Ознакомление с фольклором в доу

Обновлено: 07.07.2024

Возраст

Основная образовательная область

Интегрированные образовательные области

познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Форма проведения

совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей

Цель

закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей

Программные задачи

Воспитательные

-воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели;
-воспитывать интерес к культурному наследию народа

Развивающие

-развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
-развивать познавательную активность детей

Образовательные

-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость

Предполагаемый результат:

-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение детей действовать самостоятельно

Словарная работа:

Предварительная работа

Методические приемы

-проблемные и поисковые ситуации
-вопросы
-сюрпризный момент
-беседа

Оборудование и материалы

видеопроектор, ноутбук
сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные), волшебная коробка (для клада)

Ход образовательной деятельности

Дети вместе с воспитателем входят в зал.

Вместе:

Воспитатель:

Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)

Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?

(Ребенок открывает конверт и достает письмо)

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.

Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.

Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…

Воспитатель: А кто их сочинял?

Дети: Народ!

Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку?

Дети: Первая подсказка - сумка.

Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:

(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)

Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)

Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Почему их называют домашними животными?

Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.

Дети: Вторая подсказка – корзина.

Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)

Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.

(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)

  1. Мама мыла Милу мылом.
    Мила мыла не любила.
  1. Белые бараны били в барабаны.
  2. На дворе трава,
    На траве дрова.
  3. У киски в миске сливки скисли.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?

Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)

Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?

Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.

Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?

Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.

Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?

Дети: Алма.

Воспитатель: Алма нинди?

Дети: Алма кызыл, түгәрәк, тәмле.

Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)

У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.

(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)

Воспитатель: Какие получились яблоки?

Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!

Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?

Дети: На карте цветы.

(Дети находят на полу цветочки)

Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?

Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.

Дети парами встают друг за другом…

Ход игры

Играющие говорят хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!

Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.

(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… ( лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).

Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!

Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)

На доске спрятаны картинки(солнышко, водичка, божья коровка, кот), по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?

Дети по желанию рассказывают.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?

Дети: Шкаф.

Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?

Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.

На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.

Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!

Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?

Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития ребенка и направлено на формирование памяти, восприятия, внимания, мышления, которые в данном возрасте обусловлены овладением речью. Овладение речью перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствуя все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми) [5].

Фольклор – устное народное творчество; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Ознакомление детей с фольклором является сложным педагогическим процессом, который включает в себя несколько результатов:

- расширение представлений о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях;

- накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства;

- обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально - театральную деятельность; приобщение детей к народным играм.

Восприятие ребенка младшего дошкольного возраста аффективно окрашено и связано непосредственно с практическим действием – это отражает возможность и потенциал использования фольклора и театрализованной деятельности в работе с детьми.

Формирующийся новый тип восприятия позволяет ребенку сравнивать свойства одного предмета (как образца) со свойствами других предметов. Вначале дети начинают ориентироваться на форму, затем на величину, потом на цвет. К концу раннего возраста ребенок понимает, может выделить и назвать предметы, имеющие одинаковые свойства.

Пиаже Ж. Ж., в своей концепции подражания как механизма формирования мышления ребенка, говорит о том, что доверительные эмоциональные отношения между ребенком и взрослым – обязательное условие подражательных действий. Малейшая боязнь, настороженность недоверие к взрослому могут надолго затормозить развитие [6].

В целом, проблема использования фольклорного материала в воспитании дошкольников заслуживает глубокого и всестороннего исследования, так как в жанрах фольклора (к примеру, в потешках, колыбельных песнях и других) заключаются большие потенциальные воспитательные и развивающие возможности.

Ключевыми моментами становится стать не просто утверждение о важности знакомства детей с лучшими образцами устного народного творчества как некий абстрактный постулат, а понимание того, что произведения фольклора, веками аккумулирующие в себе истинную народную мудрость, интонации родного языка, способны создать атмосферу тепла, уюта и эмоционального комфорта в группе дошкольного учреждения, а также способствовать эмоциональному и нравственному развитию детей.

В настоящее время можно констатировать, что живая традиции передачи фольклора в силу определенных социально-политических и культурных преобразований в обществе практически прервана. Тем более важной выглядит на этом фоне работа по ознакомлению дошкольников с традициями национальной культуры. Но зачастую в структуре воспитания дошкольников отсутствует желаемая система в проведении специальных занятий по ознакомлению детей с фольклором, методы и приемы, направленные на приобщение детей к национальной культуре.

Произведения фольклора, всегда богатые тематически, содержательно, разносторонне воздействуют на детей, знакомят их с разнообразием и особенностями фольклора, развивают интерес к нему, учат образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях, и, наконец, способствуют оптимальному развитию всех способностей детей.

Фольклор обладает достаточно широким жанровым диапазоном: это пестушки, потешки, колыбельные, хороводы, прибаутки, игровые и плясовые и т. д. Очевидно, что в работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором [8].

Народное искусство, органично сочетающее пение, движения, игру, помогает проявлению творчества детей (сочетание пения с инсценировками, театрализацией, создания на их основе игр) и обеспечивает эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы и внимания к каждому ребенку. Небольшие песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы, а также помогают развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этом смысле фольклор – организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.

Развитию коммуникативных компетенций способствует формирование выразительности речи, помогающая созданию на уроке коммуникативно-речевой среды, овладению детьми коммуникативной компетенцией, в частности умением общаться. От этого умения зависят успехи и каждого человека, и общества в целом.

Народные же песни хорошо звучат и без инструментального сопровождения, что позволяет педагогам широко использовать их в своей повседневной практической работе, расширяя музыкальный кругозор детей и приобщая их к сокровищнице народной музыкальной культуры.

Таким образом, интенсивное внедрение фольклора в работе с ребятами дошкольного возраста быть может признано средством оптимизации психолого-педагогического сопровождения ребят в ходе нравственного воспитания.

Фольклор располагает эффективными приемами этического действия при помощи психологического сопереживания, способного вызвать сочувствие в беде, согласовать усилия в работе, укрепить общее настроение, сообща порадоваться, совместно оплакать утрату (Аникин В. П.) .

Каждый из жанров фольклора считается ценностным этнопедагогическим базисом для освоения культурного наследия прошедшего. Каждое в отдельности взятое произведение обучает или трудолюбию, упорству, великодушию, или любви к ближнему, родному жилищу, собственной земле, Отечеству, воспитывает доброту, благородство, мужество. Имеет внутри себя постоянные человеческие заповеди, чувства блага, справедливости, истины, почтения человеческого достоинства.

Нравственное и эстетическое содержание ребяческого фольклора (колыбельные, потешки, частушки, прибаутки, басни с напевами, заклички, дразнилки и др.) сформировывало душу и нрав малыша, человеческое начало в нем. В целом, как песни, созданные специально для детей, так и творчество самих ребят, открывает попечительное, терпеливое, доброжелательное и мягкое отношение к ним.

Таким образом, фольклор впитал в себя и сохранил для нас те нравственные аспекты, что и по этот день применимы в роли оценочного основания во всех областях человеческой деятельности.

Жанровое обилие фольклора порождает большое количество функций, что видоизменялись в зависимости от совместных перемен духовной культуры на различных шагах. Рассмотрим некие из них.

Этическое содержание российской песни нужно будет осматривать как синтез этического понятия блага и эстетического понятия красы как свода познаний, ценностей, норм и образцов поведения. В музыкальном фольклоре проблема – приносить благо – выражена особо ясно.

Эстетическая функция плотно переплетается с катарсической функцией (катарсис – очистка, искренняя разрядка) музыкального фольклора. Исполнители при пении фольклора претерпевают удовлетворенность, искреннее равновесие и внутреннюю свободу. Это порождает ценностное отношение меж человеком и миром художественного творчества.

Способность заострить эстетическое внимание к миру вполне возможно осматривать как очередную из функций – гедонистическую.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фольклор является инструментом развития детей младшего дошкольного возраста. Использование фольклора способствует достижению целей педагогической работы с детьми – их социального развития, психического, интеллектуального. Особым разделом развития при использовании фольклора является нравственное и эстетическое развития. Ознакомление с фольклором носит игровой характер, может проводиться в любое время пребывания ребенка в детском саду.

Основы безопасности жизни и здоровья детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей категории: Прилипко С. В. г. Джанкой, 2015 г. Что для нас взрослых может быть дороже наших любимых малышей?.

План реализации основы православной культуры для детей дошкольного возраста • Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы, культурой.

Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации Рппс. Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением.

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. Все наши действия, наши взаимоотношения отражены в поведении. Оно же, в свою очередь,.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах. Для воспитания у детей культуры поведения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Проект на тему:

hello_html_m3828b6a8.jpg

Подготовила: Куплевацкая А. В.

воспитатель I квалификационной категории

с. Октябрьское .2019г.

Проект - Долгосрочный (декабрь 2019- май 2020г)

Тип проекта : Познавательно – творческий, игровой.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Методы и приёмы, используемые в проекте:

Наглядный метод : демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод : коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;

Игровой метод : игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

2 этап : ОСНОВНОЙ:

Цель: закрепить знания детьми народного фольклора.

Перспективный план по ознакомлению с народным фольклором детей раннего дошкольного возраста.

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Скудина Александра Михайловна

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Важное условие ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой - это соблюдение принципа средового подхода, который предполагает создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Задачи, решаемые при ознакомлении дошкольников с народными праздниками и традициями:

  1. Формирование основ праздничной культуры (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа);
  2. Развитие социальной сферы ребенка, формирование основ эмоциональной культуры;
  3. Развитие речи посредством устного народного творчества;
  4. Обогащение содержания развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей осуществлять основные направления праздничной культуры.

В работу по ознакомлению детей с народными праздниками и традициями и включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется в интегративной форме: на познавательных, музыкальных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным помогают пестушки, веселые народные песенки, потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства. Все эти прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. И это помогает детям понять, что они - часть великого русского народа.

Использование фольклора (частушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д.) способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям.

Работа по ознакомлению дошкольников с традиционной народной культурой реализуется через:

  • постижение основных пластов народной культуры: фольклора; прикладного искусства и т.п.;
  • введение ребенка в мир народной культуры посредством народных праздников;
  • знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
  • знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой;

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В процессе работы ознакомления дошкольников с фольклором решаются задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

В работе используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем детей их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения пробудить интерес к устному народному творчеству. В развивающей среде группы должны быть куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества детям предлагают поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации.

Волки, медведи в русской сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Сказка учит детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания.

В работе по ознакомлению с народной культурой используются следующие методы:

  • наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
  • словесный метод (чтение, рассказывание, пояснение, сочинение сказок);
  • игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
  • практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Знакомство дошкольников с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, традициями, праздниками способствует духовному, нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Читайте также: