Пантелеев чужой краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: карта Красноярского края, портрет писателя, выставка его книг, данные опроса.

":нет:на всём белом свете ни одной, ни единой кровинки
близкой: Ни здесь и нигде вообще!"
А. Приставкин

"Писатель пишет о сокровенном, обнажая перед читателем
боль души своей:"
И. Пантелеев (9 мая 1983 г.)

Перед чтением книги у 7-классников проводился опрос: "Как вы понимаете значение слова "чужой"?" "С чем для вас ассоциируется это слово?" Были даны индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение отрывка о деревне Заиха, нарисовать её, по возможности близко к тексту, найти, сколько раз и когда именно употребляется в тексте слово "чужой".

Наш разговор пойдёт сегодня о писателе родном. Он родной, потому что жизнь его, его рождение, творчество связаны с Красноярским краем, родным для нас местом. Иван Иванович Пантелеев. Посмотрите на его портрет. Он был большим другом детей, писал о них и для них.

Факты биографии.

Повесть "Чужой", о которой мы будем сегодня говорить, написана в 90-егоды, незадолго до смерти (умер в 1994 году). Попробуем понять, что же волновало немолодого уже писателя? Какие проблемы? И как именно он эти проблемы показывает?

Где происходит действие повести? Д. Заиха. Это реальное место, просто сейчас многие деревни забыты, заброшены. Кто главный герой? Сколько ему лет?

(Лёнька Сизов,11 лет, перешёл в 5 класс; 2 глава)

Что вы можете сказать о деревне? ("..несуразная") Показать рисунок, сравнить его с текстом. Как Лёнька относится к деревне? (ЛЮБИТ!) Найти доказательство в тексте.

Что можете о мальчике сказать? Какие книги он читает? ("Оцеола, вождь сименолов" М.Рида, "Приключения Тома Сойера" М.Твена) Что он думает о будущем? ("Я сам всё сделаю. И судьбу сделаю". "Всё равно сделаю. Сделаю, вот увидите".)

Повесть названа одним словом "Чужой". Перед её прочтением вы писали своё объяснение и понимание этого слова. Вот некоторые ваши ответы: от нейтральных (не свой) до "отвергнутый", "лишний", "никому нее нужный". Ваше отношение к слову? Почему такое?

Повесть по объёму небольшая. Употребляется ли здесь ещё это слово? (Индивидуальное задание. 10 раз, кроме названия: глава 5 - 1 раз;6 - 1 раз;7 - 3 раза; 9 - 2 раза;12 - 2 раза). Читаются предложения с этим словом). Такой повтор для подобного текста - это много. Зачем так часто употребляет Пантелеев это слово? (Чтобы подчеркнуть одиночество, сиротство, тоску Лёньки, вину взрослых за это одиночество. Рядом со словом "звёзды" усиливается эта тоска, она становится вселенской).

Чем необычна композиция книги? (Нет вступления, сразу действие-событие. Нет концовки как таковой. Такой финал называют открытым финалом) В чём достоинство такой композиции?

Какую проблему поднимает автор? Как автор относится к этой проблеме? В каких строчках мы видим это отношение?

Обратимся к финалу книги. Почему нет концовки? (Отсутствие финала - надежда на будущее, на лучшее). Как Лёнька стоит в толпе? (Одиноко) А где же его друзья? (Сенька Пудов уехал к бабушке. Петька на мотоцикле. Зовёт Лёньку на огороды, но тот не хочет воровать).

Попробуйте передать ваши ощущения от книги. В чём нравственные уроки Пантелеева?

Писатель прошёл суровую войну, видел столько смертей, терял друзей, но сердце его не ожесточилось. Он остался добрым человеком. Это печальный рассказ, но он заставляет думать. Обращаемся ко второму эпиграфу.

А) Придумать вопросы (интервью) для жителей деревни, в которой жил Пантелеев.

Б) Сочинение-совет. Что бы вы посоветовали Лёньке в этой жизненной ситуации, если бы жили в этой деревне и были его другом? (Задание на выбор).

В книге рассказывается о времени гражданской войны. Главным героем рассказа является мальчик по имени Леня. Ему недавно исполнилось 10 лет. Мальчику приходиться выживать среди беспризорников и воровать.

Как – то раз приятель Волков забирает Леньку с собой на грабеж. Они попадают полиции. Леньку успели поймать. А Волков убежал. Мальчика арестовали и отправили в камеру, где он осмысливает свою жизнь.

Отец Лени очень много-много пил и уходил в запой. Вопреки пьянству, сын боготворил отца за искренность, щедрость и правдивость. Ранее отец был военным. Иван Адрианович появился на свет в семье торговцев. Он служил в военнослужащих органах. После женитьбы начал заниматься семейной торговлей.

С детства Леня был сообразительным и преждевременно научился читать. Во время мировой войны отец Лени погибает. Мать мальчика работала учительницей и давала частные уроки музыки. Мальчик учится хорошо и принимает участие в школьной деятельности. Вскоре Леня начал читать более серьезные книги и познакомился с Владимиром Волковым. Волков жил в богатой семье и был очень высокомерен. Вова давал книги Лене почитать. Вова узнал, что Леня из простой семьи и перестал с ним общаться.

Леня заболел и не ходил в школу некоторое время. Вернувшись в школу, мальчик узнал, что его класс почти распустился. Некоторые уроки отменялись, а старшеклассники бродили по коридорам. А семья Волкова переехала из города. Зима была холодной, и семье Лени пришлось туго. После окончания революции Леня с матерью переехали в деревню. У Лени были младшая сестра с братом. Они быстро нашли общий язык с сельскими детьми. Леня подружился с Игнатом.

В деревне начались революционные нападения. И мать Лени с детьми переехала в гостиницу. В гостинице мальчик заболел и ему вызвали врача. Лена не попал в больницу, поскольку в гостиницу прорвались военные гвардейцы. Все постояльцы спрятались в подвал. Во время переполоха семью Лени ограбили. У них закачивались припасы. Ленька решил подняться на верхние этажи гостиницы. Там он встретил владельца гостиницы и его сына. Они приняли Леню за воришку. Но когда все выяснилось, отпустили мальчика. Хозяин вызволил всех из подвала и обещал устроить бесплатное угощение.

Гостиница снова попала под обстрел. Леня с семьей были вынуждены переехать в другое место. Еды совсем не осталось. В Ярославле начался голод. А вскоре закончилась и вода.

В конце Леню отпускают из полиции по сопровождению Стеши, которая ранее жила по соседству. Леня все рассказывает Стеше. Она определяет его в учреждение для трудных подростков под руководством Сорокина. Леня окончил школу на отлично и стал хорошим писателем.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пантелеев. Все произведения

Лёнька Пантелеев. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В романе рассказывается о вымышленной планете. На дворе продолжается 632 год Эры Форда. Форд был великим человеком, создавшим автомобильную компанию. Для народа планеты Форд стал Богом. В стране процветала технологическая индустрия.

Двое братьев гуляли по лесу. Они устали и легли вздремнуть. Проснувшись, они увидели камень с какой-то надписью. Там было написано, что на горе стоит дом, в котором находится счастье. Но чтобы добраться до этого счастья

Опера знаменитого композитора отличается своей оригинальностью, которая заключалась в том, что во время премьеры прозвучало своеобразное попурри из танцевальных мелодий Испании, воссоздающую атмосферу Севильи.

Первая сцена пьесы – Глумов Егор Дмитриевич находится в своей квартире, где живет вместе с матерью. Между ними происходит диалог. Глумов зарекается делать свою карьеру исключительно через знакомых.

5 Иван Иванович Пантелеев пишет о детях и для детей

6 Кто избил Лёньку и выгнал его из дома? Отгадай ключевое слово.

8 отчим Куда погрузили мёртвое тело Лёнькиной мамы?

10 отчим кузов О каком происшествии идёт речь?

14 отчим кузов пожар Леонтьич В окружении кого постоянно был Лёнька?

16 от ч им к у зов по ж ар Ле о нтьич люде й

19 Работа в группах. Оцените поступки взрослых людей по отношению к Лёньке. 1 группа: поступки отчима и бабы Веры 2 группа: поступки Ефрема Евсеича и Ливанихи 3 группа: поступки Леонтьича и Люси

23 Финал рассказа И вдруг: -Лёнчик. Он встрепенулся, узнал голос, увидел участливо распахнутые Люсины глаза. -Что с тобой случилось ? Тебе больно? Сильно обгорел? -Не-ет… Чуть-чуть… Я пожар тушил… -Как же так неосторожно… Да ты весь обгорел! Что же такое делается, а… Люди! Да вы не видите, ли чо ли,- ребёнка в больницу быстрей надо.

24 Подумайте ! Что должны были сделать взрослые, чтобы Лёнькина жизнь сложилась по-другому?

25 Ребёнок умеет любить того, кто его любит,- и его можно воспитывать только любовью. Ф. Дзержинский

Произведение красноярского писателя Ивана Пантелеева, рассказывающего о судьбе 11-летнего Леньки, у которого сначала умирает отец, затем спивается и умирает мать, не может оставить равнодушным никого из сегодняшних подростков. Их сочувствие герою повести, сострадание ему, надежда на то, что Ленька, став взрослым, построит в конце-концов себе дом, в котором тепло и уютно будет каждому, переживающему какие-либо жизненные сложности, вселяет в нас надежду на то, что изучение произведений подобной тематики и проблематики плодотворно скажется на отношении ребят к окружающему миру, людям и природе.

Можно дать задание ребятам прочитать повесть дома. В таком случае изучение произведения рекомендуем начать с традиционной беседы, позволяющей учителю судить о том, как внимательно была прочитана учащимися эта повесть. Если же по каким-либо причинам повесть не была прочитана, можно построить урок на чтении отдельных фрагментов произведения в классе с последующим их обсуждением.

Деревне противостоит окружающая природа: подступающая с востока гора, на склонах которой множество пещер, растут на ней не толькомолодые невзрачные березки, но и колючие кусты шиповника, весной - усеянные яркими цветами, а летом - усыпанные спеющими ягодами. Эта красота окружающего мира открывается в повести только Леньке, неравнодушному проявлениям добра и зла в мире, пытающемуся бороться за родной дом.

Размышляя о героях повести, нельзя не отметить, что они все одиноки: и мать Леньки Сизова, и его отчим, и брат Витька. Дом как знак родовых связей, как знак принадлежности человека семье, прикрепленности земле, как знак причастности его к определенным жизненным ценностям перестал существовать. Он не может быть восстановлен. И даже если у Леньки Сизова будет дом, он будет другим. Так Иван Пантелеев воплощает в повести свое представление о жизни 1970-80-х гг. как периоде разрушения традиционных ценностей русской семьи.

Так, к финалу повести Ленька остается еще более одиноким, чем в начале произведения. И. Пантелеев не оставляет читателю надежды на то, что Ленька после больницы может вернуться в родную деревню: ему некуда и не к кому возвращаться.

Для мини-сочинений были предложены следующие темы:

2. Почему Ленька поджег свой дом?

Наиболее показательными для позиции ребят являются следующие сочинения.

Васильев Андрей: « Это произведение заставило меня задуматься о том, что в жизни не всегда бывает всё хорошо. У Лёньки насупили трудные времена. Лишившись родителей, он стал совсем одиноким в этом огромном мире.

Московская Мария: « Здравствуй, Лёня! Я узнала о твоей трудной судьбе и решила написать тебе письмо. Лёня, понимаю, что ты не хочешь в детский дом, но нужно решиться. Ты получишь профессию, образование, сможешь потом помочь Вите.

5.) В приведенных в соответствующем разделе электронной тетради сочинениях содержатся ошибки в жанровом определении повести Ивана Пантелеева. Ребята почему-то называют ее рассказом. Я эти неточности исправила в ниже расположенных мини-сочинениях.

Филиппова Аня.

Пастухова Катя.

Ситников Семён.

Я думаю, что мальчик поджёг дом, потому что он не хотел, чтобы в нём жил недобрый дядя. В этом доме Лёнька жил с мамой, дом был пропитан добром и любовью.

Филиппов Антон.

Это произведение заставило меня задуматься о том, как тяжело потерять своих близких и остаться одному.

Давайте будем уважать, любить и ценить маму, папу, бабушку, дедушку и других близких людей.

Васильев Андрей.

Это произведение заставило меня задуматься о том, что в жизни не всегда бывает всё хорошо. У Лёньки насупили трудные времена. Лишившись родителей, он стал совсем одиноким в этом огромном мире.

Эта повесть тронула меня. Очень жаль Лёньку, детей, живущих в интернатах и детских домах. Ведь дети без родителей, что планета Земля без солнца. Хочется, чтобы взрослые никогда не обижали детей.

Московская Мария.

Здравствуй, Лёня! Я узнала о твоей трудной судьбе и решила написать тебе письмо. Лёня, понимаю, что ты не хочешь в детский дом, но нужно решиться. Ты получишь профессию, образование, сможешь потом помочь Вите.

Читайте также: