Ожидание друга или признания подростка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга очень полезная не только для прочтения детям и подросткам, но и их родителям.

Рекомендовала бы всем родителям вне зависимости от возраста их детей и не потому,что в книге есть что-то ,что от детей надо скрыть,а как дополнительная возможность что-то переделать в себе для блага своих же детей.Автору и издателям - огромное спасибо!

В повести рассказывается о сложных душевных переживаниях подростка, о становлении его личности. Поиск своего места в жизни, ощущение чего-то ценного и неповторимого, стремление быть понятым и мучительная жажда дружбы, любви и сострадания, детские страхи, проявления юношеского максимализма, острое восприятие несправедливости — все это написано автором точно и глубоко.

Книга бесподобная! Написана от имени подростка, она до слез заставляет переосмыслить себя, отношения с близкими и родными. Дает ответы на главные вопросы простым и доступным языком, читается на одном дыхании и наполняет душу надеждой и верой.

В повести Леонида Евгеньевича Нечаева рассказывается о сложных душевных переживаниях подростка, о становлении его личности. Поиск своего места в жизни, ощущение чего-то ценного и неповторимого, о чем тоскует душа, стремление быть понятым и мучительная жажда дружбы, любви и сострадания, детские страхи, проявления юношеского максимализма, необыкновенная чуткость и ранимость, острое восприятие несправедливости, греховности - все это описано с такой проникновенной точностью и глубиной, что вполне могло бы быть использовано как иллюстрация к учебнику по детской психологии. Как трудно бывает понять другого человека - даже самого близкого, любимого и родного. Какой сложный путь должна пройти душа, чтобы сделать "бросок к счастью". Эта повесть обращена, в первую очередь, к подросткам, которые, может быть, найдут в ней ответы на свои мысли и переживания о дружбе и любви, об отношениях с родителями, о необходимости и ценности каждого человека, о жажде совершенства и самовыражения, об умении понимать и прощать. Но вместе с тем эта книга - призыв ко вниманию и наблюдению, обращенный ко взрослым: родителям, учителям, священникам - ко всем, кто ответствен за хрупкие души детей. Ведь это так важно, чтобы мы все вместе, просвещенные тихим светом Христовой любви, смогли осуществить мечту ребенка о счастье: чтобы близкие люди "припали друг к другу. и замерли бы, словно на целую вечность, все прощая друг другу".
Рекомендовано к Публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Но как понять, где правда, где причуда?
И сколько истин? Потерял им счёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Франсуа Вийон.

Ожидание друга, или признания подростка

image3

image4

image5

Я верю, что когда-нибудь люди поймут, что оскорблять и потешаться друг над другом – самое ужасное и страшное, что может себе позволить человек. Ведь в нас, в людях живёт понятие о справедливости. И мы когда-нибудь преодолеем свою слепоту и жестокость.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Л.В.Шуваева, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ ООШ №12

-Выявить идейное содержание произведения.

-учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с автором искать на них ответы, подниматься до авторского понимания жизни.

- развитие устной речи, культуры речи;

-активизация познавательной деятельности;

- развитие навыка коллективной работы;

- формирование мыслительных умений (рассуждение, умозаключение)

- формирование у учащихся гуманного и милосердного отношения к близким людям и людям, нуждающимся в помощи.

Методы работы : метод беседы, метод наблюдения, метод творческой интерпретации содержания художественного произведения.

Оборудование:

3.Иллюстрации к повести.

Предварительная подготовка:

3.Выразительное чтение письма матери;

а) подбор синонимов к словам : одиночество, дружба, искренность, счастье, любовь, доброта.

Одиночество -Состояние одинокого человека.

Одинокий -1 .Находящийся, пребывающий где-либо отдельно от других.

2.Не имеющий семьи, родственников, близких.

Дружба - Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности. общности интересов.

Искренность -Выражение подлинного чувства, правдивость, откровенность.

Счастье - 1 .Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Любовь - Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

I. Вступительное слово учителя.

На мониторе портрет Л. Е. Нечаева.

II. Рассказ ученика о писателе. Леонид Евгеньевич Нечаев родился в 1945 году в Литве. Окончил филологический факультет молдавского педагогического института в г.Бельцы.

С 1968 живет в Калинине. Преподавал в медицинском институте на кафедре русского языка, служил офицером контрразведки, работал старшим научным сотрудником реставрационно-архитектурной мастерской, сотрудничал с областной молодежной газетой "Смена". Печатается с 1973 г. Публиковался в местной и центральной прессе: сборниках "Салют, пионерия,"Берег детства","Ровесники", "альманахе "Тверь" и других; журналах и газетах: "Русская провинция", "Смена", "Уральский следопыт", "Пионер". Л.Е. Нечаев автор девяти книг для детей: "Конь голуб" (М.. 1983), за книгу "Портрет" (М., 1985) был удостоен звания лауреата I Всесоюзного конкурса за лучшую

детскую книгу), "Ожидание друга, или признание подростка"

(М.,1987,1989), "Нещечко" (М.,1990), "Ромашка и Черныш"

(М., 1988), "Старший брат" (М., 1998)."Донный лед" (М., 1999), "В некотором царстве. " (Тверь,2000), "Повесть о преподобном Сергии Радонежском" (М.,2000). Возглавляет жюри областного конкурса детской рукописной книги-сказки. Член Союза писателей (1986).В 2000 году в тверском областном книжно-­журнальном издательстве вышел его сборник '‘В некотором царстве’’. За эту книгу Л.Е. Нечаев стал лауреатом литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина по номинации “за произведения, талантливо отображающие историю родного края и современность, духовный мир и высокую нравственность тверитян”.

III. Звучит музыка Глюка. На фоне музыки слова учителя.

- Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него. Тяготы, потеря близких, болезни, борьба за существование - очень многое несет человеку несчастье. А как быть счастливым, если тебя не понимают, если тебе не к кому преклонить голову, не с кем поделиться сокровенным, если ты одинок.

IV. Анализ повести.

Учитель. Какова тема повести?

Ученик. Действие в повести происходит в 80-е годы прошлого века. Главный герой повести - Саша, 15-летний юноша, считающий себя очень одиноким и непонятым окружающими его людьми и мучительно желающий дружбы, любви и сострадания. В повести рассказывается о сложных душевных переживаниях подростка, о становлении

его личности. Поиск своего места в жизни, ощущение чего-то ценного и неповторимого, о чем тоскует душа, стремление быть понятым и мучительная жажда дружбы, любви и сострадания, детские страхи, проявления юношеского максимализма, необыкновенная чуткость и ранимость, острое восприятие несправедливости, греховности - все это описано с проникновенной точностью и глубиной. Как трудно бывает понять другого человека - даже самого близкого, любимого и родного. Какой сложный путь должна пройти душа, чтобы сделать "бросок к счастью". Эта повесть обращена, в первую очередь, к подросткам, которые, может быть, найдут в ней ответы на свои мысли и переживания о дружбе и любви, об отношениях с родителями, о необходимости и ценности каждого человека, о жажде совершенства и самовыражения, об умении понимать и прощать.

Учитель. В чем своеобразие композиции?

Ученик. Повесть состоит из 3-х частей. Каждая часть поделена на главы, имеющие свои названия.

1 ч. Воспоминания главного героя о школьной жизни. Эта часть состоит из 7 глав, посвященных одноклассникам Саши и названных их именами.

2 ч. Семейный портрет. Эта часть состоит из 3-х глав, посвященных родителям главного героя.

3 ч. В деревне. Состоит из трех глав, посвященных бабушке.

Учитель. Обратимся к началу повести. От чьего лица ведется повествование?

Ученик. Повествование ведется от лица главного героя повести.

Учитель. Чем вас заинтересовало начало повести?

Ученик. Начало повести - это исповедь 15-летнего юноши, который ищет ответ на вопрос: неужели ли он не достоин любви и внимания окружающих? А если не достоин ,то почему? Интересно то, что автор не дает нам словесного портрета Саши, а читатель невольно себе его представляет.

Учитель. В первой части главный герой вспоминает себя учеником первого класса? Случайно ли это?

Таким образом, автор показывает, как зарождается в Саше огромное желание общения, желание быть понятым.

Ученик. У всех своих одноклассников подросток учится самообладанию, умению вести себя при тех или иных обстоятельствах. В каждом человеке он находил хорошее или упорно искал хорошее, возможность хорошего, и ждал, что в какое-то мгновение может распахнуться необыкновенный мир. На многих из них смотрит с тайной надеждой на дружбу, он добывает дружбу в возвышенных мечтах, в мучительных размышлениях. Он пристально всматривается в людей, вырабатывает в себе наблюдательность, вдумчивость. И это делает его жизнь чрезвычайно сложной. Перебрав всех своих одноклассников,

Учитель. Ожесточился ли Саша?

Учитель. Почему же, любя родителей, он все же бежит от них?

Ученик. Саша дошел до крайности, до последнего шага, до последней жертвы. Он мог мириться с допеканиями, наказаниями, с обрушившейся на него болезнью - с чем угодно!- но только не с родительской нелюбовью. Саша стал невольным свидетелем разговора отца с матерью (выразительное чтение эпизода) Он окончательно убедился, что в родительской жизни нет ему места. Самые родные люди не доверяют ему, он им в тягость. Саша принимает решение бежать из дома.

Ученик. При рождении тело теленка покрыто специальной плотной жидкостью, которая очень быстро охлаждается, поэтому корова тут же облизывает родившегося теленка, боясь, что он простудится. В повести данное выражение автором используется неслучайно, его произносит бабушка .

Инсценировка диалога со слов «Больше всех я люблю тебя. Я, может быть, только одну тебя и люблю. И знаешь, за что особенно? За то, что ты меня однажды в детстве, когда я вышел к тебе еще не умытый и не причесанный со сна, назвала теленочком необлизанным . Так хорошо. Так тепло мне тогда стало.

Учитель. Какое впечатление на вас произвела эта сцена?

Ученик. Эта сцена как нельзя лучше показывает душевное состояние главного героя. Автор невольно заставляет нас испытывать те же эмоции, которые испытывает Саша. Бабушка для Саши - ангел-хранитель. Юноша нуждался в тепле, участии, добром слове, в простом общении. Бабушка дает это Саше сполна. Подкупляет и мудрость этой простой деревенской женщины. Она ни разу не сказала дурного в адрес родителей, друзей Саши, не дала оценку их поступкам, она не судит их. Бабушка старается помочь внуку сделать еще один шаг к ним навстречу.

Учитель. Развязкой повести является чтение Сашей письма.

Выразительное чтение письма матери.

Учитель. Как вы оцениваете этот эпизод?

Ученик. Саша после доверительного разговора с бабушкой принял решение прочесть письмо от мамы. Открывая конверт, с испугом и нарастающей радостью вслушивался он в себя - и уже знал: душа дрогнет, он не сможет без них жить. Из письма мамы мы узнаем, что и родители страдали, но только по - своему, как могли. Сын пробудил в них страдание, родители просят не выбрасывать их из своего сердца. А это дорогого стоит. Учитель. Автор не ставит точку в повествовании, он дает читателю возможность самому домыслить конец повести. Но мы верим, что у Саши все в жизни сложится хорошо. Размышляя над содержанием повести мы невольно осмысливаем свои поступки, задумываемся о смысле жизни, как делает это автор и его 15-летний герой.

Домашнее задание.

2 группа. Написать отзыв, аннотацию по произведению.

3 группа. Подготовить чтение самых впечатляющих, с вашей точки зрения, эпизодов.

Леонид Нечаев - Ожидание друга, или признания подростка

Леонид Нечаев - Ожидание друга, или признания подростка краткое содержание

Леонид Нечаев - Ожидание друга, или признания подростка читать онлайн бесплатно

Леонид Нечаев - Ожидание друга, или признания подростка - читать книгу онлайн бесплатно, автор Леонид Нечаев

Ожидание друга, или признания подростка

В первый класс я летел как на крыльях. Папа с мамой сказали, что устроили меня в лучший класс, к лучшей учительнице. Я радовался ей, как маме.

Кроме того, мне трудно было после деревенской вольницы сидеть сиднем по нескольку часов кряду. У меня от писания уставала рука. Но я старался: ведь у учительницы нагрузка большая, ведь она за успеваемость борется. Наши контрольные работы по математике шли на дополнительную проверку в министерство, к самому главному математику страны.

И вот однажды я лег спать, но через пять минут прибежал к родителям на кухню и разрыдался. Я рыдал и говорил, что боюсь учительницы, что не знаю, как буду решать примеры у доски, что не могу уснуть, и мама, усадив меня к себе на колени, утешала меня, а папа. папа сердился!

Я был перваш, то есть первоклассник, а человека чувствовал в себе во весь рост. Я это к тому, что кое-кто принимает первашей за кукленков, все еще за младенцев.

Вот какая вышла мораль. А во время велосипедной прогулки они оставили за городом уставшую девочку, Алену Малкову, а сами укатили. Слабых, сказали, не ждем.

Учительница об этом, конечно, не знала. А я не мог рассказать ей обо всем этом, потому что тогда я еще не умел назвать все это. Да и не было у меня права, потому что я был маленький.

Так у меня возникло отвращение к отметкам, возникла ненависть к пятибалльной системе. Не к труду, не к учебе, а к пятибалльной системе, которая, как мне казалось, жестоко делила людей, делила не на добрых и злых, а на сильных и слабых.

Бывали и светлые минуты. Мне неплохо давалось чтение стихов. Помню, как я впервые декламировал Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя.

Левой рукой я уперся в бок, правую отвел вверх и в сторону – как-то само собой так вышло – и прочитал свободно, с чувством. Пятерку получил. Первую.

Но вскоре пошел новый, еще более трудный материал по математике, компоненты, анализ, – и я снова съехал на тройки, попав в послеурочники. Снова началось мое томление. Учительница снова стала суровой и немилосердной; родители тоже обрушили на меня недовольство, раздражение, гнев и грубость. Я оказался между двух огней.

Конечно, в сочинении об учительнице я не стал бы чернить ее. Она меня учила, и я сполна оценивал это.

Читайте также: