Неделя профориентации в школе статья

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация. Представлен опыт центра профориентации и постинтернатного сопровождения по проведению мероприятий в области профориентации в образовательных организациях разных типов, рассматривается алгоритм организации и проведения профориентационного мероприятия в образовательной организации.

Аннотация.Представлен опыт центра профориентации и постинтернатногосопровождения по проведению мероприятий в области профориентациивобразовательныхорганизацияхразных типов, рассматривается алгоритм организации и проведения профориентационногомероприятия в образовательной организации.Ключевые слова:профессиональноесамоопределение,образовательнаяорганизация,алгоритмпрофориентационногомероприятия.

расширить представления обучающихсяо мире профессий и их особенностях;

оказать помощь обучающимсяв оценке своих способностей и возможностей в выборе сферы профессиональной деятельности;

воспитывать у обучающихся и воспитанников чувство ответственности за свой профессиональный выбор;

знакомить родителей и обучающихся с вопросами самоопределения и дальнейшего профессионального обучения;

информировать обучающихся и родителей о ситуации на рынках труда и образовательных услуг региона;

формировать у специалистов, ответственных за профориентацию, профессиональные компетенции в области организации и проведения профориентационных мероприятий для обучающихся и их родителей, воспитанников, оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития.Особенностью организации и проведения Недели профориентации является активное участие в ней образовательных организаций разного типа: общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, а также организации для детейсирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, школыинтернаты, организации высшего образования, организации дополнительного образования детей и д.р.Губернаторские образовательные организацииприглашают на Дни открытых дверей детей из неполных семей, детейсирот и других детей, нуждающихся в поддержке государства.В рамках проведениянеделиобучающиеся получают информацию о содержании, условиях, организации труда и обучения конкретной профессии, оплате труда,требованиях к организму и личности человека, возможностях профессиональноквалификационного и должностного роста, планирование карьеры, информациюо текущем и перспективном кадровом спросе. При проведении таких мероприятий основное внимание следует уделять информации о профессиях, востребованных в регионе, муниципалитете.

В период проведения Недели профориентации для того чтобы профессиональный выбор был наиболее оптимальным, важно обучающимся дать представление о разных типах профессий в сферах: человек, техника, знаковая система, природа, художественный образ. В этом существенную роль играетпроведениепрофориентационногомероприятия в образовательных организациях, объединённых подобщим названием

единый областной День профориентации. Единый областной День профориентации проводится в целях совершенствования организации работы, повышения качества проведения профессиональной ориентации среди обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций и выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 26.07.2011 №АЖП85284 в соответствии с планом профориентационных мероприятий на 2014 год (утверждён распоряжением Губернатора Кемеровской области 26.11.2013г. № 78рг).

Цель проведенияединого областного Дня профориентации:развитие системы профессиональной ориентации в образовательных организациях различных типовКемеровской области.

В ходе проведения единого дня решаются следующиезадачи:

развитие профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций в области разработки и реализации профориентационных информационных мероприятий;

информирование обучающихся о специальностях и профессиях, востребованных в регионе, муниципалитете;

Iэтап. Подготовительный(подготовка к мероприятию). Он включаетпланирование мероприятия, написание сценария, заключение договоров, соглашений, подготовку ведущих, подбор реквизита, оформление помещения, разработку анкет, согласование выступлений, решение организационных вопросов и др.IIэтап. Основной(проведение мероприятия). Этот этап состоит из трех частей.

Многим присутствующим подросткам, планирующим получить профессиюучастие в Недели профориентации помогло утвердиться в правильности выбора благодаря информации преподавателей об особенностях организации учебной и досуговой деятельностей, перспективах поступления. Как показало анкетирование, проведённое мероприятие школьники высоко оценили по критериям полезность и информативность проведенных встреч (более 98 % респондентов). Педагоги оценили не только пользу профориентационного мероприятияв аспекте формирования профессионального самоопределения обучающихся, но и то, что информация была представлена интересно, с учётом возрастных особенностей участников. Представители отметили, что у ребят есть живой

интерес к получению профессии.

Такимобразом, участники Недели отметили, что подобныеформы работы являются эффективными, и необходимо включать в систему профориентации, как на уровнеобразовательной организации, так и на уровне городского округа.Полученные результаты анкетирования участников Недели позволяют сделать вывод об её результативности:

положительнооценилипроведенные мероприятия (полностью удовлетворены) 79% обучающихся, 84% педагогов, 100 % родителей.Вто же время следует отметить, что максимально положительный результат может быть достигнут только в случае проведения такой профориентационной работы на локальном, муниципальном, региональном уровнях, когда Неделя профориентации

это не разовое профориентационное мероприятие , а одно из звеньев в системе постоянной, последовательной и разнообразной профориентационнойдеятельности.

В школе был оформлен стенд по профориентации, где представлены материалы для учащихся и в помощь классному руководителю, справочно-информационные материалы о ВУЗах, колледжах, профессиональных лицеях.

Выбор профессии - выбор будущего!

На тренинге ребята размышляли, делились мнениями, оппонировали друг другу и отстаивали свои точки зрения на такие вопросы как:

Учиться в Москве или Орехово?

Работать индивидуально или в команде?

Работать по найму или заниматься предпринимательством?

Выбирать онлайн или офлайн?

В результате ребята осознанно выбирали позицию, близкую именно им, раскрывая свою индивидуальность.

Было жарко, весело, эмоционально, информативно, познавательно

В завершении тренинга активным участникам были вручены подарочные сертификаты на услуги от компании Soft Group:

-очные консультации профориентатора с клиентом и родителем

-Тест - анализ HARD SKILLS и SOFT SKILLS

-Индивидуальный анализ рынка подходящих профессий

-Индивидуальный анализ учебных заведений для поступления

С учащимися 1-11 классов в течение всей недели были проведены профориентационные уроки. Профориентационные уроки занимают важное место в деятельности нашего образовательного учреждения, так как они связывает систему образования с экономической системой страны, потребности обучающихся с их будущим, поэтому педагоги школы и в дальнейшем будут работать над решением профессионального самоопределения обучающихся. Были организованы встречи с представителями разных профессий: электрик, бухгалтер, фотограф, химик, повар, библиотекарь. Не менее интересными и познавательными для ребят стали экскурсии в пожарную часть № 24, в ПЭК им. С. Морозова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ул. Школьная, 6 А, с. Новоандреевка, Симферопольский район, РК, 297511

НЕДЕЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

hello_html_171eb413.jpg

Подготовила педагог-психолог

Золотарёва О.В.

с. Новоандреевка, 2017

К сожалению, нередко школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным.

Сегодня профессиональной ориентации отводится важная роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение такого направления деятельности педагога-психолога, как профориентация. Одной из форм работы по этому направлению является проведение недели профориентации.

проведения НЕДЕЛИ ПРОФОРИНТАЦИИ

06.03.2017 г. – 10.03.2017 г

11 класс – Самые престижные профессии Крыма.

Информационное выступление на школьном радио.

Педагог-психолог Золотарёва О.В.

Сегодня стартует неделя профориентации. В течение недели ребята смогут проявить своё творчество, сделать стенгазеты, коллажи по данной тематике, посетят выставку в школьной библиотеке, будут проведены тематические занятия со 2 по 11 класс.

Столько есть профессий разных,

Все их нам не перечесть:

Есть врачи и водолазы,

Токари, шахтеры есть.

Учит в школе нас учитель,

А портной костюмы шьет.

Строит новый дом строитель,

Капитан корабль ведет.

Главное — не ошибиться,

Выбирая, кем же стать?

Или на Луну летать.

Целый день все дяди, тети

Что-то делают для нас,

Здесь стихи про них найдете

О работах их рассказ!

Цель: знакомство учащихся с миром профессий.

Столы классной комнаты поставлены таким образом, чтобы учащимся можно было работать в группах по типу "круглых столов". На столах - бумага, ручки, фломастеры.

На доске: мудрые мысли о труде и людях труда, пословицы и поговорки о труде, профессиях и др. Хорошо, если учитель пригласит на классный час 1 - 3 человек, которые познакомят ребят со своей профессией (выступление должно быть 3-4 минуты) – это могут быть родители, учителя - предметники, представители общественности.

Учитель: Ребята, мы проводим классный час "Мир профессий". Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.

Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из трёх столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведём игру, которая называется.

1. "УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"

Каждой команде даётся одна букву алфавита, команда придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии.

Учитель: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды "Плотники", "Егеря", "Врачи", "Чертёжники", "Ювелиры", пр.

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос командам: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

ЗАДАНИЕ № 2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

"Закончить предложения":

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

ЗАДАНИЕ № 3: Сейчас я зачитаю вам профессии, а вам будет необходимо назвать те из них, которые:

А) почти или совершенно исчезли;

Б) появились только в XX веке;

В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Учитель: Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются, изобретаются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!

ЗАДАНИЕ № 4: "Необитаемый остров"

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…

Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

(На доске записываем итоговый выбор 10 профессий).

Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться?

Учитель: Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Настало время последнего задания.

ЗАДАНИЕ № 6: Рефлексия.

Нарисовать картину вашего настроения по итогам классного часа. Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема "МИР ПРОФЕССИЙ".

Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Цель данных упражнений: научить обучающихся делать осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности или профессии, соотносить свои психофизиологические особенности с требованиями профессий.

 Какое значение имеет эта профессия для общества?

 Какой труд в ней используется?

 Имеет ли эта профессия медицинские противопоказания?

 Какими качествами должен владеть профессионал?

Команды готовятся на протяжении 5 минут, потом презентуют свои ответы.

Вопросы для обсуждения:

o Изменилось ли ваше отношение и представление о профессии, которую мы анализировали?

o Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию?

o Чем она нравится?

o Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей достоинством, а для других недостатком?

Для этого мы объединимся в 3 команды.

Инструкция: Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые отвечают данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными? (кассир, банкир, финансист, бухгалтер и т.д.)

-самая зелёная профессия (флорист, лесник, озеленитель, цветочница)

-самая сладкая профессия

-самая смешная профессия

-самая серьёзная профессия

-самая тихая профессия

-самая глубокая профессия

-самая высокая профессия

Цель: Показать уникальность и неповторимость каждого участника группы как отдельной личности, формирование самоуважения.

Инструкция: Каждый участник возьмёт себе салфетку (или лист бумаги), посмотрите внимательно на неё, какой она формы, цвета. Теперь все вместе сверните салфетку один раз, теперь ещё, оторвите какой-нибудь кончик, теперь ещё раз заверните, оторвите уголок, какой вам понравится. А теперь разверните свои салфетки, посмотрите на неё, на салфетки других участников. У всех вас должна быть одинаковая форма салфетки! Почему вы не согласны, я же давала одинаковое задание?

-уникальность каждого участника, его значимость;

-неординарность и неповторимость как личности;

-можно гордиться, что другого такого человека как вы не существует;

-помните, что вы особенные и что в ваших руках есть силы сделать свою жизнь успешной и достичь поставленной цели!

hello_html_18988724.jpg

Справка-отчёт

Дата проведения: __________________

Количество учащихся на занятии: ________________

Цель: знакомство учащихся с миром профессий.

Краткие выводы/рекомендации (по необходимости): _____________________________________________________________________________

Занятие проводил/ла: _______________________________________________________

Справка-отчёт

Дата проведения: __________________

Количество учащихся на занятии: ________________

Цель: научить обучающихся делать осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности или профессии, соотносить свои психофизиологические особенности с требованиями профессий.

Краткие выводы/рекомендации (по необходимости): _____________________________________________________________________________

Занятие проводил/ла: _______________________________________________________

Рассказы о труде для школьников.

hello_html_m72c91fa1.jpg

Дети в роще. Автор: Константин Ушинский.

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу.

Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы ещё успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелёными кустами, под кудрявыми берёзками.

В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчёлка, — мне нужно собирать мёд.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить своё хитрое жильё.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, потому что все были заняты своим делом, и никто не хотел играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днём и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идёт кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зелёной ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превесёлую песенку.

— Эй ты, весёлый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Пашкин клад. Автор: Антон Параскевин

Было это давно, когда ещё на месте нашей деревни стоял вековой бор. Жил тогда на хуторе близ озера плотник Авдей. Великим мастером называли его в округе. Плотник он был первой руки. Вся его жизнь мерилась ремеслом. Сколько золотых сосновых брёвен отесал, выняньчил, подогнал топором да вложил в сруб. Если бы их измерить, так на много вёрст хватило бы. А великим называли его потому, что любовь свою вкладывал он в каждые тесовину, угол да в смолистый паз. Выходил дом светлый-светлый, и обходили его беды, напасти да лихие разоры.

hello_html_m7796d07c.jpg

Подошёл к ватаге, Пашку окликнул:

— Ну что, брат, гуляем?

— Гуляем, дед Авдей, — засмеялся Пашка и ещё звонче ударил по струнам. А дружки его хохочут, на мостовой сапогами дроби выбивают.

Авдей за балалайку хвать:

— Погоди, — говорит, — дело есть.

— Какое ещё дело в такой праздник? — смеётся Пашка.

Авдей его в сторону отвёл:

— Дело, — говорит — барышное. Ты, я вижу, до гульбы охотник, так к тебе лафа сама в руки лезет.

— Что за лафа? — осерьёзнел лицом Пашка.

— Тайна у меня есть великая. Мой отец, уходя на войну, на этой делянке золотой клад спрятал в сосновом дупле. С войны он не вернулся, а клад тот так и остался в живом тайнике. С тех пор много лет прошло, дупло заросло, а клад-то нетронутый. Если мы эту делянку свалим, то его обязательно найдём. Тогда бери себе половину. С такими деньгами можно гулять до старости.

— Ох и хитрый ты старик, — вздохнул Пашка. — А нет ли здесь подвоха? Всяк Федот по-своему гнёт. Ты жизнь прожил, по кладу не тужил, а теперь ко мне с тайной?

— Да забыл я эту сосну, Пашка, напрочь забыл, думал, что вон в той, но дупла там не нашёл, думал, что в этой, — и снова ошибся. Раньше-то мне клад не нужен был, когда я был молод да здоров, а теперь он мне в самый раз. Хранил я его на чёрный день. Не лазить же мне по всем соснам в мои-то годы. А ты, Пашка, если валить лес не хочешь, так я себе другого подсобника найду. Не хуже тебя. А ты иди, гуляй, сегодня у тебя пирог загостевал, а завтра будешь хлебать морковницу. Деньги не снег, да в худом кармане тают.

Пашка подумал и согласился.

— А когда начнём вырубку? — спрашивает.

— Да вот на днях и начнём, отклад не идёт на лад.

— А куда же повал пойдёт, дед Авдей, лес-то казённый?

— А из повала будем церковь рубить в Заозерье. — Авдей усмехнулся и показал рукою на высокий пригорок за плёсом.

А когда отхлынула хлебная страда, стал плотник собирать мастеров. Собрал человек двенадцать. Все мастера первостатейные, в своём деле умельцы. Авдей по лесу ходит, к каждой сосне присматривается и прислушивается, словно он не на делянке, а на смотринах невесты: каждое дерево оценивает да запоминает. Одна часть артельщиков лес валит, а другая — его на колёса укладывает да в Заозерье возит, одним словом, подсобники у него на славу.

Говорит мастер Пашке:

— Ты, парень, не торопись, брёвна вначале отесать надо, а затем я клад быстро найду, от меня в дереве ни одна гниловинка не скроется, а не то что дупло. Посему готовь, брат, безмен — золото делить.

А сам по стволам постукивает да полетные кольца на пнях считает.

Данный материал был использован в рамках недели профориентации, напраленный на профессиональное самоопределение и профессионалный выбор у школьников с нарушением слуха. Вашему вниманию представлен план мероприятий, полный анализ и тестовые задания, адаптировнные с учётом психофизических возможностей данной категории детей.

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

628 634, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Савкинская 29

По основной деятельности

О неделе профориентации

1. Провести с 13.04.2015г. по 17.04.2015г. неделю профориентации среди обучающихся 6-10 классов.

2. Лаптеву Н.А., учителя технологии, Гарькову Ю.П., учителя дефектолога, назначить ответственными за проведение недели профориентации.

3. В рамках профориентационной недели провести цикл мероприятий согласно Приложению №1.

4. Лаптевой Н.А., учителю технологии, Гарьковой Ю.П., учителю дефектологу, в срок до 24.04.2015 г. предоставить в справке результаты анализа недели профориентации.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на зам.директора по ВР Кузину Е.В.

Директор Н.Н. Брусенцева

С приказом ознакомлены:

к приказу «О проведении недели

проведения недели профориентации

Цель: Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

  1. Создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении.
  2. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности с учётом психофизических возможностей.
  3. Обеспечение вариативности в профориентационной работе, за счёт комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках технологии, социально-бытовой ориентировки, на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и во внеурочной деятельности.
  4. Организация социального партнёрства школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями посёлка Излучинск и города Нижневартовска.

Срок проведения : с 13.04.2015г. по 17.04.2015г.

Форма: тестирование, презентации работ обучающихся, мастер-класс, КВН, экскурсии.

Открытие недели профориентации

Экскурсия в КИА Центр Нижневартовск.

Тестирование (выявление знаний о профессиях)

Итоги профориентационной недели

Кабинет технологии и СБО

Мастер-класс открытка в технике Скрапбукинг

Предварительный просмотр:

Открытие недели профориентации

Экскурсия в КИА Центр Нижневартовск.

Тестирование (выявление знаний о профессиях)

Итоги профориентационной недели

Кабинет технологии и СБО

Мастер-класс открытка в технике Скрапбукинг

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Предварительный просмотр:

  1. Впишите название профессий, в соответствии с названием предприятия.

СТО (стация технического обслуживания)

фармацевт, швея, библиотекарь, продавец, автослесарь.

Предварительный просмотр:

Неделя профориентации

это деятельность, которая является развлечением.

конкретный трудовой пост в организации.

род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования.

  1. Какие 3 слова нужно объединить между собой, чтобы Ваш профессиональный выбор был удачным?
  1. Запишите каждое слово в соответствующую колонку.
  • Учитель, директор школы, учитель истории.
  • Врач, стоматолог, заведующий отделением. Слесарь-сантехник, бригадир, слесарь.

Предварительный просмотр:

В концепции модернизации российского образования в качестве приоритетного направления обозначен переход к новым образовательным стандартам. Современная концепция профессионального самоопределения рассматривает профессиональное определение как процесс формирования индивидуального стиля жизни, неотъемлемой частью, которого является профессиональная деятельность. В рамках данного подхода профессиональная деятельность становится важным средством социализации школьников.

Мы понимаем, что важнейшей социальной функцией школы является подготовка воспитанников с нарушением слуха к сознательному выбору профессии, т.е. проведение профориентационной работы.

Содержанием профориентационной недели были: тестовые задания, презентации творческих работ учащихся, игра КВН, экскурсии и мастер-класс.

Проведение профориентационной недели проходило в 3 этапа: подготовительно-организационный, методический, аналитико-заключительный.

1. Подготовительно-организационный этап заключался в подготовке и организации проведения недели профориентации.

2. Собственно-методический этап – это проведение цикла запланированных мероприятий в рамках профориентационной недели.

3. Аналитико-заключительный этап нужен для подведения итогов недели, анализа и обобщения всех запланированных мероприятий.

Подготовке к профориентационной недели способствовали уроки технологии и социально-бытовой ориентировки, а также занятия по развитию слухового восприятия, на которых осуществлялось целенаправленное знакомство с профессиями своих родителей, профессиями людей, работающих в нашей школе, постоянно расширяются знания о профессиях, предоставляемых на рынке труда, дети знакомятся с характером деятельности людей разных профессий. Ведётся работа по выявлению и формированию склонностей и интересов, обучающихся к определённой профессии, знакомятся с правилами приёма в учебные заведения.

Запланированные мероприятия прошли с использованием современных педагогических технологий, которые вызывают мотивацию к учебной деятельности, повышает познавательную активность обучающихся.

Тестовые задания были направлены на выявление и закрепление знаний по определённой тематике.

Значимыми оказались экскурсии на предприятия, ведь это одна из распространённых форм получения профессиональной информации. Экскурсия в салон КИА Нижневартовска, дала возможность обучающимся ознакомиться с профессиями технического центра по ремонту и обслуживанию машин. Ребята увидели, как производятся работы по ремонту двигателя автомобиля, кузовные работы, покраска машины, познакомились с такой специальностью как колорист - специалист по подбору краски для автомобиля. Понаблюдав в рабочей обстановке специалистов технического центра, получив ответы на поставленные вопросы, дети были в восторге, поблагодарив сотрудников центра за такой радушный приём.

Следующая экскурсия была непосредственно в учебное заведение - это Нижневартовский строительный колледж. Здесь школьники ознакомились с перечнем специальностей, предоставляемыми на базе колледжа, условиями приёма в учебное заведение. Ученикам показали цеха производственного обучения: сварочный цех с современным оборудованием, авторемонтный цех, цех по подготовке поваров-кондитеров, мастерскую, где обучают официантов-барменов, показали аудитории, где много различных макетов, для освоения профессиональных навыков, ознакомили с условиями поступления в колледж, рассказали о спортивных секциях, кружках, об условиях предоставления общежития. А также ребята смогли пройти компьютерное тестирование на профпригодность, и выявить свои профессиональные намерения.

Предлагаемая система профессиональной ориентации при творческом её применении в состоянии обеспечить надлежащую подготовку учащихся с нарушением слуха к жизненному самоопределению. Вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности в состоянии обеспечить фактическую реализацию их профессиональных намерений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня стартует неделя профориентации. В течение недели ребята смогут проявить своё творчество, сделать стенгазеты, коллажи по данной тематике, посетят выставку в школьной и сельских библиотеках, будут проведены тематические занятия со 1 по 9 класс.

Столько есть профессий разных,

Все их нам не перечесть:

Есть врачи и водолазы,

Токари, шахтеры есть.

Учит в школе нас учитель,

А портной костюмы шьет.

Строит новый дом строитель,

Капитан корабль ведет.

Главное — не ошибиться,

Выбирая, кем же стать?

Или на Луну летать.

Целый день все дяди, тети

Что-то делают для нас,

Здесь стихи про них найдете

О работах их рассказ!

С 20.04.2018г. по 30.04.2018г.

Тематический классный час

Цель: знакомство учащихся с миром профессий.

Столы классной комнаты поставлены таким образом, чтобы учащимся можно было работать в группах по типу "круглых столов". На столах - бумага, ручки, фломастеры.

На доске: мудрые мысли о труде и людях труда, пословицы и поговорки о труде, профессиях и др. Хорошо, если учитель пригласит на классный час 1 - 3 человек, которые познакомят ребят со своей профессией (выступление должно быть 3-4 минуты) – это могут быть родители, учителя - предметники, представители общественности.

Учитель: Ребята, мы проводим классный час "Мир профессий". Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.

Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из трёх столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведём игру, которая называется.

1. "УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"

Каждой команде даётся одна букву алфавита, команда придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии.

Учитель: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды "Плотники", "Егеря", "Врачи", "Чертёжники", "Ювелиры", пр.

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос командам: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

ЗАДАНИЕ № 2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

"Закончить предложения":

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

ЗАДАНИЕ № 3: Сейчас я зачитаю вам профессии, а вам будет необходимо назвать те из них, которые:

А) почти или совершенно исчезли;

Б) появились только в XX веке;

В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Учитель: Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются, изобретаются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!

ЗАДАНИЕ № 4: "Необитаемый остров"

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…

Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

(На доске записываем итоговый выбор 10 профессий).

Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться?

Учитель: Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Настало время последнего задания.

ЗАДАНИЕ № 6: Рефлексия.

Нарисовать картину вашего настроения по итогам классного часа. Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема "МИР ПРОФЕССИЙ".

Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Цель данных упражнений: научить обучающихся делать осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности или профессии, соотносить свои психофизиологические особенности с требованиями профессий.

 Какое значение имеет эта профессия для общества?

 Какой труд в ней используется?

 Имеет ли эта профессия медицинские противопоказания?

 Какими качествами должен владеть профессионал?

Команды готовятся на протяжении 5 минут, потом презентуют свои ответы.

Вопросы для обсуждения:

o Изменилось ли ваше отношение и представление о профессии, которую мы анализировали?

o Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию?

o Чем она нравится?

o Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей достоинством, а для других недостатком?

Для этого мы объединимся в 3 команды.

Инструкция: Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые отвечают данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными? (кассир, банкир, финансист, бухгалтер и т.д.)

-самая зелёная профессия (флорист, лесник, озеленитель, цветочница)

-самая сладкая профессия

-самая смешная профессия

-самая серьёзная профессия

-самая тихая профессия

-самая глубокая профессия

-самая высокая профессия

Цель: Показать уникальность и неповторимость каждого участника группы как отдельной личности, формирование самоуважения.

Инструкция: Каждый участник возьмёт себе салфетку (или лист бумаги), посмотрите внимательно на неё, какой она формы, цвета. Теперь все вместе сверните салфетку один раз, теперь ещё, оторвите какой-нибудь кончик, теперь ещё раз заверните, оторвите уголок, какой вам понравится. А теперь разверните свои салфетки, посмотрите на неё, на салфетки других участников. У всех вас должна быть одинаковая форма салфетки! Почему вы не согласны, я же давала одинаковое задание?

-уникальность каждого участника, его значимость;

-неординарность и неповторимость как личности;

-можно гордиться, что другого такого человека как вы не существует;

-помните, что вы особенные и что в ваших руках есть силы сделать свою жизнь успешной и достичь поставленной цели!


МБОУ Спиридоновобудская ООШ

Справка-отчёт

Дата проведения: __________________

Количество учащихся на занятии: ________________

Цель: знакомство учащихся с миром профессий.

Краткие выводы/рекомендации (по необходимости): _____________________________________________________________________________

Занятие проводил/ла: _______________________________________________________

МБОУ Спиридоновобудская ООШ

Справка-отчёт

Дата проведения: __________________

Количество учащихся на занятии: ________________

Цель: научить обучающихся делать осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности или профессии, соотносить свои психофизиологические особенности с требованиями профессий.

Краткие выводы/рекомендации (по необходимости): _____________________________________________________________________________

Занятие проводил/ла: _______________________________________________________

Рассказы о труде для школьников.


Дети в роще. Автор: Константин Ушинский.

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу.

Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы ещё успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелёными кустами, под кудрявыми берёзками.

В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчёлка, — мне нужно собирать мёд.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить своё хитрое жильё.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, потому что все были заняты своим делом, и никто не хотел играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днём и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идёт кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зелёной ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превесёлую песенку.

— Эй ты, весёлый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Пашкин клад. Автор: Антон Параскевин

Было это давно, когда ещё на месте нашей деревни стоял вековой бор. Жил тогда на хуторе близ озера плотник Авдей. Великим мастером называли его в округе. Плотник он был первой руки. Вся его жизнь мерилась ремеслом. Сколько золотых сосновых брёвен отесал, выняньчил, подогнал топором да вложил в сруб. Если бы их измерить, так на много вёрст хватило бы. А великим называли его потому, что любовь свою вкладывал он в каждые тесовину, угол да в смолистый паз. Выходил дом светлый-светлый, и обходили его беды, напасти да лихие разоры.


Подошёл к ватаге, Пашку окликнул:

— Ну что, брат, гуляем?

— Гуляем, дед Авдей, — засмеялся Пашка и ещё звонче ударил по струнам. А дружки его хохочут, на мостовой сапогами дроби выбивают.

Авдей за балалайку хвать:

— Погоди, — говорит, — дело есть.

— Какое ещё дело в такой праздник? — смеётся Пашка.

Авдей его в сторону отвёл:

— Дело, — говорит — барышное. Ты, я вижу, до гульбы охотник, так к тебе лафа сама в руки лезет.

— Что за лафа? — осерьёзнел лицом Пашка.

— Тайна у меня есть великая. Мой отец, уходя на войну, на этой делянке золотой клад спрятал в сосновом дупле. С войны он не вернулся, а клад тот так и остался в живом тайнике. С тех пор много лет прошло, дупло заросло, а клад-то нетронутый. Если мы эту делянку свалим, то его обязательно найдём. Тогда бери себе половину. С такими деньгами можно гулять до старости.

— Ох и хитрый ты старик, — вздохнул Пашка. — А нет ли здесь подвоха? Всяк Федот по-своему гнёт. Ты жизнь прожил, по кладу не тужил, а теперь ко мне с тайной?

— Да забыл я эту сосну, Пашка, напрочь забыл, думал, что вон в той, но дупла там не нашёл, думал, что в этой, — и снова ошибся. Раньше-то мне клад не нужен был, когда я был молод да здоров, а теперь он мне в самый раз. Хранил я его на чёрный день. Не лазить же мне по всем соснам в мои-то годы. А ты, Пашка, если валить лес не хочешь, так я себе другого подсобника найду. Не хуже тебя. А ты иди, гуляй, сегодня у тебя пирог загостевал, а завтра будешь хлебать морковницу. Деньги не снег, да в худом кармане тают.

Пашка подумал и согласился.

— А когда начнём вырубку? — спрашивает.

— Да вот на днях и начнём, отклад не идёт на лад.

— А куда же повал пойдёт, дед Авдей, лес-то казённый?

— А из повала будем церковь рубить в Заозерье. — Авдей усмехнулся и показал рукою на высокий пригорок за плёсом.

А когда отхлынула хлебная страда, стал плотник собирать мастеров. Собрал человек двенадцать. Все мастера первостатейные, в своём деле умельцы. Авдей по лесу ходит, к каждой сосне присматривается и прислушивается, словно он не на делянке, а на смотринах невесты: каждое дерево оценивает да запоминает. Одна часть артельщиков лес валит, а другая — его на колёса укладывает да в Заозерье возит, одним словом, подсобники у него на славу.

Говорит мастер Пашке:

— Ты, парень, не торопись, брёвна вначале отесать надо, а затем я клад быстро найду, от меня в дереве ни одна гниловинка не скроется, а не то что дупло. Посему готовь, брат, безмен — золото делить.

А сам по стволам постукивает да полетные кольца на пнях считает.

Читайте также: