Памятка волонтера в школе
Обновлено: 05.07.2024
Привычные формы воспитательной работы – классный час, беседа, тематический вечер, игра и прочие – пользуются у наших педагогов заслуженной популярностью. Однако иногда более эффективными могут оказаться новые, нестандартные варианты. Один из них – волонтерство. Добровольческая деятельность имеет более чем тысячелетнюю историю, однако после того, как ушли в прошлое гайдаровские тимуровцы, в российских школах волонтерство так и не стало общепринятой практикой. Но сострадание, взаимопомощь и ответственное отношению к всему, что нас окружает, остаются актуальными во все времена. Кстати, 2018 год объявлен в России годом добровольца. Прекрасный повод дать детям возможность попробовать себя в этом качестве.
Что такое волонтерство?
Волонтерство в самом широком понимании включает любую добровольную и безвозмездную общественно-значимую деятельность. При этом от того, что обычно называют собственно общественной деятельностью, волонтерская отличается своей ориентацией на помощь остронуждающимся. Социальное волонтерство, подразумевающее помощь бездомным людям и животным, пожилым или тяжелобольным людям, инвалидам, воспитанникам детских домов, а также тем, кто пострадал в результате социальных или природных катаклизмов, безусловно, является самым популярным. Но есть и другие варианты. Это также довольно распространенное экологическое волонтерство (забота об окружающей среде), культурно-просветительское (сохранение культурного наследия) и даже арт-волонтерство, объединяющее людей творческих профессий, и так далее.
Волонтер не получает за свой труд денежного вознаграждения, но приобретает нечто иное: в первую очередь – нравственное удовлетворение от своей работы, а также возможность реализовать творческий потенциал и лидерские качества, завести новые знакомства, получить новые знания и навыки.
Воспитание и развитие
Организация волонтерского движения с участием школьников будет преследовать те же цели, что и более традиционные формы воспитательной работы. В первую очередь это формирование определенного мировоззрения. Опыт бескорыстной помощи другим, тем, кто в этом нуждается позволяет осознать ценность доброты, милосердия и участия. Способствует волонтерская деятельность и развитию активной жизненной позиции, умения брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Кроме того, участвуя в различных волонтерских проектах, школьники могут приобрести множество полезных навыков (как исключительно практических, так и, например, коммуникативные. Будем помнить, наконец, и о таких вещах, как профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Волонтерская деятельность может быть не связана напрямую с проблемами экологии или ЗОЖ, однако она по умолчанию располагает к бережному отношению не только к другим людям или животным, но и к природе, а также к собственному физическому и психоэмоциональному состоянию.
Эффективность волонтерства как формы воспитательной работы трудно отрицать, но, чтобы достичь перечисленных выше целей, нужно соблюсти ряд условий.
Добрая воля
Прежде всего должны соблюдаться основные принципы волонтерства, в особенности главный из них – отсутствие принуждения. Особенно это важно в работе с подростками, жестко реагирующими на любую обязаловку. Крайне важно заинтересовать детей, сделать так, чтобы они не только с удовольствием участвовали в волонтерском движении, но и предлагали свои идеи, выступали инициаторами новых проектов.
Неплохой способ увлечь детей волонтерской работой – обратиться к уже упомянутой советской классике. Предложите для внеклассного чтения того же Гайдара, посмотрите фильм, расскажите историю создания книги и ее влияния на юных читателей. Не исключено, что после этого предложение заняться чем-то подобным в реальности будет встречено школьниками с большим энтузиазмом.
Что дальше?
Следующий шаг (а в некоторых ситуациях и первый) – выбор направления деятельности. Иногда он бывает продиктован какими-то внешними обстоятельствами. Через дорогу от вашей школы находится нуждающееся в помощи социальное учреждение? Используйте эту возможность, чтобы вовлечь школьников в новый проект. Если же такого очевидного варианта нет, выбор можно предоставить самим учащимся, в особенности старшего возраста.
К разработке положения о волонтерстве, памятки или кодекса волонтера, организации волонтерской школы, где желающие могли бы получить нужную информацию или приобрести необходимые навыки, также можно привлечь самих школьников, используя в качестве образцов уже существующие документы и программы (их можно найти на сайтах крупных волонтерских движений и переделать под свои нужды). В таком деле, как волонтерство, инициативность и самостоятельность учеников будут кстати, ваша задача, поощряя их активность, направлять в нужную сторону и держать в границах разумного.
Растет ребенок – растет ответственность
Несколько слов о возрастных группах. В волонтерской работе можно участвовать в любом возрасте, от пяти до девяноста пяти. Конечно, ученики начальной школы не смогут заниматься волонтерством самостоятельно (нижняя граница в этом случае – четырнадцать лет), но есть вещи, с которыми успешно справятся и они: нарисуют открытки для дома престарелых, соберут макулатуру, подготовят праздничную программу для ветеранов на День Победы… Старшеклассникам подойдут и более серьезные задачи. Например, не только нарисовать и подписать открытки, но и провести в пользу дома престарелых сбор вещей, благотворительный вечер или ярмарку. К тому же чем старше дети, тем больше правды о неприглядных сторонах нашей жизни им можно открыть, не боясь нанести травму. Шестнадцатилетние подростки могут быть даже волонтерами в хосписах – правда, с письменного согласия родителей (кстати, поддержкой родителей необходимо заручиться в любом случае).
Общее дело
Как мы уже говорили, в волонтерской работе могут участвовать все – по мере своих сил, возможностей и желания. Активные и заинтересованные ученики могут подключить своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Это очень кстати, ведь всегда есть задачи, которые по плечу только взрослым. Постарайтесь сделать так, чтобы действительно важная и ответственная (не обязательно сложная) работа нашлась каждому. И, между прочим, вы можете поинтересоваться – может быть, кто-то из родных ваших учеников уже располагает опытом волонтерства и согласится помочь вам советом.
Конечная цель фонда довольно амбициозна – создать в стране такую систему помощи, которой сможет воспользоваться каждый пожилой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию. В настоящее время добровольцы навещают стариков, проводят для них концерты, пишут письма и отправляют открытки к праздникам, собирают средства на ремонт и медицинскую помощь… Деятельность фонда затронула уже более двадцати регионов России, и его руководство всегда готово поддержать местные инициативы. Участвуют в волонтерской работе и школьники. Кто знает, может быть, повзрослев, юные волонтеры создадут что-то столь же впечатляющее, как сама Лиза Олескина?
Волонтерство входит и в список направлений работы Российского движения школьников, общественно-государственной детско-юношеской организации, цель которой – развитие и воспитание подрастающего поколения. РДШ сотрудничает с Ассоциацией волонтерских центров, координирующей работу волонтерских движений в России. Список членов ассоциации весьма внушителен и охватывает почти шестьдесят регионов страны.
Итак, волонтерская работа может научить школьников бескорыстно помогать другим и трудиться на благо общества, проявлять инициативу и в то же время придерживаться правил, легко налаживать контакт и в то же время быть чуткими и внимательными. К тому же даже не очень взрослые волонтеры способны принести этому миру самую настоящую пользу. В число несомненных плюсов волонтерства входит и возможность выбрать из множества вариантов именно ту деятельность, которая придется школьникам по душе. А разобраться, что к чему, поможет опыт волонтеров со стажем, тех, для кого помощь нуждающимся стала образом жизни.
Волонтёрство - занятие командное. В одиночку много не сделать. Чтоб работа шла слаженно и успешно, необходимо следовать правилам, выработанным в команде. Наша организация молодая, не имеет пока ни своего устава, ни опыта, от которого можно оттолкнуться. Поэтому, я предлагаю руководствоваться следующими правилами.
ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ
-Новый волонтер перед первым посещением больницы (социального учреждения, далее – учреждения) должен присутствовать на собрании, быть представленным группе и руководителю, быть включенным в картотеку и пройти инструктаж в группе волонтеров. -Ксерокопия паспорта и фото обязательно. После испытательного срока выдается удостоверение волонтера.
-Первое посещение учреждения новым волонтером осуществляется вместе с куратором группы или с опытным волонтером.
-Категорически запрещается брать с собой в учреждение людей, не состоящих в группе волонтеров. Искать себе замену можно только из волонтеров группы.
-Находясь в учреждении, мы не критикуем действия персонала, условия содержания детей, прочее. Все ситуации, требующие, по вашему мнению, вмешательства, мы выносим на обсуждение еженедельного собрания волонтеров.
-С руководителями учреждений контактирует руководитель волонтерской группы или с его назначения, куратор по направлению.
-При посещении учреждений обязательно подчинятся требованиям этого учреждения: в больнице – носить мед. халат, мед. шапку, сменную обувь или бахилы. Если нет своей спец. одежды, то поверх одежды желательно надевать любой чистый халат.
- Не допускается посещение учреждения с детьми до 16 лет.
-Стремиться, чтобы отношения в группе были уважительными. Была взаимная поддержка и выручка. Вырабатывать командный дух!
-Если волонтер по каким-либо причинам не может участвовать в работе группы, он должен предупредить руководителя группы о своем временном или постоянном уходе.
-Каждый волонтер своими действиями и словами формирует представление о волонтерской группе в целом, и поэтому обязан поддерживать репутацию группы на достойном уровне и выполнять все требования этой инструкции
-Волонтер может быть исключен из группы за систематическое нарушение требований данной инструкции, а также за совершение действий, дискредитирующих Организацию.
ПРАВИЛА
-Ответственность за лечение и уход за детьми несет мед. персонал. Волонтеры не занимаются лечением, закаливанием детей.
-Приносить свою еду и напитки можно только с разрешения мед. персонала . Можно кормить детей в условленное время (обед, ужин) больничным питанием.
-Волонтеры не должны посещать детей, если мед. персонал запрещает визиты по причине карантина. Информацией о состоянии детей располагает медсестра на посту.
-Перед визитом убедитесь, что у Вас чистые кожные покровы (отсутствует герпес, вши), кишечные расстройства, кашель, насморк и др. признаки ОРВИ/ОРЗ. Даже если чувствуете простое недомогание, визит к детям нужно отложить. Важно, чтобы инфекции отсутствовали и в окружении волонтера (инфекционные заболевания в семье, в школе и в детском саду у детей).
-В случае если волонтер замечает нехватку необходимых средств ухода (гигиенических салфеток или памперсов), одежды, и пр., необходимо отметить это в журнале и довести до сведения группы на еженедельном собрании.
-Необходимо рассчитывать возможности волонтера при посещении детей в зависимости от того, сколько детей, какого возраста и в скольких палатах они размещены. Один волонтер может полноценно заняться не более чем с одним ребенком за одно посещение. Если детей более двух, то обязательно посещение волонтерами в паре.
-График посещения детей на предстоящую неделю составляется на еженедельном собрании волонтеров. Уточнения и запись возможны по телефону у куратора по больнице.
-Волонтеру запрещается выяснять и распространять информацию о детях (фамилию, родителей, историю болезни, адрес проживания и дальнейшую судьбу после выписки из больницы). Если волонтер желает установить опеку или патронаж на конкретного ребенка, то за содействием необходимо обратиться к руководителю волонтерской группы.
-Факт посещения детей необходимо отмечать в спец.журнале, который находится на посту медсестры и сообщить о нем куратору группы.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЛОНТЕРОВ
Права:
Работа в группе является добровольной
Для волонтеров проводятся тренинги и лекции по педагогике, детской психологии, основам православия. Пожелания по получению других знаний приветствуются.
Волонтеры опираются на эти знания при работе с детьми, но могут использовать и свой личный и профессиональный опыт. Обмен опытом приветствуется в рамках волонтерской группы.
Каждый волонтер имеет возможность активно участвовать в работе группы: предлагать новые идеи, направления деятельности, быть куратором предложенного направления.
Получать юридическую, консультативную, методическую, психологическую и др. виды помощи от специалистов группы.
Принимать участие в организации мероприятий: паломнических поездок, выездных семинаров, выставках.
Получать методические материалы, пользоваться библиотекой.
Участвовать в обсуждении любого вопроса, касающегося прав и обязанностей волонтеров.
Обязанности:
Неукоснительно выполнять принципы работы и правила поведения волонтеров.
Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.
Кто такие волонтеры?
Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.
Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.
Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.
Почему люди становятся волонтерами?
Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.
Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.
Добрые мотивы
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.
Общение и хорошая компания
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.
Внешние стимулы
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.
Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.
Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?
Помогите школьнику подумать о видах мероприятий и активностей, которые будет приносить ему радость и удовольствие.
Попросите ребенка подумать о том, с какими людьми он хотел бы работать.
Убедитесь, что ребенок понимает все возможные проблемы, связанные с волонтерством. Например, работа с больными людьми и маленькими детьми требует особого внимания и терпения, а также нередко физических нагрузок.
Убедитесь, что волонтерская организация, где будет работать ребенок, может предоставить человека-куратора, который поможет ребенку в случае возникновения проблем и вопросов.
Регулярно давайте обратную связь, отмечайте положительные стороны, подчеркивайте, какие новые знания школьник получил, какие навыки развил.
Узнавайте, нам чем ведется работа, активно участвуйте в этой стороне его жизни, спрашивайте его мнение относительно тех или иных проблем, стимулируйте к размышлениям и собственным инициативам.
Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.
Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?
Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.
Читайте также: