Паршукован л маленькие исследователи виды и структура исследовательских занятий в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Тип проекта : опытно – экспериментальный.

Длительность : долгосрочный (март, апрель, май 2022уч. год)

Участники проекта : педагог, дети второй группы раннего возраста, родители.

Пояснительная записка

Сухомлинский В. А.

Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мира открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!

Актуальность:

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что содержание образовательной деятельности в части познавательного развития детей должно быть направлено на формирование у дошкольников познавательной активности и исследовательских навыков. Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний. У детей формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно эту любознательность сделать управляемым процессом уже с раннего возраста.

Цель:

формирование у детей исследовательского типа мышления, экологической культуры и развития познавательного интереса .

Задачи:

· развить интерес к предметам и явлениям окружающего мира;

· сформировать первичные представления об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

· стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;

· создать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации;

· сформировать и совершенствовать навыки работы с различными инструментами, развивать мелкую моторику.

Ожидаемые результаты :

· расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

· развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

· сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

· обогатить предметно – развивающую среду в группе;

· качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:

План реализации проекта во второй младшей группе

Подготовительный этап проекта : 1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта. 2. Пополнить развивающую среду: 3. подбор литературы по теме. 4 Создание экспериментальной лаборатории в группе;

5. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.

6 Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.

7 Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.

8. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.

9. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

Исследовательский этап проекта

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Заключительный этап

Перспективный план работы по проекту

Март:

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Она и в чайнике

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

Описание опыта: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Цель: выявить свойства воды (прозрачная).

Описание опыта: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? Вода прозрачная, а молоко — нет.

Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Нет.

Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой. А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Цель: познакомить детей с одним с воздухом.

Описание опыта: На столе для каждого ребенка лежит султанчик. Ребята, вы знаете что такое ветер? Какой бывает ветер? Возьмем султанчики и создадим свой ветерок.

Что двигает султанчик? Воздух.

Цель: продолжать знакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.

Описание опыта: В глубокую емкость набрать воду, пустить бумажные корабли. Дети дуют на кораблики, меняя силу. Мы ветер, который на море. Корабли с парусами двигаются за счет ветра. Ветер это движение воздуха.

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.

1. Предложите малышу скомкать один лист бумаги.

2. Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок.

3. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Описание опыта: ребята я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали? Ветерок.

А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?

Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали? Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение. Что такое ветерок? Это слабое движение воздуха.

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо что дует ветер!

Хорошо что этот лес вырос прямо до небес

Хорошо что в этой речке очень синяя вода

И мы дружные всегда.

Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.

В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).

Ход: Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого).

Воспитатель: А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)

Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?

Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Ход: ребята, как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?

Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?

Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.

Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на каком песке можно рисовать? Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, а по сухому пальчиком.

Заключительный этап

Литература :

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с

-объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Слайд 1 Целью познавательно - исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности

Слайд 2 Задачи познавательно - исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать .

Слайд 3 Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям: живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир

Слайд4 Познавательно – исследовательская деятельность детей включает в себя следующие этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений , фактов и пр.).
  • Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  • Выбор цели, задач работы с детьми.
  • Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  • Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  • Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  • Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
  • Прогнозирование результата.
  • Закрепление последовательности действий.
  • Закрепление правил безопасности.

Слайд 5 Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности предлагается:

- вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

- предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

- дозировать степень активности взрослого : средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

- создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей

Слайд 6 Структура занятия-экспериментирования.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста.

Задача: освоение причинно-следственных связей и отношений.

- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;

- формулирование причинно-следственных связей (если…,то…; потому…, что…);

- самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Коллекционирование (классификационные работы).

Задача: освоение родовых отношений.

- поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;

- размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в виде коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Путешествие по карте .

Задача: освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).

- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;

- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;

- изучение растительного, животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;

- заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (предметами, объектами, явлениями…).

Задача: освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему).

- изучение истории предмета;

- цикл развития объекта (животного, растения).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Слайд 7 Методы и приемы организации

экспериментально – исследовательской деятельности:

- постановка и решение вопросов проблемного характера

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

- подражание голосам и звукам природы

- использование художественного слова

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

- трудовые поручения, действия

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников.

Привлечение их к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Слайд 9 Правила для педагогов при организации познавательно - исследовательской деятельности:

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
  • Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.

Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое, методика исследовательского обучения помогает детям:

  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.

1.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

2.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

3.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.

4.Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.

6.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Методика организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. Подготовила: воспитатель Руднева О.А.

Познавательно – исследовательская деятельность детей является одним из методов развивающего обучения и направлена: -на выработку самостоятельных познавательно-исследовательских умений; -способствует развитию творческих способностей и логического мышления; -объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Целью познавательно - исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности.

Задачи познавательно - исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать .

Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям: живая природа неживая природа физические явления рукотворный мир

Познавательно – исследовательская деятельность детей включает в себя следующие этапы: Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов и пр.). Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования. Выбор цели, задач работы с детьми. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы , фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным. Прогнозирование результата. Закрепление последовательности действий. Закрепление правил безопасности .

Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности предлагается: вызвать интерес к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора) предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного) дозировать степень активности взрослого : средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности) создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей

Коллекционирование (классификационные работы). Задача: освоение родовых отношений. Деятельность: - поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; - размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в виде коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Путешествие по карте. Задача: освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). Деятельность: - обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; - обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути; - изучение растительного, животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.; - заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (предметами, объектами, явлениями…).

опыт Познавательно – исследовательская деятельность Постановка вопросов проблемного характера НАБЛЮДЕНИЯ ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Дидактические игры ЭВРИТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ТРУДВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ Моделирование (создание моделей) Рассказы сказки стихи поговорки загадки МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правила для педагогов при организации познавательно - исследовательской деятельности: Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями. Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.

Проект разработан для старшей группы.


План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками.


Доклад "Радищевский пион": организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в области патриотического воспитания"

Оценить 1090 0

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Конспект по исследовательской деятельности

(по методу А.И.Савенкова).

Воспитатель Силантьева О.Н.

Пермь 2020 г

Цель: Обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с этапами исследования объекта.

Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.

Закреплять знания детей о молоке, его свойствах.

Приобретение детьми новых знаний о молоке.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать логическое мышление.

Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм - символов.

Развивать творческие способности.

Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Активизировать словарь (течет, растворяет, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия).

Обогащение словаря: гипотеза, мантия, академик, информация, лаборатория.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.

Закреплять умение работать в команде.

Методы исследования:

наглядные (рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации);

словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали);

практический (проведение эксперимента, физкультминутка, зарисовка полученной информации).

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Сегодня нам в группу пришло письмо, от нашего друга Незнайки.

Читает письмо : Здравствуйте ребята, Знайка пообещал принять меня в клуб учёных, если я составлю проект про молоко. А как это сделать я не знаю.

Вы часто мне помогали в трудные ситуациях, вот и в этот раз, я решил попросить у вас помощи. Помогите мне, пожалуйста. Очень хочется попасть в клуб учёных малышек.

Воспитатель: Поможем Незнайке? Дети: да!

Сегодня мы будем проводить самостоятельные исследования – так же как это делают настоящие учёные. Но, для этого, нам нужно вспомнить какие мы знаем методы исследования.

Воспитатель развешивает на доске картинки – схемы методов исследования, дети их называют.

Всю полученную информацию мы будем фиксировать в своих альбомах – пиктограммами.

Ответы детей: молоко – это жидкость, ее нельзя удержать в руках, она вытекает. Молоко белое, не прозрачное, имеет сладковатый вкус. Молоко полезное. Его пьют дети. Молоко дают нам животные: корова, коза, верблюд. Молоко полезно для здоровья. В молоке много витаминов. Молоко нужно нам для того чтобы расти.

Кто скажет нам, какой следующий метод?

Дети, кому вы можете задать вопросы? Что будете спрашивать? Предлагаю посмотреть на зарисованные гипотезы и определиться, какой вопрос они будут задавать.

Что такое цельное молоко?

Воспитатель: цельное молоко -это когда в нём есть белок – поэтому оно белое и жир – он служит фундаментом для нашего организма, поэтому кто пьёт молоко, у него крепкие кости.

Наблюдение за опытом (Проводит воспитатель)

Почему молоко белое?

Описание опыта .
Налила в стаканчик 5 столовых ложек молока добавить 1 столовую ложку уксусной кислоты (9%), перемешала. Увидели образование белых хлопьев.
Этот опыт нам доказал, что в молоке есть белок, он белого цвета, поэтому молоко белого цвета.

Воспитатель. А теперь я предлагаю пройти вам в нашу лабораторию, и провести наш интересный эксперимент.

Который нам докажет ,что в молоке есть – жир.

На столе оборудование для проведения эксперимента, схемы проведения опытов.

1 стакан (250 мл) цельного молока

Гуашь: синяя, красная, желтая, зеленая

1 столовая ложка (15 мл) жидкости для мытья посуды

Начинаем научное волшебство!

1.Налей молоко в тарелку плоскую.

2.Капни на молоко в нескольких местах гуашь разного цвета

3.Ватную палочку обмакни в средство и начинай рисовать на молоке

Жидкость для мытья посуды заставляет молоко и краситель смешиваться, в результате на поверхности молока получаются цветные завитки. Это продолжается в течении нескольких минут.

Вопросы к детям :

Что происходит с молоком? ( Ответы детей). Почему? ( Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, а теперь я предлагаю поиграть.

Игра по показу.

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок,

Кушай, Ванюшка, дружок!

Доклад. (рассказ по теме)

Заключительная часть. (рефлексия)

Воспитатель: А теперь давайте подведем итог нашего исследования. Что вы узнали нового, о чём не знали раньше?

Молодцы ребята, вы очень помогли Незнайке, ваши листочки с зарисовками он заберет с собой и успешно сделает свой доклад.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Т.М. Бондаренко Экологические занятия с.94; Энциклопедия с.83, с. 63.

2.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.п

4.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.

5.Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.

7.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004.

Самоанализ НОД по исследовательской деятельности,

в подготовительной группе

воспитатель Силантьева О.Н.

Непосредственно образовательная деятельность соответствовало возрасту данной группы 6-7 лет.

Цель: Обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с этапами исследования объекта.

Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.

Закреплять знания детей о молоке, его свойствах.

Приобретение детьми новых знаний о молоке.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать логическое мышление.

Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм - символов.

Развивать творческие способности.

Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Активизировать словарь (течет, растворяет, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия).

Обогащение словаря: гипотеза, мантия, академик, информация, лаборатория.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.

Закреплять умение работать в команде.

В начале занятия педагог заинтересовала детей письмом от Незнайки, который обратился к детям с просьбой о помощи. Дети с удовольствием откликнулись, вспомнить и помочь составить проект о молоке для Незнайки.

Детям была предложено вспомнить всё что они знают о молоке, при помощи схем исследования и доказать , что действительно молоко полезно для роста детского организма.

В процессе занятия педагог использовала такие методы исследования: наглядные (рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации);

словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали);

практический (проведение эксперимента, физкультминутка, зарисовка полученной информации).

Дети хорошо знают методы исследования, умеют нужную информацию зарисовать в виде пиктограмм, самостоятельно могут сформулировать вопрос: Что мы не знаем? И что хотим узнать?

Для проведения эксперимента оборудование было подготовлено заранее, дети были разделены на группы, совместно с педагогом назначены были ответственные дети за проведения опыта.

С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное внимание необходимо уделять организации познавательной, поисковой деятельности детей, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

С утверждением ФГОС ДО к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:

-ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

То есть задача подготовки ребенка к школе к приобретению знаний, а к формированию умений действовать самостоятельно, проявлять любознательность, творческую активность и др. Именно эти качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги начального образования.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи. В старшем дошкольном возрасте постановка познавательной задачи осуществляется детьми. Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Основой поисковой, исследовательской деятельности являются :

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней).

Исследовательская активность – это стремление, желание исследовать, открывать, изучать – значит делать шаг в неизведанное.

Исследовательская деятельность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять, рассуждать и анализировать.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активное освоения мира. Детям не сообщаются готовые знания, не предлагаются способы деятельности, а создаются такие проблемные ситуации, решить которые ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт, установит в нём иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Познавательная, поисковая деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность выделяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательная деятельность старшего дошкольника проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде исследовательских вопросов, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как).

При организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми следует руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6. Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

8. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Отличительной особенностью второго этапа экспериментирования является восприятия окружающего мира у дошкольников резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира в том, что он приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей. Если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением от исследовательской деятельности. У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности : у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Процесс познания – творческий процесс, и задача взрослых (педагогов и родителей) – поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Поэтому основной целью организации поисковой, экспериментальной деятельности с детьми является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. 2009. № 3.

ПаршуковаН. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика. 006. № 1.

Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

Савенков А. И. Развитию исследовательских способностей детей // Дошкольное образование. 2004. №7.

Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М. : АРКТИ, 2005.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи В статье рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Раскрывается.

Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом

Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Организация исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАМКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Актуальность В настоящее время в системе дошкольного.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

1. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. №3. 2003.

2. Левшина Н.И. Фантазируй, отгадывай, придумывай: учебно-методическое пособие / Н.И. Левшина, А.Р. Сапаева. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 38с.

3. Паршукова И.Л. Маленькие исследователи: виды и структура исследовательских занятий в детском саду / И.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика / Январь, Февраль / 2006.

4. Теория и практика дошкольного образования: пути обновления - сборник научных статей / науч. ред.: Л.Н. Санникова, С.Н. Томчикова. Магнитогорск, 2010.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. При этом педагог в данной ситуации выступает равноправным партнером, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Следовательно, исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Такие ученые, как: Н.А. Короткова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Л.М. Кларина много внимания уделили вопросу развития познавательно-исследовательской деятельности детей. Н.Н. Поддьяков в своих работах исследовательское поведение дошкольников рассматривает как универсальную характеристику человеческой деятельности, пронизывающую все другие виды деятельности.

Основное содержание исследований (по И.Л. Паршуковой), проводимых детьми старшего дошкольного возраста, предполагает формирование у них, следующих представлений:

– о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);

– о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад; о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год) и пр.;

– об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.);

– о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнивание цветов и других растений);

– о предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.);

– о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар) [3, с.58].

Н.А. Короткова предлагает знакомить старших дошкольников с темами, связанными с неживой, живой природой и частично рукотворным миром, с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) и темами, связанными с историческим временем (прошлое, настоящее, будущее) [1, с.56].

Детское экспериментирование является необходимым условием творческого становления личности в целом. При этом в структуре личности ведущую роль играет активно-наступательная позиция дошкольника – позиция маленького исследователя-экспериментатора. В процессе экспериментирования ребенок получает часто совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению направленности его деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования – способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Детское экспериментирование – вид поисковой деятельности дошкольников, направленный на выявление скрытых связей и зависимостей, существующих между объектами, предметами, явлениями социальной действительности. Таким образом, деятельность опытов и экспериментирования дает ребенку дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управление теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Таким образом, объектами исследовательского поведения ребенка являются все предметы окружающей действительности, которые он может познавать, оперируя различными средствами. По мнению разных ученых средствами познания дошкольников могут являться модели, схемы, картинки, чертежи, карты, планы и пр.

– опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

– коллекционирование (классификационная работа);

– путешествие по карте;

Таким образом, в процесс познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста можно ввести любое содержание, входящее в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром (практически все образовательные программы в этом отношении сходны).

Читайте также: