Отмена долгового рабства краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни.

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.

Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139)

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”)

Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались)

Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил).

Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.

Работа с 5 пунктом плана “Солон покидает Афины” – краткий рассказ учителя.


  • о причинах всеобщего недовольства Солоном,

  • отъезд за границу,

  • странствие по странам и возвращение на родину.


Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии” - по-гречески означает “власть народа”.

В 600-е годы до нашей эры афинами правила аристократия. Почти все правительственные решения и операции находились в руках полудюжины лидеров, называемых архонтами, и более мелких чиновников, называемых магистратами. Собрание дворян, большинство из которых были выходцами из богатых землевладельческих семей, каждый год избирало лидеров из их числа.

Кризис Афин

Аристократы правили Афинами ради собственной выгоды. Они часто создавали жестокие группировки, чтобы получить преимущество друг над другом. Они также использовали суды для дискриминации простых людей, в основном бедных фермеров, рабочих, ремесленников и растущего класса торговцев. Долгая история ненависти выросла между низшими классами и их аристократическими правителями.

Видя надвигающуюся катастрофу, как аристократия, так и простые люди Афин поддержали избрание Солона главным архонтом в 594 году до н. э. Афиняне предоставили Солону, которому тогда было около 35 лет, почти неограниченные полномочия для написания новых законов, чтобы покончить с условиями, которые вызвали ненависть и страх.

История новой демократии

Солон был сыном афинского аристократа, но, по-видимому, его отец потерял семейное состояние. В результате молодой Солон стал торговцем, чтобы прокормить себя и свою семью. Он вел скромную жизнь и никогда не стремился к большому богатству. Солон также стал первым известным поэтом Афин. Многое из того, что мы знаем сегодня о его идеях и взглядах, почерпнуто из его поэзии.

Афиняне выбрали Солона посредником в урегулировании их кризиса по нескольким причинам:

  • аристократам нравилось, что он благородного происхождения;
  • простолюдины доверяли ему как честному человеку, который зарабатывал себе на жизнь;
  • он также был известен как патриот, который сплотил афинян, чтобы победить другой город-государство за обладание близлежащим островом Саламин. Прежде всего, Солон имел репутацию человека справедливых взглядов.

Реформы архонта Солона

Философия Солона

Солон отверг идею о том, что бог, царь, тиран, отдельный класс или даже он сам могут спасти Афины. Вместо этого он считал, что все граждане, богатые и бедные, несут ответственность за достижение общего блага города. Идея Солона о значении гражданства была новой.

Отмена долгового рабства

Солон также освободил тех, кто находился в долговом рабстве, и запретил предлагать свое собственное тело или тела членов семьи в качестве обеспечения кредита или арендной платы. Кроме того, Солон даровал амнистию тем, кто бежал в изгнание из-за своих долгов. Однако он отказался от захвата крупных поместий аристократов и перераспределения их земель среди бедных.

Согласно плану Солона, только представители двух самых богатых классов могли стать архонтами или магистратами. Он открыл членство в собрании для всех граждан Афин, даже для бедных.

Предыстория

законодательные органы

Сельское хозяйство было одной из сильных производительных сил древней Аттики. Но никогда оно не находилось в столь тяжелом положении, как в 7 в. до н.э. Основной причиной кризиса было ростовщичество.

Согласно законам Драконта, земля не была отчуждаемой собственностью, но крестьяне могли отдавать себя в рабство за некоторую сумму денег. Если должники не выплачивали вовремя долги, они становились собственниками кредиторов и должны были отдавать им шестую часть урожая. Такие должники назывались пелатами или гектеморами. Быстрое обнищание поставило экономику Афин в катастрофическое положение.

Краткая биография

Солон был выходцем из богатой землевладельческой семьи.

законы Солона

Политическая деятельность

В 594 году Солон был приглашен на должность архонта. Целью такого избрания был ряд экономических и социальных преобразований, способных вывести страну из затяжного кризиса. По законам древних Афин, для столь глубоких изменений требовалось согласие представителей народного собрания – именно оно представляло собой законодательные органы древнего города-государства. Будущее Греции и своих родных Афин архонт видел без тирании, но при этом настаивал на жестком следовании курсу изменений, которые перезагрузили бы социальную и экономическую сферу жизни. Эти перемены должны были перезагрузить власть и отношения в стране. Суть этих изменений представляли законы Солона.

Краткое содержание реформ

Самым необходимым условием преобразования, по мнению Солона, была отмена долгового рабства. Весь процесс был назван сейсахтейя – освобождение от долгов. Суть необходимых предварительных дел сводилась к следующему:

  • все невольники, ставшие таковыми по условиям самозаклада, получили свободу;
  • земли, ставшие предметом залога, возвращены владельцам;
  • все долговые обязательства аннулированы;
  • произведена реформация измерительной системы - все весы и меры в Афинах приведены к единому стандарту.

Данный процесс вызвал возмущение во всех слоях афинского общества. Бедные злились, что не удалось поделить всю землю богачей, а обеспеченные землевладельцы негодовали из-за потери большой части имущества. Впрочем, у жителей Афин не было другого выхода - и они решили и дальше проводить в жизнь законы Солона.

законы Солона заложили в Афинах основы демократи

Социальные преобразования

Афинское общество делилось на четыре категории. Первую из них, самую знатную, составляли эвпатриды – богатые потомственные аристократы Афин. Вторую часть составляли всадники, менее родовитые аристократы. В третьей находились зевгиты – ремесленники и торговцы, а четвертую, самую обширную, представляли собой неимущие, но свободные люди Афин феты – работники и крестьяне. Законы Солона смешали эти слои и представили обществу свое видение социальных различий. Отныне право на вхождение в знать имели лишь богатые люди – эвпатриды должны были обладать доходом не менее 500 мер зерна в год, для всадников устанавливалась квота в 300 мер зерна, а зевгиты могли считаться таковыми, собирая в год 200 мер зерна. Все остальные, независимо от рождения, считались свободными жителями – фетами. Так законы Солона заложили в Афинах основы демократии, и отныне рождение в благородной семье уже не считалось привилегией, если это не было подкреплено необходимым капиталом. К тому же существовала реальная возможность выбраться из своего круга благодаря прохождению имущественного ценза.

народное собрание

Выборная система

Реформы Солона сделали возможным следующий шаг к демократическому обществу. Отныне народное собрание (ареопаг) могло состоять из представителей всех слоев населения. Так впервые неимущие могли на собрании решить некоторые насущные вопросы и влиять на управление государством. К тому же каждый участник народного собрания мог быть выбран судьей. Правда, эта должность не сулила ни больших выгод, ни большого влияния – самые насущные вопросы обычно решались на других советах. Наряду с традиционным ареопагом начал действовать другой совет – булэ, или совет 400. В эти законодательные органы входили представители всех четырех сословий древних Афин – по 100 человек с каждого. Новые законы Солона в Афинах предоставляли булэ право предварительного рассмотрения всех поступающих в ареопаг предложений. Таким образом, именно совет 400 определял необходимость проведения тех или иных преобразований в государстве, а ареопаг лишь утверждал такое решение большинством голосов. В ведении ареопага оставался надзор за соблюдением закона и охрана принятых положений.

судебные органы

Изменения в законодательстве

Солон не побоялся сделать важные изменения в законодательном поле Афин. Он отменил большинство правовых норм, установленных предыдущими тиранами, и узаконил новый свод правил, которые изменили отношения в судебной и гражданской сфере. Неизменным он оставил лишь уголовное право – жестокие законы Драконта, касающиеся уголовных наказаний за убийства, прелюбодеяния и воровство, Солон находил достаточными.

главное в законах Солона

Гелиэя

В качестве уступки демосу по решению Солона были созданы новые судебные ораны, назвавшиеся Гелиэя. В новом суде имелись представители всех классов афинского общества. Это создало совершенно новый правопорядок, коренным образом отличавшийся от всех предыдущих. Судебные органы впервые в истории стали работать на всех свободных людей страны. Люди могли рассчитывать на свободное обращение в суд без посредников, выступать в роли свидетеля или быть адвокатами ответчика. Кроме этого, им давалось право преследовать собственных врагов – ранее это разрешалось лишь представителям знати. С другой стороны, новые судебные органы могли лишить любого человека гражданства Афин. Это могло случиться с теми, кто не имел твердой гражданской позиции во время смут и междоусобиц. Люди, лишенные гражданства, были вне закона.

Дальнейшая жизнь Солона

отмена долгового рабства

Под предлогом расширения торговых связей Солон посетил Египет, Лидию и Кипр. До наших дней дошли отрывки впечатлений Солона от посещения дворцы его современника – легендарного Креза. Но политическая напряженность вынудила его вернуться в Афины. Несколько политических партий начали борьбу за власть, и Солон пытался сопротивляться установлению тирании. В конце концов власть в государстве захватил тиран Писистрат. После победы своего политического противника Солон остался в Афинах, но прожил недолго. Его прах был развеян на о. Саламин.

Значение законов

Главное в законах Солона – удачная попытка уравнять права всех граждан, отбросив в сторону вопросы происхождения и родовой иерархии. Решительные действия этого политика сформировали новый политический и социальный уклад в государстве. Новые критерии общественных отношений дали возможность для формирования новой политической элиты – без привязки к старым родовым традициям. Несмотря на хорошее начало, законы Солона не смогли полностью искоренить старые предрассудки. Лишь через 90 лет после солоновских реформ новый политический деятель, Клисфен, продолжил демократические начинания своего предшественника. Клисфен пользовался широкой поддержкой демоса, поэтому смог окончательно подорвать господство аристократов и утвердить власть в государстве на новых, демократических началах.

Гост

ГОСТ

Солон

Особой остроты, социально-политическая борьба достигает в $VI$ веке до н.э., когда правящая верхушка приходит к необходимости введения экстраординарных мер. Самым естественным путем примирения всех слоев общества было назначение на государственную должность особо уважаемого человека. Такой человек нашелся в Афинах, им оказался Солон.

В $594$ году до н.э., в связи с разрастающимся общественным конфликтом, Ареопаг избирает Солона на должность Архонта, и наделяет его чрезвычайными полномочиями. Реформатор пробыл у власти всего год, но полностью оправдал надежды народа, заложив основы знаменитой Афинской демократии.

Солон прекрасно понимал, что косность эвпатридов, которые боролись за пережитки родового строя, живущих в праздности, беспощадно эксплуатируя народ, машет экономическому и культурному развитию полиса, создают взрывоопасную обстановку. Солон прекрасно понимал, что косность эвпатридов, которые боролись за пережитки родового строя, живущих в праздности, беспощадно эксплуатируя народ, машет экономическому и культурному развитию полиса, создают взрывоопасную обстановку. Блестящее будущее Афин, законодатель видел в развитии экономики, совершенствовании системы земледелия, процветании торговли и ремесла. Солон пытался создать гарантии благополучной жизни для всех прослоек гражданского общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Законы Солона

Простат – политик, защитник демоса в период государственных преобразований в полисе.

Экономические преобразования.

Главной целью данного блока реформ стало оживление хозяйственной жизни Афинского полиса. Для чего Солон предпринял следующие шаги:

  • Регулирование водоснабжения в Аттике, часто страдающей от засухи.
  • Развитие оливководства. Был разрешен экспорт оливкогого масла, в то время как вывоз зерна законодательно запрещен. Изданы предписания, регулирующие посадки и обработки оливковых деревьев. Благодаря чему, произошло оживление отрасли, а оливковое масло Аттики славилось своим качеством во всем эллинском мире.
  • Развитие ремесленного производства. В частности, сын освобождался от обязанности содержать престарелого отца, если тот не научил его никакому ремеслу.
  • Меры, направленные на активизацию торговли. Вместо архаической фидоновской системы мер и весов была введена более удобная эвбейская весовая и денежная система, распространенная по всему Эгейскому региону.
  • Запрет на излишества и непроизводительные траты. Запрещались дорогостоящие погребения и строительство роскошных гробниц, жертвоприношения большого количества животных.

Социальные преобразования

Солон разделил свободное население Афин на четыре разряда по величине земельного дохода, каждая из групп получала свой набор прав и обязанностей.

  • Пентакосиомедимны (пятисотники) - Лица, получающие $500$ медимнов зерна, вина или масла ($1$ медимн = $52$ л.). Они служили в коннице и имели право занимать высшие государственные должности.
  • Всадники – лица, получающие $300$ медимнов дохода. Это группа также состояла из зажиточных граждан, способных содержать боевого коня, которые имели всю полноту гражданских прав, также как и первая группа, служили в коннице.
  • Зевгиты – Граждане, чей доход состоял из $200$ медимнов. Эта группа стала основой полисного коллектива, представители которой, призывались в тяжеловооруженную пехоту.
  • Феты - имели менее $200$ медимнов. Данная группа не могла занимать государственные должности, но имела право голоса на народном собрании.

Солон изменил в корне социальную структуру. И теперь, не принадлежность к тому или иному роду, а величина его собственности определяла статус человека. Деление на родовые филы и фратии сохранилось, но потеряло свою значимость.

Реформа долговых отношений

Эти радикальные меры должны были укрепить социальное положение граждан и активизировать развитие экономики. Принципиальное значение имела отмена долгового рабства, так как ориентировала крупные аграрные и ремесленные хозяйства не на труд зависимого работника из числа кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынке.

  • Свобода завещания при отсутствии прямых наследников. Раньше вся земля в таком случае оставалась роду.
  • Введение земельного максимума (запрещение иметь наделы свыше установленной законом нормы)

Военно-политические преобразования

До Солона военная организация была тесно связана с родовым коллективом, где ведущие позиции занимала знать, после реформ, она основывалась на социальном делении общества.

  • Основной военной единицей стали тяжеловооруженные гоплиты, комплектовавшиеся из зевгитов
  • Повышение роли народного собрания, которое до преобразований собиралось по желанию знати, и было одним из инструментов манипулирования общественным мнением. Теперь, на народном собрании обсуждаются важные государственные дела, принимаются законы. Новое социальное деление, расширение политических прав граждан повышали роль среднего класса, что способствовало превращению народного собрания в важный государственный институт. Для лучшей организации его работы, Солон ввел совет 400, избираемый по $100$ человек от каждой филы. В компетенции совета была подготовка дел для всеобщего обсуждения, и разбор текущих вопросов. Повышение роли народного собрания и введение совета $400$ ограничивала роль Ареопага, исполнявшего роль суда по уголовным делам.
  • Введение гелиэи – общегражданский суд, состоящий из $6000$ гелиастов из всех сословий, избираемых жребием на Народном собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов. Это был самый демократичный орган государственной власти.
  • Полная кодификация письменного свода законов, полностью заменившая законы Драконта. В дальнейшем, Афины жили по законам Солона, подвергая их незначительным изменениям.
  • Введение должности казначея, полета (заведовал сдачей в аренду гос. Имущества), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений).
  • Введение коллегии $11$, выполнявшей полицейские функции.

Реформы Солона, несмотря на их положительный эффект, на первых порах вызывали негативную реакцию общества: аристократия была недовольна утратой своим привилегий, демос был недоволен отсутствием передела земель на условиях равенства. В результате, Солон вынужден был уйти из полиса, приняв добровольное изгнание на десять лет. К счастью, его законы не были отменены и вскоре дали свой положительный результат.

Около 600 — 605 гг. до н.э. в Афинах произошел, как бы это сейчас назвали, стихийный митинг, на котором афинянин по-имени Солон — потомок древнего рода афинских царей, владеющий средним состоянием, поскольку его отец все свое богатство истратил на помощь бедным соплеменникам, произнес речь . Вернее, стихи: слушание стихов в Древней Греции было столь же популярным, как сегодня просмотр телевизионных передач или посещение концертов.

В своих стихах Солон призвал тех, кто не желает, чтобы быть афинянином стало позором, отвоевать Саламин у Мегары. По преданию, перед тем, как выйти с такими стихами на площадь, он надел головной убор, который носили сумасшедшие: сумасшедшего нельзя было арестовать и казнить. Притворялся на самом деле Солон сумасшедшим или нет — доподлинно неизвестно, так как греки были большими любителями сочинять веселые истории, однако то, что речь его произвела колоссальное впечатление на афинян — это факт. Она спровоцировала народные волнения, под давлением которых власти вынуждены были уступить и пойти на очередную войну с Мегарой. Более того, предводителем в ней был избран Солон . На этот раз поражение потерпели мегаряне, и Саламин перешел в руки Афин. Угроза захвата города перестала существовать, и это небывало подняло авторитет Солона в обществе.

В военной дипломатии он, однако, не брезговал никакими средствами для достижения политической цели. Чтобы доказать исконную принадлежность острова Саламин Афинам, Солон приказал вскрыть на нем несколько старых могил, и отметил, что умершие в них погребены по афинскому образцу. А также составил подложный экземпляр стихотворения Гомера — легендарного поэта, чьи стихи пользовались у древних греков непререкаемым авторитетом. В это стихотворение он сам вписал строку, в которой говорилось о якобы существовавшей древней связи Саламина и Афин . А после того как Солон выступил в защиту храма древнегреческого бога Аполлона в городе Дельфы, где храмовые земли захватили жители города Кирры, популярность его распространилась по всей Греции. Столь широкая известность, ну, и конечно, благородное происхождение вынудили серьезно считаться с ним афинских олигархов, хотя он и не принадлежал к их числу.

И в 594 г. до н.э. Солон был избран первым архонтом — высшим государственным должностным лицом в Афинах . Поскольку его одинаково уважали и знатные, богатые люди, и простой народ, он смог быть посредником (эсементом) в разрешении крайне обострившихся тогда противоречиях между правящим классом и простолюдинами.

Пережитые годы тяжелой войны с Мегарой заставили большинство из всех слоев населения искать пути выхода из сложившегося социального кризиса, сохранения единства в государстве. И знать из аристократов и олигархов, и простой народ — демос, обратились к Солону с просьбой провести в полисе необходимые реформы, которые смогли бы сгладить внутренние противоречия. Демос просил наделения его всеми политическими правами и полномочиями, а также уравнительного передела имущества, знатные люди — сохранить за ними основные правящие позиции.

Солон повел себя как типичный центрист, заявив, что он категорически против как диктатуры узкой группы лиц, так и предоставления власти малоимущим . Он считал, что каждый свободный мужчина-афинянин должен иметь право голоса в народном собрании и возможность публично защищать свои права и интересы. Но управлять государством, по мнению Солона, успешно могут только зажиточные люди, у которых достаточно для этого средств и влияния. Эти его взгляды нашли отражение в изданном им своде законов. Согласно законодательству Солона, все свободные мужчины, независимо от имущественного положения, могли принимать участие в народном собрании и высказывать свою точку зрения на общественные и государственные вопросы.

Был учрежден законодательный орган — Совет четырехсот (Буле), который разрабатывал законопроекты, вступавшие в силу после обсуждения и утверждения в народном собрании . Подвластная Афинам территория была разделена на четыре филы — административно-территориальные единицы, каждая из которых была населена объединением родов, направлявшим в Совет четырехсот по сто человек. Филы находились под управлением родоплеменной знати. Исполнительная власть находилась в руках Ареопага — совета высших должностных лиц. В Совет четырехсот и на другие высшие государственные области избирались только афиняне, обладавшие имуществом не менее определенного размера. Помимо народного собрания, бедняки получали также право участия в учрежденном Солоном суде присяжных .

Таким образом, государственный строй Афин, установленный при Солоне, стал прототипом впоследствии установившейся афинской демократии . Но сам он еще не был демократией: хотя реформы Солона ограничили произвол олигархии и предоставили простому народу право высказывать свою точку зрения, в законодательных и исполнительных органах власти из-за установленного имущественного ценза по-прежнему преобладали олигархи и аристократы, и направление государственной политики по-прежнему определялось ими. Тем не менее, реформы Солона резко облегчили положение бедных слоев населения: было отменено долговое рабство, и теперь разорившимся афинянам не грозила участь стать рабами олигархов, а кроме того, с нуждающихся списаны все долги, разоренным за долги селянам возвращались конфискованные у них земельные участки.

Потрясенный неблагодарностью сограждан, Солон покинул Афины и отправился путешествовать по Восточному Средиземноморью. Через десять лет путешествий по разным странам Солон вернулся в родные Афины, в которых к тому времени вовсю шла внутренняя борьба между разными политическими группировками. В конце концов власть в полисе захватил тиран Писистрат, установивший единоличную диктатуру. Солон пытался противостоять этому и поднять народ на вооруженную борьбу, однако на этот раз поддержан не был, а приближенные Писистрата объявили его сумасшедшим.

Дальнейшая судьба Солона в разных античных источниках освящается по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что Солон уехал на Кипр и умер там, прожив до 80 лет. Плутарх же считает, что Солон впоследствии изменил свою точку зрения и поддержал Писистрата, сумевшего все-таки жесткой рукой навести в городе порядок. Как пишет Плутарх, Солон стал ближайшим советником тирана.

Несмотря на такую судьбу при жизни своего издателя, законы Солона не исчезли навсегда: в конце VI в. до н.э., когда была свергнута тирания сына Писистрата Гиппия, они были восстановлены, более того, отредактированы архонтом Клисфеном, после чего выходцы из простого народа получили, наконец, право полноценного участия в политической жизни . Ограничения по имущественному признаку при занятии большинства государственных должностей были отменены, и в Афинах был установлен, наконец, политический строй, известный как демократия (народовластие).

Читайте также: