Панов м в зачем в школе нужна фонема

Обновлено: 03.07.2024

Задание 2. (4)

Задание 3. (4)

Задание 1. (4)

Прочтите статью К.Г.Крушельницкой "Проблемы взаимосвязи языка и мышления" и составьте интеллект-карту ее содержания.

Задание 2. (4)

Прочтите выдержку из произведений В. фон Гумбольдта "Мышление и речь". Попытайтесь изложить мысли автора современным языком.

Задание 3. (4)

Задание 4. (4)


  1. Что понимается в статье под "компьютерной метафорой"?

  2. Какие свойства человеческого сознания отличают его от компьютерного механизма?

  3. Как Вы понимаете выражение "недефолтность аристотелевского типа мышления"?

  4. Каким периодом генетические исследователи датируют появление homo sapiens?

  5. Какие свойства отличают человеческий язык от других коммуникационных систем?

  6. Связано ли возникновение первых орудий труда с появлением языка?

  7. Когда состоялся взрыв креативности человеческого сознания и в чем он выражался?

  8. Чем отличается концепция происхождения и развития языка Р.Джекендоффа от генеративной теории Н.Хомского?

  9. Какие свойства мозга считаются необходимыми для появления языка?

  10. Что такое "зеркальные нейроны", и какова их роль в деятельности мозга?

  11. Из каких взаимодействующих модулей состоит язык?

  12. Что такое "концепты-примитивы"?

  13. Какие мысли автора и научные факты произвели на Вас наибольшее впечатление?

Задание 5. (4)

Прочтите статью А.Вежбицкой "Семантика, культура и познание" и сформулируйте вопросы по ходу содержания 2-й и 3-й главы ("Что универсального в языке и мышлении?", "Семантические примитивы и лексические универсалии"), сосредоточившись на ключевых тезисах автора.

1. Прочтите статью М.В.Черноглазовой "Традиционные фонологические школы" и кратко сформулируйте отличия описанных подходов, их недостатки и пути их преодоления. (2)


  1. Какие практические задачи привели к необходимости создания фонологической теории?

  2. Какова основная идея фонологической теории И.А.Бодуэна де Куртенэ?

  3. Придумайте свои примеры, по аналогии с приведенными автором, подводящие к пониманию фонемы.

  4. Что называется "нейтрализацией" фонем?

  5. Почему для определения фонемы в Московской фонологической школе прибегают к морфеме?

  6. Что такое "пограничный сигнал"? Чей это термин? Приведите свои примеры пограничного сигнала.

  7. В чем состоит разногласие между Московской и Ленинградской фонологическими школами? (3)

3. Прочтите статью "Лондонская лингвистическая школа". Какое новое понятие ввела эта школа в фонологию? В чем необходимость этого понятия? (1)

4. Прочтите статью В.Б.Касевича "Словарь и фонология в порождающей грамматике" и перечислите основные принципы порождающей фонологии. (2)

1. Прочтите статью В.П.Даниленко "Ономасиологическое направление в истории грамматики" и составьте план-конспект ее содержания. (3)

2. Прочтите статью А.В.Бондарко "О структуре грамматических категорий" и кратко опишите в форме эссе (не более 1 стр.) отличие грамматической концепции автора от традиционной формальной. (4)

3. Откройте ссылку: Демьянков В.З. "Функционализм в зарубежной лингвистике в конце ХХ в.". Найдите тексты, касающиеся функциональной грамматики, и тезисно отразите основные мысли. (2)

4. Прочтите статью А.В.Бондарко "Описание системы функционально-семантических полей" и выделите главные мысли. (3)


  1. Каким образом толковались значения в 17-18 вв.?

  2. В чем отличие науки семантики 19-го века от современной?

  3. Что такое "компонентная структура значения" и "компонентный анализ"? С каким направлением в лингвистике они связаны?

  4. Какое влияние на лингвистическую семантику оказали математическая логика и порождающая грамматика Н.Хомского?

  5. Что такое "правило семантического согласования"?

  6. Что такое "семантический язык", и чем он отличается от естественного?

  7. Почему лингвисты отказались от идеи о первичности синтаксической структуры в порождении предложения (первый этап порождающей грамматики Н.Хомского)?

  8. В чем суть "семантической глубинной структуры предложения" в трактовке Дж.Лакова (Лакоффа)?

  9. Что такое "глубинные семантические падежи" (Ч.Филмор)? Какие падежи выделяет Филлмор?

  10. Что еще нового ввел в понятие лексического значения Ч.Филмор?

  11. Что такое "пресуппозиция"?

  12. Что представляет собой "семантический язык" (lingua mentalis) у А.Вежбицкой? (4)

2. Прочтите статью Ю.Д.Апресяна "О регулярной многозначности" и составьте план-конспект ее содержания. (3)

3. Прочтите статью В.И.Абаева "Понятие идеосемантики". Кратко сформулируйте, что такое "идеосемантика". Какие примеры ее установления приводит автор? (1)


  1. Что такое "семантическая деривация?

  2. Приведите примеры семантической деривации в диахронии.

  3. Кто был автором идеи создания "Словаря семантических переходов"?

  4. Что следует считать реализацией семантической деривации?

  5. Какие примеры регулярной семантической деривации приводит автор? Подумайте и предложите свои примеры.

  6. Что понимает автор под "масштабом изменений"?

  7. Что такое "семантическое калькирование"? Приведите примеры из статьи (желательно, и свои собственные).

  8. Что такое "многочленная деривация"? (2)

1) Каким образом автор объясняет градуальный характер различий между четырьмя классами типологических сходств?

2) На Ваш взгляд, целесообразно ли употреблять как равнозначные термины сопоставительный, контрастивный и конфронтативный? Поясните свою точку зрения.

3) Кем была разработана самая совершенная общая типологическая классификация языков? Что лежит в её основе?

4) Почему автор считает трудности типологической классификации языков непреодолимыми? Разделяете ли Вы точку зрения автора?

5) Какие звуки называются редкими? Приведите примеры.

6) Что, по мнению большинства исследователей, является главным средством фразовой интонации?

7) К языкам какого строя относится иврит?

9) Что лежит в основе типологической классификации языков Л. Теньера?

10) Почему в лексической типологии отсутствуют классификации языков?

11) Что поразило исследователей лексики архаических социумов?

12) Почему затруднено количественное межъязыковое сопоставление продуктивности семантической деривации?

13) С чем связан тот факт, что конверсию одни лингвисты относят к морфологической деривации, а другие – к семантической? (4)

3. Прочтите статью Р. Якобсона о типологических исследованиях и тезисно отразите суть всех шести положений (2).

2. Прочтите статью В.М. Алпатова "Языковая ситуация в регионах современной России" и кратко сформулируйте суть рассмотренной автором проблемы и причины её возникновения (2).

3. Ознакомьтесь с отрывком из книги А.Вежбицкой "Язык и культура", составьте не менее 15 вопросов по ходу содержания, обращая внимание на ключевые положения (3).

Задание 1. (3)

Откройте ссылку "Ф. де Соссюр о языковых изменениях". Прочтите выдержки из его труда "Курс общей лингвистики". Составьте план-конспект прочитанного.

Задание 2. (3)

Прочтите статью И.П.Сусова о фонетических изменениях. Приведите основные тенденции в этой области и найдите самостоятельно новые примеры этих тенденций в диахронической перспективе.

Задание 3. (3)

Прочтите статью И.П.Сусова о грамматических (морфологических) изменениях и составьте интеллект-карту ее содержания.

Задание 4. (4)

Прочтите статью И.П.Сусова о лексических изменениях в языке и найдите примеры для четырех типов неологизмов (предпоследний абзац статьи).

1) Чем отличается сравнительно-исторический метод от типологического?

3) В чём отличия классификации Сепира от предыдущих типологических классификаций?

4) Объясните разницу между эндоцентрической и экзоцентрической деривационными морфемами.

5) Почему, по мнению автора, нельзя дать слову универсальное определение, исходя из фонологического анализа? (4)

3. Прочтите статью Э.В.Будаева и А.П.Чудинова "Становление и эволюция зарубежной политической лингвистики" и составьте план-конспект ее содержания. (4)

Содержание

Основы теории

Синтагматика и парадигматика

Поскольку в парадигматике, в отличие от синтагматики, не происходит объединения единиц в классы по тому или иному признаку [3] :20 , а некоторые запреты на сочетаемость не ведут к позиционным чередованиям, в общем случае синтагматические и парадигматические закономерности независимы и невыводимы друг из друга [3] :19 .

Два ряда фонем

Единицы, входящие в состав морфем и слов и различающие их, отличающие друг от друга, способствующие узнаванию слов [4] :88 , в теории М. В. Панова называются синтагмо-фонемами [3] :13 . Позиционно чередующиеся звуковые единицы, составляющие парадигму, называются парадигмо-фонемами [3] :14 .

В русском языке М. В. Панов насчитал 73 синтагмо-фонемы, что заставило его обратиться к понятию субфонемы — различительного признака — для уменьшения числа минимальных единиц [4] :90 .

Нейтрализация

Понятие нейтрализации неодинаково в синтагматике и в парадигматике. Нейтрализация является синтагматической, если в некоторой позиции утрачивает различительную силу признак, являющийся различительным в других позициях; так, в русском языке признак глухости шумных согласных в абсолютном конце слова неразличителен, ср. луг и лук [к]. В парадигматике говорят о нейтрализации, если две парадигмы имеют хотя бы один общий член [3] :18 ; в русском языке таковы, в частности, фонемы и , в ряде позиций совпадающие в звуках [ʌ] (сом, самс[ʌ]ма) и [ъ].

Нейтрализация, наряду с позиционными явлениями и взаимозависимостью единиц в системе, характеризуется М. В. Пановым как специфическая особенность естественных языков [3] :22 .

Критика

Буква обозначает звук. Вроде бы верно. Возьмём для примера какое-нибудь слово.

М обозначает звук [м];

О - звук, близкий к [а];

О - ударный звук [о];

В форме на морозе буква З обозначает уже мягкий звук [з']. В слове морозный она обозначает [з]. В слове изморозь З обозначает [с']. Но все приведенные здесь слова и формы пишутся одинаково.

а) буква обозначает не один звук, а несколько . Мы об этом уже говорили: 5 звуков, которые обозначает буква О в русском языке ;

б) изменения в звуках одного слова или однокоренных слов не влияют на написание (чередования типа дру г - дру ж ок - иной случай, о котором надо говорить отдельно).

По какому принципу объединяются звуки, обозначаемые одной буквой? Почему буква З может обозначать и [з], и [з'], и [с], и [с'], и еще некоторые звуки, отличия которых менее заметны? Почему О может означать и [о], и звук, близкий к [а], и [ъ], и еще кое-какие звуки?

Буква обозначает набор звуков, относимый к одной фонеме. Лучше всего о фонеме рассказал знаменитый лингвист Михаил Викторович Панов (1920 - 2001), например, здесь: "Зачем школе нужна фонема".

Такое определение он дал в учебнике по русскому языку для 5 класса. Я слышал мнение о том, что школе фонема не нужна. Но М.В. Панов после войны, если не ошибаюсь, 8 лет работал в средней школе учителем и имел возможность проверить свои идеи в работе с живыми детьми.

Фонема в речи представлена звуками, которые всегда встречаются в разной позиции. А называется она по звуку, представленному в сильной позиции. Например, фонема /о/ - по звуку [о], представленному в слове д о м . В нем, кстати, все звуки в сильной позиции, поэтому хорошо видно, что оно состоит из фонем /д/, /о/ и /м/. Но в форме множественного числа д о ма второй звук уже другой (близкий к [а]), а фонема все равно остается /о/.

Поэтому перемена звуков, представляющих одну фонему, на письме никак не отображается. Буква, следовательно, на письме обозначает фонему, а не звук. По подсчетам И.С. Ильинской и В.Н. Сидорова, таких написаний в русском языке более 90 % (см. их статью "Современное русское правописание", опубликованную в 1953 г.). А написаний фонетических, т.е. таких, где, например, буква Д обозначает звук [д], а буква А - звук [а], около 70 %. Эти приблизительные 70 % относятся к случаям, когда фонема представлена звуком в сильной позиции, т.е. таким, где в слове нет орфограмм, следовательно, возможности для ошибки. Например, в слове стол ни у кого не возникнет мысль написать где-нибудь другую букву.

Надо еще сказать, что в русском языке есть пары твердых и мягких согласных фонем, но обозначаются они одной буквой ( ко н ь - ко н ; р ама - р яска) . Узнаём о том, какая согласная фонема в слове - мягкая или твердая (и какой звук) - по соседней букве. И не путаемся.

Буква обозначает фонему, следовательно, главный принцип русской орфографии - фонематический.

В 8 % случаев мы пишем так, как слышим : этому правилу подчиняется, например, правописание приставок на -с, -з (бе с сердечный, но бе з рассудный; бе з радостный, но бе с совестный). Хотя фонема там /з/ .

Кстати, мечта везде писать так, как слышится, для русского языка неосуществима , см. об этом: 6336 способов написания слова "расчётливость", не влияющих на произношение

Если же фонему нельзя поставить в сильную позицию (проверить), пишем слово по традиции. Например, в слове с о бака О никак не проверить (фонема может быть как /о/, так и /а/).

Всё изложенное отражает взгляд на фонему, принятый в Московской фонологической школе. Мне их фонологическая теория безумно нравится. Она, кстати, сильно пригодилась в деле составления алфавитов. Вот хорошая книжка, где собраны статьи отцов-основателей этой школы:

Представители Ленинградской фонологической школы, которые видят фонему по-другому, главным принципом русской орфографии считают морфологический , который отстаивал еще М.В. Ломоносов. Его суть в том, чтобы писать одну и ту же морфему во всех родственных словах и во всех формах одинаково: д о м, д о ма, д о мовой; зл о сть, подл о сть . В корне согласные разные, но пишется одна буква; в суффиксе гласные разные, но пишется тоже одна буква. В спорах о фонеме и основном принципе русской орфографии москвичи и ленинградцы, как писал еще один знаменитый москвич Александр Александрович Реформатский (1900 - 1978), были очень горячи и даже колки, хотя в обычной жизни их связывали дружеские отношения.

Есть еще много частностей, о которых я не сказал. Если будет интересно, можно будет продолжить разговор.

  • Норман Б.Ю. Язык как система знаков
  • Основные проблемы теоретической семиотики: лекция А.Н. Барулина (видео и стенограмма).
  • Беседы о русской культуре: видеолекции Юрия Лотмана (для знакомства с самым известным отечественным специалистом по семиотике и вообще для общего развития).

Два примера исследования куклы в семиотическом аспекте:

Тема 4. Язык как система

  • Бурлак С.А. Человеческий язык — что в нем уникального?
  • Зорина З.А., Смирнова А.А. Изучение биологических предшественников речи человека у современных антропоидов (очень кратко).
  • Зорина З. А., Смирнова А. А. О чем рассказали “говорящие” обезьяны: Cпособны ли высшие животные оперировать символами? (книга, 11 мб, pdf).
  • Кронгауз М.А. Человек и обезьяна: диалог по-человечески: видео,расшифровка лекции
  • “Язык” котов, “перевод” на человеческий язык (ненаучное видео для развлечения и размышления о способностях человека интерпретировать все вокруг — см. вопрос о преднамеренности как свойстве знака). (одна из версий концепции Ч. Хоккета — в других публикациях Ч. Хоккета, а также в пересказах этих работ другими учеными представлены разные наборы свойств языка; статья на английском языке, но написана для широкой аудитории, а значит, доступно).
  • Барт Р. Синтагма и система (примеры синтагматических и парадигматических отношений из разных сфер жизни).

Тема 5. Фонетика: акустика и артикуляция

  • Видео- и флеш-ролики, показывающие работу органов речевого аппарата при производстве звуков (американский английский).
  • Miriam Makeba — The Click Song (видео, вначале М.Макеба проводит краткий урок своего родного языка).

Тема 7. Фонема. Фонология

  • Панов М.В. Зачем школе нужна фонема? (Очень доступная лекция интересного ученого.)

Тема 9. Слово

Тема 10. Многозначность и омонимия

  • Рассказ Дж. Лакоффа о том, как он начал изучать метафоры (посмотрите видео, там всего 9 минут, а Дж. Лакофф очень обаятельный).
  • Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем.
  • Интересный проект о том, как менялось значение слов (см. студенческие презентации).

Тема 11. Мотивированность. Фразеология

  • Зализняк А.А. О профессиональной и любительской лингвистике — прекрасная статья о том, чем отличается наука от творчества “лингвофриков”.
  • Шанский Н.М. Лингвистические детективы — научно-популярная книга об истории слов, фразеологизмов и т.д
  • Мокиенко В.М. Образы русской речи — книга об истории и национально-культурной специфике фразеологизмов.

Тема 12. Классификации лексики

  • Интервью с Л.П. Крысиным, известным лингвистом, специалистом по заимствованиям и не только.
  • О русской безэквивалентной лексике и заимствованиях из русcкого языка в английском.
  • Арапова Н.С. Подводные камни в русской классике
  • Понимаете ли вы язык классиков? (тест на знание значений редких слов из классической литературы).
  • М.А. Кронгауз об исчезающих словах: короткая лекция, статья. .

Тема 13. Лексика как система

  • Новый объяснительный словарь синонимов русского языка (интересный словарь о тончайших различиях в значении и употреблении слов).

Тема 14. Лексикография

  • Erin McKean: The joy of lexicography.
  • Статья о человеке, который прочитал 20-томный Оксфордский словарь (что это ему дало и т.п.).
  • О реакции общества на исключение из словаря Collins редких слов
  • О странных и редких словах: слова, которые не войдут в словарь; “Словарь редких и забытых слов”.

Информация о лексикографах:

  • С. Джонсон: о новой биографии С. Джонсона, фильм BBC “Samuel Johnson: The Dictionary Man”.
  • Н. Вебстер.
  • В.И. Даль: 7 невероятных историй о В.И. Дале, о словаре.
  • С.И. Ожегов.

Темы 15 и 16. Грамматика. Грамматические значения и способы их выражения. Грамматические категории

Читайте также: