Адаптация в школе 8 класс
Обновлено: 06.07.2024
Воспитание творческой, психически и физически здоровой личности в условиях интенсивного развития системы политических, социальных, экономических отношений и общей мировой нестабильности является едва ли не самой актуальной задачей современности. Одним из возможных направлений решения поставленной задачи в системе школьного образования является создание различных специализированных профильных учебных учреждений для одаренных детей и подростков. В последнее десятилетие работа в этом направлении заметно активизировалась: все более активно практикуется создание различных школ-интернатов, профилирующих гимназий, колледжей, кадетских корпусов и т. д.
Тем временем, профильные школы-интернаты для одаренных подростков представляют собой особую социально-психологическую среду, где обучающиеся в процессе обучения, особое место занимает проблема адаптации в новых социально-психологических условиях. Высокие учебные нагрузки, качественно иной уровень требований к интеллектуальному развитию обучающихся, повышенная напряженность общения в условиях новой социальной группы, лишенность привычных эмоциональных контактов с родителями – все это может вызывать нарушения психической адаптации обучающихся. Ранний юношеский возраст представляет собой один из наиболее интолерантных к негативным стрессовым воздействиям, что связано с повышенной чувствительностью к стрессу.
Становления личности и психического развития подростков в рамках специализированных школ-интернатов для одаренных детей посвящено достаточное количество научных работ, проблема психологических, внутриличностных факторов психической адаптации в таких специфических социально-психологических условиях освящена недостаточно и требует дальнейшей проработки.
Пояснительная записка
Система образования нового тысячелетия должна быть ориентирована не только на передачу знаний, но и на подготовку подрастающего поколения к взрослой жизни через сохранение психического здоровья обучающихся и развитие адаптационных возможностей личности.
Актуальность программы. Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся предназначена для выявления и прогнозирования состояния психологической адаптации обучающихся на протяжении первого года обучения. Данная программа рассчитана на работу с детьми вновь прибывших в лицей-интернат и состоит из нескольких направлений: психологическая диагностика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая и профилактическая работа. Исходя, из специфики психологической работы ОГАОУ БИЮЛИ были определены цель и задачи программы.
Цель программы – создать условия для личностного роста подростков.
Задачи программы:
- Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в личностном развитии учащихся.
- Создать условия для формирования стремления к самопознанию.
- Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия,формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
- Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
- Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Этапы реализации программы
- этап. Диагностический блок. Изучение психоэмоционального состояния детей в новых условиях.
- этап. Практический блок. Проведение тренинговых занятий.
- этап. Просветительский блок. Психолого-педагогическое просвещение всех участников образовательного процесса (учителя, классные руководители, родители).
- этап. Диагностический блок. Анализ промежуточных результатов сопровождения.
- этап. Практический блок. Создание индивидуальных программ по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с низким уровнем адаптации.
Результативность
Программа призвана обеспечить:
- Выявление и предупреждение возможных трудностей в период адаптации.
- Расширить знания обучающихся о чувствах и эмоциях.
- Сформировать стремление к самопознанию.
- Развить способности безоценочного отношения.
- Сформировать умения управлять своим эмоциональным состоянием.
- Сформировать коммуникативные навыки общения.
Средства контроля
Виды контроля
Содержание контроля
Методы
Изучение психоэмоционального состояния детей в новых условиях
Отслеживание психоэмоционального состояния на уроках
Изучение психоэмоционального состояния детей в новых условиях
Условия реализации программы
Целевая группа: вновь прибывшие дети.
Сроки реализации программы: учебный год.
Технология, формы и методы обучения
Методы: занятия с элементами тренинга. Данные занятия рассчитаны на 6 встреч с продолжительностью 45 минут.
Инновационные педагогические технологии: дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, медитация.
Формы занятий: диагностика (индивидуальная, групповая);
тренинговые занятия (групповые занятия). Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Завершающая часть
Материально-техническое оснащение
Специально-оборудованный кабинет – сенсорная комната (комната психологической разгрузки, комната релаксации); оборудованный учебный кабинет.
Методическое обеспечение
Учебный план на учебный год
п/п
Этапы реализации
Сроки реализации
Программное обеспечение
-Изучение психоэмоционального состояния
- САН (Самочувствие-Активность-Настроение)
- Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса
- Диагностика уровня социально-педагогической запущенности (Р.В. Овчарова)
- Проективная диагностика уровня школьной тревожности (А.М. Прихожан)
- Измерение времени реакции – классическая психофизиологическая проба.
Диагностический блок. Анализ промежуточных результатов сопровождения
2.Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса
3.Диагностика уровня социально-педагогической запущенности (Р.В. Овчарова)
4.Проективная диагностика уровня школьной тревожности (А.М. Прихожан)
5.Измерение времени реакции – классическая психофизиологическая проба.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Создание индивидуальных программ по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с низким уровнем адаптации.
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii.docx | 82.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор ОГАОУ «Белгородский
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации к новым учебным условиям
Срок реализации – 1 год
обучающиеся от 14 до 16 лет
Автор программы: Минина Елена Валерьевна
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
председатель_____________ Чернабок О.В.
Пояснительная записка 5
Список литературы 12
Приложение 1 13
Приложение 2 16
Приложение 3 19
Приложение 4 32
Воспитание творческой, психически и физически здоровой личности в условиях интенсивного развития системы политических, социальных, экономических отношений и общей мировой нестабильности является едва ли не самой актуальной задачей современности. Одним из возможных направлений решения поставленной задачи в системе школьного образования является создание различных специализированных профильных учебных учреждений для одаренных детей и подростков. В последнее десятилетие работа в этом направлении заметно активизировалась: все более активно практикуется создание различных школ-интернатов, профилирующих гимназий, колледжей, кадетских корпусов и т. д.
Тем временем, профильные школы-интернаты для одаренных подростков представляют собой особую социально-психологическую среду, где обучающиеся в процессе обучения, особое место занимает проблема адаптации в новых социально-психологических условиях. Высокие учебные нагрузки, качественно иной уровень требований к интеллектуальному развитию обучающихся, повышенная напряженность общения в условиях новой социальной группы, лишенность привычных эмоциональных контактов с родителями – все это может вызывать нарушения психической адаптации обучающихся. Ранний юношеский возраст представляет собой один из наиболее интолерантных к негативным стрессовым воздействиям, что связано с повышенной чувствительностью к стрессу.
Становления личности и психического развития подростков в рамках специализированных школ-интернатов для одаренных детей посвящено достаточное количество научных работ, проблема психологических, внутриличностных факторов психической адаптации в таких специфических социально-психологических условиях освящена недостаточно и требует дальнейшей проработки.
Система образования нового тысячелетия должна быть ориентирована не только на передачу знаний, но и на подготовку подрастающего поколения к взрослой жизни через сохранение психического здоровья обучающихся и развитие адаптационных возможностей личности.
Актуальность программы. Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся предназначена для выявления и прогнозирования состояния психологической адаптации обучающихся на протяжении первого года обучения. Данная программа рассчитана на работу с детьми вновь прибывших в лицей-интернат и состоит из нескольких направлений: психологическая диагностика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая и профилактическая работа. Исходя, из специфики психологической работы ОГАОУ БИЮЛИ были определены цель и задачи программы.
Цель программы – создать условия для личностного роста подростков.
- Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в личностном развитии учащихся.
- Создать условия для формирования стремления к самопознанию.
- Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия,формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
- Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
- Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Этапы реализации программы
- этап. Диагностический блок . Изучение психоэмоционального состояния детей в новых условиях.
- этап. Практический блок. Проведение тренинговых занятий.
- этап. Просветительский блок. Психолого-педагогическое просвещение всех участников образовательного процесса (учителя, классные руководители, родители).
- этап. Диагностический блок. Анализ промежуточных результатов сопровождения.
- этап. Практический блок. Создание индивидуальных программ по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с низким уровнем адаптации.
Программа призвана обеспечить:
- Выявление и предупреждение возможных трудностей в период адаптации.
- Расширить знания обучающихся о чувствах и эмоциях.
- Сформировать стремление к самопознанию.
- Развить способности безоценочного отношения.
- Сформировать умения управлять своим эмоциональным состоянием.
- Сформировать коммуникативные навыки общения.
Изучение психоэмоционального состояния детей в новых условиях
Отслеживание психоэмоционального состояния на уроках
Изучение психоэмоционального состояния детей в новых условиях
Условия реализации программы
Целевая группа: вновь прибывшие дети.
Сроки реализации программы: учебный год.
Технология, формы и методы обучения
Методы: занятия с элементами тренинга. Данные занятия рассчитаны на 6 встреч с продолжительностью 45 минут.
Инновационные педагогические технологии: дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, медитация.
Формы занятий: диагностика (индивидуальная, групповая);
тренинговые занятия (групповые занятия). Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Завершающая часть
Специально-оборудованный кабинет – сенсорная комната (комната психологической разгрузки, комната релаксации); оборудованный учебный кабинет.
Учебный план на учебный год
-Изучение психоэмоционального состояния
- САН (Самочувствие-Активность-Настроение)
- Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса
- Диагностика уровня социально-педагогической запущенности (Р.В. Овчарова)
- Проективная диагностика уровня школьной тревожности (А.М. Прихожан)
- Измерение времени реакции – классическая психофизиологическая проба.
Диагностический блок. Анализ промежуточных результатов сопровождения
1 .САН (Самочувствие-Активность-Настроение)
2.Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса
3.Диагностика уровня социально-педагогической запущенности (Р.В. Овчарова)
4.Проективная диагностика уровня школьной тревожности (А.М. Прихожан)
5.Измерение времени реакции – классическая психофизиологическая проба.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Создание индивидуальных программ по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с низким уровнем адаптации.
Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Прохождение через этап полового созревания нередко бывает очень болезненным. Подростки чрезвычайно критически настроены по отношению к собственной внешности; их переживания связаны с недостаточностью развития или с быстрыми его темпами.
Поступление в лицей, переезд в другой город, жить отдельно от родительского дома – это новый этап в жизни подростка. Вступление во взрослую жизнь – не одномоментное событие, а длительный процесс, где биологические и социальные стороны имеют свой ритм и темпы развития. В связи с тем, что учащиеся 8,9,10-х классов находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) они переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняет принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстают в учебе, быстро утомляется и просто ребенок отказывается идти в школу. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношений и общения с пока что мало знакомыми одноклассниками и учителями. Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика. Для того, чтобы период адаптации протекал благоприятно мы с вами должны объединить усилия для полноценного развития личности учащегося нашего лицея. Создание ситуации комфорта и учет человеческого фактора необходимы не только на классных часах, в стенах общежития, но также на уроках, в особенности на уроках где ребята чувствуют большую интеллектуальную нагрузку.
Несколько коротких рекомендаций по созданию благоприятных взаимоотношений между учителем и учеником:
- исключить сравнения ученика с другим учеником, помнить, что каждый из нас индивидуален;
- оценивайте работу ученика с учетом его способностей, а не его самого как личность;
- признайте, что каждый из нас имеет право на ошибку, и ученик подросткового возраста не исключение;
- ученик относится к себе так, как его оценил взрослый (родитель или учитель) т.к. у ребят на первый план выходят индивидуальные качества учителя – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, а на второй профессиональные качества;
- отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новым условиям (правильный ответ, мнение ученика на заданную тему);
- необходимо создавать организацию жизнедеятельности всех участников процесса соблюдая санитарно-гигиенические требования: проветривание помещения перед образовательным процессов, проведение динамических пауз с целью профилактики переутомления, процесс обучения необходимо строить с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма подросткового возраста и т.д;
- предоставлять информацию дозировано с учетом индивидуальных особенностей детей;
- отслеживать риск стрессовых ситуаций, и снижать этот риск при ответе у доски, выставлении низкой отметки, т.к. ребята изначально эту оценку примеряют на себя как на личность, а не за их ответ, выполнении порой большого объема домашних заданий;
- исключить наказание за поведение плохими отметками по предмету или на экзамене – это приведёт не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету ;
- исключите запугивание звонком родителям т.к. вы не, не классный руководитель не знаете полной картины семейных взаимоотношений, этим можно спугнуть подростка с высоким уровнем тревожности;
- если возникла конфликтная ситуация с учеником, не выносите это на обсуждение всего класса, иначе вы можете сформировать у ученика негативное к вам отношение, которое неизвестно какую может принять форму. Обратитесь к классному руководителю, педагогу-психологу и социальному работнику. Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
часто личностные качества нас взрослых могут быть причиной конфликтов (раздражительность, плохое настроение, неприятности дома и т.д.), необходимо помнить, что ребята не являются виновниками нашего настроения или наших личных проблем.
Создайте атмосферу доверия и понимания, необходимо быть для ребят мудрым человеком, который сможет понять и принять его таким, каков он есть, а дать ему понять, что вы можете ему помочь, вдали от родительского дома.
Быть примером для своих учеником это, и есть великая награда для профессионала, и ребята будут благодарны Вам за этот опыт!
Конспект родительского собрания в 8 классе на тему: Адаптация учащихся в новом учебном году
Цели: привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации ребенка; выявить причины дезадаптации и наметить пути решения появившихся проблем.
Оборудование: бланки письменного опросника для учащихся и учителей-предметников.
Подготовительная работа.
• Среди учащихся проводится письменный опрос по методике изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, составленной А. А. Андреевым.
Инструкция. Учащимся предлагается оценить степень своего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
Опросник удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что в нашей школе меня по-настоящему готовят к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
• Учителям-предметникам можно предложить оценить класс, используя примерные вопросы:
1) Какие особенности имеются у этого класса?
2) Отличается ли уровень подготовки по сравнению с прошлым годом?
3) Какие ученики демонстрируют изменения при подготовке к урокам, улучшение результата?
4) Какие пожелания родителям хотели бы вы высказать?
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения.
Школьный педагог-психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями девятиклассников и особенностями их адаптации к школе, дает рекомендации по режиму и способам решения возникающих проблем.
III. Рекомендации учителей-предметников.
Классный руководитель знакомит родителей с рекомендациями учителей-предметников.
Знакомство родителей с результатами проведенного опроса по методике изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Анализ результатов.
IV. Итог собрания.
Родители обсуждают проект решения собрания:
1. Педагогу-психологу продолжить наблюдение за периодом адаптации учащихся в процессе обучения.
2. Провести индивидуальные беседы с родителями, чьи дети испытывают какие-либо трудности в период адаптации.
3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени учащихся через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Отсутствие страхов перед учителем или предметом
Хорошие отношения с одноклассниками
Желание учиться
Вера в свои силы и способности
Умение самостоятельно выполнять домашние задания
Соблюдение режима учебы и отдыха
Адаптация –приспособление, вхождение
в процесс учебы на новом месте
Признаки успешной
адаптации
Признаки дезадаптации
Удовлетворенность ученика процессом обучения
Ученик успешно справляется с программой
Ученик самостоятельно выполняет домашние задания, просит помощи лишь после попыток выполнить задание самому
Усталый, утомленный вид
Нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне
Стремление отвлечь взрослых от разговоров об учебе, жизни в лицее
Нежелание выполнять домашние задания
Негативные характеристики в адрес лицея, учителей, одноклассников
Беспокойный сон
Трудности утреннего пробуждения, вялость
Жалобы на плохое самочувствие
Сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить
Спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.
Распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание)
Представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания
Соблюдать гигиену труда и отдыха (чередовать нагрузки и отдых, спать не менее 8 часов и пр.)
Умеет ли Ваш ребенок?
Познавательная адаптация
во многом зависит от умения ученика учиться
Особенности
памяти
20%
40%
60%
80%
1 час
24 часа
72 часа
Количество информации
100%
Время
Консультации проводятся в корпусе № 2 каб. 318
День приема родителей среда с 16.00. до 20.00.
Записаться на прием можно в журнале на вахте
График работы
Методическая разработка и анализ своей школы на примере.
Адаптация первоклассников. Анализ анкетирования в 1 классе
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.
Отношение ребенка к обучению в школе
Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т. е. Выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе, интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа – плюс 24 и более;
2 группа – плюс 14 до 23;
3 группа – от 0 до 13;
4 группа – от минуса 1 до минус 10;
5 группа – менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляют собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.
Таким образом, можно говорить, что данная методика дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
В классе 15 учеников. В анкетировании принимали участие 13. Один из обучающихся занимается по специальной программе.
Диагностика уровня готовности к школьному обучению.
Результаты ориентировочного теста школьной зрелости Керна - Я.Йерасека.
Читайте также: