Диагностика личности обучающегося старшей школы самооценка учебная мотивация личностные особенности
Обновлено: 05.07.2024
Выявление дезадаптированных учащихся и дальнейшая работа с ними являются важной частью работы школьного психолога. В этой статье мы рассмотрим одну из методик, которая может помочь педагогу-психологу старшего звена изучать и решать проблемы школьной адаптации у обучающихся средней и старшей школы. Немного об особенностях разных возрастов вы можете прочитать тут.
Чтобы понимать, о чем идет речь, давайте вспомним определение термина школьная адаптация. В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Выявить дазадаптированных обучающихся можно с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в модификации А.Д. Андреевой.
Содержание
Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.
Цель методики: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Возраст: 10- 16 лет (средние и старшие классы)
Количество вопросов: 40
Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность, гнев
Время заполнения: 10–15 мин.
Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.
Стимульный материал методики диагностики адаптации
Инструкция
Пример | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
Мне весело | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вопросы методики
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | ||
1. | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Я разъярен | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Я испытываю любопытство | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Мне хочется стукнуть кулаком по столу | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Я раскован | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Мне интересно | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я рассержен | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | Мне кажется, что урок никогда не кончится | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Мне хочется на кого-нибудь накричать | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Я стараюсь все делать правильно | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Я чувствую себя исследователем | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Я чувствую, что не справлюсь с заданиями | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
22. | Я энергичен | 1 | 2 | 3 | 4 |
23. | Я взбешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
24. | Я горжусь своими школьными успехами | 1 | 2 | 3 | 4 |
25. | Я чувствую себя совершенно свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
26. | Я чувствую, что у меня хорошо работает голова | 1 | 2 | 3 | 4 |
27. | Я раздражен | 1 | 2 | 3 | 4 |
28. | Я решаю самые трудные задачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
29. | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
30. | Мне скучно | 1 | 2 | 3 | 4 |
31. | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
32. | Я стараюсь не получить двойку | 1 | 2 | 3 | 4 |
33. | Я уравновешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
34. | Мне нравится думать, решать | 1 | 2 | 3 | 4 |
35. | Я чувствую себя обманутым | 1 | 2 | 3 | 4 |
36. | Я стремлюсь показать свои способности и ум | 1 | 2 | 3 | 4 |
37. | Я боюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
38. | Я чувствую уныние и тоску | 1 | 2 | 3 | 4 |
39. | Меня многое приводит в ярость | 1 | 2 | 3 | 4 |
40. | Я хочу быть среди лучших | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке
Шкала | Пункты, номер |
Познавательная активность | 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 |
Мотивация достижения | 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 |
Тревожность | 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 |
Гнев | 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 |
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, значит вес для подсчета: 1 2 3 4 (Т.е. цифра, выбранная ребенком, является баллом)
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, вес для подсчета: 4 3 2 1 (Т.е. выбранная ребенком цифра 1 означает 4 балла, цифра 2 – 3 балла и т.д.)
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле (уровень мотивации):
ПА + МД + (–Т) + (–Г), где
ПА — балл по шкале познавательной активности;
МД — балл по шкале мотивации достижения;
Т — балл по шкале тревожности;
Г — балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Уровень | Суммарный балл |
I | 45 — 60 |
II | 29 — 44 |
III | 13 — 28 |
IV | (–2) — (+12) |
V | (–3) — (–60) |
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя.
Интерпретация результатов диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.
Гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.
Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены ниже.
Шкала / Познавательная активность | Шкала / Тревожность | Шкала / Гнев | Интерпретация |
---|---|---|---|
Высокий | Низкий, средний | Низкий | Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению |
Средний | Низкий, средний | Низкий | Позитивное отношение к учению |
Низкий | Низкий, средний | Низкий, средний | Переживание “школьной скуки” |
Средний | Низкий, средний | Низкий, средний | Диффузное эмоциональное отношение |
Средний | Низкий, средний | Высокий | Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей |
Низкий | Низкий, средний | Высокий | Негативное эмоциональное отношение |
Низкий | Низкий | Высокий | Резко отрицательное отношение к школе и учению |
Высокий | Высокий | Высокий | Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей |
Высокий | Высокий | Средний | Повышенная эмоциональность на уроке |
Средний, низкий | Высокий | Средний, низкий | Школьная тревожность |
Высокий | Средний, низкий | Высокий | Позитивное отношение при фрустрированности потребностей |
Высокий, средний | Высокий | Низкий, средний | Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения 1 |
Бесплатно скачать текст методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению и бланк
Читайте также: