. И. П. Лежа на спине, руки, согнутые в локтях перед собой. Поочередное сгибание и разгибание ног, касаясь локтями коленей.
2. И. П. Лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги — в коленях. Побарахтаться, как жучок
3. И. П… Лежа на спине, руки вдоль туловища. Надуть живот, как мячик, удержать положение, не дыша, 2-3 секунды.
4. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям — поочередно к правому, левому.
5. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.
6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.

Аттестация на 1 категорию. Портфолио

Технология Результат использования технологии Перспектива развития МБДОУ в связи с использованием технологии

Развивающее обучение Всестороннее гармоничное развитие личности. Подготовка образовательной базы для обучения в школе, более высокое качество образования. Удовлетворенность родителей работой МБДОУ. Переход на новые образовательные стандарты

Проектный метод Выход проектов за рамки предметного содержания Предоставление воспитанникам и их родителям права решения социальных проблем в рамках возможностей детского сада

Технология игрового обучения Высокий уровень развития воспитанников, усиление здоровьесберегающих аспектов воспитания и образования Привитие интереса у воспитанников к познанию и повышения мотивации к обучению

Информационно-коммуникационные технологии Использование программ, связанных с работой на компьютере и видео Конструирование занятий с использованием ИКТ обучающих средств.

Здоровьесберегающие технологии Высокий уровень развития воспитанников, усиление здоровьесберегающих аспектов воспитания и образования. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Повышение качества образования и воспитания и сохранения здоровья воспитанников.

Использование в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном и региональном уровне.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

В период дошкольного возраста идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Применение мной здоровье сберегающих технологий повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у родителей и детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, опираясь на статистический мониторинг вношу необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечиваю индивидуальный подход к каждому ребенку; формирую положительные мотивации у родителей детей. В результате проведённой работы уровень здоровья детей повысился, пропуск одним ребёнком по болезни составил:

ГОД 2009 – 2010 2010 – 2011 2011 – 2012

Приемы оздоровления детей

№ содержание группа Периодичность ответственный время

1 Оптимизация режима

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима разновозрастная

ежедневно воспитатели В течение года

Организация двигательного режима

Физкультурные занятия разновозрастная 3 раза в неделю воспитатели В течение года

Гимнастика после дневного сна разновозрастная ежедневно воспитатели В течение года

Прогулки с включением подвижных игр разновозрастная ежедневно воспитатели В течение года

Спортивный досуг разновозрастная 1 раз в месяц Воспитатели, муз. руководитель В течение года

Гимнастика глаз разновозрастная Во время физ. минуток воспитатели В течение года

Пальчиковая гимнастика разновозрастная 3-4 раза в день воспитатели В течение года

Дыхательная гимнастика в игровой форме разновозрастная 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке. После сна воспитатели В течение года

3 Оздоровление фитонцидами

Чесночно-луковые закуски разновозрастная Перед прогулкой, перед обедом повар

Ароматизация помещений (чесночные букетики) разновозрастная В течение дня ежедневно Младшие воспитатели

4 Закаливание с учетом состояния ребенка

Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года)

Прогулки на воздухе

Хождение босиком по траве

разновозрастная ежедневно воспитатели

Игры с водой разновозрастная

Во время прогулки. Во время занятий воспитатели

мл. воспитатели В течение года

Полоскание зева кипяченой водой разновозрастная

После каждого приема пищи воспитатели

мл. воспитатели В течение года

1 раз в течение 10 дней Воспитатели, м/с ФАП Декабрь-февраль

Вывод: за отчетный период количество дней посещения в группе остается стабильным. Действенными факторами, оказавшие влияние на снижение заболеваемости являются:

Применение здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;

Режим и гигиена питания, сбалансированный режим питания;

Достаточная физическая нагрузка;

Организованная и самостоятельная двигательная активность детей.

Использование в образовательном процессе технологии игрового обучения

Применяю игровые технологии как ведущий вид деятельности дошкольников. Обучение в форме игры получается интересным, занимательным. У детей формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет детям включаться в коллективную деятельность и общение. У дошкольников повысился интерес, они с удовольствием играют в подвижные

и дидактические игры, как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Стали более ловкими, гибкими, внимательными, наблюдательными.

Использование в образовательном процессе проектного метода

Применяю проектный метод организации учебной деятельности. Тему и цель проекта ставлю на основе изученных проблем детей, разрабатываю план продвижения к цели совместно с родителями, привлекаю специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта (специалист музыкальный руководитель). После составления плана-схемы проекта занимаемся сбором и накоплением материала, проводим занятия, игры и другие виды детской деятельности. Дети выполняют домашние задания. В итоге организовываем и проводим презентацию проекта или открытое занятие.

Результаты реализации проектов в работе с детьми

- повышение эффективности процесса обучения;

- активизация познавательной деятельности детей;

- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;

- повышение педагогической культуры родителей;

Заведующая МБДОУ Вехнетроицкого Детского сада___Смирнова А. И

Использование ИКТ в образовательном процессе.

1. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Пользование компьютером осуществляет необходимую помощь в моей работе :

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

4. Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

6. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

7. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

8. Использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

9. Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.

10. Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

11. Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

12. Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Какие преимущества получают родители от группового сайта?

Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы;

Во-вторых, получать информацию в форме педагогических советов

В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды)

В нашем ДОУ имеется DVD – плеер, магнитофон, телевизор, компьютер.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада

1. позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

2. при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;

3. использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

4. позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний; (использование презентаций)

5. с помощью компьютера и магнитофона можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повсе дневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);

6. занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

4. обладает стимулом познавательной активности детей;

5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;

6. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

7. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Заведующая МБДОУ Вехнетроицкого Детского сада___Смирнова А. И

Основная задача мониторинга детского развития -выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, критериальных диагностических методик.

Заведующая МБДОУ Вехнетроицкого Детского сада___Смирнова А. И

Раздел 3

Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

Справкао результатах освоения воспитанниками образовательных программ и показателях динамики их достижений (см. в презентации)

Достижения воспитанников на конкурсных мероприятиях. Участие в соревнованиях, турнирах, фестивалях

Заведующая МБДОУ Вехнетроицкого Детского сада___Смирнова А. И

(Копии приказов см. презентацию см. презентацию)

Динамика количества обучающихся (воспитанников, принимающих участие в конкурсах, фестивалях выставок и т. п.

Наличие призёров и победителей конкурсов, фестивалей, выставок и т. п. (см. презентацию)

Заведующая МБДОУ Верхнетроицкого Детскогосада___Смирнова А. И.

Организация педагогом студийно - кружковой работы.

Работа проводиться в соответствии с распорядительными документами, утвержденной программой дополнительного образования.

Программа кружка рассчитана на один год обучения.

Количество занятий – 37, проводятся 1 раз в неделю.

Основная цель кружка – вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и лепки.

Охват детей составляет: см. презентацию

Заведующая МБДОУ Вехнетроицкого Детского сада___Смирнова А. И

Заведующая МБДОУ Вехнетроицкого Детского сада___Смирнова А. И

Выписка из приказа

№30 от 31.08.2011г.

Об утверждении плана

В целях повышения качества образования и удовлетворения запросов родителей на образовательные услуги

Утвердить план работы Изостудии

Руководителем Изостудии назначить воспитателя Словягину Н. А.

Выписка из приказа

№75 от 31.08.2012г.

Об утверждении программ

В целях повышения качества образования и удовлетворения запросов родителей на образовательные услуги

Руководителем кружка назначить воспитателя Словягину Н. А.

Заведующая МБДОУ Вехнетроицкого Детского сада___Смирнова А. И

Раздел 4

Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

ичный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

Ежегодно занимаюсь самообразованием по личному творческому плану, в котором предусмотрено изучение нормативно - правовых документов, ознакомление с новинками методической литературой, учебно- методическими пособиями, новыми методическими технологиями.

Провожу открытые занятия: см. презентацию

Участие в профессиональных конкурсах

Отзыв заведующей МБДОУ Верхнетроицкого Детского сада Смирновой Антонины Ивановны о работе воспитателя Словягиной Наталии Александровны

В общении с детьми педагог придерживается принципа: не рядом и не над, а вместе с ребенком (создавая условия, чтобы ребенок захотел это делать)

Основная линия поведения: не подтягивать ребенка к заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста ребенка. Подчинение своей педагогической цели максимального создания условий для развития творческой личности ребенка, раскрытия его потенциала.

Взгляд на ребенка как на полноценного сотрудничающего партнера.

Способы общения: понимание, принятие, признание ребенка. сочувствие и сопереживание ребенку (эмпатия). Эмпатия – это профессионально значимое качество личности педагога. Если эмпатии у педагога нет – то личностно-ориентированного подхода быть не может.

Результат: сам педагог открыт, способен к росту, проявляет интерес к профессии. Эффект воспитания проявляется в расширении степени свободы ребенка, его способностей, прав, перспектив. Создаются условия и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении ребенка, в формировании его Я - концепции, педагогическая поддержка. мышление и воля не скованы страхом перед неудачей или насмешкой, дети раскрепощаются, проявляют свои таланты.

1. Раздел 1. Форма Экспертного заключения оценки уровня владения современными образовательными технологиями и методиками.

2. Форма Экспертного заключения оценки результатов профессиональной деятельности педагога.

3. Форма Итоговое экспертное заключения.

4. Раздел 2. Владение современными образовательными технологиями и методиками.

5. Результаты использования современных образовательных технологий.

6. Диагностические карты.

7. Раздел 3. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.

8. Справка о результатах освоения воспитанниками образовательных программ.

9. Достижения на конкурсных мероприятиях.

11. Копия приказа отдела образования №174 от 28.09.2011.

12. Справка о динамике количества воспитанников принимающих участие в конкурсах.

13. Справка – подтверждение о том,что принимавшие участие в конкурсе дети являются воспитанниками Словягиной Н. А.

14. Копия приказа об итогах выставки детского изотворчества.

16. Копия приказа о проведении смотра семейных газет.

17. Копии дипломов и свидетельств.

18. Организация кружковой работы.

19. Справка – подтверждение.

20. Выписки из приказов.

21. Раздел 4. Вклад в повышение качества образования

22. Справка о размещении собственного опыта на сайте отдела образования администрации Кашинского района.

23. Справка отдела образования администрации Кашинского района о презентации собственного опыта на РМО.

24. Копия годового плана.

26. Копия приказа №188 от17.12.2010г.

27. Копия диплома

28. Копия свидетельства о заключении брака

29. Копия свидетельства о повышении квалификации

30. Копия удостоверения о повышении квалификации

31. Список открытых занятий

32. Участие в деятельности методических объединений

33. Участие в профессиональных конкурсах

34. Копии приказов об итогах конкурсов

35. Копии грамот

36. Копия приказа о награждении

37. Копия грамоты отдела образования

38. Отзыв заведующей

40. Конспекты НОД с использованием современных образовательных технологий

41. Проекты реализуемые в детском саду

42. Конспекты открытых занятий на РМО

zdorov_esberegayuw.tehnologii.jpg

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель: здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

  • технологии профилактики заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивные праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

00266b-004.jpg

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога. Ребенка и родителей, ребенка и доктора.

Актуальность здоровьесберегающих технологий: жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание культуры здорового образа жизни, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и просвещению родителей о здоровом образе жизни.

Задачи здоровьесбережения:

- формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

- создавать психологически комфортную среду в группах;

- обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

- развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

- корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

- дать представление о строении своего тела и его нормальном функционировании;

- развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • просвещения родителей о здоровом образе жизни;

здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

  • технологии профилактики заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы о здоровом образе жизни;
  • спортивные праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Валеологическое просвещение родителей (просвещение родителей о здоровом образе жизни) - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания культуры здорового образа жизни или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:

Читайте также: