Память осени краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Хочу подснежников! Хочу подснежников! Смешно? Зима маячит у порога! А я хочу! Мне в.

ФЕВРАЛЬ ФЕВРАЛЬ Свежей и светлой прохладой Веет в лицо мне февраль. .

Художник Алексей Савченко Художник Алексей Савченко родился в 1975 году в городе Сергиев Поса.

Музыка петербургских салонов 19 века ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА ПЕТЕРБУРГСКИХ САЛОНОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ.

-Ссылки

-Музыка

-Фотоальбом

-Я - фотограф

Апрельская синь небесная

-Видео

-Всегда под рукой

-Метки

-Поиск по дневнику

-Статистика

Второй фильм кинофестиваля, выбранный мною. Режиссер - Андрей Соколов, всеобщий любимец еще с "Зала ожидания"(кстати, в том перестроечном сериале я его люблю больше всего. ) Итак, "Память осени". Привлек звездный состав: королева современного кино Инна Чурикова, под стать ей Евгения Симонова и молодежь(уже не юная) Лазарев младший, Трубинер и мой любимец Леонид Бичевин.

Из вступительной речи Соколова узнали, что съемки проходили в Пензе,

переглянулись с подругой, бывали с ней не раз в Кузнецке, осень там дивная.

Сюжет укладывается в парочку предложений. Семью, пользовавшуюся привилегиями по заслугам главы рода, выселяют с элитной дачи, где они безбедно и привольно проживали много лет. Обстоятельства выезда оказываются поистине форс-мажорными, вскрывая все перипетии родственного напряга в отношениях. Героиня Инны Чуриковой, после смерти мужа возглавившая семейный клан, изо всех сил пытается удержать свое разношерстное семейство на волне Добра, Любви, Верности Идеалам, etc.

И вот тут для меня начались непонятки. Препирательства, ерничанье, цепляния друг друга в мелочах и по-крупному, мне, к сожалению, знакомы.Что испытываешь, когда рушится скрупулезно создаваемое тобою на протяжении десятилетий, тоже знаю. Но должна же быть НАДЕЖДА на лучший исход, на свет в конце тоннеля, куда тебя загнала жизнь(или судьба).В фильме Соколова этого, к глубочайшему сожалению, нет. Даже не ощущается. Полнейший беспросвет и безнадега. И страшный пожар в финале вполне ожидаем, ибо тот накал нещадности, когда кровно близкие люди искрят, как замкнувшая старая проводка, эти искры просто обязаны вспыхнуть. Правда, в фильме им помогает рука человеческая, женская, ведомая корыстным мщением.Но это уже сюжетный поворот, рожденный временем, без которого вполне можно было обойтись.И так все всем ясно.Империя рухнула, бонза брошен в выкопанную для него яму("по-немецки", Бичевин в роли друга из глянцевой Германии чудо как хорош!).

А вот думать, размышлять после просмотра не о чем. И жалеть некого! Вот что странно. С подругой об этом поговорили, сидя в "Шоколаднице". У Кустурицы мне было до слез жалко даже гуся, летящего с пылающими крыльями, сердце сжималось, когда взлетали в воздух на минном поле овечки с барашками. И было искренне жаль ЛЮДЕЙ родной нам(по-советски) Югославии.

А в "осени"-то наша страна, наши люди, с понятными заботами и тревогами. Но никого не жаль. Подруга выразилась, на мой взгляд, очень верно:"Просто констатация факта". Для нас мастерски изобразили то, что ежедневно показывают на ТВ-шоу. И все. И сердце молчит.

Неужели нас с вами неласковые обстоятельства нашей жизни изменили настолько, что выхода в мир человечности уже не существует. Говорят, огонь - символ катарсиса. Так в "Памяти осени" даже это нигде не сквозит. Место, где догорает элитная дача, нужно современной менеджерше под общежитие для рабочих-мигрантов.

Посмотрел было фильм "Память осени", снятый в 2015 году Андреем Соколовым по пьесе Александра Звягинцева "Последний идол" (не читал, спектакля не видел). В главных ролях, в частности -- Инна Чурикова и Евгения Симонова. По факту перед нами -- пьеса в духе классицизма с единством времени (события занимают один день), места (всё происходит на одной и той же даче с редкими выходами на улицу) и действия (всё вертится вокруг дачи, с которой выселяют вдову бывшего партфункционера). Судя по всему, действие происходит в т.н. "святые 90-е", т.к. слово "приватизация" уже звучит, но не совсем понятно отсутствие мобильных телефонов у членов семьи (ладно, спишем сей факт на отсутствие поблизости сотовых ретрансляторов). В общем, суть такова: старый партийный работник умер, не успев (не захотев?) приватизировать дачу, а некие потенциальные новые владельцы требуют освободить жилплощадь as soon as possible, так сказать. Первая же ассоциация (рецензий не читал) -- чеховский "Вишнёвый сад": всё скуплено на корню, и вот уже торжествующий Лопахин победоносно обходит дозором обводит взором владенья свои.

Попутно с бюстом из кладовки начинают появляться и скелеты. Так, например, коммерс-директор администрации дачного посёлка Инга Завидонова утверждает, что новые владельцы грозят судом, если жилплощадь не будет очищена в ближайшее время, хотя есть и мнение, что это сама Инга таким образом мстит семейству Иконниковых за, так скажем, не совсем благовидное поведение одного из сыновей много лет назад. Мол, если бы он взял да нашёл подход, то, глядишь, что-нибудь могло бы и вытанцеваться. Да и сама Инга вроде бы намекает: вы бы хоть лотерейный билет купили снизошли с зияющих высот да попросили, что ли, вместо того, чтобы молчать. а я что, я ничего, мне общежитие для гастарбайтеров строить надо.

Вспомнилась чем-то сходная роль коменданта-психолога в монастыре-гостинице-тюрьме с того света из спектакля "Страсти по Торчалову" (пьеса Никиты Воронова). Кстати, эта пьеса тоже неплохо получилась, у нас её в Русском драматическом хорошо поставили, так что николаевцам и гостям города весьма рекомендую. А общежитие -- для тех самых гастарбайтеров, к которым за бухлом бегает на перепихон дочь сторожихи Клавы, уже настолько дошедшая до ручки, что и собственного ребёнка может оставить без еды. Та самая дочь, которую мать стерегла пуще зеницы ока, чтобы, не дай Бог, у неё ничего не случилось с младшим Иконниковым.

Приехавшему (наконец-то) под вечер шофёру грузовозки внезапно удаётся напоследок сплотить расползающееся по швам семейство на почве общей неприязни к этому самому шофёру -- циничному бесчувственному экземпляру. Подумаешь, у кого-то прихватило сердце! Он не нанимался потенциальных покойников возить, он за грузом приехал, и нефиг тут давить на рабочего человека, он свои права хорошо знает, сами возите своих покойников. И был он схвачен, и был он скручен, и занял он место скелета гипсового бюста в шкафу, а семейство практически в полном сборе угнало машину, чтобы доставить человека в больницу. Сердце-то не просто так прихватило, а от острого чувства несправедливости: ну нельзя так поступать с людьми, как поступила его жена -- старый добрый друг семьи, решившая напоследок снять маску и побыть самой собой, попануваты, так сказать. А то ведь всю жизнь на вторых и третьих ролях -- муж при Иконникове, она при муже, а хочется-то большего, хочется почувствовать себя госпожой, барыней, домовладелицей, но так, чтобы о закулисных процессах ни в коем разе не узнала вдова -- ещё неправильно истолкует и обидится, чего доброго. Как говорил Людоед в пьесе Шварца, человека проще всего съесть, когда он болен или в отпуске: тогда он так и не узнает, кто его съел, и с ним можно сохранить самые приятельские отношения.

Последние скелеты вываливаются вместе с освобождённым шофёром, бросающимся догонять свою машину. Оказывается, не просто так интересует Клаву бесполезный бюст, больше не представляющий никакой ценности ни для кого: это последняя, закатная, осенняя память. Бесполезная, но сидящая занозой память о любимом человеке, которая тихо светит где-то внутри -- в отличие от двухэтажного предмета раздора, уже вовсю осветившего дачный посёлок языками пламени.

Можно было бы, конечно, позаимствовать кое-что и у Булгакова, чтобы истерически смеющаяся Инга кричала "Гори, страдание!", но это уже был бы перебор. И так неплохо вышло, как в том анекдоте про игроков в покер. Но что показательно -- я не увидел в фильме столь любимой в 90-е чернухи, зато чеховские ноты слышны отчётливо и устойчиво. Похоже, что и автора пьесы, и режиссёра точно так же, как и меня в детстве, ужаснула трагедия забытого человека Фирса: мне всегда казалось, что в заколоченном доме, из которого нет выхода, Фирс должен умереть от голода. Так и здесь: закрывающая за собой дверь изнутри Вера Александровна скорее всего уходит спать на второй этаж -- и сгорает вместе с домом. Ну кто же мог знать, что она не уехала вместе со всеми? Человека забыли, и никто так не вспомнил о нём. Тем более тот, кто чиркнул спичкой.

Кратко, вокруг чего вертится интрига фильма. Из большого дачного дома выселяют семью. Фактически же, выселяют одну престарелую женщину (Инна Чурикова), потому что дети давно живут в городе, а теперь пришёл и её черёд оставить место, с которым связаны лучшие годы жизни. Она пытается уцепиться за прошлое, как Раневская за свой вишнёвый сад и близлежащие постройки, но что может сделать слабая женщина против судебного решения? Её муж, который и получал в своё время эту дачу, умер, срок аренды истёк, и руководство кооператива передаёт дом более выгодным для себя хозяевам. Вещи уже собраны, с минуты на минуту должна прибыть машина, в которую погрузят рухлядь и. и всё, занавес. Но, пока машина не приехала, зритель может окунуться в некоторые детали жизни трёх поколений этой семьи. Точнее, бывшей семьи, потому что семья превратилась в изредка собирающуюся компанию родственников, которых кое-как ещё связывал этот дом. А что будет дальше – в общих чертах понятно. И это понятное не радует.


В жизни так бывает часто: вдова и мать двоих взрослых сыновей прикипела к этому дому, в нём прошли лучшие годы её семейной жизни, а впереди теперь маячит грустное и унизительное доживание. А вот для сыновей – это обычный дом, наполненный рухлядью, в котором жила их мать и теперь её надо забирать к себе и ухаживать вплоть до. Вертится ещё вполне взрослая внучка – в меру циничная и в меру несчастная. И эпизодически появляется, как дуло чеховского ружья, близкая подруга вдовы (Евгения Симонова), чтобы, как и положено, в завершающий момент громко бабахнуть из двух стволов.

Что сказать о фильме? Отмечу игру актёров. Их отвратительная игра не дала возможности понять, был ли заложен в этот сценарий потенциал хорошего фильма. Что касается общей идеи, то, безусловно, потенциал есть, а вот насколько хороша её сценарная детализация, я так и не узнал. Разве что Александр Лазарев-младший выглядит неплохо, и характер его героя чувствуешь и понимаешь. Даже Инна Чурикова, актриса, безусловно, сильная, на этот раз смотрится тускло. Неприятно удивила Евгения Симонова, которую я помню по ролям наивных дурочек девушек, и в которых она выглядела неплохо. Здесь же она вообще ничего не показала, её героиня оказалась серее серой мыши, роль ни о чём. О других мне тоже нечего сказать. Хорошего, во всяком случае. Плохое исполнение может загубить любое хорошее начинание. Можно ли было этот сценарий разыграть иначе – единственный, пожалуй, вопрос, который как-то ещё занимает меня после просмотра. Оценю фильм как неудачу известного актёра Андрея Соколова, решившего испытать свои силы на режиссёрском месте. Не удалось ему создать гармоничную картину, действие развивается мелкими рывками, каждый из актёров сам за себя. Печально. Хотя бы на показе природы сделали акцент, места там красивые, в отличие от страстей на экране.

======

С госдачи после смерти главы семейства, якобы в связи с окончанием полномочий, выезжает его семья. Последние часы перед отъездом — сборы, хлопоты, растерянность… И вот в этой форс-мажорной ситуации, ситуации стресса, через призму отношения к факту выезда, самому факту существования дома проявляются отношения в самой семье и оказывается, что родные люди не знают друг друга, что у них абсолютно разные ценности в жизни, что выселяют их с дачи ближайшие друзья, и что самыми преданными оказываются те, которых мы обычно не замечаем…



Читайте также: