Проблема установки была специальным предметом исследования в школе

Обновлено: 05.07.2024

дации , проект ы и т . д. ) и внедрени е результато в в практику .

В каждо м исследовани и необходим о найт и оди н и з оптималь -

ны х варианто в последовательност и поисковы х шагов , исход я и з

характер а проблемы , предмет а и зада ч исследования , уровн я ос -

нащени я работы , возможносте й исследовател я и други х факто -

ров , а такж е определит ь логик у и характе р изложени я результато в

с учето м подготовленност и и интересо в адресата . Ясно , чт о логи -

к а каждог о исследовани я специфична , своеобразна . Наш а задач а —

наметит ь т е общи е подходы , которы е позволя т выявит ь инвари -

антны е элемент ы любо й работы , а такж е показать , ка к эт и эле -

мент ы функционирую т в исследованиях , раскрывающи х взаимо -

действи е школ ы и социально й среды , личност и и коллектива ,

педагог а и воспитанника , человек а и культуры , становлени е и

развити е личност и в разны х образовательны х системах .

Начне м с выяснени я характер а и последовательност и шагов ,

Исследовательска я работ а начинаетс я с выбор а объектной об-

ласти исследования , т . е . то й сфер ы действительност и ( в наше м

случа е — педагогической) , в которо й накопилис ь важные , требу -

ющи е разрешени я проблемы . В образовательно й систем е в каче -

ств е таки х сфе р выступаю т дошкольно е воспитание , учебны й про -

цес с в средне й ил и высше й школе , гражданско е и нравственно е

воспитание , информатизация , процес с непрерывног о образова -

ни я и др . Выбо р объектно й област и определяетс я таким и объек -

тивным и факторами , ка к е е значимость , наличи е нерешенны х

проблем , новизн а и перспективность , и субъективным и фактора -

ми : образованием , жизненны м опытом , склонностями , интере -

сам и исследователя , ег о связь ю с те м ил и ины м направление м

практическо й деятельности , научны м коллективом , ориентиро -

ванны м н а определенну ю тематику , научны м руководителем .

Выбо р объектно й област и требуе т изучени я объективно й по -

требност и в обновлени и элементо в образовательно й системы , учет а

реальны х услови й и возможностей . В условия х обновлени я все й

образовательно-воспитательно й систем ы актуальны х сфе р иссле -

довани я очен ь много . Эт о прежд е всег о определени е и проверк а

новог о содержани я воспитания , эт о разработк а новы х эффектив -

ны х технологи й и методи к обучени я и воспитания , формирова -

ни е отношений , перехо д к новы м типа м образовательно-воспи -

тательны х учреждений , вопрос ы связ и школ ы и социально й сфе -

ры , перехо д к боле е эффективны м технология м образования , в

Последующие , тесн о связанны е межд у собо й шаг и — опреде -

лени е проблемы и темы исследования . П о сути , сам а тем а должн а

содержат ь проблему , следовательно , дл я сознательног о определе -

ни я и те м боле е уточнени я тем ы необходим о выявлени е исследо -

Проблем а понимаетс я ил и ка к синони м практическо й задач и

(проблем а организаци и свободног о времен и детей , проблем а про -

филактик и трудновоспитуемости) , ил и ка к нечт о неизвестно е в

науке . М ы буде м употреблят ь эт о поняти е в ег о второ м значении .

В это м смысл е проблем а — мос т о т известног о к неизвестному ,

обнаружить , тольк о хорош о ориентируяс ь в определенно й облас -

ти , тольк о сопоставля я уж е известно е и то , чт о надлежи т устано -

вить . В отличи е о т ответ а н а вопро с решени е проблем ы н е содер -

житс я в существующе м знани и и н е може т быт ь получен о путе м

преобразовани я налично й научно й информации . Требуетс я найт и

спосо б получени я ново й информаци и и получит ь ее .

Сущност ь проблем ы — противоречи е межд у установленным и

фактам и и и х теоретически м осмыслением , межд у разным и объяс -

нениями , интерпретациям и фактов . Научна я проблем а н е выдви -

гаетс я произвольно , а являетс я результато м глубоког о изучени я

состояни я практик и и научно й литературы , отражае т противоре -

чи я процесс а познани я н а ег о историческ и определенно м этапе .

Сегодня , например , совершенн о определенн о выявилис ь на -

зревши е противоречи я межд у общи м дл я все х учащихс я норма -

тивны м содержание м образовани я и индивидуальным и возмож -

ностями , склонностями , интересами ; межд у задачам и формиро -

вани я здоровог о человек а и однообразие м школьны х занятий ,

гиподинамией , перегрузкам и учебным и заданиями ; межд у разно -

образным и воспитательным и возможностям и сред ы и относитель -

но й замкнутостью , закрытость ю образовательно-воспитательны х

учреждений ; межд у воспитание м ка к руководством , программи -

рованием , навязывание м и индивидуально й свободой , суверен -

Вытекающа я и з выяапенны х протиЕюречи й проблем а должн а быт ь

актуальной , отражат ь т о новое , чт о входи т ил и должн о войт и в жизнь .

Таков ы в настояще е врем я проблемы , связанны е с гуманизацие й и

демократизацие й образования , учето м индивидуальны х особенно -

сте й и реализацие й возможносте й каждог о школьника , формиро -

вание м воспитывающе й сред ы в школ е и микрорайоне , комплекс -

но й профилактико й и реабилитацие й несовершеннолетних .

Учены е настойчив о подчеркиваю т мы.м ь о том . чт о правиль -

на я постановк а проблем ы — зало г успех а научног о поиска . «Когд а

м ы сможе м сформулироват ь проблем у с полно й четкостью , м ы

правильн о поставленны й вопро с означае т больше , че м решени е

Источнико м проблем ы обычн о являютс я узки е места , затруд -

нения , конфликты , рождающиес я в практике . Возникае т потреб -

ност ь и х преодоления , отражающаяс я в выявлени и насущны х прак -

тически х задач . Таков ы задач и устранени я разрыв а межд у обучен -

ность ю и воспитанностью , формальным и и неформальным и мо -

лодежным и структурами , профилактик и трудновоспитуемости ,

координаци и усили й школы , семь и и други х воспитательны х ин -

ституто в и т . д . Непосредственн о побуждение м к анализу , размыш -

лениям , поиска м могу т быт ь успехи , опы т эффективног о преодо -

лени я трудностей . Н о и в это м случа е первоосново й поиск а оста -

ютс я противоречия , осознаваемы е ка к трудности , ка к барьер ы н а

пут и к цели , тольк о уж е разрешенные , преодоленные . Чтоб ы пе -

рейт и о т практическо й задач и к научно й проблеме , необходим о

а ) определить , каки е научны е знани я необходимы , чтоб ы ре -

б ) установить , имеютс я л и эт и знани я в науке . Есл и знани я

ест ь и необходим о и х тольк о отобрать , систематизировать , ис -

пользовать , т о собственн о научно й проблематик и н е возникает .

Есл и необходимы х знани й н е хватает , есл и он и неполны е ил и

неточные , т о возникае т проблема . Дл я е е выделени я и последую -

щег о решени я нужн о возможн о полне е изучит ь то , чт о известн о

п о теме , п о смежны м вопросам . Дл я решени я значительны х прак -

тически х зада ч част о необходим а разработк а целог о комплекс а

теоретически х и прикладны х проблем , и наоборот , разрешени е

крупно й научно й проблем ы обычн о позволяе т решит ь н е одну , а

целы й ря д практически х задач . Скажем , дл я решени я практиче -

ско й задач и профилактик и правонарушени й подростко в необхо -

дим о разрешени е пробле м единств а воспитания , обучени я и раз -

вития , формировани я разносторонни х потребностей , подлинно й

комплексност и воспитания , единог о и целостног о педагогическог о

процесса . Решени е же , например , научно й проблем ы о критерия х

воспитанност и способствовал о б ы значительны м успеха м соци -

ально-педагогическо й диагностики , профилактик и отставани я и

трудновоспитуемости , оперативно й коррекци и содержани я и ме -

Заключенно е в проблем е противоречи е должн о прям о ил и кос -

венн о найт и отражени е в теме , формулировк а которо й одновре -

менн о фиксируе т и определенны й эта п уточнени я и локализаци и

Во т пример ы актуальных , н а на ш взгляд , и явн о заключающи х

в себ е противоречи я те м социально-педагогически х исследований .

Самоутверждени е личност и в разновозрастно м коллективе .

Взаимосвяз ь управлени я и самоуправлени я в воспитательно й

Профессионально е и непрофессионально е воспитание , и х един -

Стандар т и творчески й поис к ка к компонент ы педагогическо й

Проблем а може т быт ь заключен а в тем е и в завуалированно м

виде , т . е . проблемност ь тем ы може т обнаруживатьс я пр и е е рас -

Например , тем а «Формировани е экологическо й культур ы

востои т узк о понимаемо й цел и образовани я ка к усвоени я зна -

ний , умени й и навыков , кром е тог о экологи я — результа т интег -

раци и естественно-научног о и гуманитарног о знания . Тем а «Эв -

связан а с преодоление м традиционног о представлени я о новы х

технология х ка к о совершенно м средств е передач и информаци и и

с раскрытие м и х возможносте й формироват ь творчески е способ -

Вытекающи е и з эти х пробле м тем ы должн ы быт ь боле е конк -

ретизированными , привязанным и к определенны м этапа м и ус -

ловия м педагогическог о процесса , к конкретны м объектам , ил и

связанным и с раскрытие м определенны х аспекто в общи х про -

Как-т о н а защит у был а представлен а дипломна я (выпускная )

долг о убеждат ь студентку-заочниц у в том , чт о защищат ь дипло м

н а таку ю общу ю тем у буде т очен ь трудно . Возникае т множеств о

вопросов : включае т л и тем а анали з истори и эстетическог о воспи -

тания ? О како м возрастно м этап е развити я дете й пойде т речь ?

Буде т л и рассматриватьс я воспитани е в процесс е изучени я учеб -

ны х предмето в ил и в о внеклассно й работе ? Н а каки х личностны х

новообразования х буде т акцентирован о внимание ? Посл е уточне -

ни я (локализации ) тем а выглядел а так : «Воспитани е эстетичес -

ки х потребносте й учащихс я начальны х классо в сельско й школ ы в

Дальнейши й процес с развити я проблем ы связа н с определе -

1 . Объяснит е различи я понятий : проблема , вопрос , проблемна я ситу -

КНИГИ 419186 АВТОРЫ 128103 СЕРИИ 43306 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1139 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16466 ТЕГИ 336272 СТАТЬИ 612

При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленное™ в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Мудрик, 1994). Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

* Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;

* Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.

* Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.

* Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.

* Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.

* Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.

* Кон. И.С. Открытие Я. М., 1978.

* Кон. И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

* Кон. И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

* Кон. И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

* Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

* Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.

* Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.

Глава 17. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Исследования социальной установки в общей психологии.

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Уместно напомнить определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей


Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Проблемы социальной установки по Д.Н.Узнадце актуальны не только в психологии, но и в работе педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Предложенный материал позволит специалистам ответить на вопрос "как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?""Теория установки Д.Н.Узнадзе" (выступление)

Цель – рассмотреть основные составляющие социальной мотивации и социальной установки.

- сформировать понятие о социальной мотивации, социальной установке, аттитюде, каузальной атрибуции;

- ознакомиться с концепциями взаимосвязи мотивации деятельности.

1. Социальная мотивация и социальная установка в туристической деятельности.

2. Понятие, структура, функции аттитюдов.

3. Концепции взаимосвязи мотивации деятельности: каузальная атрибуция, теория мотивации достижения успехов и избегания неудач.

Литература: основная – 1, 2, 9, 10, 14, 15, 17; дополнительная – 1, 2, 13.

Вопрос 1 Социальная мотивация и социальная установка

Приисследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки.

Давайте проанализируем потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.

Социальные установки

Под установкой принято понимать благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах, а также в целенаправленном поведении.

Установка – это неосознаваемая готовность к действию. Психологи считают, что любое воздействие на человека можно рассматривать с точки зрения теории установки. Когда оно имеет социальную природу, то говорят о социально-психологической природе установки.

– соответствующей объективной ситуацией.

Установка бывает ситуативная и фиксированная. Последняя есть закрепленная в случае повторения ситуации настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации.

1) убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки);

2) эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная, аффективная составляющая);

3) соответствующая реакция, которая, в частности, может отражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Полагают, что социальная установка выполняет важные для субъекта функции. Эти функции следующие:

- адаптивная (утилитарная): установка направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

- когнитивная: установка дает упрощенные указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту;

- регулятивная: установка выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

- защитная: установка способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

- стабилизирующая: установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает сохранность ее направленности в непрерывно изменяющихся
ситуациях;

- автомативная: установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

- ригидная: установка выступает как фактор инертности, косности деятельности, затрудняющей приспособление к новым ситуациям.

Установка может быть направлена на различные факторы деятельности, в частности на ее цель, мотив, условие.

Взаимодействие социальной установки и поведения представляет собой достаточно сложный, далеко не однозначный феномен, о чем свидетельствуют проведенные специалистами эксперименты, те или иные конкретные жизненные ситуации.

Показательна следующая ситуация. В Палате представителей США во время общего голосования ее члены абсолютным большинством голосов приняли решение о повышении своего жалованья. Несколько минут спустя при поименном голосовании тот же самый билль почти тем же большинством голосов был провален.

В другой концепции (Д. Кац, Э. Стотленд) высказана мысль о том, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты социальной установки. Выявлено три условия, при которых установки предсказывают поведение. Во-первых, это происходит, если удается свести до минимума другие влияния на утверждения, отражающие установки людей, и на их поведение; во-вторых, если установки в точности соответствуют изучаемому поведению. Лучше предсказывает поведение сильная установка.

Зачастую люди действуют автоматически, не раздумывая, согласно своему привычному шаблону. Такая бездумная реакция является адаптивной, что дает возможность человеческому уму заниматься другим делом. При новой ситуации поведение людей становится не таким автоматическим. Шаблон исчезает. Они думают, прежде чем совершить какой-то поступок.

Выявлено, что люди, хотя бы на несколько мгновений вспоминавшие свое прежнее поведение, выражали установки, которые лучше предопределяли их будущее поведение. Значит, установки, приходя нам на ум, направляют наше поведение. Люди, осознающие самих себя, обычно ладят со своими установками.

Установка, как было отмечено раньше, подразумевает оценку. Установка — это связь, создаваемая человеком, между объектом и его оценкой. Чем сильнее будет связь, тем сильнее становится установка. Впоследствии ситуация может автоматически вызывать определенную установку. Тем не менее люди вырабатывают свои установки таким образом, что иногда они действуют, а иногда — нет. Если установки рождаются как результат жизненного опыта, они скорее всего будут закреплены и станут определять поступки.

Таким образом, общепризнано, что установки определяют поведение. Это верно, что люди иногда отстаивают то, во что верят, но верно и то, что люди верят в то, что отстаивают.

Психологические эксперименты показывают, что установки не могут определять поведение, если внешние воздействия сильнее внутренней убежденности.

Становление проблемы аттитюда в социальной психологии.

В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд понимался всеми как:

а) определенное состояние сознания и нервной системы,

б) выражающее готовность к реакции,

г) на основе предшествующего опыта,

д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Было ясно, что аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно.

Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Таким образом, это время можно охарактеризовать как застой в области исследований установок. До 70 -ых годов 20 века социальные установки в основном были предметом научного изучения, или касались только пропаганды и агитации. В настоящее время социальные установки и их практическое применение интересуют представителей многих прикладных областей социальной психологии, в качестве примера можно привести рекламную область. Применение научных знаний о социальных установках на практике — представляет третий, современный этап их исследования.

Понятие социальной установки в психологии - Проблема социальной установки в психологии

Проблема социальной установки в психологии

Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?

Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей.

Прежде всего, этот круг вопросов обсуждался В. Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами, объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия.

Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

Аттитюд: понятие, структура, функции

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный бум в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд понимался всеми как:

а) определенное состояние сознания и нервной системы;

б) выражающее готовность к реакции;

г) на основе предшествующего опыта;

д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Было ясно, что аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Аттитюды и реальное поведение

В течение длительного времени изучения аттитюдов не возникало сомнений в том, что знание аттитюда полезно потому, что позволяет прогнозировать поведение. Казалось само собой разумеющимся, что аттитюду соответствует определенное поведение. Однако вскоре возникло затруднение в объяснении связи аттитюд—поведение. Оно было обнаружено после осуществления известного эксперимента Р. Лапьера в 1934 г.

Эксперимент состоял в следующем. Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников.

В последующие годы предпринимались различные меры для преодоления обозначившихся трудностей. С одной стороны, были сделаны усилия для совершенствования техники измерений аттитюдов (высказывалось предположение, что в эксперименте Лапьера шкала была несовершенной); с другой стороны, выдвигались новые объяснительные гипотезы. Некоторые из этих предложений вызывают особый интерес. М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию.

Традиция исследования социальных установок- аттитюдов в западной психологии

У. Томас и Ф. Знанецкий показали, что изменение условий жизни по большей части вело к смене представлений о значимости социальных объектов и их оценки людьми, т.e. к смене социальных установок. В случаях, когда определение ситуации индивидами не совпадало с групповыми (социальными) ценностями, могли возникать и развиваться конфликты, приводящие в свою очередь к дезадаптации людей, а в конечной итоге — к социальной дезинтеграции. В качестве причин, побуждающих к изменению социальных установок, назывались четыре основных желания (потребности) человека: новый опыт, безопасность, признание и господство.

Предполагалось, что аттитюд удовлетворял эти желания человека через изменение отношения к ценностям (определенным социальным объектам) в, соответствие с нормами, принятыми в данном социуме.

Таким образом, изначально «изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации, что впоследствии нашло выражение в ряде функциональных теорий аттитюда. Среди наиболее известных работ, определяющих функции социальных установок, можно назвать теорию М. Смита, Д. Брунера, Р. Уайта

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: