Модели взаимодействия взрослого с ребенком в доу таблица

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Захарова Светлана Генриховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 93 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Миасс Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности модели личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.
Раздел: дошкольное образование

совместной деятельности

детей. При этом детская

деятельность
объединена общим содержанием или общей задачей. В результате комплексно-тематического подхода:
- дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей;

- работа на основе задач мотивирует к выполнению работы;

- принятая задача стимулирует работать целенаправленно;

- каждый ребенок знает, чего от него ожидают;

- дети учатся формулировать собственные задания;
5

- стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую

-приобретается

планировать

собственную

деятельность.
Таким образом, при личностно-ориентированной модели образования воспитываются и развиваются качества личности, отвечающие требованиям информационного общества, инновационной экономики, создаются условия для становления нравственной и успешной личности. Литература: 1.ФГОС 2.Б.С. Волков. Н.В. Волкова. Психология общения в детском возрасте. 3.Ш.А. Амонашвили. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. 4.Е.О. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками. 5. М. Дрезина. Я – взрослый, ты – ребёнок. 6. И. Крынцылова. Развиваем способности ребёнка. 7. И.С. Якиманская. Развивающее обучение. 8. М.Д. Маханева. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ. 9. Н.А. Алексеев. Личностно-ориентированное обучение, вопросы теории и практики. 6

Воспитатель – это человек, профессионально берущий на себя ответственность за воспитание, обучение, развитие другого человека – воспитанника.

Согласно ФГОС ДО ребенок является полноценным субъектом образовательных отношений. Образовательная деятельность строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Поэтому, прежде чем воспитывать ребенка, надо установить с ним контакт. Это возможно при использовании модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Ее характерные черты:

способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции);

тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком и их варьирование);

личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;

взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям)

Ее характерные черты:

способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятие;

личностная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственности; не брать на себя то, за что могут спросить;

взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.

Результатом такого подхода становиться разрыв эмоциональных связей взрослого с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем к людям.

Такой тип общения возможен в случае некомпетентности, низкой заинтересованности педагога в результате воспитательной деятельности.

Учебно-дисциплинарная модель:

цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками;

способы общения: «наставление, разъяснение, запрет, требование, угрозы, наказание, нотация, окрик;

тактика общения: диктат или (и) опека

личностная позиция педагога: удовлетворить требования руководства и контролирующих органов.

Фольклор как средство для взаимодействия между взрослым и ребенком Тема: Фольклор –наш помощник. Художественная литература рождается вместе с человеком. Она помогает ребенку понять отношения людей, их чувства,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь.
Надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Для педагогической деятельности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит — и правильно отвечать ему.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых.

Глава 1

обучение ребенка умениям и навы­кам

самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам

— наставление;
— требование;
— запрет;
— угроза, наказание

— холодное наблюдение;
— реагирование уходом;
— реагирование раздраженным неприня­тием

руководство и контроль

мирное сосуществование рядом, но не вместе

подчинение, отсутствие самостоя­тельности, иногда агрессия, жесто­кость

разрыв эмоциональных связей

Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.

Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

формировать начала личности (базис личностной культуры);

формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

сотрудничество при взаимодействии;

создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

высказывание собственного мнения;

желание достичь результата;

обращение за помощью.

свобода мышления, воображения;

возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

появляется единство физического и психического здоровья.

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.

Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.

Целью общения выступает стремление педагога обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Воспитатель не подгоняет развитие детей под определенные стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учетом индивидуальных особенностей. Ребенку предоставляется определенная самостоятельность, его активность не подавляется. Формирование знаний, умений и навыков выступает не само­целью, а средством полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, использование проблемных ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, гибкость позиций общения при взаимодействии с ребенком. Ребенок воспринимается взрослым как полноценный партнер в условиях сотрудничества.

Педагогическое воздействие направлено на интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия является наиболее эффективной для полноценного общения детей и педагога. В данном случае и взрослый и ребенок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Возникающие противоречия разрешаются посредством со­трудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктует­ся и направляется отличительной характеристикой взаи­модействия: субъект-субъектными отношениями двух сторон, педагога и детей.

Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны иные, субъект-объектные связи (В. Г. Маралов). Взаимоотношения, построенные на таких связях, называют тоталитарными, при этом личность педагога является наиболее значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Он выступает в качестве объекта приложения педагогических воздействий, поэтому и находится в подчиненном положении (обязан, должен). Основное противоречие в общении преодолевается путем явного или неявного принуждения.

Ученые-исследователи (В. Г. Маралов и др.) выявили несколько принципов установления субъект-субъектных связей.

1. Принцип диалогизации педагогического взаимодействия — позиция взрослого и позиция ребенка должны быть равноправными, т. е. это позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей.

2. Принцип проблематизации — взрослый актуализирует тенденцию ребенка к личностному росту, а также его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.

Следует отказаться от ролевых масок и включить во взаимодействие те элементы личностного опыта, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

4. Принцип индивидуализации — выявление и развитие общих и специальных способностей ребенка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания [43].

Из трех приведенных и подробно описанных моделей взаимодействия взрослого с ребенком оптимальной является личностно-ориентированная, построенная на субъект-субъектных связях. Обзор психолого-педагогической ли­тературы по проблеме дает возможность считать личностно-ориентированную модель взаимодействия в группе ДОУ наиболее значимой, и не только для усвоения детьми опыта человеческих отношений, но и для переноса усвоенных образцов в общение со сверстниками.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает

общую и педагогическую культуру вос­питателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения явля ется их деление на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалин-ский, М. Ю. Кондратьев и др.).


Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопоставлять результаты диагностики характера взаимодействия педагогов с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Вы вошли как Гость | -->Группа "Гости" -->Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 24.02.2022, 13:13

Войти через uID

Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личност-но ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.

Цель общения по личностно-ориентированной модели взаимодей­ствия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к ми­ру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

формировать начала личности (базис личностной культуры);

формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение стано­виться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ре­бенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

сотрудничество при взаимодействии;

создание и использование ситуаций, требующих от детей прояв­ления интеллектуальной и нравственной активности;

использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и пер­спектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудниче­ства (исключение манипулятивного подхода к детям).

выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

высказывание собственного мнения;

желание достичь результата;

обращение за помощью.

свобода мышления, воображения;

возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

появляется единство физического и психического здоровья.

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требова­ния к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприят­ные условия для наиболее полного развития его способностей.

Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию лич­ности ребенка.

Читайте также: