Школа для детей с нарушением зрения и слуха

Обновлено: 05.07.2024

Небольшое вступление. Любой ребенок, несмотря на наличие или отсутствие особенностей должен учиться в школе. Школы бывают массовые (обычные) и коррекционные. В массовых школах могут учиться как обычные дети, так и дети с особенностями развития, в рамках инклюзивного образования. В коррекционных школах учатся только особенные дети. В таких школах учат по специальным программам, могут включаться дополнительные предметы и коррекционные занятия, а также учителя используют особые приемы и методы, для того, чтобы ребенок мог усвоить новые знания.

В зависимости от особенностей ребенка существуют разные типы школ, которые и различаются содержанием программ (иногда и их объемом), учебными предметами, а также используемыми учителями методами и приемами. Все коррекционные школы направлены на максимальную коррекцию особенностей ребенка и дальнейшую его социализацию.

Школы для детей с нарушением слуха

Для глухих детей. В эти школы принимают детей с врожденной глухотой, т.е. детей с таким нарушением слуха, при котором спонтанное самостоятельное овладение речью невозможно (для тех, кто никогда не слышал разговорную речь). Условная граница между слабослышащими и глухими находится на уровне 85 дБ, т.е. если ребенок не слышит звуки, громкостью менее, чем 85 дБ, то он считается глухим. Глухие дети могут слышать очень громкие звуки непосредственно около уха.

Для слабослышащих и позднооглохших детей. Такие дети отличаются от глухих тем, что имеют речь, и могут ее использовать для коммуникации. Позднооглохшими считаются дети, потерявшие слух после 3 лет (от травмы или болезни).

Во всех школах, для детей с нарушениями слуха дети находятся большую часть дня. В первой половине дня предусмотрены учебные и коррекционно-развивающие занятия, во второй половине дня – внеурочная деятельность, включающая в себя танцы, драматизации, школьные праздники, спортивные секции.

Главной задачей обучения является развитие речи, остаточного слуха и словесно-логического мышления. Так как у глухих/слабослышащих детей нарушен слух, то речь по подражанию не формируется. В результате отсутствия или недостаточного развития речи, задерживается формирование мышления, особенно словесно-логического.

По сравнению с общеобразовательной школой, в коррекционных школах для детей с нарушениями слуха значительно увеличено количество занятий по русскому языку и литературе. В эти занятия включена работа по развитию навыков чтения с губ, развитию слухового восприятия и фонематического слуха (способность различать звуки речи на слух). Также в программу включены дополнительные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи, по формированию речевого слуха, занятия по социально-бытовой ориентировке.

На каждом уроке используется большое количество текстовой информации, специальных карточек с отдельными словами, словосочетаниями и предложениями для облегчения понимания сути задания и выполнения последовательности действий. Глухих детей также обучают дактильной (буквы образуются с помощью пальцев) и жестовой речи. Начало этого обучения, а также обучения чтению, у глухих детей происходит еще в начале дошкольного возраста.

В программу начальной школы включены занятия по предметно-практическому обучению, на которых осуществляется формирование практических умений и навыков. В дальнейшем, на таком предмете, как "Технология", происходит обучение детей труду и их подготовка к самостоятельной жизни, что очень важно для любых детей, имеющих особенности развития.

На музыкально-ритмических занятиях объединяется речь, движения и музыка, а также развивается слуховое восприятие.

Программа школы предусматривает различные варианты, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития. Вариант программы 1 – для глухих детей, вариант 2 – для слабослышащих.

Так, вариант программы 1.1 (2.1) предполагает обучение глухих (слабослышащих) детей в обычной школе, которые по уровню развития речи и интеллекта не отличаются от сверстников.

Вариант 1.2 (2.2) предназначен для глухих (слабослышащих) детей, с сохранным интеллектом, но с уровнем развития речи, недотягивающим до возрастной нормы. Такие дети обучаются в школах для глухих.

Варианты 1.3 (2.3) и 1.4 предполагают обучение детей с сочетанным нарушением: глухота + умственная отсталость.

Коррекционная школа для детей с нарушениями слуха должна быть оснащена специальным оборудованием: звукоусиливающая аппаратура, звуковые средства воспроизведения информации, приборы для исследования слуха.

Подводя итог, можно сказать, что самыми важными задачами обучения являются: формирование умения использовать устную речь для коммуникации (включая правильное использование жестов, мимики, интонации), достижение того же уровня развития, что и обычные дети, создание условий для продолжения образования, и в итоге - успешное интеграция в общество.

Школы для детей с нарушением зрения

Для незрячих детей и детей с остаточным зрением. Незрячими считаются дети с врожденной потерей зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные представления. Остаточное зрение - это зрение с очень низкой остротой даже в том случае, если оно корректируется очками. Такие дети обладают способностью видеть свет, светлые пятна (светоощущение), на минимальном расстоянии перед глазами различать яркие цвета (цветоощущение) и форму предметов.

Для слабовидящих и поздноослепших детей. Поздноослепшие дети – дети, которые потеряли зрение в возрасте после 3 лет, у которых остались в памяти зрительные представления.

В данных коррекционных школах дети получают среднее общее образование (11 классов) за 12 лет. Для детей, имеющих умственную отсталость, срок обучения 9 лет.

Предусмотрено несколько вариантов программы.

3.1 - слепые дети с уровнем развития, близким возрастной норме (4.1 - слабовидящие), и обучающиеся в обычной школе.

3.2 (4.2) - не достигшие уровня нормы, но с сохранным интеллектом. Обучаются в коррекционной школе. У детей может быть задержка психического развития.

3.3 (4.3) - имеющие лёгкую умственную отсталость

3.4 - имеющие более тяжёлую умственную отсталость или другие нарушения (ДЦП, аутизм, нарушение слуха).

Главными задачами школы являются создание у детей наиболее полных и точных представлений об окружающем мире (ввиду выпадения зрительной функции), формирование умения ориентироваться в окружающей среде, и как итог - социальная адаптация детей и интеграция их в общество.

Тотально слепых детей обучают чтению с помощью шрифта Брайля (рельефно-точечный шрифт, осязательный шрифт, шеститочие), у слабовидящих детей развивают зрительное восприятие настолько, насколько это возможно, и обучают чтению плоскостных печатных букв (укрупненным шрифтом).

Весь наглядный материал (картинки, схемы, предметы) должен быть ярким, крупным, контрастным. Чем ниже острота зрения у детей, тем более крупными, контрастными и яркими должны быть изображения.

В программу школы включены коррекционные занятия: социально-бытовая ориентировка, развитие зрительного и осязательного восприятия, развитие речи, занятия с логопедом, ритмика, лечебная физкультура, а также занятия по пространственной ориентировке и предметно-практической деятельности.

Длительность урока обычно сокращённая, и составляет 40 минут.

Коридоры, лестницы и кабинеты в школе должны быть оборудованы дополнительными направляющими перилами, а также иметь тактильные, рельефно-точечные указатели. Начало и конец лестничного пролёта должны быть промаркированы контрастными цветами.

В классах должна быть увеличенная освещённость (для слабовидящих). На каждого ученика полагается одноместная парта с дополнительным источником света.

Так как большинство детей с нарушениями зрения имеют и другие отклонения здоровья, например ДЦП, школа должна быть оборудована пандусами, мобильными подъёмниками, иметь расширенные дверные проёмы.

Школа должна быть оснащена специальным оборудованием: персональные компьютеры на каждого ученика, увеличители, принтеры для печати шрифтом Брайля, брайлевские дисплеи, разнообразные тактильные пособия.

В следующих статьях будем разбирать остальные виды школ.

Была ли эта статья для Вас интересной и полезной? Если у Вас остались какие-либо вопросы – задавайте, с удовольствием отвечу.









Сайты образовательных организаций России обучающих слепых и слабовидящих ¹

Адрес: 129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 5

Адрес: 125315, г. Москва, ул. Большой Коптевский проезд, д. 5

Тел .: 152-72-66, 152-60-15

Адрес: 129266, г. Москва, ул. 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 2/11

Тел .: 181-16-17, 181-35-62

Адрес: 357800, г. Георгиевск, ул. Володарского, д. 120

Адрес: 357746, г. Кисловодск, ул. Линейная, д. 68

Тел .: (87937) 2-06-26

Адрес: 360017, г. Нальчик, ул. Хуранова, д. 5

Адрес: 364040, г. Грозный, ул. Верхняя, 1

Адрес: 368500, г. Избербаш, ул. Чапаева, д. 15

Адрес: 385000, г. Майкоп, 2-я Крылова, д. 2

Адрес: 352902, г. Армавир, ул. Лавриненко, д. 5.

Телефон: 861-37- 3-61-70.

Адрес: 195213, г. Санкт-Петербург, ул. Шаумяна, д. 44

Адрес: 198260, г. Санкт-Петербург, ул. Трамвайный проезд, д. 24

Адрес: г. Барнаул, ул. Воровского, д. 123

Адрес: 659334, г. Бийск, ул. Пушкинская, д. 190

Телефон: 8 (3854) 37 63 53

Адрес: 676450, г. Свободный, ул. Постышева, 61

Адрес: 163051, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д.103, к.1

Телефон: 8 (81-82) 20-30-29

Адрес: 242220, г. Трубчёвск, ул. Ленина, д. 20

Телефон: (848352) 2-25-79

Адрес: 600021, г. Владимир, ул. Стрелецкая, д. 42

Адрес: 403300, г. Михайловка, ул. Двинская, д. 1

Телефоны: 844-63-3-23-32, 3-30-58

Адрес: 162010, г. Грязовец, ул. Володарского, д. 95

Телефоны: 817-55-2-23-43, 2-23-52

Адрес: 394077, г. Воронеж, ул. Маршала Жукова, д. 10 а

Телефоны: 073-2-13-47-41, 13-36-46

Адрес: 664001, г. Иркутск, ул. Нестерова, д. 30

Телефоны: (3952) 50-80-09, 50-80-71

Адрес: 236000, г. Калининград, ул. Спортивная, 11

Телефоны: (84012) 21-53-73, 214-377

Адрес: 249240, г. Мещовск, ул. Герцена д. 2

Телефоны: 084-46-9-21-34, 9-22-08

Адрес: 454066, г. Новокузнецк, проспект Октябрьский, д. 59

Адрес: 652563, г. Полысаево, ул. Волжская, д. 14

Адрес: 613200, г. Белая Холуница, ул. Юбилейная, д. 13

¹ С полным перечнем образовательных организаций для инвалидов можно познакомиться здесь

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Что значит коррекционная школа и какие классы есть?

Коррекционная школа — это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.

Чем отличается от обычной

Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка:

Виды коррекционных школ

Какие бывают по форме обучения:

  • специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
  • коррекционная общеобразовательная;
  • общеобразовательная школа-интернат.

В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:

  • для глухих детей;
  • для слабослышащих, но сохранивших остаточный слух и самостоятельную речь;
  • для незрячих;
  • для слабовидящих;
  • для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи;
  • для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой развития;
  • коррекционная школа 8 вида принимает учеников с умственной отсталостью.

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Как выбрать коррекционную школу

Принимаются дети школьного возраста при наличии письменного согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В Москве и МО таких школ огромное количество, расположенных по разным районам и округам столицы.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.


Классы для малышей, отстающих в развитии

Преимущества такого класса:

  • небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
  • профессиональная подготовка педагогов;
  • возможность улучшить свои познавательные способности;
  • возможность получить среднее образование в доступной форме;
  • переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.

Последнее показывает, что класс коррекции предназначен для здоровых учеников, которым что-то помешало сформировать вовремя свои способности. Впрочем, ученик может закончить своё обучение и в корректирующем классе, что не уменьшит его прав на поступление в вуз.

Получить достойное образование имеет право любой ученик, вне зависимости от особенностей его развития. Для каждой группы особенностей есть свои школы или классы.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе.

Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители.

Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Особенности обучения в специальных ОУ

По каждому предмету создается специальное тематическое планирование. Вспомогательная школа работает по программам коррекции и развития речи (5-го вида):

В рамках общеобразовательной школы часто создают специальные коррекционные классы, в которых учатся ребята, имеющие нормальное интеллектуальное развитие, но проблемы с речью. После успешного прохождения программы начальной школы такими малышами их отправляют в обычные классы.

Обучение по коррекционной программе 7-го вида

По ней обучается особый ребенок, зачисленный в 1-й класс. Вспомогательная школа особое внимание уделяет дополнительному образованию. Помимо уроков, воспитанникам таких ОУ предлагаются кружки и секции спортивного, музыкального, художественного направлений.

Характерна и вариативность в обучении. В частности, на некоторые основные темы педагог уделяет больше часов, чтобы закрепить практические умения и навыки детей. Существует определенный стандарт, разработанный для коррекционных школ каждого типа. Выпускники таких учебных заведений должны соответствовать всем требованиям, указанных в ФГОС.

спецшкола в РФ

Как обучают в школе 1 вида

Дети в школе 1 вида воспринимают все через зрение и осязание. Им трудно определять свойства, причины и следствия. Их мыслительные процессы основаны на образах и действиях, а не на речи. В обучении задействуют специальную акустическую аппаратуру, сурдоаппаратуру. С учителем и между собой дети общаются жестами и мимикой. В класс набирают не больше 6 человек.

Как обучают в школе 2 вида

Слабослышащие дети сохраняют остаточный слух, они накапливают словарный запас. Степень их развития зависит от того, как рано они потеряли способность хорошо слышать. Основной упор в обучении — научить детей зрительному восприятию, чтобы они умели читать по губам и научились читать самостоятельно книги. В классе обучаются не больше 6 человек.

Школа 3 и 4 видов

Незрячие и ослепшие ребятишки, дети с косоглазием, амблиопией воспринимают мир вокруг себя через слух и осязание. Обучение направлено на развитие полисенсорного опыта, чтобы опираться не только на слух и тактильные ощущения, развивать речь. Внимание у таких деток неустойчивое, учеба направлена на развитие концентрированности и памяти. В классы для слепых набирают в группу не больше 8 человек, в классы для слабовидящих и поздноослепших — до 12 человек.

Роль семьи в обучении

Ребенка направили в коррекционную школу. Теперь многое зависит не только от школы, но и от семьи. Родителям необходимо перестроить общение с малышом, выбрать другую тактику для того, чтобы помочь ему в социализации. Для детей этот момент особенно важен.

Задачи и задания

Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый. Этот диагноз

Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.

Не стоит ограничивать детей в домашних

Общение в семье

Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.

Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка

школы для детей с отставанием в развитии


можно будет вернуть в общеобразовательное учреждение. Зачем же пугать его мыслями о своей неполноценности дома? Общайтесь, проверяйте уроки, помогайте учиться. Развлекайтесь и отдыхайте вместе с детьми. Чем больше эмоций, новых впечатлений, чем интереснее станет жизнь малыша, тем проще ему адаптироваться.

Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.

Есть ли плюсы у школы-интерната?

Многое зависит от педагогического коллектива школы-интерната. Профессиональный и человечный, любящий детей персонал – от директора школы до уборщицы – может многое. В стандартный набор адаптационных процедур спецшколы входят:

  • беседы педагогов-психологов с детьми (индивидуальные и в группах);
  • диагностика отклонений в развитии (анкетирования, тестирования, наблюдение и прочие – причем отслеживаются как отставание, так и опережение в развитии);
  • психокоррекционная работа с детьми;
  • консультации родителей или опекунов;
  • медико-психологические процедуры.

У ребят с ограниченными возможностями здоровья в таких заведениях есть возможность заниматься по специальной программе и получать регулярное медицинское обследование. Талантливый ребенок из маленького городка не получит у себя дома того объёма знаний и умений, который ему дадут столичные преподаватели, а затем будет возможность поступить в элитный профильный вуз. Трудному подростку дают шанс стать образованным человеком и занять достойное место в обществе.

Получится ли когда-нибудь сделать пребывание ребенка в школе-интернате полностью комфортным? На сто процентов вряд ли. Ну не будет ребенку (за редчайшими исключениями) житься в казенном заведении, лучше чем дома. Да, некоторые дети в спецшколе становятся морально сильнее, учатся преодолевать препятствия, которые появляются у них на пути. И всё же школа-интернат на сегодняшний день, скорее, трудная неизбежность для девиантных детей и неизбежная трудность для детей талантливых.

Выводы

Каждый гражданин России имеет право получить образование, и любой диагноз этому не проблема. Есть несколько вариантов мест обучения, которые зависят от типа школы. Также доступно домашнее обучение, однако оно противопоказано в тех случаях, когда дети в состоянии посещать школу.

Это связано с тем, что обучение на дому влечет за собой социальную изоляцию. В это же время работа с педагогами и контакт с другими детьми может помочь как можно быстрее избавиться от симптомов задержки психического развития.

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают

Типы коррекционных школ

Существует 8 видов коррекционных учебных заведений:

  1. Для глухих.
  2. Для слабослышащих.
  3. Для слепых и детей с остаточным зрением.
  4. Для слабовидящих.
  5. Для детей с нарушениями речи.
  6. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. Для детей с задержкой психического развития.
  8. Школа для умственно отсталых детей.

Для каждого типа предусмотрена собственная программа и длительность обучения.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Читайте также: