Маканин река с быстрым течением краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Брусникина настолько верна себе, что даже не скажешь сразу, хорошо это или плохо. Но все сказанное о ней ранее по поводу недавней премьеры "Случая" Гольдони в "Сатириконе"
(http://users.livejournal.com/_arlekin_/512896.html?mode=reply), актуально и для "Реки с быстрым течением". И даже еще раньше сказанное, по поводу "Солнце сияло" Курчаткинана той же малой сцене МХТ: работая с текстом, Брусникина не видит или не хочет видеть разницы между Пушкиным и Курчаткиным. Превосходная, лаконичная, точная, многослойная ранняя проза Маканина гораздо ближе к поэзии Пушкина, чем к беллетристическо-публицистической порнушке Курчаткина, но Брусникиной это все равно. Тем более, что в "Реке с быстрым течением" заняты не вчерашние студенты, как в том же "Случае", а сложившиеся и достаточно опытные актеры, при всей своей относительной молодости, а главное, действительно талантливые: Павел Ващилин, Янина Колесниченко, Эдуард Чекмазов, Кристина Бабушкина, из более старших поколений - Алексей Агапов, Игорь Золотовицкий и Дмитрий Брусникин, которому Марина Брусникина отдала роль "первого среди равных": голос повествователя. Хотя сквозного действия в этом сборнике новелл и зарисовок нет, но герой Брусникина и объединяет фрагменты в некое подобие целого, и открывает спектакль - новеллой о писателе, живущем в пространстве собственного текста, и сочиняющего рассказ как жизнь - или живущего жизнь, как сочиняют рассказ, когда история несложных взаимоотношений с переезжающей соседкой и ее мужем становится материалом для игры с категориями реальности и вымысла. Игры с категориями, впрочем, Брусникину мало интересуют, она берет из текста Маканина только самый верхний слой - сюжет и характеры. Но это немало - при таком тексте и при таких актерах, способных этот текст наполнить живыми эмоциями. (Самый пронзительный эпизод для меня - с героем Золотовицкого, который вдруг пришел к выводу, что за его удачу кто-то другой в мире расплачивается своей неудачей, потому что счастье - как одеяло, которого на всех не хватает; но и другие истории - об обмене квартиры, при котором муж познакомился с вдовой, хозяйкой их будущей квартиры, и она предложила ему стать ее любовником, чтобы он приходить к ней после переезда в ее новую - и бывшую его - квартиру; или о девушке, которая выпила на вечеринке и всем показалась легкой "добычей", но пока гости-мужчины спорили, кому она достанется и кто пойдет ее "провожать", она незаметно ушла одна и пропала; или о муже, который после 15 лет брака уличает жену в измене, но не понимает, что делать, потому что жена больна раком, и он об этом знает, а она - нет). Текст, который читают и в лучшие моменты постановки играют актеры, слушать - одно удовольствие, иногда - даже потрясение - но то и другое не имеет никакого отношения к специфике театрального спектакля. С тем же удовольствием этот текст можно было бы просто прочитать в книге или послушать по радио. И постановка, выстроенная таким образом как действо на три с половиной часа, могла бы продолжаться и 8 часов, а могла бы уместиться в 45 минут, или даже превратиться в театральный "сериал", растянутый на столько вечеров, на сколько хватило бы литературного материала и актерской памяти. Ничего другого Брусникина не предложила и закапываться вглубь прозы Маканина, сквозь сюжет и персонажей, не стала (или не смогла). Вытащить в название самую несложную из маканинских метафор - "река с быстрым течением" (и не видя спектакля, понятно, что речь идет о человеческой жизни) - ей, как обычно, показалось достаточным.

"Ф.М. Достоевский. 200 лет в мировой культуре" в РГАЛИ

Дольше я добирался до выставки (отчасти по собственному недомыслию, но и располагается выставочный зал РГАЛИ не так чтоб к заходу. ), чем смотрел…

"Перси Джексон и море чудовищ" реж. Тор Фройденгаль, 2013

Первую часть безвременно оборвавшейся франшизы, "Перси Джексон и похититель молний", я смотрел в кинопрокате -…

"Мертвые души", реж. Александр Золотовицкий, "Три сестры", реж. Ярослав Жевнеров в ГИТИСе

Поскольку это для меня были уже вторые "Мертвые души" за день, я заранее ненавидел всех плюшкиных и коробочек - но к счастью,…

Владимир Маканин - Река с быстрым течением

Владимир Маканин - Река с быстрым течением краткое содержание

Рассказы Владимира Маканина глубоки и достаточно лаконичны — вполне для современного читателя, который всегда спешит и не терпит занудства.

Книга издается в авторской редакции.

Река с быстрым течением - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Река с быстрым течением - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Владимир Маканин

Река с быстрым течением (сборник)

Ключарев и Алимушкин

Человек заметил вдруг, что чем более везет в жизни ему, тем менее везет некоему другому человеку, — заметил он это случайно и даже неожиданно. Человеку это не понравилось. Он не был такой уж отчужденный, чтобы праздновать праздник, когда за стеной надсадно плачут. А получалось именно так или почти так. И ничего переиначить и переменить он не мог, потому что не все можно переменить и переиначить. И тогда он стал привыкать.

Однажды он не выдержал и пришел к тому, к другому человеку и сказал:

— Мне везет, а тебе не везет… Это меня угнетает. И мешает мне жить.

Тот, которому не везло, не понял. И не поверил.

— Ерунда, — ответил он. — Это вещи, не связанные между собой. Мне и впрямь не везет, но ты тут ни при чем.

— И все-таки меня это мучит.

— Ерунда… Не думай об этом. Живи спокойно.

Он ушел. И продолжал жить. И отчасти продолжал мучиться, потому что тому, другому человеку делалось все хуже. А ему везло. Ему всегда светило солнце, улыбались женщины, попадались покладистые начальники, и в семье тоже была тишь и гладь. И тогда он затеял мысленный разговор с Богом.

— Это несправедливо, — сказал он. — Получается, что счастье одному человеку выпадает за счет несчастья другого.

— Почему же несправедливо?

— Потому что жестоко.

Бог подумал-подумал, потом вздохнул:

— Ну да… Попробуй-ка одним одеялом укрыть восемь человек. Много ли достанется каждому? — И Бог улетел. Бог исчез и не дал ответа или же дал такой ответ, который ничего не значит. Он как бы отшутился.

И тогда человек перестал думать об этом — в конце концов, сколько можно думать об одном и том же? В конце концов, это утомляет. Вот, собственно, и вся история.

— Поздравляю. Ради этого стоило жить.

Улыбаясь, Ключарев здесь же написал обычное объявление — так, мол, и так, кошелек найден, потерявший — приди. И дописал внизу свой адрес. Бумажку эту он нанизал на гвоздик доски объявлений ближайшего дома. Была зима — чтобы написать и нанизать бумажку на гвоздик, ему пришлось поставить портфель в снег. Нанизанный листочек трепался на ветру, но держался крепко. А в том, что ни сегодня, ни завтра по объявлению никто не пришел, удивительного не было — куда удивительнее было то, что на следующий день начальник отдела, брюзга, зажимщик и явный недоброжелатель предложил вдруг Ключареву поместить статью в крупный научный журнал. При этом в соавторы начальник не напрашивался. Именно поэтому Ключарев, вернувшись домой, уже с порога сказал жене:

— У меня началась полоса везения.

А жена Ключарева была женщина тихая и скромная, и потому везения, какого бы то ни было, она стеснялась и даже пугалась. Она, например, очень переживала, когда никто не явился за кошельком.

Вечером, чуть позже, жена сказала Ключареву, что у нее есть новость. Она о ней забыла, но теперь вспомнила.

— А-а, — засмеялся Ключарев, — звонила твоя подруга?

— Правда, я смышленый? — Это был шутливый выпад.

Выпад был нацелен в некую женщину, с которой жена когда-то работала и дружила и которая до сих пор по инерции считалась подругой жены. Уже давным-давно они работали в разных местах, и уже давным-давно жена ее не видела. Однако время от времени женщины перезванивались по телефону. Они говорили о детях. Или о покупках. Они перезванивались все реже и реже. Под влиянием времени этот остаток женской дружбы скоро должен был совсем сойти на нет и умереть, но до поры он жил, скрученный в телефонном шнуре.

Жена замолчала — ей было досадно, что дружба с подругой сходит на нет и что над их телефонным общением уже подсмеивается муж. Чтобы смягчить, Ключарев переспросил:

— Что же за новость?

И тогда жена сказала, что у Алимушкина на работе неприятности. И вообще Алимушкин погибает, так говорят…

— Алимушкин? — Ключарев никак не мог вспомнить, кто это такой. Он только пожал плечами. Он, в общем, уже привык, что его хлопотливая жена готова заботиться о ком угодно. Но потом вспомнил этого человека. Он видел его дважды.

— Алимушкин — это тот, который был такой остроумный и блистательный?

— Тот самый, — сказала жена.

— Но с какой стати я пойду его навещать? Я видел его два раза в жизни.

— А я видела только однажды.

Что и говорить, это был веский довод.

— Согласись, — продолжала атаку жена, — лучше и удобнее, если его навестит мужчина.

— Лучше или хуже, а я не пойду. Некогда.

Ссоры не случилось. Ключаревы были дружной парой.

Жена даже признала, что хватила, пожалуй, лишнего, посылая Ключарева бог знает куда и зачем. И они заговорили о сыне-девятикласснике: сын делал большие успехи в спорте, а точнее, в спортивной гимнастике.

Ключарев забыл бы о странной просьбе жены, но этим же вечером случился еще один телефонный разговор. На этот раз сам Ключарев звонил своему приятелю по имени Павел. Как это часто бывает, фраза из одного разговора переходит и кочует в другой. Жизнь фразы коротка, и похоже, что фраза тоже хочет пожить подольше. И вышло так, что вместо приветствия Ключарев шутливо спросил своего приятеля:

— Ну как жизнь — не погибаешь?

Павел ответил — нет, не погибаю, с чего ты взял? Ключарев засмеялся, пришлось пояснить, что это шутка, это просто так, модное слово. У них есть, к примеру, некий Алимушкин, который погибает.

У Игнатьева загуляла жена Сима. Расстроенный Игнатьев пришёл к своей бывшей любовнице Марине, подруге Симы, но Марина не утешила его. Давний друг Шерстобитов оказался из тех, кто любит говорить сам и не любит слушать. Игнатьев пришёл домой. Жена явилась в первом часу ночи. Разговаривать не желала. От неё пахло вином.

Они прожили 15 лет, и приближались к зениту спокойной семейной жизни. Теперь они ссорились. Она говорила, что у них на работе подобралась весёлая компания.

Позвонила Марина, извинилась за вчерашнее равнодушие и чёрствость и сказала, что зашла в Симину контору, встретила её, попросилась в их кампанию, сходила с ними в театр. Обещала узнать как и что…

Вечером во дворе их дома Игнатьев встретил женщину-врача, которая сказала, что жене осталось жить не более месяца. Метастазы через печень распространились по всему организму — оперировать нет смысла. Боли будут перед самым концом.

Марина встретила Игнатьева у метро по пути на работу. Она сказала, что в Симиной кампании амуры в полном разгаре.

Игнатьев коллекционировал альбомы по живописи. На работе он зашёл к Ване Корнееву, такому же собирателю альбомов, и подарил Нестерова, о котором Ваня давно мечтал. Ваня не знал, как отблагодарить Игнатьева. Тот подсказал, что у Вани в нарсуде работает тётка, а ему надо быстро развестись. Ваня обещал быстрый развод. Игнатьев подарил Ване почти все свои альбомы.

Дома Игнатьев проверил уроки у сына. Жена была дома, жаловалась на боли в животе. Игнатьев запил, и восемь дней не выходил на работу. Замдиректора и двое сотрудников навестили его. Зам объявил, что если Игнатьев завтра не выйдет на работу, то он подпишет приказ об увольнении.

Сильно похудевшая жена просила у Игнатьева прощения и обещала бросить кампанию и наладить семейный быт. На другой день Игнатьев вышел на работу и с трудом, в полудрёме, выдержал до конца рабочего дня. Дома Сима сообщила мужу, что подаёт на развод.

Игнатьев с работы шёл выпивать к Шерстобитову. Возвращаясь вечером домой, он встретил женщину-врача, которая сказала, что даёт жене таблетки с опием. Дома он нашёл старые фотографии. На четырнадцати из них была Сима, по хронологии — сначала школьница с косичками, потом студентка, потом взрослая. Игнатьев расположил фото в неровный ряд, напоминавший ему быструю реку, которая за полтора десятка мгновений пронесла мимо него жизнь жены, и унесла.


Маканин очень хорошо знает людей и понимает основные мотивы их поступков и поведения. Можно говорить, что Маканин продолжает галерею ненужных людей из того самого девятнадцатого века или пишет историю маленьких людей в след за Неточкой Незвановой гражданина Достоевского. Но если быть честным и посмотреть правде в глаза, то он просто пишет о людях, которые жили и будут жить на этой территории. Они действительно или маленькие и убогие или не нужные. Причем, раньше это было трагично, а теперь можно просто уехать от этих маленьких людей в другую страну и все. Может быть это и подло, бросить этих маленьких людей, но тратить на них свою жизнь совсем глупо.

Сам сборник посвящён исследованию того, может ли одному человеку везти просто так или это обязательно связано с тем, что кому-то должно не везти все с той же невероятной силой. В одном из рассказов герой, вдруг получает все, что только может и любовницу-красавицу и новую работу с весомым доходом и преданность жены, а на его фоне погибает скатываясь буквально в могилу другой. Чем наглее от успеха первый, тем хуже другому. При этом сострадание и смущение сменяется равнодушием и радостью.

Другой герой, поднимаясь по социальной лестнице ищет выгодный размен квартиры, ему нужна жилплощадь солиднее и больше. Он понимает, что это значит, что кто-то следом должен опускаться на лестнице вниз и эта мысль не дает ему покоя, он испытывает странные чувства и дело не только в красавице, вдове, которую он все же укладывает в постель, дело в сложном комплексе переживаний, связанных со своим местом в мире. Место это определяется толи твоим ростом толи падением других. Что сладостнее и приятнее? Что больше радует? Пьянящее чувство хозяина жизни, согласие с судьбой и наплевать на боль рядом. Осознание собственно ничтожности и радость за выпавший счастливый билет. Именно так устроен человек и любой человек рано или поздно начинает вести себя именно так. В чем сила Маканина?

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Владимир Маканин Река с быстрым течением

Река с быстрым течением: краткое содержание, описание и аннотация

Владимир Маканин: другие книги автора

Кто написал Река с быстрым течением? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Владимир Маканин: Человек свиты

Человек свиты

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Владимир Маканин: На первом дыхании (сборник)

На первом дыхании (сборник)

Владимир Маканин: На первом дыхании

На первом дыхании

Владимир Маканин: Кавказский пленный

Кавказский пленный

Владимир Маканин: Андеграунд, или Герой нашего времени

Андеграунд, или Герой нашего времени

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Владимир Маканин: Лаз (сборник)

Лаз (сборник)

Владимир Маканин: Долгожители (сборник)

Долгожители (сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Река с быстрым течением — читать онлайн ознакомительный отрывок

— Нет-нет, — прикрикнул врач, — вы, Алимушкин, молчите! Вы уж не разговаривайте. Все равно не получится.

— И передвигаться не может?

— По стеночке до уборной он доберется, но никак не дальше.

Ключарев подошел к Алимушкину ближе, он шел и осторожно ставил ноги, потому что по полу сновали тараканы. В комнате было мрачно. Алимушкин улыбнулся — улыбка у него была половинчатая, на одну сторону, мышцы лица на другой стороне бездействовали… Ключарев подморгнул: привет, эк тебя угораздило. Алимушкин протянул ему руку. Ключарев пожал.

— Помогите-ка мне. Вы ведь его приятель?

— Здесь, в этих бумагах, должен быть адрес его матери.

— Матери? — удивился Ключарев.

— Должен же за ним кто-то ухаживать.

— А больница — почему не в больницу?

— Больница ничем особым ему не поможет. Да и транспортировать его в таком состоянии неполезно.

Ключарев кивнул: понятно. Как и все люди, Ключарев полагал, что с врачами не спорят. Он переспросил:

— Значит, вы вызовете сюда его мать?

— Не я. Вы. — И врач, словно он тоже считал, что Ключарев виновен перед беднягой своими удачами, сурово посмотрел на него. Так Ключареву казалось. Хотя это был обычный взгляд загнанного и задерганного за сутки врача. — Вы вызовете. А мне надо идти. Я дважды уже присылал сюда сиделку. Сейчас она дежурит у более тяжелого.

Ключарев кивнул. Он нашел адрес и отослал многословную телеграмму в Рязанскую область. Почта, на счастье, оказалась в двух шагах, и никакой такой очереди у окошка не было. Ключарев отметил с горькой усмешкой — везет, мол, этому Алимушкину.

Когда Ключарев вернулся с почты, врача не было. Алимушкин извинился за возникшие хлопоты, извинился жестом руки: прости, дескать, пришлось тебе похлопотать. Жестом же он предложил: давай, мол, в шахматы, если не торопишься. Алимушкин сам дотянулся до них рукой, шахматы стояли у изголовья. Ключарев почти не глядел на доску. Он передвигал фигуры и глядел на пол, где бегали лакированные тараканы.

Сразу же после Алимушкина Ключарев зашел к подруге жены — он ее отыскал. Адрес был записан на листочке: Малая Пироговская, 9, кв. 27. Этот адрес Ключарев нашел в записной книжке жены. А записную книжку он потихоньку выудил у жены в сумочке… Теперь он пришел и назвал себя: здравствуйте, я Ключарев. Вы ведь дружны с моей женой много лет — верно? — а с вами мы, как ни странно, незнакомы.

Такой у Ключарева был тон, почти дружеский. На самом же деле он был сильно раздражен, и это вот-вот должно было всплыть на поверхность. Пока еще было начало разговора.

— Очень приятно, — сказала подруга жены.

Она была полная, даже пышная медлительная женщина. Ключарев подумал, что ей только и сидеть у телефона сутками напролет. С такими формами и с таким задом. Это он уже начал раздражаться.

— Извините меня, но я буду с вами резок. Мне надоела ваша телефонная суета.

— Что? — Она не понимала. Она была медлительна.

Ключарев, стараясь сдерживать себя, пояснил:

— Прекратите звонить моей жене насчет этого несчастного Алимушкина. Перестаньте ее нервировать и дергать. Имейте совесть. Имейте снисхождение к обычной и в меру счастливой семье, которую незачем перегружать всеми бедами и всеми горестями, какие только есть вокруг.

— Но я не думала, что эти звонки…

— А думать нелишне. Это так просто понять — вы же не даете ей жить спокойно.

Подруга жены молчала, она растерялась. Ключарев еще раз извинился за резкость.

— Вы к нему заходите, к Алимушкину?

— Вот и продолжайте его иногда навещать. А нас оставьте в покое — ясно?

Подруга жены была заметно обижена. Медлительная и толстая женщина, она обожала говорить по телефону, а теперь у нее отнимали такой повод для звонков. К Алимушкину она была вполне равнодушна, но ведь должны же люди, и тем более подруги, о чем-то говорить, и должны же они общаться.

Ключарев объяснил ей еще раз:

— Поймите, из-за ваших звонков жизнь моей жене не в жизнь и радость не в радость. Человек хочет жить и радоваться жизни, а вы мешаете. У нас и без Алимушкина полным-полно друзей и родственников, которые тоже болеют…

Он все сказал. И теперь ждал ответа. Наконец та, поджав губы, выговорила:

Читайте также: