Модели взаимодействия взрослого с ребенком в доу таблица
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Захарова Светлана Генриховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 93 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Миасс Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности модели личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.
Раздел: дошкольное образование
совместной деятельности
детей. При этом детская
деятельность
объединена общим содержанием или общей задачей. В результате комплексно-тематического подхода:
- дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей;
- работа на основе задач мотивирует к выполнению работы;
- принятая задача стимулирует работать целенаправленно;
- каждый ребенок знает, чего от него ожидают;
- дети учатся формулировать собственные задания;
5
- стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую
-приобретается
планировать
собственную
деятельность.
Таким образом, при личностно-ориентированной модели образования воспитываются и развиваются качества личности, отвечающие требованиям информационного общества, инновационной экономики, создаются условия для становления нравственной и успешной личности. Литература: 1.ФГОС 2.Б.С. Волков. Н.В. Волкова. Психология общения в детском возрасте. 3.Ш.А. Амонашвили. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. 4.Е.О. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками. 5. М. Дрезина. Я – взрослый, ты – ребёнок. 6. И. Крынцылова. Развиваем способности ребёнка. 7. И.С. Якиманская. Развивающее обучение. 8. М.Д. Маханева. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ. 9. Н.А. Алексеев. Личностно-ориентированное обучение, вопросы теории и практики. 6
Воспитатель – это человек, профессионально берущий на себя ответственность за воспитание, обучение, развитие другого человека – воспитанника.
Согласно ФГОС ДО ребенок является полноценным субъектом образовательных отношений. Образовательная деятельность строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Поэтому, прежде чем воспитывать ребенка, надо установить с ним контакт. Это возможно при использовании модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Ее характерные черты:
способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции);
тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком и их варьирование);
личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям)
Ее характерные черты:
способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятие;
личностная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственности; не брать на себя то, за что могут спросить;
взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.
Результатом такого подхода становиться разрыв эмоциональных связей взрослого с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем к людям.
Такой тип общения возможен в случае некомпетентности, низкой заинтересованности педагога в результате воспитательной деятельности.
Учебно-дисциплинарная модель:
цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками;
способы общения: «наставление, разъяснение, запрет, требование, угрозы, наказание, нотация, окрик;
тактика общения: диктат или (и) опека
личностная позиция педагога: удовлетворить требования руководства и контролирующих органов.
Фольклор как средство для взаимодействия между взрослым и ребенком Тема: Фольклор –наш помощник. Художественная литература рождается вместе с человеком. Она помогает ребенку понять отношения людей, их чувства,.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь.
Надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.
Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.
Для педагогической деятельности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит — и правильно отвечать ему.
Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию.
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых.
Глава 1
обучение ребенка умениям и навыкам
самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам
— наставление;
— требование;
— запрет;
— угроза, наказание
— холодное наблюдение;
— реагирование уходом;
— реагирование раздраженным непринятием
руководство и контроль
мирное сосуществование рядом, но не вместе
подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость
разрыв эмоциональных связей
Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.
Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:
обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);
формировать начала личности (базис личностной культуры);
формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.
Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения предполагает учет следующих условий:
сотрудничество при взаимодействии;
создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;
высказывание собственного мнения;
желание достичь результата;
обращение за помощью.
свобода мышления, воображения;
возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;
появляется единство физического и психического здоровья.
Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.
Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.
Целью общения выступает стремление педагога обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Воспитатель не подгоняет развитие детей под определенные стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учетом индивидуальных особенностей. Ребенку предоставляется определенная самостоятельность, его активность не подавляется. Формирование знаний, умений и навыков выступает не самоцелью, а средством полноценного развития личности.
Способы общения: понимание, приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактика общения: сотрудничество, использование проблемных ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, гибкость позиций общения при взаимодействии с ребенком. Ребенок воспринимается взрослым как полноценный партнер в условиях сотрудничества.
Педагогическое воздействие направлено на интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия является наиболее эффективной для полноценного общения детей и педагога. В данном случае и взрослый и ребенок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Возникающие противоречия разрешаются посредством сотрудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктуется и направляется отличительной характеристикой взаимодействия: субъект-субъектными отношениями двух сторон, педагога и детей.
Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны иные, субъект-объектные связи (В. Г. Маралов). Взаимоотношения, построенные на таких связях, называют тоталитарными, при этом личность педагога является наиболее значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Он выступает в качестве объекта приложения педагогических воздействий, поэтому и находится в подчиненном положении (обязан, должен). Основное противоречие в общении преодолевается путем явного или неявного принуждения.
Ученые-исследователи (В. Г. Маралов и др.) выявили несколько принципов установления субъект-субъектных связей.
1. Принцип диалогизации педагогического взаимодействия — позиция взрослого и позиция ребенка должны быть равноправными, т. е. это позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей.
2. Принцип проблематизации — взрослый актуализирует тенденцию ребенка к личностному росту, а также его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.
Следует отказаться от ролевых масок и включить во взаимодействие те элементы личностного опыта, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
4. Принцип индивидуализации — выявление и развитие общих и специальных способностей ребенка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания [43].
Из трех приведенных и подробно описанных моделей взаимодействия взрослого с ребенком оптимальной является личностно-ориентированная, построенная на субъект-субъектных связях. Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме дает возможность считать личностно-ориентированную модель взаимодействия в группе ДОУ наиболее значимой, и не только для усвоения детьми опыта человеческих отношений, но и для переноса усвоенных образцов в общение со сверстниками.
В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает
общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения явля ется их деление на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалин-ский, М. Ю. Кондратьев и др.).
Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопоставлять результаты диагностики характера взаимодействия педагогов с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Вы вошли как Гость | -->Группа "Гости" -->Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 24.02.2022, 13:13
Войти через uID
Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личност-но ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.
Цель общения по личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:
обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);
формировать начала личности (базис личностной культуры);
формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.
Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения предполагает учет следующих условий:
сотрудничество при взаимодействии;
создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;
высказывание собственного мнения;
желание достичь результата;
обращение за помощью.
свобода мышления, воображения;
возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;
появляется единство физического и психического здоровья.
Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.
Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.
Читайте также: